Человеческая версия солнца

Не так давно нашла на просторах Интернета одну цитату, автор которой, к сожалению, неизвестен: «Вы когда-нибудь встречали кого-то, кто является человеческой версией солнца, и каждый раз, когда вы с ним, вам просто очень тепло?». На эти слова я наткнулась почти сразу после встречи с Дилярой ХАСАНОВОЙ, и с тех пор они ассоциируются у меня исключительно с ней. Человеком, готовым делиться лучами своего внутреннего солнца с каждым, кто войдёт в её жизнь. Как признаётся сама Диляра Габидулловна, её окружают лишь хорошие люди. В это так сложно поверить! «Разве такое возможно?» - спросила я свою собеседницу. На что получила ответ: «В жизни не бывает случайных людей. Каждый, с кем мы общаемся, может чему-то научить. Даже сейчас ты разговариваешь со мной и что-то «берёшь» для себя». И с этим не поспоришь.

 

«Просто хочется писать, и я пишу»

Её жизнь наполнена творчеством, интересной работой, встречами с незаурядными личностями, служением и любовью к искус-ству. Диляра Хасанова - человек, живущий по завету Станиславского. Она всегда любила и продолжает любить искусство в себе, а не себя в искусстве. 13 апреля нашей землячке, солистке народного ансамбля танца «Арай», талантливому учителю, художественному руководителю и организатору исполняется 75 лет.

В преддверии юбилея мы встретились у неё дома. Диляра Габидулловна дружелюбно пригласила меня в гостиную, где и проходила наша беседа. Домашняя библиотека подействовала на меня магнетически! Кстати, Д. Хасанова и сама является автором шести книг. «Я мечтала выйти на пенсию, чтобы поскорее начать писать», - с улыбкой призналась она. Диляра Габидулловна никогда не уходила с работы ровно в шесть. Домой возвращалась затемно. Работая в сфере культуры, она курировала многочисленные проекты и мероприятия, проходившие порой в позднее время. «А сколько работы было в областном акимате!» - говорит Д. Хасанова, вспоминая себя на должности главного специалиста отдела социально-культурной сферы. В общем, на книги тогда времени не было.

Отец Габидулла, ветеран Великой Отечественной войны, однажды сказал дочке, что если бы он мог писать о своей жизни, то история эта не уместилась бы на страницах лишь одной книги. В этом они с ним точно схожи, ведь жизненный путь героини публикации настолько ярок и наполнен различными событиями, что писать о нём можно бесконечно много. Конечно, книги Диляры Хасановой не являются одами ей самой, они - о людях, чьи имена навсегда останутся в её сердце и памяти. В своей жизни она встречалась «с такими личностями, не написать о которых сочла бы со своей стороны равнодушием». С такими словами она обратилась к читателям во вступлении книги «Портреты словами».

«Я заметила, что кончики пальцев начинают чесаться, когда надо писать. Такое чувство ни с чем не спутаешь», - говорит Д. Хасанова. При этом она не относит себя ни к писателям, ни к журналистам: «Просто хочется писать, и я пишу. Могу к краеведам себя отнести, возможно. Мне известны многие интересные подробности о нашем крае. Вот кто из молодёжи сегодня знает, что в Петропавловске по улице Букетова когда-то ходил поезд, а в парке располагался настоящий цирк Шапито?»

И правда, кто?

«Я сама»

Диляра Хасанова родилась 13 апреля 1947 года. По её словам, тех людей, кто родился в непростое послевоенное время, многое объединяет. Это и стремление к знаниям, и тяга ко всему новому, неизведанному, и желание окружать себя единомышленниками, но главное - надежда и вера в завтрашний день. Отец Д. Хасановой с самого детства пророчил ей яркое будущее. «Дочка, смотрю на тебя и думаю, что ты вырастешь и станешь видным человеком», - говорил он маленькой Диляре. А ещё любил повторять, насколько богатый она человек, ведь у неё есть папа, мама, сестра, брат и бабушка. Семейные уроки доброты, честности и порядочности Диляра Габидулловна вспоминает и сегодня, считая их лучшей школой жизни. Кстати, о школе. Училась Д. Хасанова очень хорошо, была прилежной и активной. В шестом классе стала председателем совета дружины школы, пела, танцевала и уже тогда проявляла блестящие организаторские способности. В 14 лет после окончания восьмого класса поступила в Петропавловское педагогическое училище, где её ждало знакомство с замечательным педагогом и наставником, директором Ильёй Павловичем Залмановым.

«Училище дало мне всё», - без преуменьшений говорит именинница. Часто она вспоминает важное правило, которому её там научили: никогда не стесняться, если чего-то не знаешь. «Нам так и говорили. Если вдруг ученик спросит о том, чего вы ещё не знаете, так и скажите: я не знаю. Но потом изучите этот вопрос досконально и расскажите». В училище Диляра Габидулловна активно занималась творчеством. Для этого были все предпосылки и возможности. Музыка, танцы, пение - будущий учитель успевала всё. И не просто пробовала, а целиком погружалась в процессы и проявляла себя на все сто процентов. Делать что-то наполовину - не в правилах Диляры Хасановой. В 1966 году она перешагнула порог средней школы № 2 им. С. М. Кирова в качестве учителя английского языка. Ей было всего 19 лет. Молодому педагогу доверили два пятых класса.

«Меня хотели в класс завести, но я сказала: я сама, - вспоминает Диляра Габидулловна. - В училище была настолько всесторонняя подготовка, что я оттуда вышла с ощущением, что у меня за спиной лет десять трудового стажа». В школе Д. Хасанова проработала 12 лет. Большую поддержку ей оказывала Анна Петровна Маланина, которую именинница считает одним из своих главных наставников.

Интересно, что именно в годы работы в школе имя Диляра с лёгкой руки руководства заменилось на Дину, а отчество стало вдруг «Григорьевна». Оказывается, полное имя Д. Хасановой было труднопроизносимым для некоторых учеников. «Папа, возможно, обижался, но при этом всё понимал. Даже когда нам домой звонили, он брал трубку и говорил: «Да-да! Григорий слушает», - вспоминает Диляра Габидулловна.

Позже она продолжила получать образование в институте иностранных языков города Иркутска. Сначала очно, но потом пришлось перейти на заочное обучение. Родители не могли оказывать дочери должную материальную поддержку, поэтому ей приходилось много работать на пяти, а иногда и на шести работах. Это было очень трудное, но вместе с тем прекрасное время, вспоминает Д. Хасанова: «Учиться-то привыкла хорошо. Никогда не могла даже списывать, мне приходилось только учить всё на совесть», - рассказывает она.

Однажды Илья Залманов встретил свою выпускницу на улице Ленина. «Не думал я, что ты будешь так праздно ходить тут», - сказал он. На что Диляра Габидулловна ответила: «Почему же праздно? Я готовлюсь к экзаменам, экстерном буду сдавать». В тот же день Илья Павлович предложил ей ещё работу! На тот момент Д. Хасанова уже преподавала в индустриально-педагогическом техникуме, ставила хореографию, танцевала в ансамбле «Арай». От предложения Залманова вести уроки английского поначалу отказалась, но потом передумала. «Если будете ставить занятия в шесть утра - приду», - сказала она. На том и договорились.

Рассвет

Когда Диляра Хасанова училась на втором курсе педучилища, она познакомилась с человеком, чьи талант и эрудиция не могли не восхитить. «Валерий Иванович Хренов сумел создать атмосферу творчества в городе, не имевшем специальных учебных заведений хореографического образования. Ансамбль перешел грань самодеятельности, работал без скидок на дилетантство», - писала Хасанова о своём балетмейстере В. И. Хренове и народном ансамбле танца «Арай», которым он руководил более 35 лет.

«Он заметил меня и сказал: «Девочка, ты бы пришла ко мне заниматься». Тогда коллектив назывался «Достық», затем стал «Волной». Но однажды Валерий Иванович, наблюдая за движениями в национальном киргизском танце, где девушка так изящно как бы описывала руками солнечный круг, сказал мне: «Наш ансамбль будет называться «Арай» - рассвет!» - вспоминала Д. Хасанова. Огромный талант Валерия Хренова, его неподдельная самобытность позволяли коллективу покорять вершины, становясь неординарным явлением танцевального искусства.

«Кто скажет, что Валерий Иванович окончил 9 классов и это его единственное образование, не считая некоторых курсов? Он истинный самородок. А сколько он читал! Книги были его страстью. Он и нас приучал к прекрасному через книги, стихи, музыку», - рассказала Диляра Хасанова, вспоминая талантливейшего балетмейстера, снискавшего огромную любовь в своём городе и за его пределами.

Диляра Габидулловна танцевала в ансамбле 20 лет. Так много времени прошло с незабываемых моментов блистания на сцене, но сегодня знаменитую солистку продолжают отличать особенная выправка, стать и плавность движений, свойственные профессиональным танцорам. Кажется, она и сейчас готова воспроизвести любое движение. «Валерий Иванович создал эпоху», - говорит Диляра Габидулловна. Очень принципиально героиня публикации относится ко всему, что связано с культурой и танцами, всегда переживает, если меняется драматургия номеров или неправильно трактуются элементы национальных костюмов. «Душа болит, когда в культуру попадают временщики, а истинные таланты не ценятся», - говорит Д. Хасанова.

В.И. Хренову и любимому ансамблю Д. Г. Хасанова посвятила книгу «И не кончается прощание», а также по крупицам собрала и издала альбом с уникальными снимками с выступлений и репетиций под названием «Мгновение».

Любить культуру как дитя своё

Жизнь именинницы всегда была и остаётся связанной с творчеством. Какую бы должность она ни занимала, нить эту не разорвать. Что касается профессиональной деятельности, то после двенадцати лет преподавания в школе Д. Хасанова перешла на работу в индустриально-педагогический техникум. Она хорошо помнит, как однажды в рамках классного часа ей предстояло рассказать тамошним мальчишкам о любви.

«В основном, конечно, там учились мальчики, да ещё и разных возрастов. Одним - 14, другим - 18… Как же правильно поговорить с ними о любви? Тогда я привела в пример итальянского поэта Франческо Петрарку, который всю свою жизнь любил одну-единственную женщину. Поначалу многие хихикали, а потом так заслушались, что не хотели уходить», - рассказала Диляра Габидулловна.

В 1978 году Д. Хасанова перешла в Дом культуры железнодорожников им. В.И. Ленина на должность художественного руководителя. Во все свои обязанности она погружалась с головой. По-другому просто не умеет. Говоря о Хасановой, хочется немного переделать стихи Пастернака и сказать: «Во всем ей хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути…». «Мне всё время приходилось осваивать «целину»», - смеётся она. С восемнадцатью производственными коллективами железной дороги новый худрук познакомилась в первую же рабочую неделю. Очень яркое и масштабное мероприятие организовала к 60-летию комсомола. Вместо 550 положенных зрителей на концерт пришли 800 человек, а через три месяца неожиданно для Диляры Хасановой её назвали лучшим художественным руководителем на Южно-Уральской железной дороге.

В 1994 году Диляра Габидулловна стала главным специалистом отдела социально-культурной сферы аппарата акима Северо-Казахстанской области. Не всем удается проявлять творческий подход в работе чиновника, но у Диляры Габидулловны и это отлично получалось. Она стремилась сохранять традиции в культуре нашего региона, при этом активно развивала сферу, задавала высокие планки, аккумулировала вокруг себя большое количество единомышленников, курировала вопросы спорта, туризма, молодёжи. Большое внимание уделяла приему граждан, качественному и оперативному решению их вопросов. Было много и бумажной работы. Неутомимая энергия, задор и многогранность натуры Диляры Габидулловны помогали ей всюду.

И сегодня Д. Хасанова продолжает быть активной. Она состоит в научно-методическом обществе при кафедре Ассамблеи народа Казахстана, является заместителем председателя общественного объединения «Турецкая культура» при АНК СКО. Хасанову там называют «казахской турчанкой», а сами турки обращаются к ней не иначе как Диляра ханум. По национальности героиня публикации казашка, но она очень прониклась и сроднилась с культурой турок. В жизненной копилке Диляры Габидулловны немало наград, но самое главное для нее - уважение и признание людей, ценящих её за профессионализм, любовь ко всему прекрасному и стремление эту любовь привить другим. И ещё за то, что даже короткая беседа с ней может заставить душу петь, взлететь до небес и там… Танцевать!

Евгения КУЗЬМЕНКО

 

О таланте

Талант в себе нельзя взрастить. Он либо есть, либо его нет. Это моё твёрдое убеждение. Да, можно стараться в каком-то деле и добиваться определённых успехов. Но другим ведь это и без стараний даётся…

 

О танце

Танец - это язык. Им можно рассказать историю… им можно рассказать всё!

 

О благодарности

Я за всё благодарна судьбе. За всех, кого встретила и встречу ещё. Принимаю, что было и что ждёт меня - тоже принимаю с благодарностью.

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.