ГЕНИАЛЕН, КАК ПАГАНИНИ

В областном русском театре драмы им. Н. Погодина прошел концерт лауреата международных конкурсов, известного скрипача и гостя из Испании Ержана Кулибаева.  В концерте также принимали участие оркестры городов Астаны и Кокшетау, а также эстрадно-симфонический оркестр Северо-Казахстанской филармонии.

Нас встретила безмолвная сцена, которая вот-вот должна ожить и подарить зрителю шедевры классической музыки… Громкими аплодисментами встретили главного гостя вечера - молодого и талантливого скрипача из Испании Ержана Кулибаева. Для тех, кто следит за успехами наших музыкантов на зарубежной сцене, Ержан - объект для гордости. Он является обладателем пяти первых премий международных конкурсов - в Екатеринбурге (2003), Лиссабоне (2006), Новосибирске (2007), Берлине (первая премия и специальная премия за лучшее исполнение произведения Р. Шумана), Буэнос-Айресе  (в 2012,  первая премия и премия за лучшее исполнение аргентинского танго). В 2011 году он также был удостоен звания лауреата на 14-ом Международном конкурсе скрипачей имени Генри Венявского в Познани, где получил специальный приз: скрипку итальянского мастера Джованни Баттиста Гваданини. География концертов Ержана Кулибаева широка: Аргентина, Германия, Греция, Италия, Кувейт, Мексика, Польша, Португалия, Россия, США, Украина, Франция, Швейцария, Япония и, конечно, Казахстан. Он сотрудничал с такими выдающимися мэтрами и музыкантами, как  Владимир Ашкенази, Вадим  Репин и Максим Венгеров. Принимал участие в мастер-классах Коли Блахера, Хесуса Лопеса-Кобоса, Виталия Маргулиса, Жан-Жака Канторова, Виктора Пикайзена.

Выступал на сцене театра скрипач не один, а с эстрадно-симфоническим оркестром Северо-Казахстанской филармонии и симфоническими оркестрами из  Астаны и  Кокшетау. Дирижировали оркестрами руководитель  филармонии Сергей Имашбаев и Заслуженный деятель РК, музыкальный руководитель театра «Астана Опера» Абзал Мухитдинов. «Ержана Кулибаева я знаю с детства , он у меня выступал в 11 лет, когда еще учился в  школе в Алматы, поэтому я очень внимательно наблюдаю  за его ростом. Он достиг больших  высот. Недавно Ержан завоевал Гран-при в Бразилии  и  Аргентине, исполнив композицию танго. Также в его репертуаре есть произведения самых известных композиторов,  например,  Паганини. Не каждый музыкант может включить в свой репертуар произведения данного композитора. Если в репертуаре уже есть Паганини, то скрипача можно считать музыкантом высокого уровня, а Ержан именно такой», - отметил музыкальный руководитель театра «Астана Опера» Абзал Мухитдинов.

Концерт «Шедевры мировой классики» открылся произведением французского композитора Эдуарда Лало «Испанская симфония для скрипки с оркестром». Произведение состоит из пяти частей, которые отличаются друг от друга своей взволнованностью, мужественностью, таинственностью и поэтичностью. 

Игра поразила всех сидящих в зале. Ержан настолько виртуозно владеет скрипкой, что многие зрители отметили: будто музыкант разговаривает с инструментом.  В музыке чувствовалась страсть, бесстрашие, но и в то же время переживание, игривость, свобода, смелость, душевность.

Далее прозвучали произведения «Хаванез» Камиля Сен-Санса, «Полька» Иогана Штрауса, «Интермецио» Пьетро Масканьи,  «Кармен» и «Цыганские напевы»  Пабло де Сарасате.

Свое произведение испанский композитор Пабло де Сарасате, как предполагают музыковеды, задумал в ходе своего визита в Будапешт весной 1877 года. А само сочинение было опубликовано в оригинале для скрипки и фортепиано в начале 1878 года в лейпцигском издательском доме «B. Senff». Оркестровая же версия появилась только через три года. Произведение основано на венгерских мелодиях и мотивах цыганской музыки. Состоит композиция из четырёх частей, исполняемых без перерыва. Это наиболее известное произведение Сарасате, которое было популярно не только в его эпоху среди скрипачей, но и в наше время. И вот на петропавловской сцене композиция вновь ожила. Знаменитые "Цыганские напевы" можно было узнать сразу же с первых нот. Игра на скрипке музыкантом не прерывалась, и только после резкой паузы, означавшей конец произведения, зал разразился шквалом аплодисментов.

После концерта нам удалось пообщаться с нашим земляком, ныне живущим в Испании. Любовь к музыке у Ержана появилась с детства. Обе сестры обучались игре на фортепиано, а сам Ержан, как сейчас вспоминает музыкант, увидел концерт с исполнением скрипки по телевизору. «Показывали выступление симфонического оркестра, и мне это понравилось. Потом получилось так, что попал в музыкальную школу на отделение «скрипка», - рассказывает скрипач.

Свою музыкальную подготовку он начал в возрасте 6 лет в  республиканской специальной музыкальной школе для одаренных детей им. К. Байсеитовой в г. Алматы. После продолжил обучение в Центральной специальной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. Чайковского. 

В этом году скрипач закончил десятилетнее обучение в Высшей Мадридской школе музыки Королевы Софии.

Повышать профессионализм Ержану помогал российский и немецкий скрипач Захар Брон. Музыкант признается, в своем счастье, что ему довелось учиться у такого известного педагога. «Это много для  меня значит, и я горжусь, что учился у него. Брон считается лучшим в мире скрипачом и преподавателем в музыкальной сфере», - говорит Ержан.

Во время обучения в Высшей Мадридской школе каждый год  по завершении курса  лучшему студенту кафедры музыки вручался из рук королевы Испании Софии диплом на право выступать при дворе. Казахстанский скрипач удостоился этой чести трижды.

Как признался музыкант, в свой репертуар он старается включать самые главные шедевры, исполняемые на скрипке  как с симфоническим оркестром, так и камерные  произведения, сонаты. А из всех направлений больше всего отдает предпочтение композициям романтической эпохи и времени барокко.

Как считает Ержан, для музыканта главное - это оптимизм, упорство, трудолюбие.  «Я пытаюсь быть оптимистом, насколько это возможно, и начинаю свой день с улыбки. Надеюсь, что мне это поможет, особенно в этом турне по 5 городам Казахстана. Мне очень важно отношение казахстанской публики к моему творчеству», - отмечает скрипач.

С планами на будущее поделился и музыкальный руководитель театра «Астана Опера» Абзал Мухитдинов, с которым Ержан Кулибаев работает уже не первый год. «27 октября  мы собираемся в международный тур, то есть у нас пройдут концерты  в Нью-Йорке, затем в Торонто, потом в Париже. После  этого мы едем в Роттердам. Позже  мы собираемся записывать компакт-диск в Астане. Приедет звукорежиссер компании «Brilliant Classics», - поделился Абзал Мухитдинов.

Также свои искренние пожелания Ержан Кулибаев выразил всем музыкантами поздравил их с Международным днем музыки (1 октября). «Я желаю большого  вдохновения, хорошей  и внимательной публики и, конечно же, уважения к классической музыке».

Дарья ПЕШКОВА

 

АНАТОЛИЙ НАРГЕЛЕНАС: "ПОКА Я ЖИВУ - Я БЕССМЕРТНЫЙ, А ЕСЛИ Я БЕССМЕРТНЫЙ - Я ВЕЧНО МОЛОДОЙ"

«Мне было 5 лет. Мама впервые привела меня в театр на Новогоднюю сказку. В фойе вдоль стен стояли макеты декораций идущих спектаклей, а на стенах висели портреты работников театра. Ну об этом я узнал от мамы. Мы нашли свое место в зале и стали ждать начало спектакля. Свет стал медленно гаснуть, зал погрузился в полную темноту. Я слышал шорох открывающегося занавеса… Именно тогда я и полюбил театр. Как завороженный, смотрел на мир, который живет на сцене. Особый мир…», - делится своими воспоминаниями герой сегодняшней публикации, актер областного русского театра драмы им. Н. Погодина Анатолий Наргеленас, отметивший в этом году 60-летний юбилей.

Мне, как поклоннику театрального искусства, в частности творчества погодинцев, всегда очень интересно наблюдать за Анатолием Владимировичем на сцене. Он легко перевоплощается в разные образы. Не заметить его на сцене невозможно: высокий, статный мужчина с громким голосом и отличной дикцией. Но больше всего привлекает меня в актере Наргеленасе - это его доброта, исходящая изнутри.

«Я люблю театр!»

Родился Анатолий Наргеленас в Петропавловске в 1954 году. С детства рос любознательным мальчишкой. Рано научился читать - в возрасте 4-5 лет. В эти же годы мама впервые познакомила маленького Толю с театром, даже не предполагая, что мир Мельпомены станет для сына очень родным и таким манящим.

«В школе я страдал театром, - рассказывает наш герой. - В 12 лет даже сам пытался ставить спектакль. Со своими одноклассниками на лестничной площадке подъезда показали родителям мини-спектакль «Хитроумный горшечник». Им понравилось, а я тогда понял, что театр будет со мной, несмотря ни на что».

И Анатолий Владимирович не ошибся. Уже 39 лет он работает в сфере культуры, 15 из которых служит русскому драматическому театру им. Н. Погодина.

«Анатолий Наргеленас - крепкий актер, надежный партнер, никогда ни с кем не вступавший в конфликт. Человек «отдельный», вне групп и пристрастий, объективно, без лишних нервов оценивающий спектакли и свое место в них. Он настоящий подвижник. Ведь пришел в наш театр в довольно зрелом возрасте, до этого работал культработником. Каждый день он впитывал атмосферу театра, учился у актеров старшего поколения. Он по-настоящему любит театр. Если же говорить о его человеческих качествах, то многие коллеги отмечают его неизменную доброжелательность и еще одну удивительную черту - уникальное внимание к людям», - отмечает заведующая литературной частью театра Людмила Лошакова.

«Годунова бы сыграть!»

- Анатолий Владимирович, какое у вас актерское амплуа?

- Мне больше нравятся мелодрамы, потому что они заставляют задуматься о серьезном над смешным. Я не считаю себя универсальным актером, тем не менее задействован и в комедиях, и в драмах. Мне часто задают вопрос, какие роли мне нравятся: отрицательные или положительные. А мне все роли по душе, ведь плохих ролей не бывает. Каждая из них индивидуальна, особенна. В каждом персонаже, даже самом отрицательном, можно найти что-то положительное.

- Ваш любимый спектакль, в котором вы играли? Какая роль вам наиболее удалась?

- Мои любимые сыгранные персонажи - это Генрих Плантагенет из спектакля «Лев зимой» и Сосед из постановки «Не очень простая история».

- Роль-мечта?

- Очень хотелось бы сыграть Бориса Годунова. Дело в том, что я люблю историю - один из самых моих любимых предметов еще со школы. Поэтому, изучая историю разных периодов, я подробно ознакомился и с личностью Годунова. Он был новатором, умнейшим человеком, талантливым политиком, государственным мужем. Его трагедийный образ меня очень привлекает. 

- Анатолий Владимирович, были ли у вас трудности в актерской работе, сомнения в себе, желание сменить профессию?

- Были. Когда в течение долгого времени не выходишь на сцену, то теряются профессиональные навыки, нужно все начинать практически с чистого листа. Я пришел в наш театр после длительного перерыва непосредственно актерской деятельности. Ведь я долгое время работал режиссером, худруком, организатором. Честно признаюсь, что поначалу я не мог без труда войти в тот образ, который мне давали режиссеры. Я несколько подрастерял актерские навыки. Мне пришлось заново всему переучиваться. Пришел в театр Погодина уже зрелым мужчиной, но чувствовал себя мальчишкой с улицы: без образования, опыта. Потребовалось некоторое время, чтобы адаптироваться, войти в театральный мир. Но у меня получилось. Огромная благодарность за это людям, которые мне помогали, подсказывали, проявили участие и внимание. Это дорогого стоит, когда чувствуешь поддержку своего партнера по игре.

- Какая внутренняя работа стоит над созданием актерского образа? Как вы работаете над характером своего героя?

- Многое в этом деле зависит от режиссера. Опытный режиссер всегда смотрит на актера, которому должен дать ту или иную роль, и понимает, справится ли он - или нет. Ведь режиссер - это психолог, он должен четко понимать психофизику актеров. Если все моменты учтены, то и актер без труда справится с ролью. Работа режиссера сродни делу портного. Представим, что роль - это пиджак. Если она подходит хорошо, близка тебе, как идеально скроенный пиджак, то все получится. И образ персонажа будет раскрыт очень глубоко. А вот если пиджак жмет или великоват, тогда и чувствуешь себя в нем дискомфортно. Так и с ролью, которая не совсем по душе. В каждый свой персонаж я вживаюсь, чтобы тонко понять его мировоззрение, душу. Но вживаюсь только на время. Нельзя переносить образ каждого сыгранного тобой героя в свою жизнь. Так можно и с ума сойти от раздвоения личности (смеется).

- Много ли значит для вас работа с режиссером?

- Это ключевая позиция любого актера. Режиссер и актер должны быть единомышленниками. Режиссер - король сцены, и любое его требование актер должен выполнять беспрекословно. Актер, находясь на сцене, не видит себя со стороны. Вся ответственность лежит на режиссере.

Поделиться частичкой себя

- Я знаю, что вы передаете свое мастерство, обучая молодежь актерскому мастерству и сценической речи. Расскажите об этом.

- Да, действительно. В этом году в колледже искусств у меня четвертый набор студентов. Набирают ребят на конкурсной основе. Примечательно, что все мои ребята (было 3 выпуска студентов) окончили колледж с красным дипломом. Я не ставлю студентам «тройки». Если девушка или юноша не справляются на 4 и 5, то я советую сменить профессию. Ведь никто не хочет лечиться у посредственного врача или отдать своего ребенка на воспитание и обучение преподавателю-троечнику. Так и зритель не должен смотреть на посредственного актера. Отрадно, что почти все мои воспитанники учатся в театральных вузах. Мой ученик, Азамат Абельдинов, сейчас уже сам преподает в г. Алматы и снимает фильм. На нашей сцене Азамат поставил спектакль «Эмигрант», в котором я играл. Немаловажно, что все мои выпускники обеспечены рабочими местами.

- Анатолий Владимирович, какие качества вы цените в людях, а какие не приемлете?

- Я ценю в людях доброту и верность. Могу простить злобу, жестокость, но никогда не прощаю предательства.

- В чем источник вдохновения для вас?

- В жизни. Просто я люблю людей, которые идут навстречу и улыбаются. Встретишь такого человека и невольно сам улыбнешься. Сразу хочется сделать что-то доброе и хорошее.

- Важна ли для вас реакция зрителя?

- Очень важна. Ведь отдача, идущая от зрительного зала на актера, колоссальна. Актер отдает свою энергию, но взамен получает во сто крат больше от зрителя. И если это будет положительная аура, тем легче работать. Мы подпитываемся энергетически от зрителя: от эмоций, взглядов, направленных на нас. Когда чувствуешь доброжелательность зрительного зала, приходит кураж.

- Верите ли вы в судьбу?

- Я верю в Бога. Считаю, что каждый человек сам пишет сценарий своей жизни и вправе изменить его, если этого захочет.

- Каждый человек в какой-то период своей жизни задумывается, для чего он пришел в этот мир. В чем видите смысл своей жизни?

- В своей любимой семье и профессии. У меня прекрасная супруга Ирина, которая работает художником-гримером, две замечательные дочери - Александра и Мила. Саша работает в нашем театре актрисой, а Мила - хороший парикмахер и стилист. Я счастливый дед - у меня подрастает прелестный внук Миша, который, я в этом просто уверен, будет очень талантливым. Он в свои 4 года любит танцевать и очень интересно рифмует слова. К моим 60 годам у меня есть ученики, последователи. Но я чувствую, что еще не все сделал в этом мире. Хочется еще чем-то поделиться. Стараюсь изо всех сил сделать что-то, чтобы быть полезным. Есть такая потребность. Чтобы потом самому себе сказать, что я, кажется, сделал уже все…, а может - еще и нет…

Беседовала Татьяна КРАВЧЕНКО

 

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.