ПЕТРОПАВЛОВСК: ВОЗРАСТ РАСЦВЕТА
- Дата публикации 10.07.2014 03:55
- Категория: Общество
Не секрет, что у городов, как и у людей, есть свои судьбы, характеры, возраст - тот, который определяется не количеством прожитых лет, а качеством жизни. Интересна ли она, насыщена ли любовью, созидательным трудом, духовностью и добрыми делами.
Нашему любимому городу более 260 лет. Много это или мало? Чем могут гордиться его жители - мы с вами? Что изменится в нем, скажем, через 10 лет? Побеседовать на эти темы захотелось со старожилом Петропавловска, неравнодушным к судьбе города человеком, у которого на глазах и с его непосредственным участием происходило развитие областного центра. Это Почетный гражданин нашего города, который дважды избирался депутатом Верховного Совета КазССР, награжденный тремя орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» - Александр Липовой. Александр Егорович трудился на должностях председателя Петропавловского горсовета депутатов трудящихся, первого заместителя председателя исполкома облсовета, а в течение почти девяти лет - первый секретарь Петропавловского горкома КП Казахстана.
- Александр Егорович, нынешний возраст Петропавловска - это для города много или мало?
- Это самый расцвет. За его плечами гражданская война, восстановление разрушенного хозяйства, потом еще одно огромное испытание - Великая Отечественная война, для победы в которой трудились тысячи петропавловцев от мала до велика. И снова становление новой жизни: поднимали промышленность, энергетику, строительство. А впереди у города большое будущее, много интересных дел и событий.
- Какие наиболее важные вехи вашей жизни связаны с Петропавловском?
- Я приехал сюда двадцатилетним молодым человеком из Читинской области по распределению. После окончания военизированного техникума получил звание лейтенанта. Это было ровно 65 лет назад. Наше учебное заведение являлось двухпрофильным: железнодорожный транспорт и энергетика, поэтому меня взяли на работу в отделение железной дороги, электрификацией которой мы и занимались.
Когда на освоенных целинных землях стали появляться колхозы и совхозы, нам поручили провести электричество в эти населенные пункты. А когда построили ТЭЦ-2, была полностью электрифицирована вся Северо-Казахстанская область - первой в республике и одной из первых в Советском Союзе.
Так сложилась судьба, что я долгое время руководил строительством городских объектов. Стройка велась повсеместно и масштабно: порядка ста зданий строилось одновременно. Это жилые дома, школы, детские сады и многое другое.
- Что конкретно было возведено в годы, когда вы были на руководящих должностях партийных советских органов власти?
- Областной русский драматический театр имени Н. Погодина, Дворец культуры машиностроителей, стадионы, плавательный бассейн, три больницы, поликлиника, здания областной и городской администрации, Дом политпросвещения, корпуса СКГУ им. М. Козыбаева, много школ, кинотеатры «Казахстан» и «Родина». Все просто невозможно перечислить.
Кроме зданий, строились и дороги. Каждый год только тротуаров было положено около 15 километров.
- Какие события личной жизни произошли в нашем городе?
- Здесь я познакомился со своей будущей супругой Галиной Михайловной. Причем нас соединила любовь к спорту. Я тогда был капитаном футбольной команды, а она увлекалась баскетболом. В 1953 году мы поженились, у нас родились две дочери, Ольга и Татьяна, потом внуки и правнуки. Обе дочери с семьями живут в Петропавловске. У меня была в свое время возможность уехать в Москву, мне там обещали дать квартиру, но я не захотел покидать город.
- У вас есть любимые места, где вы часто проводите время?
- Да. Это, конечно, городской парк культуры и отдыха. Тем более, что я живу рядом с ним. Здесь много тенистых аллей, свежий воздух, беседки, скамейки, фонтан. Все это позволяет проводить здесь много времени. Когда-то мы облагородили его новыми деревьями, красивым ограждением, была построена филармония, куда приезжали знаменитые артисты. Кроме того, люблю стадион «Карасай», где можно посмотреть на игру футболистов. Я не только в молодости увлекался этим видом спорта, но и в зрелые годы. Состою в федерации футбола и посещаю каждую игру с большим удовольствием.
По общественной работе бываю в областном и городском Советах ветеранов, а также у энергетиков, где возглавляю ветеранскую организацию. Это и есть мои любимые места работы и отдыха.
- Как вы думаете, что является главной достопримечательностью Петропавловска?
- Не могу назвать что-то одно, так как достопримечательностей у нас много. Важно, что в городе очень хорошо отражены исторические события. Это памятники Карасаю и Агынтаю батырам, Абылай-хану, Насте Прокопичевой, погибшей в пятом логу от рук белогвардейцев, стела Независимости и много других. Если посетить эти памятники, то можно увидеть историческое прошлое города. Наши заводы также являются своеобразными памятниками Великой Отечественной войне, так как они в те годы имели оборонное значение. Каждое здание, построенное в наше время, можно считать достопримечательностью города. Я их уже называл.
Безусловно, радуют памятники культуры: Абаю и Пушкину, Магжану Жумабаеву, Сабиту Муканову. Украшают город и малые архитектурные формы, которые появились в последнее время. Возведены красивые многоэтажные жилые дома, торговые комплексы, аквапарк. Это тоже достопримечательности, благодаря которым Петропавловск стал современным красивым городом, не уступающим другим казахстанским городам. Я бы даже назвал его Астаной в миниатюре.
- Как вы считаете, достаточно ли в Петропавловске зелени и цветов?
- Цветов много не бывает. В наше время проводились конкурсы между городами Урала и Сибири по количеству посаженных на улицах цветов. Первое место занял Омск, где было высажено 5 миллионов цветов. Тогда и в Петропавловске было очень много цветников. Целые площади около всех заводов были украшены разноцветьем и разнотравьем. Цветы садили даже на кольцевых разворотах транспорта. Много было посажено и деревьев. Неплохо было бы возродить традиции конкурсов. «Лучший город KZ», к примеру, расширить, посостязаться не только в певческих и артистических талантах, но и в экологических, экономических, эстетических направлениях.
- Что бы вы изменили или дополнили в облике областного центра?
- Много ущерба городу принес период перестройки. Там, где когда-то планировалось построить 16-этажные жилые дома, а это на въездах в Петропавловск, появились коттеджи. На месте предполагаемых объектов соцкультбыта и спорта мы видим автозаправочные станции, мойки машин и другие частные постройки. Это не могло не навредить облику города. Кстати, Ледовый дворец был уже построен, но его отдали под ресторан, и Дворец спорта в районе стадиона «Карасай», по генеральному плану, должен был появиться уже давно, там и место было подготовлено. Сейчас Ледовый дворец проектируют в районе завода МЛД. А какой ущерб нанесен дорогам! Они пострадали больше всего.
Я уже говорил о городском парке культуры и отдыха. Но наряду с достоинствами там есть и недостатки. На каждом шагу понаставили шашлычных, ларьков с разными сладостями и торговых точек с детскими радостями.
Появился, я бы сказал, коммерческий крен, который навредил архитектуре областного центра. Об эстетике сейчас, похоже, думают в последнюю очередь.
Не могу умолчать о том, что экологически чистый транспорт - троллейбусы - исчезли с городских улиц. Мне от этого очень грустно. Мы когда-то старались увеличивать количество таких машин, вводили новые маршруты. Петропавловск, кстати, первый город в Казахстане, где появились троллейбусы. Весь мир стремится перейти на экологически чистые виды транспорта, а мы разрушили то, что у же было много лет. Долго не верилось, что троллейбусов больше не будет, и вот теперь это уже печальная реальность.
Кроме того, хотелось бы вернуть все фонтаны, которые были в городе до перестройки. Возле драмтеатра, городского акимата, около заводов и в других местах. Насколько свежее было на улицах в летнюю жару!
- Любой город славится не только внешним обликом, но и людьми. А может быть, ими в первую очередь. Каково ваше мнение о современных горожанах?
- Наш город можно назвать особенным, потому что немалая часть жителей - пенсионеры, а это порядка 50 тысяч. Эта категория горожан заслуживает особого внимания, о чем заботятся городской и областной Советы ветеранов. Пожилые люди любят родной город, ухаживают за ним. Если назначен городской субботник, нередко первыми, а то и единственными приходят пенсионеры. Они стараются вникать в проблемы города и отстаивать свою точку зрения.
Но поскольку мы живем в эпоху рыночной экономики, нужно сказать добрые слова и о людях новой формации - предпринимателях, которые идут в ногу со временем и поднимают промышленный и экономический потенциал Петропавловска, области и республики в целом. Это люди, безусловно, грамотные, трудолюбивые, предприимчивые, дальновидные. Они обеспечивают горожан всем необходимым: продуктами питания, одеждой, обувью, культурным досугом. Благодаря им появились новые рабочие места. Конечно, в условиях жесткой конкуренции выживают сильнейшие, поэтому и качества характера, и взгляды, и духовный потенциал предпринимателей и бизнесменов не могут не измениться. С этим приходится считаться, хотя не хотелось бы забывать и о человеческом факторе.
- Что ценного из опыта прошлых лет можно взять на вооружение в наше время?
- Были совсем другие времена: сейчас вместо плановой экономики пришли рыночные отношения. Изменились люди, их взгляды, ценности, духовный мир. Тем не менее много полезногоможно было бы взять на вооружение. Это, конечно, касается не только Петропавловска, а республики в целом.
Я считаю, что прежде всего не хватает солидной детской организации, какой была пионерская, а у малышей октябрятская организация. У нас есть «Жас отан», но он объединяет более старшее поколение юношей и девушек. А воспитывать чувство казахстанского патриотизма, ответственности и других замечательных человеческих качеств необходимо с самых малых лет. Одним школам это не под силу.
Очень тесной была связь профильных учебных заведений и организаций. Заканчивая техникумы и институты, мы знали заранее, куда поедем работать, чем будем заниматься и где жить. Сейчас такие связи зачастую потеряны, поэтому не все выпускники работают по специальности, а кто-то и вовсе не может найти работу, имея диплом о высшем образовании.
- Поговорим о ближайших перспективах. Каким вы видите или хотите видеть родной город, скажем, через 10 лет?
- Больших изменений за такой короткий срок, я думаю, не произойдет, но все-таки перемены будут. Украсит город и станет его еще одной достопримечательностью Ледовый дворец. Отремонтируют стадионы, как намечено по плану. Очень хочу видеть сильные спортивные команды, для этого уже будут созданы все условия. Продолжится строительство многоэтажного жилья. Красивые здания, которые уже стоят на ул. Жамбыла, будут и в других районах Петропавловска. Восстанавливается завод панельного домостроения, значит будут возводиться и обычные, недорогие 5-6-этажные жилые дома. А старые 4-5-этажки планируется капитально отремонтировать. Безусловно, лучше будут выглядеть дороги и тротуары.
Все эти перемены позволят областному центру и дальше процветать.
- Спасибо за содержательную беседу. Ваши пожелания горожанам накануне Дня Петропавловска.
- Всем желаю быть уверенными в завтрашнем дне и спокойными за свое будущее, так как Казахстан - одно из стабильнейших государств мира. Молодым я желаю брать пример со старшего поколения. Так же, как они, любить город, стараться сделать его еще уютней и красивее и беречь то, что есть.
Беседовала Валентина ГВОЗДЕВА
БЕРЕГИСЬ ВЕЛОСИПЕДА!
- Дата публикации 03.07.2014 04:35
- Категория: Общество
В силу профессии мне приходится много времени проводить в беге и спешке. В связи с чем редко смотришь по сторонам, а надо бы! Велосипедисты порой вылетают прямо из-за угла или из-за спины весьма неожиданно: звоночка-то нет! А у пешеходов - только волосы дыбом то ли от ветра, возникшего от движения велосипеда, то ли просто от столь бесцеремонного поведения самого велосипедиста.
Немного о личном
К слову, недавно я сам столкнулся с похожей ситуацией. Проходя мимо одного из рынков города, где всегда много людей, я чуть не попал под колеса велосипеда, водитель которого мчался без звонка или иного звукового сигнала. Быть сбитым велосипедом - это может со стороны и кому-то казаться весельем, но, на самом деле, то еще «удовольствие». Но ладно я молод, успел увернуться. А если бы на месте оказался кто-нибудь менее расторопный, например, женщина с тяжелыми сумками? Травм тогда бы избежать не удалось.
А есть еще и скутеры, которые без зазрения совести катаются прямо по главной улице нашего города - Конституции Казахстана… Где людям-то ходить?!
Конечно, так уж повелось, что водители критикуют пешеходов, пешеходы - водителей, а велосипедистам достается как от первых, так и от вторых. Но дело здесь не во взаимоотношениях, а в соблюдении правил дорожного движения всеми его участниками. Ведь, как показал мой личный опыт, велосипедисты тоже мало знают о ПДД, либо имеют о них весьма искаженное представление. Для любителей погонять на велосипеде - информация ниже.
Движение - жизнь!
Согласно правилам дорожного движения Республики Казахстан о дополнительных требованиях к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок и прогону животных, говорится следующее:
24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.
24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м.
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Вместо заключения…
…Скажу, что ПДД - это не просто книжка с картинками. «Это документ, между прочим!», как говорил один известный киноперсонаж. Словом, от соблюдения данных правил зависит наша с вами безопасность движения. Кем бы мы ни были: пешеходами, велосипедистами или автолюбителями.
Павел РОЩУПКИН