Главный хранитель истории Петропавловска

Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

 

Лидия Матвеевна родилась 6 мая 1944 года в городе Златоусте Челябинской области. Окончила Барнаульский педагогический институт, историко-филологический факультет, по специальности «русский язык и литература». Семь лет работала в школах Петропавловска, а затем, по семейным обстоятельствам, поменяла место работы. Пришла работать в краеведческий музей и влюбилась в музейную работу «с первого взгляда». Она уже не мыслила себя вне музея. Музей стал смыслом ее жизни. 34 года она служила Её Величеству Истории в должности сначала младшего научного сотрудника, а затем главного хранителя фондов Северо-Казахстанского областного краеведческого музея.

 В чем же заключается работа главного хранителя? В комплектовании, учете, изучении и хранении объектов наследия - музейных предметов, которые поступают в фонды. В музее собрана богатая и разнообразная коллекция: тысячи экспонатов основного фонда, который должен храниться вечно; научно-вспомогательного - копии документов, фотографий, предметы в плохой сохранности. Постоянные экспозиции - это только верхушка айсберга: выставлено примерно 1000 экспонатов. И за все главный хранитель в ответе! Каждый предмет должен быть учтен, грамотно описан, юридически защищен.

 Мое знакомство с Лидией Матвеевной Мелёхиной произошло в 2003 году. Очередное заседание клуба «Краевед» состоялось в Северо-Казахстанском областном краеведческом музее, куда краеведы пришли по ее любезному приглашению. Она провела экскурсии по двум экспозициям: «Звонкое эхо веков» (история колоколов и колокольчиков) и «Почтовые отправления в конце 19 века - начале 20-х годов 20 века». Обе экспозиции были посвящены истории почты.

Ярко и эмоционально Лидия Матвеевна рассказала о почтовых тройках, которые под звон колокольчиков перевозили почту. Свой рассказ она иллюстрировала отрывками из произведений Пушкина, Куприна, Пришвина. Уже тогда она использовала популярные сегодня методы работы экскурсоводов: драматургию, интригу в экскурсионной работе. А еще «экспонаты нужно «оживить» рассказами о судьбах владельцев. Рассказала о центрах и мастерах, знавших секреты изготовления металла, имеющего такой звонкий голос, и о том, что в 1836 году частным лицам было запрещено использовать поддужные колокольчики не на почтовых лошадях. От почтовых колокольчиков рассказ перешел к колоколам церковным, затем пожарным. Услышали мы и колокольный перезвон, записанный на пластинку, проигранную на старинном патефоне. Представлен в экспозиции был и вокзальный колокол, который вплоть до 60-х годов 20 века извещал о прибытии и отправлении поездов на Петропавловский вокзал. Кстати, нашему вокзалу в 2024 году исполняется 120 лет (построен в 1904 году).

В экспозиции почтовых отправлений нас заинтересовала почтовая открытка, полученная супругой врача А. Мухина из Омска, которую получили в Петропавловске через сутки после ее отправления. Письма из Москвы в Петропавловск попадали через 5 дней. Поражала скорость получения почтовых отправлений. На витрине были представлены также первые открытки (открытые письма), которые появились в конце 19 века. На одной из них изображен Вознесенский собор, стоявший до 30-х гг. 20 века на месте современного драмтеатра. Оказывается, наше почтовое отделение - старейшее в Казахстане. Оно было открыто в 1786 году.

Л. М. Мелёхина тогда удивила нас своими знаниями и интереснейшими сведениями о нашем городе. Прошло 20 лет, а я запомнила эту экскурсию навсегда. Дорожу дружбой с этим интереснейшим человеком. С тех пор она стала активным членом клуба «Краевед» при областной библиотеке им. С. Муканова, и, когда перебираю материалы ее выступлений за эти годы, я не могу поверить, сколько же мы узнали от нее о нашем городе, его людях. Если все опубликовать - получится собрание сочинений Л.М. Мелёхиной.

Ее выступления, выставки запоминаются надолго, иногда навсегда. Некоторые члены клуба приходили только «на Мелёхину». Так, в рамках клуба «Краевед» прошла выставка одного экспоната. На ней была представлена семейная реликвия «Жалованная грамота императора Николая I Жилгаре Байтокину». Уникальный документ, которому нет аналогов в Казахстане, был представлен на суд петропавловским любителям истории и краеведения. Грамота о присвоении звания потомственного дворянина Российской империи была вручена нашему земляку Жилгаре Байтокину 165 лет назад. Лидия Матвеевна открыла тайны из жизни этого общественного деятеля. Согласно архивным источникам, в 1796 году он был удостоен звания поручика, в 1827 - майора, а в 1830 - подполковника. Наравне с воинскими заслугами он исполнял должность старшего султана, который относился к Кудайберды Баимбетовской волости Кокшетауского округа. В на-стоящее время эта территория является частью Северо-Казахстанской области. Байтокин был активным участником общественной жизни Северного Казахстана и Западной Сибири. Благодаря чему на него обратили внимание в царском дворе. Следует упомянуть, что эту уникальную семейную реликвию в фонды музея передал внук Жилгары Байтокина - РоджепДжанибеков. В фонды музея также были переданы другие награды Жилгары, в том числе его именная печать, сабля и пояс. Но, к сожалению, они не сохранились в фондах до наших дней.

Патриот - это тот, кто любит свою Родину. Но я никогда не слышала из уст Лидии Матвеевны каких-то пафосных призывов любить свою малую Родину. При этом своим отношением к прошлому она создаёт ту культурную среду, благодаря которой Петропавловск - не глухая провинция, а город со своим особым профилем, историей и судьбой.

Отношение к прошлому может быть двух видов. Первое стремится возродить прежде всего зрительный образ прошлого и говорит о том, что оно выглядело именно так! Относится к нему как к театру, зрелищу, декорации. Второе стремится сохранить прошлое или хотя бы его часть, потому что оно и есть то самое, потому что отношение это, как к документу, и требует от последующих поколений не восстановления прошлого, а его сохранения.

Так ненавязчиво, но настойчиво, скрупулезно, десятилетиями Л. М. Мелёхина своим отношением к прошлому формирует неповторимый облик нашего родного Петропавловска. Она первой заговорила и открыла выставку «Арабская вязь старинных манускриптов», посвященную Петропавловской мусульманской библиотеке. Много сил приложила, чтобы найти человека, который бы перевел со старотатарского, в котором использовали арабский алфавит, на современный язык названия книг. Лидия Матвеевна представила посетителям книги Петропавловской мусульманской библиотеки, которая была открыта в 1909 году. Рассказала об истории библиотеки, существовавшей на средства богатых купцов, о книгах на арабской графике. В 20-м году прошлого века библиотека была закрыта, книги уничтожены, так как арабскую письменность связывали с религией. Продемонстрировала Коран из частной коллекции в переводе Саблукова, очень редкое издание конца 19 века. На этой же выставке демонстрировался боевой шлем воина 15 века. На шлеме арабской вязью выгравировано имя владельца - Ахмед Гуфур. Как видно, владелец был состоятельным человеком, так как шлем очень дорогой.

Сегодня в фондах музея немало отдельных уникальных экспонатов и коллекций. Некоторым из них начало было положено еще в 1923 году. Это палеонтологическая, нумизматическая коллекции и коллекция оружия. Что же касается старинных часов, то их в музее не было до 1986 года. Мелёхину интересовала история часов, и ей очень захотелось собрать коллекцию старинных ча-сов нашего города. Ею было собрано 40 экспонатов, но это отдельная история.

«Столько лет собирала материал по истории города. Нужно его опубликовать, чтобы последующим поколениям было от чего оттолкнуться в своих поисках», - так рассуждает Лидия Матевеевна всякий раз, когда начинает работу над новой статьей. На сегодняшний день у неё вышло более 300 статей, связанных с историей города и людьми, живущими в нем. Вела и до сих пор ведет обширную переписку с краеведами Казахстана, России, ближнего зарубежья. Она кладезь знаний по истории нашего края. К ней за помощью обращаются многие авторы, начинающие писать книги по истории своей семьи, края. Очень часто она бескорыстно помогает им. Характерна широта краеведческих интересов Лидии Матвеевны. Она очень сожалеет, что в Петропавловске никто никогда не занимался историей фотографии. Что было лет 100 назад, или что было раньше на том месте, где сейчас стоит жилой дом или магазин... Если бы тогда была фотография, сейчас мы могли бы знать о своем городе намного больше. Немногие оставшиеся от более поздних времен фотографии показывают, насколько сильно меняет время внешний облик улиц, как отличаются люди того времени от современников, как стареют здания... «Ведь фотография - это окно в историю». Она написала с десяток статей о петропавловских фотоателье и их хозяевах, по крупицам собирая материал об Аппельберге, П. П. Сухих, Фуртате, Л. Тавбер, Л. Липских и С. П. Семенове: «Семейным альбомом всегда дорожить умейте», «Фото на память» «История в объективе», «Фотографы Кручинины», «О чем расскажут старые фото...», «Вспоминать навеки» и другие.

Лидия Матвеевна Мелёхина, работая в музее, вела большую исследовательскую работу. Ей удалось найти документы, рисунки, сделанные талантливой рукой художника Фурсе. Когда-то в музее висела его картина «Охота на мамонта». Лидия Матвеевна, ведя переписку с Одесским музеем, многое узнала о Георгии Семеновиче Фурсе. В том числе и то, что он получил образование в Московском училище ваяния и зодчества. Был членом «Товарищества передвижных художников», которое существовало с 1870 по 1923 год. Было организовано 48 выставок. Фурсе участвовал в 43-й выставке…

Лидию Мелёхину всегда интересовало искусство. Как-то среди ненужных бумаг в шкафу она нашла акварельный рисунок художника Хламова. Всеволод Хламов в 30-е годы был сослан в Петропавловск. Среди сосланных были: художник Фурсе, эстонский скульптор Эйлер, художник Райхенберг. Их работы хранятся в музее. Продолжая тему искусства, нужно упомянуть, что Лидия Матвеевна впервые в истории краеведческого музея развернула выставку «Рисунки детей начала 20 века», точнее 1905-1917 годов, живших когда-то в Петропавловске. Ее она провела в школе эстетического воспитания. Рисунки современных детей могут видеть каждый день, но всем было интересно, как рисовали дети в начале 20 века. Авторы - мальчишки и девчонки, жившие когда-то в Петропавловске. Здесь же можно увидеть их фотографии, тетрадки, дневники, учебники. По словам организатора выставки, методиста по работе со школьными музеями (а до этого на протяжении 27 лет главного хранителя областного краеведческого музея) Лидии Мелёхиной, экспонаты уникальны. «Я их собирала почти двадцать лет, - говорит она. - Например, карандашные рисунки ученицы Петропавловского высшего женского начального училища Александры Конюковой по сути нашла на свалке. А дело было так: однажды мне позвонили знакомые и сказали, что в одном из микрорайонов города умерла пожилая женщина. Многие ее вещи новые хозяева квартиры решили выбросить за ненадобностью. Я поехала на это место и из-под снега извлекла целый архив. Помимо рисунков, там были различные документы, фотографии, на одной из которых, датированной 1913 годом, Александра запечатлена с родителями и братьями; ее дневник, тетрадки, сведения об успеваемости в училище, из которых видно, что ученица Конюкова получала по рисованию пятерки. Не случайно современные специалисты приходят в восторг от ее подросткового творчества».

Мелёхина первой в 1997 году построила экспозицию, посвященную репрессиям и репрессированным, хотя подобных материалов на эту тему в то время было очень мало. Она была знакома со многими петропавловцами, сохранившими личные архивы. Некоторые из этих документов переданы в краеведческий музей и хранятся там. Они несут ценнейшие исторические сведения.

О ее работе можно говорить бесконечно, но сегодня у Лидии Матвеевны юбилей, и в своем поздравлении хочется отметить, что благодаря ее таланту исследователя, писательскому мастерству, оживают страницы истории. Ваши статьи, дорогая Лидия Матвеевна, и выступления уже на протяжении многих лет формируют у петропавловцев самых разных поколений глубокий интерес к истории родного края, к людям, которые жили до нас и творили эту историю. Благодаря кропотливой работе и неиссякаемому таланту, Вы пишете и издаёте статьи, достойные большого уважения и восхищения. Ваши работы обладают притягательностью и простотой языка. Всё это служит важной цели - хранить память, чувствовать причастность к славным делам предков, гордиться ими, соизмеряя их дела мерой сегодняшнего дня. Желаем Вам здоровья, добра, благополучия, неиссякаемого жизнелюбия и новых изысканий, раскрывающих до сих пор неизвестные страницы истории родного края!

Юлия ПИСКУНОВА,

руководитель клуба «Краевед»,

библиограф областной

библиотеки им. С. Муканова

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.