ЕЗДИТЬ И ЛЕТАТЬ НЕ СТРАШАСЬ

Как сделать общественный транспорт безопасным? Отчего в Казахстане все чаще стали сходить с рельсов поезда и падать самолеты? Говорит ли это о несовершенстве казахстанского законодательства в области обеспечения безопасности на транспорте и как обстоят дела в этом направлении у наших соседей? Ответы на эти и другие вопросы пытались найти представители сразу нескольких стран на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности на транспорте», прошедшей в Астане на прошлой неделе.

Безопасность - общее дело

Участие в первой международной конференции, организатором которой выступила генеральная прокуратура совместно с главной транспортной прокуратурой Казахстана, Министерством транспорта и коммуникаций, КНБ, МВД и центром ОБСЕ в Астане. Представители четырех стран - Казахстана, России, Белоруссии и Украины - пытались совместно найти пути решения этой проблемы, высказывали свое мнение и делились уже наработанным опытом.

Открывая конференцию, заместитель генерального прокурора РК Жакип Асанов отметил, что в свое время наши страны были звеньями одного народно-хозяйственного комплекса, и в настоящее время мы наблюдаем усиление их кооперации. Наиболее сильны вопросы интегрирования в таких сферах, как ракетно-космическая, химическая, нефтегазодобывающая и перерабатывающая промышленности, военно-промышленный, топливно-энергетический, агропромышленный, научный комплексы. «За всеми этими системами стоит мощный связующий фактор - это транспортные комплексы наших стран. С каждым годом увеличиваются объемы грузоперевозок и пассажиропоток, но для нас особым приоритетом было и остается обеспечение безопасности на транспорте, предотвращение вреда здоровью и жизни людей. Несмотря на принимаемые меры, ситуация в этой сфере достаточно сложная», - подчеркнул Ж. Асанов.

Эффективной работы участникам форума пожелала и глава центра ОБСЕ в Астане Наталья Зарудна, подчеркнув, что тема конференции актуальна для всех стран ОБСЕ: «В связи с ростом транзита между Европой и Азией сегодня на первый план выходят вопросы либерализации торговли, устранения торговых барьеров и обеспечения ускоренного перемещения товаров в соответствии с международными стандартами».

С приветственным словом на открытии конференции также выступил вице-министр транспорта и коммуникаций РК Азат Бектуров, представитель генеральной прокуратуры РФ Юрий Городков, заведующий кафедрой Донецкого юридического института МВД Украины Николай Шелухин, замдиректора Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета Владимир Мороз.

Затем пленарное заседание открыл главный транспортный прокурор РК Ибрай Тлеугалеев. В своем выступлении он говорил о несовершенстве казахстанского законодательства в области обеспечения безопасности на транспорте: «Серьезным барьером для обеспечения транспортной безопасности является несовершенство нормативной правовой базы: значительный круг правоотношений регулируется актами самих перевозчиков». Главный транспортный прокурор отметил, что только в июле текущего года были внесены изменения по вопросам обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры, еще предстоит большая работа по разработке соответствующих подзаконных актов. А потому на сегодняшний день эти объекты остаются еще не совсем защищенными.

«Ту-тук, ту-тук, колеса бьются»

По словам И. Тлеугалеева, больше всего нареканий вызывает железнодорожный транспорт. Системной проблемой в этой области является эксплуатация изношенного подвижного состава, его некачественный и несвоевременный ремонт, ненадлежащее проведение технических осмотров, неисполнение требований обязательной государственной регистрации транспортных средств, неудовлетворительное техническое состояние железнодорожных путей и других их сооружений, незащищенность объектов транспорта от актов незаконного вмешательства и отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регулирующей эти вопросы. «Состояние безопасности на железнодорожном транспорте вызывает особую тревогу. К каким последствиям может привести несоблюдение правил безопасности на железнодорожном транспорте, наглядно демонстрирует нам факт крушения пассажирского поезда в Испании в прошлом году, в результате которого погибли 78 человек и 143 были ранены», - напомнил главный транспортный прокурор РК. Достаточно проблем и на нашей железной дороге, о чем наглядно свидетельствует статистика.

Согласно приведенным прокурором данным, на сети железнодорожных дорог Казахстана в 2012 году допущено 670 нарушений правил безопасности, в том числе одно крушение и 189 фактов брака в работе. За восемь же месяцев текущего года уже допущено 451 нарушение безопасности движения поездов, из которых два крушения, две аварии, 122 факта брака в работе. За последние три года по актам прокурорского надзора приостановлена эксплуатация около 3 тысяч единиц подвижного состава, на отдельных площадках магистральной сети ограничена максимальная скорость движения.

Ибрай Тлеугалеев высказал особую обеспокоенность относительно увеличения количества аварий, связанных с изломом боковых рам тележек грузовых вагонов. «Только на сети железных дорог Казахстана за 2011-13 гг. по этой причине допущено 36 сходов грузового подвижного состава. Эти факты требуют от нас скоординированных усилий для повышения качества продукции, используемой на сети железных дорог стран СНГ, унификации законодательства о техническом регулировании наших стран в целях недопущения ввоза и использования некачественной и контрабандной продукции», - считает он.

«Первым делом, первым делом - самолеты»

Не меньше проблем и в сфере гражданской авиации. «Ситуация с обеспечением безопасности полетов, к сожалению, ухудшается. Об этом свидетельствуют авиакатастрофы с казахстанскими воздушными судами  в конце прошлого и начале текущего года. В целом наблюдается существенный рост количества авиасобытий - с 34 в 2011 году до 44 в 2012-м. Только в первом квартале текущего года произошло 8 авиасобытий, четыре из них - с судами типа «CRJ-200», одно из которых - крушение», - сообщил И. Тлеугалеев.

В нашей памяти еще свеж факт, когда 29 января текущего года вблизи аэропорта г. Алматы потерпело крушение воздушное судно «CRJ-200» авиакомпании «Скат», выполнявшее рейс «Кокшетау - Алматы». Никто из 21 человека, находившегося на борту самолета, не выжил. Мы знаем, что такие трагические случаи масштабного характера не обошли и Украину, когда в феврале текущего года самолет компании «Южная авиалиния», совершая аварийную посадку под Донецком, загорелся и, перевернувшись, разломился на части. Подобные авиакатастрофы имели место и в России. Системные проблемы в области гражданской авиации в Казахстане накапливались годами, решить их в одночасье вряд ли получится.

В то же время, отметил в своем выступлении главный транспортный прокурор, есть проблемы, которые лежат на поверхности, и их нужно решать незамедлительно. Во-первых, это отсутствие должного государственного контроля за соблюдением правил эксплуатации воздушных судов, требований национального законодательства и международных стандартов безопасности полетов. Во-вторых, несовершенство действующего законодательства, в-третьих, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие современных центров подготовки, в-четвертых, износ инфраструктуры большинства аэропортов.

Главный транспортный прокурор страны подчеркнул, что сегодня Министерством транспортной коммуникации Казахстана совместно с международной организацией гражданской авиацией ИКАО проводится большая работа по ресертификации авиакомпаний.

Напомнил он и о том, что статистика последних лет показывает, что большинство террористических актов совершено именно на транспорте, так как эти объекты наиболее уязвимы в этом отношении. Казахстану интересен опыт Российской Федерации по реализации комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте.

Представители Генеральной прокуратуры РФ  тоже обозначили в своих выступлениях актуальные вопросы организации прокурорского надзора, правоприменительной практики, а также пути решения проблем, возникающих в ходе реализации надзорных мероприятий. По результатам представленных всеми участниками конференции предложений  будут подготовлены рекомендации,  направленные на повышение эффективности сотрудничества органов и учреждений прокуратуры соседних государств.

Сагынгуль САКЕНОВА

ПЬЯНЫЙ ВОДИТЕЛЬ ПОНЕС НАКАЗАНИЕ

В Петропавловском городском суде завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении водителя, совершившего наезд на пешехода по ул. Я. Гашека 13 апреля текущего года и скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия. Избежать наказания преступнику не удалось, суд приговорил А. Богданова к трем годам лишения свободы в колонии общего режима.

Напомним: ДТП произошло около 22 часов в районе ТЭЦ по ул. Я. Гашека. В тот злополучный вечер 27-летний А. Богданов, работавший помощником заведующего складом ИП Силантьева, вместе со знакомыми распивал алкогольные напитки. Приняв изрядную дозу горячительного, он решил прокатить друзей до сауны. В ту роковую минуту на их пути и оказался 30-летний В. Андрющенко. После совершенного дорожно-транспортного происшествия Богданов скрылся с места ДТП.  Как показала экспертиза, потерпевший скончался на месте от полученных травмы головы, перелома свода черепа, ушиба головного мозга, кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой и др.

«Говоря об общественной значимости преступления, предусмотренного ст. 296 ч. 2, 297 УК РК, совершенного Богдановым, необходимо сказать, что в связи с его преступными действиями потерпевшему Андрющенко причинен тяжкий вред здоровью, в результате которого последний скончался на месте. Оставляя умирать сбитого автомобилем  человека, не оказывая ему никакой медицинской помощи, не вызывая «скорую помощь», Богданов покидает место происшествия, тем самым лишая Андрющенко последнего шанса на сохранение жизни, поскольку нельзя исключить вероятность того, что своевременно оказанная медицинская помощь могла спасти ему жизнь», - заключил прокурор.

Нужно ли говорить о том, что пьяный водитель не просто лишил жизни человека, но и отнял у семьи кормильца. У погибшего пешехода осталась жена, маленький ребенок, сестра и престарелый отец, который находился на его попечении.

Как во время судебных заседаний, так и во время следствия подсудимый свою вину не отрицал. Однако настаивал на том, что не видел движущегося в попутном направлении пешехода и, следовательно, не мог предпринять каких-либо мер для оказания ему первой помощи. «Слепыми» оказались и его пассажиры…  

Желая уклониться от ответственности, после совершения ДТП Богданов вернулся на территорию ТОО «Гедеон», загнал автомобиль в склад и закидал его тюками. Три дня потребовалось полицейским, чтобы найти сбежавшего водителя. По обнаруженным фрагментам от фар и поворотов полицейским удалось выяснить, что они принадлежат автомобилю марки «ВАЗ-2106». Им бы, наверное, пришлось проверять более 250 таких автомобилей, если бы на третий день после ДТП в дежурную часть не поступил звонок. Звонивший человек сообщил, что поврежденное авто найдено на одном из складов стройбазы ТОО «Гедеон», а уже через некоторое время удалось найти и самого водителя.

Родственники потерпевшего настаивали на четырехлетнем сроке лишения свободы с лишением права управлять автомобилем на три года, а вот сторона защиты и вовсе требовала прекратить уголовное дело якобы за недоказанностью вины подсудимого, уверяя суд, что на Богданова оказывалось влияние со стороны оперативных сотрудников. Последние, по словам защитника, якобы под действием угроз и применения физической силы склонили Богданова дать продиктованные ими показания, следствие было проведено с грубейшими нарушениями…

Учтя все обстоятельства по делу, суд никого освобождать от ответственности не стал. Судья Г. Жанаков признал подсудимого виновным в данном преступлении, назначив ему три года в колонии общего режима.

Сагынгуль САКЕНОВА

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.