DJ SPYDE: "МЫ УПРАВЛЯЕМ НАСТРОЕНИЕМ!"
- Подробности
- Дата публикации 12.03.2015 07:58
- Категория: Культура
На свете существует великое множество самых разных профессий. Об одних мы знаем больше, о других - меньше, но в каждой из них - свой шарм, секреты и тонкости, которых со стороны и не заметишь. Например, многим из нас наверняка приходилось видеть, как работает диджей. Казалось бы, стоит себе человек в наушниках за музыкальным пультом, несколькими проигрывателями и ставит одну композицию за другой. «Что же здесь сложного, так каждый сможет?» - скажет неосведомленный наблюдатель. Однако в этом «простом» деле нужно уметь мастерски разбираться, чтобы вечеринка прошла без сбоев, а пришедшие в клуб просто-напросто не разбежались. Как добиться всего этого, какими качествами необходимо обладать, чтобы пришло признание, и почему диджей не просто тусовщик - обо всем этом в преддверии Международного дня диджея нам рассказал Александр Теслюк, известный горожанам как DJSpyde.
Кто этот парень за пультом?
- Саша, расскажи немного о себе.
- Было бы что рассказывать - самый обычный горожанин (улыбается). Все как у всех: дом-работа, работа-дом… Проектировщик и диджей в одном лице - только в этом, пожалуй, и отличие. Специальность я выбрал самостоятельно, ни на кого не оглядываясь. Хотел, правда, стать программистом, но передумал. О чем и не жалею. Мне по душе проектирование.
- А просто рисовать не пробовал?
- Пробовал. У меня папа отлично рисует - вот свидетельство (показывает свой портрет). Его рук дело! Думаю, похоже получилось. Я так вообще не смогу. Единственное, что у меня вполне сносно выходило - комиксы, но их несложно «набросать», чувство юмора в этом даже важнее.
- Значит, творческие задатки раскрылись в музыкальном направлении?
- Может быть, так сразу и не ответишь. В диджеинг я пришел во многом неожиданно для самого себя. Клубной музыкой никогда особо не интересовался. В школе так вообще тяжелый рок слушал: «Раммштайн», «Металлику», «Скорпионс». Но однажды в университете надо было свести два музыкальных трэка с переходом, что в итоге я и сделал с помощью специальных программ и подсказок знакомых. Затем возник какой-то живой интерес. «В чем же здесь суть?» - этот вопрос, наверное, и привел меня в эту музыкальную деятельность.
- Но сейчас музыка отошла на второй план?
- Само собой. Диджеинг - больше хобби, а разработка проектов - основная работа, которая, кстати, не менее интересна. Каждый раз трудишься над новым объектом. К слову, есть в моем послужном списке рабочие чертежи кровли оперного театра в Астане, цементного завода и др. Мы работаем по всей республике.
- Трудно совмещать эти два занятия?
- Нисколько. Обычная трудовая неделя. Как диджей, я выступаю только на выходных. Вот когда в университете совмещал учебу и работу за пультом - это настоящий кошмар был! День и ночь путал: два часа поспал - и на занятия! Зато - собственные деньги.
- Хотел бы ты стать профессиональным диджеем?
- Сложный вопрос. Если бы позвали работать совместно знаменитые продюсеры: Армин ван Бюрен или DJTiesto, не задумываясь, согласился бы! Но это - из разряда фантастики. А от других предложений, пожалуй, откажусь (улыбается).
Диджейских дел мастер
- В чем главная задача диджея?
- Побуждать народ к танцам. Могу даже притчу рассказать. Спорят как-то директор клуба, арт-менеджер и диджей, кто из них важней. Директор говорит: «Без меня не было бы клуба», менеджер: «А без меня - людей». Послушал все это диджей, отключил аппаратуру - весь народ из клуба и ушел. Иначе говоря, главное - сохранить людей, заставить их «зажигать по полной».
- И что для этого необходимо?
- Классный диджей должен не только грамотно обращаться с техникой и безупречно трэки вместе сводить, но и понимать психологию публики, чтобы управлять ее настроением. Все это, конечно, с опытом приходит.
- Нелегко было начинать?
- В свое время трудностей хватало. Это сегодня обучающего видео «ну просто завались», а тогда помню, «скачал» программку, нашел какой-то текстовый документ к ней, так и учился. Голову поломать пришлось изрядно, да и не только голову. Клавиатуру со злости вдребезги разнес - ничего не получалось! Сейчас даже смешно вспоминать. Потом были коротенькие занятия у местных диджеев, тренировки на компьютерном симуляторе аппаратуры.
- А первое свое выступление помнишь?
- Такое навряд ли забудешь! У пульта был всего час, но из-за нервов это время пролетело незаметно. Руки дрожат, ноги ватные, что и куда нажимать - непонятно. Все тогда из головы вылетело! Но затем взял себя в руки и отыграл вполне прилично для первого раза.
- Потом все пошло по накатанной?
- Да, после было много разных клубов, большой опыт в них и получил. Позже работать диджеем пригласили. Но были и нестандартные выступления: на интернет-радио, на «Open-air» - большой площадке под открытым небом. Около двух тысяч человек собралось. Вот где, действительно, вечеринка!
- Курсы музыкальные посещал?
- Да, но больше для общего развития, ну и грамотность музыкальную подтянуть. Сейчас даже ловлю себя на мысли, что было бы здорово получить и музыкальное образование. Но, к сожалению, времени не хватает.
- И что бы ты изучил?
- Не поверишь - скрипку! Произведения Антонио Вивальди просто душу наизнанку выворачивают. Да и вообще классическая музыка - это высший пилотаж!
«Люблю творить в тишине»
- Саша, иногда диджеи занимаются и созданием собственных трэков, расскажи об этом.
- Сразу отмечу, что делают это немногие. Написание музыки - удел продюсеров, а не диджеев. Но если у тебя получается, то почему бы не попробовать? Как говорится, дело добровольное.
- Каков твой источник вдохновения?
- Хороший вопрос. Чаще всего интересные мысли возникают при просмотре какого-нибудь зажигательного выступления. Обычная поездка в автобусе тоже может подарить минуты вдохновения. А можно просто экспериментировать с музыкой в специальной программе. На самом деле ничего сложного в этом нет.
- При написании трэка нужна какая-то особая атмосфера?
- Лучше всего помогает тишина, когда никто не отвлекает. Ведь с нужной мысли очень легко сбить.
- С каким из направлений электронной музыки предпочитаешь работать?
- Мне больше всего нравится транс за его мелодичность. Если говорить научно, то этот жанр получил свое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося баса и ритмичных мелодий. На площадках под открытым небом, в больших залах он особенно хорош.
- Что сам слушаешь дома?
- Просто обожаю спокойную музыку, которая дает возможность расслабиться и ни о чем не думать. Ну и классику само собой. От громких звуков устаешь.
- Лучший комплимент для диджея?
- Наверное, когда людям так понравилась музыка, что они в благодарность много-много раз скандируют твой никнейм (псевдоним).
- Можно ли назвать тебя популярным человеком?
- Хочешь - называй (смеется). Если серьезно, то даже не знаю. Я к этому вопросу отношусь прохладно. Бывает, что узнают на улице, в магазинах. Но еще раз повторю - не по душе мне это. Лишнее внимание - оно действительно лишнее.
- Ну и напоследок, твои советы начинающим диджеям?
- Самое главное - это захотеть и сделать, а не ждать у моря погоды. Решился встать у пульта, не бойся. Понимание придет с опытом. И еще - если у новичка все здорово получается - это не повод надевать корону себе на голову. Другие тоже не лыком шиты. Это следует помнить.
Беседовал Павел РОЩУПКИН