В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Театр кукол - особый мир волшебства и загадок, возвращающий нас в далекое детство. Это сказка наяву, в которой оживают забавные зверюшки, герои книг и мультфильмов, показывающие смешные и занимательные истории. Но как же устроен этот мир, что за куклы и люди прячутся за ширмой? На эти и другие не менее интересные вопросы мы искали ответы в областном театре кукол, куда отправились накануне Международного дня кукольника.

Театр приглашает всех!

Недавно наш североказахстанский театр кукол отпраздновал свое 25-летие. А первый театральный сезон в девяностые годы был открыт спектаклем по мотивам сказки А. Милна «Винни-Пух и все, все, все». С тех пор было показано множество самых разнообразных постановок - более 50, которые посмотрело больше миллиона зрителей! Одни из них еще остались, а другие исчезли с театральных подмостков. В настоящий момент в репертуаре около 34 спектаклей. Каждый год появляется и несколько новых - без этого никуда. Но творческому коллективу театра, в котором собраны настоящие мастера своего дела (почти у каждого за плечами большой стаж), делать это нетрудно, а интересно.

«Удивительно, но огромной популярностью на протяжении многих лет у детишек пользуется спектакль «Машенька и медведь». Казалось бы, очень простой сюжет, несложное исполнение. Но этим, наверное, он и берет. Да и в целом, самыми ходовыми являются постановки по сказкам, знакомым с детства: «Репка», «Золушка», «Снежная королева» и другие», - отмечает актер театра Сапар Мапенов.

Да и вообще вся деятельность театра кукол строится вокруг детства. Ведь любой человек, вне зависимости от возраста, окунувшись в этот сказочный мир, вновь попадает в эту счастливую пору. И угадайте, кто внимательней всего смотрит за ходом спектакля? Конечно, взрослые. Да и сам мир детства глядит на нас глазами кукольных героев. Он манит, чарует своей безмятежностью! Люди, увидевшие спектакль однажды, приходят сюда снова и снова, ведя за ручку уже подрастающее поколение. И свидетельств тому - великое множество, спросите у актеров!

Но театр кукол - это не только развлечение, это искусство и воспитание. Причем, нравственно-духовной стороне уделяется большое значение. В игровой манере, ненавязчиво малыши знакомятся со сказочным миром, в котором существует добро и зло, правда и ложь, дружба и предательство. Научившись различать эти понятия, ребята делают верный выбор и в реальной жизни. Ярким примером может служить спектакль «Волшебная конфета». В этой истории о человеческих взаимоотношениях подробно раскрывается тема трусости, которая приводит к самым настоящим неприятностям. Но, пройдя через все испытания, помогая другим, главный герой изменяется в лучшую сторону. Другие сказки тоже несут в себе определенную мораль: уважать старших, ценить дружбу, бороться с собственными пороками. Иначе говоря, они учат детей думать.

«В конце спектакля «Сказка мудрого Аяза» мы с ребятами вместе повторяем: «Раз! Два! Три! Четыре! Дружба всех сильнее в мире!», и им это нравится. Дети понимают, что дружба - это прекрасно», - говорит руководитель актерской труппы Наталья Гузеева.

Кстати, на подмостках областного театра кукол можно увидеть постановки, отличающиеся не только содержанием, но и формой. В одних спектаклях задействованы только куклы, в других - куклы и актеры, а есть еще игра живым планом: на сцене только артист. Словом, актеры-кукольники - настоящие универсалы.

«Наш театр - первый шаг на пути к драматическому искусству. Полюбив «маленький» театр, позже дети стремятся открыть для себя и «большой», драматический. Приходите к нам, и вы сами это поймете!» - резюмирует С. Мапенов.

«То ли люди, то ли куклы…»

Ну а теперь отправимся к мастерам, в чьих руках зарождается жизнь кукол. Труд этот кропотливый, сложный, интересный. Но начинается он не сразу, а после того, как художник-постановщик нарисовал эскизы будущих героев, одобренные на художественном совете. И засучив рукава спецы бутафорского цеха берутся за работу: шить, клеить, собирать все воедино. Случайному человеку их разговоры между собой могут показаться странными и смешными.

«Вы не видели мое ухо? Глаза - у вас на столе? А руки и ноги, куда убрали? Вот так мы друг друга и спрашиваем каждый день. Кукла-то собирается по частям», - с улыбкой рассказывает заведующая бутафорским цехом Светлана Шкапенко.

Делают мастера самые разные виды кукол: перчаточные, планшеточные, тростевые и многие-многие другие, уделяя пристальное внимание любой детали.

Новый спектакль - новая кукла - так здесь принято, и к каждой нужен особый подход. Но своих секретов мастера не раскрывают, отмечая лишь, что труднее всего изготавливать голову персонажа. Ведь к ней приковано основное внимание, через нее идет общение со зрителями. Также стоит сказать, что перед работой над тем или иным персонажем в цехе внимательно знакомятся со сценарием спектакля: так глубже и лучше можно понять объект своего труда.

«Мы любим своих кукол. Иногда, конечно, устаешь, особенно когда герой очень долго «рождается». Но нам приятно видеть, как кукла, созданная нашими руками, работает на сцене и доносит до ребят разумное, светлое, вечное. Все персонажи очень дороги нам. Это же не конвейер - сделал и забыл. В них душу вкладываешь», - делится мыслями заведующая цехом. Полностью согласна со Светланой и художник-бутафор Камшат Сартай, которая не так давно пришла в театр кукол, но уже прониклась духом своей творческой профессии.

Кстати, старые куклы хранятся в специально отведенных местах, а некоторые из списанных, изменив свой облик, могут даже начать новую жизнь в новом спектакле.

Было бы неверным утверждать, что кукла приобретает окончательный облик в руках бутафора. Есть еще художник, который придает заготовке нужные цвета, механик, оживляющий куклу различными приспособлениями, модельер - создатель изящных штанишек и платьиц. А прическу тоже надо уложить! И это уже дело гримера-пастижера Сании Брылевой.

«Куклы - самые чуткие и понимающие артисты: никогда не пожалуются, если с прической или бородой что-то не так. Они стерпят все», - иронично замечает Сания Ханифовна.

И, действительно, смотришь на готовых кукол и ловишь себя на мысли: до чего же они похожи на людей.

За ширмой - свои нюансы

Понятное дело, кукла сама по себе ходить не будет - нужен верный друг и помощник - актер-кукольник. Он дарит ей душу, раскрывая образ и закладывая определенный характер. Здесь необходимо быть мастером. Плюс ко всему, работать приходится с детьми, а они, как известно, - зритель особый.

«Мы должны держать специальный темпо-ритм, чтобы не упустить внимание детей. Ведь если это произойдет, можно спокойно уходить со сцены. Малышей не обманешь плохой игрой - они тонко чувствуют любую фальшь. Если неинтересно - их не удержишь», - подчеркивает актер Андрей Зайцев.

Отдельный разговор - это взаимоотношения с вверенной тебе куклой, которая становится для актера не костюмом, не маской, а частью души. Каждый кукловод бережно относится к своему персонажу: следит за внешним видом, текущим состоянием - вдруг что-то неожиданно сломалось. Чтобы разобраться во внутреннем мире героя и наделить его нужным характером, актеры театра кукол внимательно изучают сценарий, обращая внимание на каждую мелочь. А иначе - нельзя, может выйти совсем не то, что задумывалось. Игра оттачивается и на постоянных репетициях. Кроме этого, актеру нужно «подогнать» куклу под себя - удостовериться, насколько удобно ею управлять, нет ли каких недочетов. Конечно, сразу все это выявить невозможно, нужно пройти проверку сценой, но без первоначального «подгона» - никуда.

«Куклы обладают своим неповторимым шармом. Только представьте, как они точно копируют движения, а если у них еще и подвижное лицо, то можно просто увидеть перед собой образ настоящего человека, который грустит или радуется. Куклы проживают на сцене полноценную жизнь, и мы вместе с ними», - говорит А. Зайцев.

Помимо «оживления» персонажа, актеру театра кукол необходимо знать и техническую сторону своего ремесла. Только подумайте, насколько это сложно управлять марионеткой, количество нитей на которой колеблется от десяти до сотни?! Или взять, к примеру, перчаточную куклу, казалось бы, что может быть проще? Но и она требует определенного подхода и знания «распальцовки».

А еще работа с куклами - это тяжелый физический труд, который зритель не замечает. Нужно действительно быть выносливым человеком, чтобы провести больше часа в полусогнутом состоянии, удерживая на вытянутой руке куклу, которая тоже имеет свой вес. Так и «зарабатываются» профессиональные травмы. К слову, в советское время актеры театра кукол приравнивались к артистам цирка и балета, уходя на пенсию, в сорок пять лет.

Но, несмотря на все нюансы своей профессии, Андрей не унывает, потому что искренне любит свое дело и детишек, которым он дарит целое море самого хорошего настроения. Эти же слова можно отнести и к остальным сотрудникам театра, которые вот уже 25 лет возвращают нам сказочное детство. И эти праздничные строки вам, дорогие кукольники! С праздником!

Дарите дальше сказки миру,

И помогайте всем мечтать.

Вы - наши добрые кумиры,

Даете шанс нам лучше стать!

Павел РОЩУПКИН

 

 

О, ЭТИ ЗВЕЗДЫ, МАНЯЩИЕ НАС!

Как быстро летит время! Уже на протяжении 20 лет актриса областного русского драматического театра им. Н. Погодина Ирина Пашкина радует зрителей своим многогранным талантом. За эти годы на сцене было прожито немало самых разных жизней, но неизменными остались жгучий темперамент и подлинность чувств актрисы. А новой великолепной игрой Ирины Пашкиной можно было насладиться совсем недавно - на премьере ее бенефисного спектакля «Мона» (по пьесе М. Себастиана «Безымянная звезда»). Лирическую комедию с легким налетом грусти - удивительно прекрасную и светлую - североказахстанцы наверняка запомнят надолго.

В начале постановки возникает ощущение, будто заглядываешь в замочную скважину - открыть дверь настежь и столкнуться лицом к лицу с сонным провинциальным городом как-то не особо хочется. Уж очень он неприветлив, неласков, того и гляди, сам посмотрит на тебя! Но тогда беги - иначе затянет. И останется у тебя одна радость, как и у его жителей, - с замиранием сердца и скрытой завистью смотреть вослед уходящему экспрессу «Бухарест-Синая», в вагонах которого мелькает другая - яркая, красочная жизнь. Жизнь не та, что в городке, в котором принято подглядывать из-за шторок за соседями, где книги считаются главным пороком, где гимназистки с малых лет затвердили назубок: «Запрещается ученицам младших и особенно старших классов появляться на вокзале в дневное или вечернее время, но особенно в часы, когда приходит дизель…», а время просто перестало бежать…

«Но живут же люди?» - спросите вы. Да, живут, но как! Это же просто гоголевская галерея «мертвых душ»! Большое спасибо нашим актерам - мастерски раскрыли своих персонажей. Начальник станции Испас (Алексей Никулин) - тот еще бюрократ и пройдоха, который никогда ни в чем себя не обделит! Хозяин универсального магазина господин Паску (Ренат Ходжаев) - ничем не лучше - любит перемыть косточки ближнему своему и посчитать чужие денежки. Ну и отдельный разговор - мадмуазель Куку (Марина Черняк) - настоящий тиран в юбке и роговых очках - лишь на мгновенье вспоминающая о том, что она еще молода. На другой чаше весов более симпатичные персонажи - учитель музыки господин Удря (Виталий Алфимов) и учитель астрономии - Марин Мирою (Роман Лахтин). Но вот только мечтательны они сверх меры! Удря полностью поглощен своей симфонией, а Мирою - книгами. Впрочем, эти герои вызывают умиление. Они еще не утратили способность сопереживать и видеть Прекрасное. А Мирою еще и единственный, кто замечает часы, остановившиеся на станции. И именно ему уготовано обрести свое счастье.

А дальше происходит настоящее чудо. Дизель, который никогда не останавливается, вдруг делает остановку, и на перроне станции появляется таинственная незнакомка-безбилетница с игровыми фишками в карманах (Ирина Пашкина), в один миг переворачивающая сонную жизнь захолустного городка. И тут, что называется, началось! Настоящая «война миров»: лбами сталкиваются ценности провинции и столицы. Словами это не передать: нужно просто прийти и посмотреть на эту незабываемую атмосферу и эмоциональную актерскую игру. Но «сражение» и попытку незнакомки наложить на себя руки (поезд-то ушел) останавливает Марин Мирою, предлагающий ей кров и билет на следующий поезд. Герои отправляются в убогонькую квартирку учителя, еще не зная, что встреча изменит их жизнь.

После ряда забавных сцен с холодной водой, лейкой, мышонком, а также мадмуазель Куку наступает пора откровений. Мирою признается, что открыл новую, пока еще безымянную звезду, а незнакомка, наконец, называет свое имя - Мона. «Мона! Какое красивое имя! Словно название звезды. Но ведь это и есть название звезды - Алгол и... Мона», - осененный внезапной догадкой восклицает астроном. И персонажи счастливы этой ночью…

Утром мы видим героев обновленными - из светской львицы Мона превращается в обаятельную, добродушную барышню, а Мирою - уже не тот застенчивый юноша: он достаточно смел для того, чтобы предложить своей возлюбленной руку и сердце. Свет далеких звезд изменил не только их: теперь весь город вышел из своего хронического сна и жаждет продолжения банкета, а точнее - что же будет дальше с этой романтической историей. И, казалось бы, типичный «хэппи энд»… Но не тут-то было! Внезапно с новой стороны открываются слова Марина о том, что ни одна звезда никогда не отклоняется от своего пути. Иначе говоря, судьбу обмануть нельзя. Поэтому циничный и расчетливый любовник Григ (Евгений Патешкин), приведя Моне тысячу и один довод, по которому она не может быть счастлива с учителем, возвращает ее на свою орбиту. Не выдержав давления, испугавшись перспективы стать новой мадмуазель Куку, Безымянная Звезда вновь уходит сверкать в мире кутежа и веселья. А что же Мирою? Побежит за ней? К сожалению, нет. Его гнев - последнее, что увидит зритель, остальное - «дорисует» фантазия. Но думается, никто больше не свернет со своей орбиты. Мона, конечно, останется для всех ярким воспоминанием, но не более. Просто нет среди героев сильных духом, не суждено им вырваться из ада повседневности. Даже город, который, как известно, «страшная сила», и тот пошумит да утихнет, передавая, возможно, из поколения в поколение историю о безбилетной пассажирке. Но тоски и безысходности нет, потому что звезды-то никуда не исчезнут. Они по-прежнему будут дарить свет каждому, кто способен их разглядеть, и очищать копоть, что въелась в душу. А может быть, все и не совсем так... Словом, хотите увидеть в «Моне» что-то свое - приходите на бенефис Ирины Пашкиной. Скучно не будет никому!

Павел РОЩУПКИН

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.

  • Уважаемые североказахстанцы! Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с замечательным весенним праздником - Международным женским днем! Символично, что вместе с началом весны мы встречаем этот прекрасный праздник. Именно женщина несет в себе доброту, любовь, нежность и красоту, дарит миру новую жизнь. Выступая на форуме президентского молодежного кадрового резерва, Глава государства призвал увеличить число женщин на госслужбе. Касым-Жомарт Токаев отметил, что они более внимательны к работе и ответственнее подходят к выполнению своих обязанностей. «Женщина одной рукой качает колыбель, второй - мир», - говорили наши предки. Сегодня женщина по-прежнему умело совмещает миссии матери, супруги, дочери и сестры. Вместе с тем у вас появилось много иных социальных ролей. В 21 веке вы проявляете себя как профессиональные сотрудники, успешные бизнесвумен, филантропы, общественные деятели. При этом всегда оставаясь обаятельными и привлекательными, олицетворением всего прекрасного. Ваш ежедневный труд, активная жизненная позиция и неравнодушное отношение к делу являются важной частью достижений Северо-Казахстанской области. Дорогие женщины! Уверен, что благодаря вашей энергии, мудрости и любви мы достигнем самых высоких свершений. Искренне поздравляю вас с этим прекрасным праздником! Желаю, чтобы ваши глаза всегда сияли от радости и счастья, на работе и в жизни вас ждали только удача, а дома - любовь и внимание близких. Гауез НУРМУХАМБЕТОВ, аким Северо-Казахстанской области     Уважаемые горожане! Дорогие представительницы прекрасного пола! Хочу вас поздравить с Международным женским днем! Сегодня - ваш праздник, который напоминает о вашей силе, красоте и важности в нашей жизни. 8 Марта - это не просто дата в календаре, это праздник, который напоминает о вашем неоценимом вкладе в нашу жизнь и общество. Вы не только хранительницы домашнего очага, но и мудрые советчицы, талантливые профессионалы, преданные друзья и заботливые матери. Вы многогранны и удивительны в своем многообразии ролей, и каждая из вас придает миру особую красоту и гармонию. Вы активно участвуете в трудовой деятельности, занимаетесь общественной деятельностью, участвуете в политике и вносите свой вклад в развитие нашего города. С праздником весны, дорогие женщины! Пусть этот день будет наполнен вниманием и заботой к вам, пусть ваши сердца радуются теплу дружбы и любви, а ваши мечты осуществляются с легкостью. Пусть каждый ваш шаг будет направлен к новым свершениям, а каждое утро приносит вам радость и удовлетворение от ваших достижений. Спасибо вам за вашу непревзойденную силу и красоту, которые делают этот мир лучше каждый день! Серик МУХАМЕДИЕВ, аким города Петропавловска

  • У каждой женщины должна быть мечта, ведь именно мечты ведут нас по жизни, помогают просыпаться по утрам и заряжают энергией нового дня. Детские мечты, как правило, светлые, тёплые, может быть, чуть-чуть недосягаемые, порой приземленные, но всегда искренние. Когда маленькая девочка перерождается в девушку и начинает искать свой путь, меняются и её желания. Хочется состояться в этой жизни, обрести свой дом, построить семью, карьеру… Героиня нашей праздничной публикации Сагынгуль РГИБАЕВА уверена: любую мечту можно воплотить в реальность, главное - приложить к этому усилия!