Там, где была она, был Рай

Эту цитату Адама из книги Марка Твена вспомнил герой нашей публикации. Она пришлась как нельзя кстати, ведь тема нашей беседы - под стать празднику прекрасной половины человечества. Женщина - мать, учитель, подруга, коллега, муза и берегиня рода. Как много образов умещается в этом хрупком сосуде любви! «Ищите женщину», - говорят французы и находят её везде. Она - повод для начала военных действий и великих свершений, муза,  вдохновляющая мужчину на подвиги и успех. О роли женщин и женских ролях рассказал актер русского драматического театра им. Н. Погодина, руководитель молодёжной театральной студии Ринат ИСМАИЛОВ. 

Там, где была она, был Рай (2)

Эту цитату Адама из книги Марка Твена вспомнил герой нашей публикации. Она пришлась как нельзя кстати, ведь тема нашей беседы - под стать празднику прекрасной половины человечества. Женщина - мать, учитель, подруга, коллега, муза и берегиня рода. Как много образов умещается в этом хрупком сосуде любви! «Ищите женщину», - говорят французы и находят её везде. Она - повод для начала военных действий и великих свершений, муза,  вдохновляющая мужчину на подвиги и успех. О роли женщин и женских ролях рассказал актер русского драматического театра им. Н. Погодина, руководитель молодёжной театральной студии Ринат ИСМАИЛОВ. 

Знакомство с первыми  женскими образами

С чего начинается жизнь любого человека? Конечно, с маминых рук, её улыбки и нежного голоса. Тогда же начинает формироваться и мужской взгляд на женский образ. И первый, и самый главный, из них - образ Мамы.

«Я помню один фрагмент, который характеризует то, что является главным в моей жизни. Меня 8-летнего положили на два месяца в больницу в другом городе. И вот я сквозь слёзы вижу уходящую вдаль, уезжающую домой маму... - вспоминает Ринат. - Позже, спустя много лет, когда я уже окончил школу, мама рассказала мне, что боялась обернуться. Боялась, что я увижу слёзы на её лице. Она шла и плакала от того, что её сынок впервые остался один, без родителей на целый месяц… Мама в душе своего ребёнка навсегда остаётся самым близким, самым родным и милым человеком».

А потом в сердце юноши находится место для первых чувств к противоположному полу. Возможно, это ещё не то, что принято называть любовью, скорее, наивная влюбленность, которая, однако, запоминается на всю жизнь!

«Первая любовь в 14 лет! Невероятно острое и сильное чувство, которое жжёт в груди, словно острый кинжал в сердце. Задыхаясь от нехватки воздуха в лёгких, ты словно живёшь одним её именем, одним её взглядом! И та девочка - придуманная твоим воображением, представляющаяся тебе ангелом - навсегда останется образом Любви», - продолжает делиться воспоминаниями мой собеседник.

Первое осознанное понимание женских образов прививают детям на уроках литературы. Но многие ли внимательно слушают то, о чём рассказывает учитель? Напротив, школьники обычно считают эти уроки самыми скучными часами учёбы. Каково же было удивление актёра, когда в армии перед сном ему вспоминались именно эти моменты: «Час за часом, урок за уроком. Я вспоминал неспешное хождение между рядами нашей учительницы литературы и русского языка в 32-ой школе, дорогой Валентины Васильевны Мищенко. И её уроки, удивительно содержательные и вызывающие глубокий интерес к самостоятельному чтению. Валентина Васильевна стала для нас классическим воплощением образа Учителя! Умная, мудрая, ироничная, уважающая ученика и уверенная в нашем успешном будущем».

Об изменчивости и вечных ценностях

Во все века женская красота покоряла мужчин: они бросали всё к ногам возлюбленной, слагали стихи и писали картины, пытаясь увековечить свою музу. Женщины вдохновляли мужчин, заряжали их своей особенной энергией любви. Так было раньше. А сейчас? Новое время диктует новые правила: женщины уже давно перестали быть слабым полом - напротив, представительницы прекрасной половины человечества хотят стоять на одной ступени с мужчинами на всех лестницах жизни. 

«Несомненно, образ женщины-музы сто лет назад и сейчас - совершенно разные понятия. Я думаю, первый остаётся притягательным для многих мужчин. Раньше женщины, в том числе благодаря литературным источникам и живописи, выглядели более сдержанными, глубокими, умными, в конце концов. Было больше некоторой «закрытости» в одежде, в общении. Как известно, то, что немного недоступно, скрыто от глаз, всегда вызывает больший интерес, чем «шумная открытость», - отвечает герой публикации.

Но есть и то, что остаётся неизменным - вечной ценностью для Рината является искренность во всём: мыслях, чувствах, поступках. А что же современная женщина? Может ли она вдохновлять? Конечно! И мой собеседник тоже черпает вдохновение в этом образе, хотя и не раскрывает имя своей музы: «Назвать не могу - очень личное. Но скажу прямо и открыто - есть! Есть уникальные женщины. Более того, они даже сами не подозревают, что мы видим в них, какой интерес они вызывают, на какие поступки нас вдохновляют, - замечает Ринат. - Любимые женщины, девушки в моей жизни - это, возможно, сильнейший мотиватор для реализации самого себя в этом мире. Даже в таких пустяках, как приготовить ужин для любимой. Не говоря уже о чём-то большем, когда твои мечты и цели двигают твою жизнь, в том числе и для того чтобы любимый человек был счастлив. И желательно рядом с тобой!».

Актёр считает, что главная черта современной женщины - это многозадачность.

Сегодняшние дамы живут в более быстром темпе, чем в прежние века. Но это не должно женщине мешать быть ухоженной и интересной, быть внимательной и любящей матерью, принимающей самое активное участие в жизни ребёнка, быть лидером на работе, иметь то, что называется хобби. «Но всё это, пожалуй, касается не только девушек, но и парней», - добавляет Ринат.

Не чужд актеру и вечный образ хранительницы очага, создающей тепло и уют. Это и есть, по мнению Рината, главная роль женщины. Вспоминается богиня Берегиня из славянской мифологии, которая олицетворяет плодородие, женские и материнские силы, оберегает свой род от всякого зла.

«Этот образ кажется мне очень цельным. Берегиня опирается в своей жизни на фундамент исторической памяти предков. Сила идёт именно оттуда. Такая женщина в настоящем действует не спонтанно, отдавшись чувствам (хотя они крепки и искренни), а осознанно и ответственно. Она точно знает, к чему приведут нынешние действия её семью и её саму через несколько лет», - считает руководитель молодёжной студии.

Чувства невозможно купить, но можно сыграть

И, конечно, интересен профессиональный взгляд актёра на сценические женские образы! Какие они? Абсолютно разные! По мнению Рината, в обычной жизни мужчине сложно воспринять образ женщины в полном   объёме. Это происходит в течение длительного времени, когда девушка раскрывается в тех или иных обстоятельствах. На сцене всё иначе - время сжато максимально ёмко.

«Образы, которые создают наши актрисы на сцене, - влюблённые и ненавидящие, растерянные и ищущие себя в огромном и растерзанном мире, - отмечает Ринат Исмаилов. - Один из самых ярких образов, который мне очень дорог - это Элеонора, которую сыграли замечательные актрисы театра Марина Черняк и Екатерина Олькова в постановке «Амилькар. Человек, который платит». Этот спектакль надо смотреть дважды: на Марину и на Екатерину отдельно. Потому что это две женщины, две судьбы. И каждая из них идёт своим путём. Благодаря этому, и я в образе Амилькара проживаю совершенно две разные судьбы в, казалось бы, одних и тех же обстоятельствах».

Удивительно, но один и тот же образ можно наполнить по-разному. Внутри каждой из актрис, играющих Элеонору, сплав из страхов, любопытства, порой даже гротеска, которые выражаются в поведении и в отношениях. Но затем они открывают Амилькару своё сердце, наполненное таким огромным океаном Любви, что он просто тонет в нём, неспособный поверить в истинные чувства. А ведь именно любовь и хотел купить главный герой, заставив разыгрывать для него ежедневный спектакль, чтобы хотя бы за деньги почувствовать себя любимым мужем и отцом. Приобрести те самые «чудодейственные тридцать шесть градусов человеческой теплоты»… Но чувства невозможно купить или взять в аренду...

Ринат вспоминает другой спектакль - «Жених поневоле», в котором зрителю открываются четыре женских образа. Самый важный для актера - образ супруги его персонажа - Людмилы: «И вновь одну роль играют две актрисы. И снова - это два разных спектакля. Мягкая, нежная, однако невероятно цельная Людмила, сыгранная актрисой Ириной Полещук. И отчаянно мечущаяся между отцом и мужем, на грани нервного срыва - актриса Марина Черняк. Прекрасны и образы, воплощённые Людмилой Шустовой и Людмилой Шалаевой. Мудрость, забота, и невероятной глубины любовь, которую сохранили эти женщины и которой они готовы делиться».

Озорная, красивая, очаровательная - так описывает Ринат Исмаилов образ Жаклин в комедии «Гарнир по-французски» в исполнении актрисы Татьяны Фомиченко. Жаклин сводит с ума всех мужчин на сцене и в зрительном зале!

«И куда же без Вильяма, нашего Шекспира! - восклицает актер. - Джульетта, леди Капулетти, Кормилица, Королева Маб - вот уж где кипят страсти: открыто, неподдельно, искренне! В один миг в течение спектакля Джульетта (Елена Вахрина, Евгения Гончаренко) из милого и шаловливого ребёнка превращается в зрелую и решительную женщину. Синьора Капулетти (Ирина Полещук) - волевая, властная и мстительная женщина. В то же время она любящая мать и заботливая жена. А кормилица Джульетты (Марина Черняк, Екатерина Олькова) - «из простых». Не обремененная предрассудками общества, она сразу же поддерживает свою подопечную, понимает чувства, переполнившие её юную душу».

Женщина живёт сердцем

Ринат признается, что работать на сцене с партнёршей очень интересно. Не всегда это легко, ведь здесь важны не только профессиональные навыки, но и личный, человеческий фактор. «Самое главное отличие - женщина работает через своё сердце, а мужчина включает голову. А уж дружба между  мужчиной  и  женщиной существует, это несомненно! Мы - разумные существа и вполне способны оценивать не только внешнюю красоту женщины, но и её глубокий внутренний мир, умение создавать гармонию во всём».

Говорят, что счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с удовольствием возвращаешься домой. Но каждый человек сам решает, нужен ли ему для счастья в до-ме кто-то ещё, кроме него самого. Кому-то комфортно пребывать в одиночестве. Тем более творческому человеку, живущему в мире своего воображения, зачастую именно оно и необходимо. Другим хватает домашнего питомца - котёнка или пёсика. А герою публикации для счастья нужна полная семья. Ринату необходимо делиться с близкими радостью, заботой, смехом и слезами.

«Женщина, как бы банально это ни звучало, - загадка. Разгадать её не под силу ни одному мыслителю и философу. Не стоит даже пытаться это делать. Надо просто наслаждаться каждым мигом присутствия в нашей жизни  этих  удивительно  красивых, трогательных, заботливых существ, имя которым - женщина», - заключает актёр.

Татьяна ДЕЛЛЬ

 

 

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры