ЕЗДИТЬ И ЛЕТАТЬ НЕ СТРАШАСЬ
- Подробности
- Дата публикации 19.09.2013 06:23
- Категория: Правопорядок
Как сделать общественный транспорт безопасным? Отчего в Казахстане все чаще стали сходить с рельсов поезда и падать самолеты? Говорит ли это о несовершенстве казахстанского законодательства в области обеспечения безопасности на транспорте и как обстоят дела в этом направлении у наших соседей? Ответы на эти и другие вопросы пытались найти представители сразу нескольких стран на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности на транспорте», прошедшей в Астане на прошлой неделе.
Безопасность - общее дело
Участие в первой международной конференции, организатором которой выступила генеральная прокуратура совместно с главной транспортной прокуратурой Казахстана, Министерством транспорта и коммуникаций, КНБ, МВД и центром ОБСЕ в Астане. Представители четырех стран - Казахстана, России, Белоруссии и Украины - пытались совместно найти пути решения этой проблемы, высказывали свое мнение и делились уже наработанным опытом.
Открывая конференцию, заместитель генерального прокурора РК Жакип Асанов отметил, что в свое время наши страны были звеньями одного народно-хозяйственного комплекса, и в настоящее время мы наблюдаем усиление их кооперации. Наиболее сильны вопросы интегрирования в таких сферах, как ракетно-космическая, химическая, нефтегазодобывающая и перерабатывающая промышленности, военно-промышленный, топливно-энергетический, агропромышленный, научный комплексы. «За всеми этими системами стоит мощный связующий фактор - это транспортные комплексы наших стран. С каждым годом увеличиваются объемы грузоперевозок и пассажиропоток, но для нас особым приоритетом было и остается обеспечение безопасности на транспорте, предотвращение вреда здоровью и жизни людей. Несмотря на принимаемые меры, ситуация в этой сфере достаточно сложная», - подчеркнул Ж. Асанов.
Эффективной работы участникам форума пожелала и глава центра ОБСЕ в Астане Наталья Зарудна, подчеркнув, что тема конференции актуальна для всех стран ОБСЕ: «В связи с ростом транзита между Европой и Азией сегодня на первый план выходят вопросы либерализации торговли, устранения торговых барьеров и обеспечения ускоренного перемещения товаров в соответствии с международными стандартами».
С приветственным словом на открытии конференции также выступил вице-министр транспорта и коммуникаций РК Азат Бектуров, представитель генеральной прокуратуры РФ Юрий Городков, заведующий кафедрой Донецкого юридического института МВД Украины Николай Шелухин, замдиректора Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета Владимир Мороз.
Затем пленарное заседание открыл главный транспортный прокурор РК Ибрай Тлеугалеев. В своем выступлении он говорил о несовершенстве казахстанского законодательства в области обеспечения безопасности на транспорте: «Серьезным барьером для обеспечения транспортной безопасности является несовершенство нормативной правовой базы: значительный круг правоотношений регулируется актами самих перевозчиков». Главный транспортный прокурор отметил, что только в июле текущего года были внесены изменения по вопросам обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры, еще предстоит большая работа по разработке соответствующих подзаконных актов. А потому на сегодняшний день эти объекты остаются еще не совсем защищенными.
«Ту-тук, ту-тук, колеса бьются»
По словам И. Тлеугалеева, больше всего нареканий вызывает железнодорожный транспорт. Системной проблемой в этой области является эксплуатация изношенного подвижного состава, его некачественный и несвоевременный ремонт, ненадлежащее проведение технических осмотров, неисполнение требований обязательной государственной регистрации транспортных средств, неудовлетворительное техническое состояние железнодорожных путей и других их сооружений, незащищенность объектов транспорта от актов незаконного вмешательства и отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регулирующей эти вопросы. «Состояние безопасности на железнодорожном транспорте вызывает особую тревогу. К каким последствиям может привести несоблюдение правил безопасности на железнодорожном транспорте, наглядно демонстрирует нам факт крушения пассажирского поезда в Испании в прошлом году, в результате которого погибли 78 человек и 143 были ранены», - напомнил главный транспортный прокурор РК. Достаточно проблем и на нашей железной дороге, о чем наглядно свидетельствует статистика.
Согласно приведенным прокурором данным, на сети железнодорожных дорог Казахстана в 2012 году допущено 670 нарушений правил безопасности, в том числе одно крушение и 189 фактов брака в работе. За восемь же месяцев текущего года уже допущено 451 нарушение безопасности движения поездов, из которых два крушения, две аварии, 122 факта брака в работе. За последние три года по актам прокурорского надзора приостановлена эксплуатация около 3 тысяч единиц подвижного состава, на отдельных площадках магистральной сети ограничена максимальная скорость движения.
Ибрай Тлеугалеев высказал особую обеспокоенность относительно увеличения количества аварий, связанных с изломом боковых рам тележек грузовых вагонов. «Только на сети железных дорог Казахстана за 2011-13 гг. по этой причине допущено 36 сходов грузового подвижного состава. Эти факты требуют от нас скоординированных усилий для повышения качества продукции, используемой на сети железных дорог стран СНГ, унификации законодательства о техническом регулировании наших стран в целях недопущения ввоза и использования некачественной и контрабандной продукции», - считает он.
«Первым делом, первым делом - самолеты»
Не меньше проблем и в сфере гражданской авиации. «Ситуация с обеспечением безопасности полетов, к сожалению, ухудшается. Об этом свидетельствуют авиакатастрофы с казахстанскими воздушными судами в конце прошлого и начале текущего года. В целом наблюдается существенный рост количества авиасобытий - с 34 в 2011 году до 44 в 2012-м. Только в первом квартале текущего года произошло 8 авиасобытий, четыре из них - с судами типа «CRJ-200», одно из которых - крушение», - сообщил И. Тлеугалеев.
В нашей памяти еще свеж факт, когда 29 января текущего года вблизи аэропорта г. Алматы потерпело крушение воздушное судно «CRJ-200» авиакомпании «Скат», выполнявшее рейс «Кокшетау - Алматы». Никто из 21 человека, находившегося на борту самолета, не выжил. Мы знаем, что такие трагические случаи масштабного характера не обошли и Украину, когда в феврале текущего года самолет компании «Южная авиалиния», совершая аварийную посадку под Донецком, загорелся и, перевернувшись, разломился на части. Подобные авиакатастрофы имели место и в России. Системные проблемы в области гражданской авиации в Казахстане накапливались годами, решить их в одночасье вряд ли получится.
В то же время, отметил в своем выступлении главный транспортный прокурор, есть проблемы, которые лежат на поверхности, и их нужно решать незамедлительно. Во-первых, это отсутствие должного государственного контроля за соблюдением правил эксплуатации воздушных судов, требований национального законодательства и международных стандартов безопасности полетов. Во-вторых, несовершенство действующего законодательства, в-третьих, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие современных центров подготовки, в-четвертых, износ инфраструктуры большинства аэропортов.
Главный транспортный прокурор страны подчеркнул, что сегодня Министерством транспортной коммуникации Казахстана совместно с международной организацией гражданской авиацией ИКАО проводится большая работа по ресертификации авиакомпаний.
Напомнил он и о том, что статистика последних лет показывает, что большинство террористических актов совершено именно на транспорте, так как эти объекты наиболее уязвимы в этом отношении. Казахстану интересен опыт Российской Федерации по реализации комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте.
Представители Генеральной прокуратуры РФ тоже обозначили в своих выступлениях актуальные вопросы организации прокурорского надзора, правоприменительной практики, а также пути решения проблем, возникающих в ходе реализации надзорных мероприятий. По результатам представленных всеми участниками конференции предложений будут подготовлены рекомендации, направленные на повышение эффективности сотрудничества органов и учреждений прокуратуры соседних государств.
Сагынгуль САКЕНОВА