КАК ПОБОРОТЬ ДЕФИЦИТ КАДРОВ?
- Дата публикации 05.12.2013 10:53
- Категория: Общество
Ни для кого не секрет, что в Казахстане острый дефицит кадров испытывают практически все отрасли, и в большей степени сложившаяся ситуация усугубляется миграцией населения и недостаточным уровнем образования. Судя по объявлениям о вакансиях, рынок труда нуждается в квалифицированных специалистах. По-прежнему в дефиците технические сотрудники, высококвалифицированные инженеры, технологи новых технологий и разного рода сельхозработники. Не является исключением и наша область.
Недостаточная подготовка кадров для сферы бизнеса является одной из причин, замедляющих темпы развития предпринимательства в Республике Казахстан, в этом уверен Владимир Литвиненко, заместитель директора Палаты предпринимателей СКО. Он отмечает, что в настоящее время обоснована необходимость пересмотра организации деятельности технического профессионального образования и проведения правильной профессиональной ориентации молодежи. «Сегодня бизнес-сообщество Казахстана испытывает острый недостаток профессиональных кадров, обладающих знанием и опытом в создании и обеспечении бизнес-структур. Всего в Республике Казахстан, по официальным данным Агентства по статистике, по категории технического и профессионального образования зарегистрировано 896 заведений, 514 из которых являются государственными, 178 находятся в сельских районах, контингент их составляет более 600 тысяч учащихся. Если говорить о нашем регионе, то у нас функционирует 30 колледжей, из которых 24 - государственные, 15 находятся в сельской местности, их контингент составляет 15027 человек», - сказал В. Литвиненко.
Для того чтобы изменить сложившуюся на рынке труда ситуацию и улучшить подготовку кадров технических и профессиональных работников, необходимо развивать государственно-частное партнерство в этой сфере, дуальную систему образования, так как именно она является гарантией конкурентоспособности кадров.
Напомним, дуальная система образования, к которой чаще всего применяют термин «сэндвич-программа», предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности, то есть предполагает прямое участие предприятий в профобразовании студентов. Одним словом, потенциальный работодатель предоставляет условия для практического обучения и несет все связанные с ним расходы, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Однако если вновь обратиться к данным, предоставленным Владимиром Литвиненко, то в организации профессиональной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов, о которых сегодня так много говорят, еще есть над чем поработать. «Если в первом полугодии этого года профессиональную практику прошли 5744 человека, то только 34 % из них находилось на оплачиваемых рабочих местах. Стажировку на производстве прошли 18 преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, что составляет только 2,4 % от общего числа инженерно-педагогических работников. Если мы все-таки хотим получить квалифицированные кадры, то нужно заниматься вопросами повышения квалификации инженерно-педагогических работников всех учебных заведений», - подчеркнул замдиректора ПП СКО.
Также он отметил, что если в разработке образовательных учебных программ по дуальному обучению всего участвовало 146 предприятий и 176 колледжей страны, то доля нашего участия в этом процессе составляет всего 0,03 %. Это один колледж и одно предприятие.
По словам В. Литвиненко, особое внимание стоит обратить и на профориентационную работу, построенную по принципу «школа-колледж-предприятие». Одних рассказов о будущей профессии и описания того, чем будет заниматься специалист, сегодня мало, нужно целенаправленно вести школьника в студенчество, а затем и к конкретному рабочему месту. Только так, по мнению Владимира Литвиненко, можно избежать текучести кадров на местах и получить высокий уровень квалификации выпускников наших колледжей. Говоря о недостаточной профориентационной работе, он привел следующую статистику по области. В текущем году в области было 4372 выпускника школ, при этом 2049, или 47 %, по окончании 11 класса выехали за пределы нашей области или вообще из страны. Вероятность их возвращения на родину вызывает большой вопрос. А ведь они могли стать потенциальными студентами наших колледжей и вузов и в дальнейшем работать на экономику нашего региона.
На сегодняшний день, как уже говорилось выше, в колледжах области обучается более 15 тысяч студентов, из которых 9435 - по госзаказу. Выпуск 2013 года составил 3966 специалистов, в том числе 2822 - по государственному заказу. Так, для отрасли сельского хозяйства подготовлено 709 специалистов, что составило 17,8 % от общего числа выпуска, экономики и права - 623, сферы обслуживания - 594, строительства и коммунального хозяйства - 478, для образования - 423, для транспорта - 319 специалистов, медицины - 281, связи и информационных технологий - 246, энергетики - 156, машиностроения - (при наших-то предприятиях!) только 85 специалистов и культуры - 52. Однако далеко не всем из них удалось трудоустроиться, при этом даже бюджетники тоже не исключение. Таким образом, складывается впечатление, что государство просто-напросто выкидывает деньги на ветер.
Сагынгуль САКЕНОВА
ПРЕДУПРЕЖДЕН - ВООРУЖЕН
- Дата публикации 05.12.2013 10:45
- Категория: Общество
Что нужно знать, чтобы не попасть на удочку вербовщиков из деструктивных религиозных организаций и сект? Как научиться распознавать основные признаки того, что тебя вовлекают в их деятельность? Об этом и многом другом студентам и учащимся рассказали на семинаре-тренинге «Профилактика религиозного экстремизма», который прошел в детско-юношеской библиотеке им. Г. Мусрепова.
Это уже не первый семинар, который проводит ОО «Прозрение - Көз жету». Ведущие тренинга психолог Дмитрий Агапов и религиовед Максим Доценко рассказали присутствующим об основных техниках вовлечения в деструктивные религиозные организации и даже показали несколько, казалось бы, обычных и вполне безопасных методов получения личной информации от собеседника, через которую вербовщики в дальнейшем и воздействуют на тот или иной объект своей цели. Так, например, ведущий тренинга попросил собравшихся написать на выданных им листках бумаги свои имя и фамилию и электронный адрес, чтобы определить по длине логина и его структуре характер его обладателя. Все, конечно же, охотно согласились, в том числе и я. Нас не обманули: по логину можно сказать, скрытый или открытый ты человек. Но никто даже и не задумался о том, что полученную информацию, а именно электронный адрес, будь это не тренеры, а вербовщики, могли бы использовать для того, чтобы через письма и сообщения как-то воздействовать на нас, открыто или закрыто вовлекая нас в незаконную деятельность своей организации. Отсюда вывод, что вербовщик не всегда может действовать открыто, преследуя одну цель, он может придумать совсем другую…
Как правило, распознать приверженцев деструктивных религиозных организаций, как и различных сект, очень сложно, так как многие из них мастерски владеют инструментами психологического воздействия на собеседника. Если в беседе с незнакомым или даже вполне знакомым вам человеком он все время стремится не отдавать инициативу в общении, а может быть, даже требует немедленного принятия какого-либо решения, стоит насторожиться. Среди основных техник, которые используют вербовщики, могут быть не только элементы психологического давления и прессинга, и внезапное благорасположение к вам со стороны малознакомого человека, убыстренный темп речи, а также обещание решить все ваши проблемы сразу и без преувеличения возможных потерь при отказе от вступления в организацию. Как правило, для таких ситуаций характерно неравенство ответственности: размытая у вовлекающего и полная у вовлекаемого.
По словам Максима Доценко, председателя ОО «Прозрение - Көз жету», в Северо-Казахстанской области в плане экстремизма ситуация вполне стабильная, но расслабляться все же не стоит, как говорится, предупрежден - вооружен.
Сагынгуль САКЕНОВА