Наурыз - праздник весеннего обновления
- Подробности
- Дата публикации 19.03.2022 09:08
- Категория: Культура
В лексике казахов бытуют слова: «көк» - зелень, трава и «көк» - небо, «көкке жету» - достигнуть неба. В высоком смысле - достичь вершины своего счастья, в бытовом значении - дожить до первой травы, до весны. «Қыстан шықтық», - говорят казахи, радуясь весне, вышли из сурового плена зимы, выжили.
Какой ценой, все ли живы, жив ли скот, - вот первый вопрос, с которым вас встречают в новом году, потому как скот - главное богатство кочевника. Каков приплод - таким и будет год! Только он встал на ноги, только вкусил первые всходы зелени, как аул поднимается с зимовья и спешит на весенние пастбища. Так начиналось летоисчисление кочевника. Сколько раз поднималась трава в его жизни, столько ему и лет.
«Мүшел» - тенгрианский календарь насчитывает несколько тысяч лет. Это первоначально календарь кочевников, перешедший и в наше время. Это философия, этика, культура! Он отражает 12-летний животный цикл и движение Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. Использовался мушель на территории Центральной и Юго-Восточной Азии. В нем 1 мушель равен 12 годам, а 5 мушелей образуют 60 лет. И эти 60 лет никогда не заканчиваются. Старый временной круг плавно переходит в новый. Время бесконечно, а с ним и мир! Календарь гармонично сплетает ритмы Природы, Космоса и жизни человека. Зло, которое кто-то причинил в своей жизни, обязательно вернется с циклическим временем. Точно также и добро! Казахи-кочевники всегда помнили об этом.
Наурыз - праздник весеннего обновления, традиции которого уходят в далекое прошлое. Он олицетворяет начало нового года, новой жизни, новых надежд. Праздник связан с очень древними верованиями. Наскальные изображения - две крупные фигуры - божества Тәңір и Іңір, которые пытаются совершить ритуал "көрісу", то есть «встреча», «свидеться». Между ними нарисованы животные, символизирующие четыре сезона года: новорожденный теленок - весна, тел - лето, здоровый и могучий бык - осень, дряхлый и умирающий безрогий бык - зима. Там же изображаются 12 человечков с разными масками и костюмами в виде животных, что соответствует 12-летнему циклу с его символами.
14 марта - «День приветствий» («Көрісу күні», «Амал мейрамы») - день солнечных лучей. Солнце по своей орбите подходило к звезде Амал (по-арабски - хамаль). Таким образом, получается, что Солнце входит в знак Овна и открывает новый зодиакальный год. Именно этот период и считался началом обновления природы. В период весеннего равноденствия небесные тела подходят друг к другу настолько близко, что складывается впечатление, что они становятся единым целым. Это явление стало основанием обряда "көрісу". В этот день люди встречаются и поздравляют друг друга с первым днем Наурыз мейрамы: «Ұлыстың ұлы күні құтты болсын!»
Праздник Наурыз имеет свои символы, с которыми связаны множество легенд и поверий казахского народа. Обычно перед праздником дети собирают первые подснежники и дарят их взрослым. Подснежник - это первый цветок, который расцветает в месяце наурыз. В народе его еще называют шешек, байшешек, наурызгуль. Символом праздника Наурыз является тюльпан - қызғалдақ. Птица счастья Көкқұс(синяя птица) прилетает в месяц наурыз, в народе ее еще называют наурызкөк. Люди ждут ее с нетерпением, увидев - приветствуют, подкармливают, никто не прогоняет и стараются не спугнуть. На территории Казахстана количество этих птиц малочисленно, она занесена в Красную Книгу флоры и фауны Казахстана. Самарқанның көк тасы (синий камень Самарканда) - еще один символ Наурыза. Это выражение тесно связано с днем Наурыза и имеет несколько значений. По преданиям, в обсерватории знаменитого астронома Улугбека (1394-1449) хранился синий камень и 22 марта луч солнца, попадая на камень, якобы размягчал его. У казахов есть традиция в день Наурыза прощать все обиды, если обиженный был не склонен прощать, то ему напоминали «в этот день и синий камень Самарканда смягчается или ты тверже камня?».
В Наурыз все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. В этот день люди ходят в гости, поздравляют друг друга, прощают обиды.Накануне праздника люди приводят свои жилища в порядок, говорят: «Если Наурыз придёт в чистый дом, аул, то принесёт счастье и радость».В народе говорят, чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Специально к празднику из семи компонентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. В эти дни важно получить благословение - бата. Это пожелание - напутствие старших. По древним сказаниям казахов, накануне Нового Дня, днем и ночью по земле ходит святой старец Қыдыр ата, который посылает людям счастье и благословение - бата. Ближе к вечеру начинается айтыс - словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать и мужчины, и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. В разгар праздника молодежь собирается у качели - алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся, играют в национальные игры.
В рамках музейно-образовательного проекта «Праздники народного календаря» традиционно с 2007 года в областном историко-краеведческом музее проводятся интерактивные мероприятия, в ходе которых дети знакомятся с традиционной культурой разных этносов.
«…Есть такая примета, если казан в день Наурыза будет полон, то в начавшемся году будет вдоволь всего. Вот казан с едой! Я поставлю его на огонь, а пока угощение будет готовиться, расскажу вам сказку...», - так начиналось первое музейное мероприятие для младших классов к празднику Наурыз. Творческая деятельность музейных работников продолжается по сегодняшний день.
В текущем году праздничное мероприятие называется «Қош келдін, Әз Наурыз!» и начинается оно с рассказа и показа традиционного приветствия - обязательно с чередованием объятий через оба плеча, надо жать руку друг другу обеими руками. При этом следует говорить слова-приветствия: «Бiр жасыңмен!», поздравляют с первым днем Наурыз мейрамы: «Ұлыстың ұлы күні құтты болсын!» «Ұлыс оң болсынІ», «Жаңа жыл құтты болсынІ».
Галия БАЛТАБАЕВА,
специалист (историк) отдела
научно-исследовательского обеспечения
(археология, этнография и общая история)
Северо-Казахстанского областного краеведческого музея