АНАТОЛИЙ НАРГЕЛЕНАС: "ПОКА Я ЖИВУ - Я БЕССМЕРТНЫЙ, А ЕСЛИ Я БЕССМЕРТНЫЙ - Я ВЕЧНО МОЛОДОЙ"
- Подробности
- Дата публикации 25.09.2014 10:52
- Категория: Культура
«Мне было 5 лет. Мама впервые привела меня в театр на Новогоднюю сказку. В фойе вдоль стен стояли макеты декораций идущих спектаклей, а на стенах висели портреты работников театра. Ну об этом я узнал от мамы. Мы нашли свое место в зале и стали ждать начало спектакля. Свет стал медленно гаснуть, зал погрузился в полную темноту. Я слышал шорох открывающегося занавеса… Именно тогда я и полюбил театр. Как завороженный, смотрел на мир, который живет на сцене. Особый мир…», - делится своими воспоминаниями герой сегодняшней публикации, актер областного русского театра драмы им. Н. Погодина Анатолий Наргеленас, отметивший в этом году 60-летний юбилей.
Мне, как поклоннику театрального искусства, в частности творчества погодинцев, всегда очень интересно наблюдать за Анатолием Владимировичем на сцене. Он легко перевоплощается в разные образы. Не заметить его на сцене невозможно: высокий, статный мужчина с громким голосом и отличной дикцией. Но больше всего привлекает меня в актере Наргеленасе - это его доброта, исходящая изнутри.
«Я люблю театр!»
Родился Анатолий Наргеленас в Петропавловске в 1954 году. С детства рос любознательным мальчишкой. Рано научился читать - в возрасте 4-5 лет. В эти же годы мама впервые познакомила маленького Толю с театром, даже не предполагая, что мир Мельпомены станет для сына очень родным и таким манящим.
«В школе я страдал театром, - рассказывает наш герой. - В 12 лет даже сам пытался ставить спектакль. Со своими одноклассниками на лестничной площадке подъезда показали родителям мини-спектакль «Хитроумный горшечник». Им понравилось, а я тогда понял, что театр будет со мной, несмотря ни на что».
И Анатолий Владимирович не ошибся. Уже 39 лет он работает в сфере культуры, 15 из которых служит русскому драматическому театру им. Н. Погодина.
«Анатолий Наргеленас - крепкий актер, надежный партнер, никогда ни с кем не вступавший в конфликт. Человек «отдельный», вне групп и пристрастий, объективно, без лишних нервов оценивающий спектакли и свое место в них. Он настоящий подвижник. Ведь пришел в наш театр в довольно зрелом возрасте, до этого работал культработником. Каждый день он впитывал атмосферу театра, учился у актеров старшего поколения. Он по-настоящему любит театр. Если же говорить о его человеческих качествах, то многие коллеги отмечают его неизменную доброжелательность и еще одну удивительную черту - уникальное внимание к людям», - отмечает заведующая литературной частью театра Людмила Лошакова.
«Годунова бы сыграть!»
- Анатолий Владимирович, какое у вас актерское амплуа?
- Мне больше нравятся мелодрамы, потому что они заставляют задуматься о серьезном над смешным. Я не считаю себя универсальным актером, тем не менее задействован и в комедиях, и в драмах. Мне часто задают вопрос, какие роли мне нравятся: отрицательные или положительные. А мне все роли по душе, ведь плохих ролей не бывает. Каждая из них индивидуальна, особенна. В каждом персонаже, даже самом отрицательном, можно найти что-то положительное.
- Ваш любимый спектакль, в котором вы играли? Какая роль вам наиболее удалась?
- Мои любимые сыгранные персонажи - это Генрих Плантагенет из спектакля «Лев зимой» и Сосед из постановки «Не очень простая история».
- Роль-мечта?
- Очень хотелось бы сыграть Бориса Годунова. Дело в том, что я люблю историю - один из самых моих любимых предметов еще со школы. Поэтому, изучая историю разных периодов, я подробно ознакомился и с личностью Годунова. Он был новатором, умнейшим человеком, талантливым политиком, государственным мужем. Его трагедийный образ меня очень привлекает.
- Анатолий Владимирович, были ли у вас трудности в актерской работе, сомнения в себе, желание сменить профессию?
- Были. Когда в течение долгого времени не выходишь на сцену, то теряются профессиональные навыки, нужно все начинать практически с чистого листа. Я пришел в наш театр после длительного перерыва непосредственно актерской деятельности. Ведь я долгое время работал режиссером, худруком, организатором. Честно признаюсь, что поначалу я не мог без труда войти в тот образ, который мне давали режиссеры. Я несколько подрастерял актерские навыки. Мне пришлось заново всему переучиваться. Пришел в театр Погодина уже зрелым мужчиной, но чувствовал себя мальчишкой с улицы: без образования, опыта. Потребовалось некоторое время, чтобы адаптироваться, войти в театральный мир. Но у меня получилось. Огромная благодарность за это людям, которые мне помогали, подсказывали, проявили участие и внимание. Это дорогого стоит, когда чувствуешь поддержку своего партнера по игре.
- Какая внутренняя работа стоит над созданием актерского образа? Как вы работаете над характером своего героя?
- Многое в этом деле зависит от режиссера. Опытный режиссер всегда смотрит на актера, которому должен дать ту или иную роль, и понимает, справится ли он - или нет. Ведь режиссер - это психолог, он должен четко понимать психофизику актеров. Если все моменты учтены, то и актер без труда справится с ролью. Работа режиссера сродни делу портного. Представим, что роль - это пиджак. Если она подходит хорошо, близка тебе, как идеально скроенный пиджак, то все получится. И образ персонажа будет раскрыт очень глубоко. А вот если пиджак жмет или великоват, тогда и чувствуешь себя в нем дискомфортно. Так и с ролью, которая не совсем по душе. В каждый свой персонаж я вживаюсь, чтобы тонко понять его мировоззрение, душу. Но вживаюсь только на время. Нельзя переносить образ каждого сыгранного тобой героя в свою жизнь. Так можно и с ума сойти от раздвоения личности (смеется).
- Много ли значит для вас работа с режиссером?
- Это ключевая позиция любого актера. Режиссер и актер должны быть единомышленниками. Режиссер - король сцены, и любое его требование актер должен выполнять беспрекословно. Актер, находясь на сцене, не видит себя со стороны. Вся ответственность лежит на режиссере.
Поделиться частичкой себя
- Я знаю, что вы передаете свое мастерство, обучая молодежь актерскому мастерству и сценической речи. Расскажите об этом.
- Да, действительно. В этом году в колледже искусств у меня четвертый набор студентов. Набирают ребят на конкурсной основе. Примечательно, что все мои ребята (было 3 выпуска студентов) окончили колледж с красным дипломом. Я не ставлю студентам «тройки». Если девушка или юноша не справляются на 4 и 5, то я советую сменить профессию. Ведь никто не хочет лечиться у посредственного врача или отдать своего ребенка на воспитание и обучение преподавателю-троечнику. Так и зритель не должен смотреть на посредственного актера. Отрадно, что почти все мои воспитанники учатся в театральных вузах. Мой ученик, Азамат Абельдинов, сейчас уже сам преподает в г. Алматы и снимает фильм. На нашей сцене Азамат поставил спектакль «Эмигрант», в котором я играл. Немаловажно, что все мои выпускники обеспечены рабочими местами.
- Анатолий Владимирович, какие качества вы цените в людях, а какие не приемлете?
- Я ценю в людях доброту и верность. Могу простить злобу, жестокость, но никогда не прощаю предательства.
- В чем источник вдохновения для вас?
- В жизни. Просто я люблю людей, которые идут навстречу и улыбаются. Встретишь такого человека и невольно сам улыбнешься. Сразу хочется сделать что-то доброе и хорошее.
- Важна ли для вас реакция зрителя?
- Очень важна. Ведь отдача, идущая от зрительного зала на актера, колоссальна. Актер отдает свою энергию, но взамен получает во сто крат больше от зрителя. И если это будет положительная аура, тем легче работать. Мы подпитываемся энергетически от зрителя: от эмоций, взглядов, направленных на нас. Когда чувствуешь доброжелательность зрительного зала, приходит кураж.
- Верите ли вы в судьбу?
- Я верю в Бога. Считаю, что каждый человек сам пишет сценарий своей жизни и вправе изменить его, если этого захочет.
- Каждый человек в какой-то период своей жизни задумывается, для чего он пришел в этот мир. В чем видите смысл своей жизни?
- В своей любимой семье и профессии. У меня прекрасная супруга Ирина, которая работает художником-гримером, две замечательные дочери - Александра и Мила. Саша работает в нашем театре актрисой, а Мила - хороший парикмахер и стилист. Я счастливый дед - у меня подрастает прелестный внук Миша, который, я в этом просто уверен, будет очень талантливым. Он в свои 4 года любит танцевать и очень интересно рифмует слова. К моим 60 годам у меня есть ученики, последователи. Но я чувствую, что еще не все сделал в этом мире. Хочется еще чем-то поделиться. Стараюсь изо всех сил сделать что-то, чтобы быть полезным. Есть такая потребность. Чтобы потом самому себе сказать, что я, кажется, сделал уже все…, а может - еще и нет…
Беседовала Татьяна КРАВЧЕНКО