ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ!
- Дата публикации 18.03.2013 11:58
- Категория: Общество
Не секрет, что многие жители хотят, чтобы информация о бюджете города, региона и страны в целом была открыта обществу. Ведь очень удобно, прочитав газету или просмотрев сайт, знать, куда и на что тратятся средства. Вопросы прозрачности и открытости бюджета обсуждались на «круглом столе», который провел председатель ОЮЛ «Гражданский альянс Северо-Казахстанской области» Сергей Худяков.
Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. Индекс его открытости - это комплексное исследование, которое оценивает доступ общественности к информации и возможности жителей страны участвовать в бюджетном процессе. Такие исследования проводятся 2 раза в год международными независимыми экспертами. Кстати, последнее выявило, что 77 стран из 100 не отвечают базовым стандартам прозрачности.
Немаловажно, что Казахстан улучшил свой показатель открытости бюджета с 38 баллов из 100 в 2010 г. до 48 баллов в 2012-м. Это увеличение означает, что казахстанцы имеют больший доступ к информации, которая им необходима для участия в принятии решений и требования подотчетности от правительства о том, как оно распоряжается государственными средствами, считает Сергей Худяков. К слову, высший балл индекса открытости у России - 74, минимальный у Таджикистана - 17.
Как отметила Асель Крыкбаева, директор Центра поддержки правовых и экономических реформ из города Алматы, открытость бюджета важна не только на республиканском уровне, но и на местном. Население должно быть осведомлено, как потрачены средства. Таким образом, североказахстанцы могли бы участвовать в распределении бюджета, убеждены участники встречи.
«Информацию можно размещать на сайтах областного акимата или маслихата. Там бы все это обсуждалось, после могли бы учитывать и мнения населения», - говорит Сергей Герольдович.
Можно сделать вывод, что открытым считается такой бюджет, который обнародован не только в печатных СМИ, но и в Интернете, на официальном сайте публично-правового образования. Это кажется очевидной вещью, но довольно часто информация отсутствует в Сети, либо размещена там таким образом, что даже специалист не может ее найти.
Как считают собравшиеся на встрече, кроме текста закона или решения для понимания всех тенденций развития бюджетного планирования населению нужно предоставлять информацию за несколько лет, а не только на текущий год, чтобы можно было видеть финансирование тех или иных направлений в целом. В зависимости от возможностей данные могут обновляться ежеквартально, ежемесячно или даже чаще.
Однако понять текст нормативного акта обычно могут только подготовленные люди, негодовали участники «круглого стола». Не каждый гражданин способен разобраться в таком количестве цифр и информации, поэтому открытости бюджета должны послужить и иные данные, которые сделают сведения доступными, понятными, системными и при этом будут постоянно обновляться. Так, можно использовать иные информационные материалы, например, комментарии в прессе, размещать слайды или схемы, наглядно описывающие бюджет и его параметры, направления расходования средств, чтобы можно было увидеть, сколько денег будет потрачено на различные цели, особенно социальную сферу, поскольку именно это направление обычно интересует население. Люди должны как можно больше знать о принимаемых программах и понимать их роль, цели и задачи, чему послужит информация о конкретных мероприятиях, а не просто данные о доходах и расходах.
Бюджетные процессы имеют огромное значение в решении многих актуальнейших проблем. Успех принимаемых мер по снижению материнской смертности, ликвидации хронической бедности, обеспечению доступа к качественному образованию для всех детей и снижению воздействия изменения климата зависит, в частности, от принятия эффективных бюджетных решений. Это не абстрактный вопрос управления, здесь речь идет о качестве жизни миллионов людей во всем мире.
Татьяна КРАВЧЕНКО
ПЕНСИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Дата публикации 14.03.2013 11:24
- Категория: Общество
В Казахстане предлагают начать поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 1 января 2014 года, а также ввести обязательные профессиональные пенсионные взносы для работников вредных производств.Еще одно предложение последних дней - о взысканиях задолженности по алиментам из пенсионных накоплений.
Заботясь о женщинах…
«Унификация пенсионного возраста для женщин будет осуществляться постепенно, в течение 10 лет. Каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться на полгода. Межведомственная комиссия внесла предложение в Правительство начать повышение с 1 января 2014 года», - сказал вице-премьер РК Кайрат Келимбетов на презентации соответствующих поправок в законодательство по пенсионному обеспечению.
Кроме того, Министерство труда и социальной защиты РК предлагает ввести обязательные профессиональные пенсионные взносы для работников вредных производств.
Свои предложения по унификации пенсионного возраста для женщин министр труда и социальной защиты Серик Абденов обосновал тем, что в настоящее время среди общего числа пенсионных счетов на долю женщин приходится 3,8 млн., или 45%, счетов. Средний размер пенсионных накоплений женщин на 25% ниже, чем у мужчин. Отставания пенсионных накоплений женщин связаны, во-первых, с меньшим стажем участия в накопительной системе в связи с нахождением в декретах и, во-вторых, более ранним выходом на пенсию в сравнении с мужчинами, считает С. Абденов.
«Второе - гендерные различия в оплате труда. Последние пять лет размер среднемесячной зарплаты женщин составлял от 66 до 68% среднемесячной зарплаты мужчин. Если к тому же принять во внимание, что период жизни после выхода на пенсию у женщин значительно больше, чем у мужчин, то возможность адекватного пенсионного обеспечения у женщин маловероятна», - сказал глава ведомства.
Также, по его словам, необходимо учитывать, что более 17% женщин не имеют полного стажа участия в солидарной системе, и, начиная с 2018 года, это коснется всех женщин. И, соответственно, размер солидарной пенсии будет ниже минимальной, отметил он.
Кроме того, по информации министра, рассматривается вопрос о субсидировании потерь по обязательным пенсионным взносам женщин во время пребывания в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1 года.
«Получателями пособий по спискам номер 1 и номер 2 являются 41 тыс. человек, а добровольные профессиональные пенсионные взносы уплачиваются немногим более, чем за 4 тыс. человек с общей суммой накоплений всего лишь 114,4 млн. тенге. С учетом того, что численность таких работников, по данным агентства по статистике, составляла 350 тыс. человек, можно констатировать, что добровольная накопительная пенсионная система не получила соответствующего развития и, соответственно, не компенсирует риски, связанные с занятостью в особых условиях труда участников накопительной пенсионной системы. Поэтому предлагается дополнительно к обязательным пенсионным взносам работников ввести обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5% от фонда оплаты труда», - сказал Серик Абденов.
…и о детях
В свою очередь, Генеральная Прокуратура и Министерство юстиции предлагают рассмотреть возможность отмены законодательного запрета на взыскание задолженности по алиментам из пенсионных накоплений.
"Текущая ситуация с исполнением судебных актов о взыскании алиментов остается критической. Задолженность из года в год растет. На сегодня эта сумма достигла 3,5 миллиарда тенге. Учитывая жизненную важность данного вопроса, предлагаем рассмотреть возможность отмены законодательного запрета на обращение взыскания на пенсионные накопления должников по алиментам. Введение данной нормы не будет противоречить принципам разумности и справедливости, поскольку касается жизнеобеспечения детей", - сказал начальник департамента по представительству интересов государства в судах Генеральной Прокуратуры Асет Чиндалиев.
На сегодняшний день уголовное преследование за неуплату алиментов осуществляется судом в порядке частного обвинения на основании заявления взыскателя, который должен самостоятельно доказать наличие вины неплательщика. В 2012 году по статье 136 (неуплата алиментов) осуждено 128 человек, тогда как злостных алиментщиков насчитывается 80 тысяч.
"Суды в основном возвращают эти материалы в связи с отсутствием доказательств вины должника. Какие доказательства может представить одинокая мать, у которой нет денег даже на адвоката. Организации, где работают должники, сведений о доходах не предоставляют. В итоге женщина остается один на один со своей проблемой, а ребенок - без средств для нормального развития. Считаем, что преступление, предусмотренное статьей 136 Уголовного кодекса, необходимо отнести к делам частно-публичного либо публичного обвинения. В этом случае дела будут возбуждаться и расследоваться не судом, а органами предварительного следствия", - сказал спикер.
Эти предложения содержатся в проекте концепции по модернизации системы принудительного исполнения решений. Там же содержится еще одна норма - наделить судисполнителей правом расследования преступлений, предусмотренных статьями 136 «Неуплата алиментов», 140 «Уклонение от содержания нетрудоспособного супруга (-ги)» и 362 «Неисполнение решения суда».