В чём счастье завтрашнего дня?
- Подробности
- Дата публикации 05.04.2022 07:35
- Категория: Культура
В областном русском драматическом театре им. Н. Погодина состоялась премьера мелодрамы «Уступи дорогу завтрашнему дню». Она затрагивает важные для нашего общества темы: отношения между детьми и родителями, благодарность и уважение к старшим. Центральный конфликт спектакля по пьесе Вины Дельмар - то, как капитализм негативно повлиял на крепость семейных уз.
Крепки ли ваши семейные узы? Как это понять, когда все друг другу улыбаются на праздниках, говорят комплименты, а потом расходятся каждый по своим делам? Настоящие отношения показывает только критическая ситуация. Именно такая и произошла в спектакле «Уступи дорогу завтрашнему дню». Глава большого семейства Барклей Купер остался без работы. Его маленькой пенсии недостаточно, чтобы платить ипотечный взнос за большой дом, в котором когда-то жили 5 детей. Вместе с женой Люси он устраивает ужин, на котором объявляет, что им нужна помощь. Дом забирают кредиторы. Теперь любящим папе и маме, которых играют отличник культуры Анатолий Наргеленас и народная артистка Казахстана Людмила Ванюкова-Турпаян, негде жить.
Пока родители вышли из комнаты, дети обсуждают, кто возьмет на себя заботу о них. Споры доносятся даже до кухни, где мать заботливо готовит любимый детьми яблочный пай. Даже несмотря на это, она потом придет в комнату, делая вид, что ничего не случилось, со всеобъемлющей и принимающей любовью.
Купить новое жилье детям, даже всем вместе, не по силам. Во время ссоры звучат разные взгляды на происходящее: «Мы не можем допустить, чтобы их выгнали на улицу, ведь нас ославят на весь город», «Мы должны быть благодарны за то, что они вы-растили нас и дали образование»... Однако брать сразу двоих в свою семью никто не хочет, у каждого свои причины, в основном денежные. Принято решение временно разлучить родителей: поселить у детей по одному. Однако жизнь в чужих квартирах не складывается. Свекровь борется за влияние с женой сына. Ей непривычно терять роль хозяйки. В связи с этим появляются разговоры о том, чтобы разместить ее в доме престарелых. Однако сын Джордж решительно пресекает их. Родители мечтают вновь жить вместе.
Зритель погружается в ситуацию сначала со стороны родителей, которые надеются на любовь и уважение отпрысков, а затем со стороны детей, которые хотят сохранить свободу и достаток. Весь первый акт не покидает ощущение холода, презрения и неловкости от сложившихся в семье отношений. Режиссер-постановщик театра Тимур Каримжанов объяснил мотивацию героев.
«Стремление за счастьем, за вещизмом. В погоне за этим часто что-то большее теряется. Душа уходит. Сейчас это актуально, я с молодыми об этом разговаривал. Мотивация героев, бабушки очень важны. Кредиты, зарплаты маленькие, поэтому некуда девать родителей. Об этом хочется побеседовать со зрителем. Я смотрел спектакль по этой пьесе, где играет Фаина Раневская. Постановка хорошая, но я осознал, что актеры не понимают ощущения капитализма кругом, играют американцев так, как они себе их представляли. А мы уже точно понимаем, что такое капитализм», - говорит Тимур Каримжанов.
От неловкости всей ситуации, разворачивающейся на сцене, хочется съежиться. Мелодрама многослойна, каждый возьмет для себя из нее что-то свое. И однозначно, смотреть ее нужно всей семьей - в воспитательных целях.
Один из наиболее ярких диалогов спектакля состоялся в день рождения сына Джорджа. «Вам следует быть более учтивым к маме», - говорит управляющий фирмы Хеннинг после того, как тот отмахнулся от поздравлений пришедшей к нему на работу матери и нехотя представил коллегам, словно стыдясь за ее появление. Джордж отметил, что сын управляющего учтив к отцу только потому, что он наследник большого состояния. У его же матери нет денег. Хеннинг спросил: «А любили бы вы свою маму, если б у нее было больше денег?» «Не знаю, но знаю лишь одно. Если у родителей много денег, то дети их очень любят», - последовал ответ.
Эта сцена задела и самого режиссера-постановщика. По его мнению, несмотря на ее простоту, в ней заложено много смысла. «Я тогда поду-мал: «А я вообще задавался вопросом об учтивости когда-нибудь?» Мы часто становимся циниками и забываем о прописных истинах, а в этой пьесе они раскрываются в диалогах», - говорит Тимур Каримжанов.
По ходу спектакля видно, как значительно меняются взгляды людей в течение трех поколений, как сильно на них повлияли материальные ценности. «Самая младшая - внучка Рода, которая встречается с 40-летним мужчиной и говорит: «Я не тороплюсь выскакивать замуж. Я не буду надевать первую попавшуюся пару туфель». Бабушка удивлена, потому что у нее первая и последняя любовь - ее муж», - говорит Тимур Каримжанов.
Премьера мелодрамы «Уступи место завтрашнему дню», бенефис Людмилы Ванюковой-Турпаян и Международный день театра - минувшие выходные стали для театралов Петропавловска большим праздником. Поздравления, награждения, аплодисменты зрителей украсили премьерные дни.
С 135-летним юбилеем наш драмтеатр и Людмилу Николаевну с бенефисом поздравил руководитель представительства Россотрудничества в Казахстане Алексей Коропченко, вручивший благодарственное письмо от посла Российской Федерации в Республике Казахстан Алексея Бородавкина и памятные подарки.
Значимую роль погодинского театра и Людмилы Ванюковой-Турпаян в развитии культуры и искусства подчеркнул заместитель акима Северо-Казахстанской области Гани Ныгыметов. Театру был вручен сертификат на 500 тысяч тенге. Помимо этого, труд актеров и сотрудников театра был отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами.
Мелодрама получила хороший отклик зрителей. К слову, театр готовит для них в мае целую культурную программу. Сразу пять пьес будет представлено в рамках Лаборатории современной драматургии вместе с «Драма.kz». «Сейчас мы выбираем пьесы. Будем анализировать их, ставить с нашими артистами. Пригласим и самих драматургов. Очень важно для наших реалий понять казахстанскую драматургию на русском языке. Это будут театральные читки со зрителями с возможностью потом поставить пьесы на сцене», - сообщил Тимур Каримжанов. Он отметил, что благодаря таким проектам ведется постоянный поиск «современного героя и современного настоящего автора».
Ольга ФАЙЗУЛИНА
Фото - Оксана Винникова