МУЗЫКА ОТКРЫВАЕТ ВСЕ КРАСКИ МИРА
- Дата публикации 26.03.2013 06:15
- Категория: Культура
- Просмотров: 3019
Прошлым летом многие петропавловцы и гости города, гулявшие по улице Конституции Казахстана, не раз видели парня, играющего на гитаре. Достаточно редкая картина для нашего города сразу привлекала внимание. Кто-то присаживался на скамью, чтобы послушать, кто-то проходил мимо, спеша по своим делам, кто-то удивлялся - зачем ему все это нужно, ведь так денег толком и не заработаешь. Но не всегда счастье измеряется деньгами: на них не купить того ощущения душевной гармонии, которое музыканту дарит хорошая музыка, поэту - удачно подобранная рифма, художнику - искусно воплощенная на холсте идея, актеру - блестяще сыгранная роль… Какие эмоции переполняют душу гитариста Евгения Ходаковского, вынесшего свою музыку на улицу, сегодня он расскажет нам сам.
Первая попытка что-то сыграть произошла в его жизни лет в семь - маленький Женя увидел пианино, попробовал нажать на несколько клавиш. Это занятие ему настолько понравилось, что он тут же подобрал какую-то простую мелодию. Музыкальный слух достался ему по наследству от родителей: отец играл на бас-гитаре в ансамбле, а мама неплохо пела.
Впрочем, в школе его музыкальные таланты не нашли применения. Песни, которые разучивались на уроках, Евгению не нравились, а учитель пения был гармонистом и не оценил интереса своего ученика к пианино. И только в пятнадцать лет, познакомившись с барабанщиком Александром Авдеевым, он узнал о таких музыкальных направлениях, как metal, hard rock, которые ему очень понравились. «Тогда я понял, что такое музыка, что это - целый мир. Потом я услышал серию romantic collection, мне стали нравиться более спокойные мелодии», - вспоминает гитарист.
Играть на гитаре Евгений начал в 18 лет, сразу же стал настраивать ее, научился у парней во дворе первым аккордам и удивил своих наставников тем, как быстро стал осваивать довольно сложные композиции. Абсолютно не зная нот, лишь запоминая мелодию и движения пальцев другого гитариста, он уже играл сонаты. Позже, благодаря авторитетнейшему петропавловскому музыканту Владимиру Омельяненко, пришло увлечение джазовой музыкой.
Играл Евгений не просто каждый день - он проводил с гитарой по 8-12 часов в сутки, забывая есть и спать. Все это терпела и поощряла бабушка Лидия Никифоровна, за что музыкант очень ей благодарен.
Когда гитаристу потребовались средства для самостоятельной жизни, он отправился на улицу Конституции Казахстана, где тогда играл Александр Ромазанов, и попросил разрешения играть вместе. Познакомившись с возможностями Евгения, Сан Саныч разрешил ему присоединиться.
В двадцать лет Евгений впервые поехал в Санкт-Петербург, где и провел большую часть сознательной жизни. В культурной столице России он брал уроки у гитаристов-виртуозов Александра Старостенко, Виктора Матвеева.
«Когда я услышал, как играет Виктор Матвеев, я сразу подумал, что это композиция, которая была придумана раньше. А он сказал, что это были просто его мысли в тот момент. И тогда я понял, что можно «мыслить» инструментом, передавая свои эмоции. Сейчас мне кажется, что это просто, а тогда было настоящим открытием», - вспоминает Евгений.
Удивительно, но в городе, где художники и музыканты на улицах, - явление всем привычное и давно ни для кого не удивительное, он так и не решился выйти с гитарой на Невский проспект. Возможно, это могло стать началом карьеры, ведь кто знает, какие пешеходы могли пройти мимо… Но молодой гитарист почему-то не захотел идти на улицу, предпочитая работать грузчиком. Потом, признается, не раз об этом пожалел... И только в Петропавловске он снова вышел на улицу.
Отношение к музыканту у прохожих неоднозначное. Чаще всего - равнодушное. «Но это не свойство только наших горожан. Сейчас равнодушие - это стиль планеты Земля. Порой лучше высказать негативную оценку, чем просто пройти мимо. А равнодушие страшнее всего. Равнодушие и недоверие людей друг к другу. Поражает и отношение к творческим людям. Как правило, если человек связал свою жизнь с творчеством, музыкой, актерским мастерством, то он 99 % своего времени, так или иначе, отдает этому: репетициям, общению с коллегами, получению нового опыта. И ему просто некогда заниматься устройством своей жизни. Конечно, есть те, кто ухитряется совмещать развитие своего таланта с бизнесом, но возьмем, к примеру, Владимира Высоцкого, Адриано Челентано, другие известные имена - все они если и зарабатывали, то только своим творчеством. Однако часто приходится сталкиваться со странным мнением, что творческие люди должны быть рады уже тому, что на них обращают внимание, что их слушают», - рассказывает гитарист.
Евгений играет и на других инструментах. По отзывам знакомых музыкантов, из него получился бы хороший бас-гитарист, но пока этот инструмент он берет в руки реже обычной гитары. Также он играет на фортепиано, может исполнить что-то несложное на барабанах, а во снах он видит себя саксофонистом.
Гитарист до сих пор неохотно обращается к нотам, предпочитая играть на слух. «Благодаря этому слух развивается, я стал слышать такие вещи, которых не замечал раньше. Думаю, что со временем он разовьется настолько, что я смогу услышать не только каждый инструмент в оркестре, но и создавать музыку для них. Но для меня будет непросто записать все эти партии с помощью нот», - говорит он.
Но музыка для оркестра - это еще где-то впереди, а сейчас у Евгения другие заботы - репетиции его ансамбля, созданного в прошлом году.
Во время очередного выступления Евгения на главной улице Петропавловска к нему подошел мужчина, который предложил поддержку: студию для репетиций и сцену для выступлений. Спонсоры помогли купить хорошие инструменты, постепенно сложился ансамбль.
Владимир Маматов, барабанщик ансамбля Евгения Ходаковского, в прошлом играл в коллективе музыкантов на городской танцевальной площадке. Со временем профессию пришлось поменять, но, даже работая на стройке, в перерывах на обед он устраивал мини-концерты для своих коллег. Сейчас он также дает уроки игры на ударных инструментах.
С ансамблем сотрудничают бас-гитарист Евгений и гитарист Андрей Андрюшкин и другие музыканты.
В феврале ансамбль начал играть для посетителей одного из городских кафе и других желающих украсить свой праздник живой музыкой. Вместе с коллективом выступает солистка Светлана Смоленцева.
В репертуаре ансамбля - музыка многих стилей. «Мы играем только очень хорошую музыку, я бы не стал играть плохую. И если это шансон, то только в очень качественном исполнении, мы по-своему аранжируем композиции, чтобы это не было скучно, чтобы звучало благородно. Например, вместо трехзвучных аккордов берем четырехзвучные», - поясняет Евгений.
«Я не люблю играть один, а наши местные музыканты чаще всего стесняются играть на улицах. Но не бывает «уличных» и «неуличных» музыкантов. Музыка либо принимает человека в свои объятья, либо нет.
Но в этом году я надеюсь выйти на улицу вместе с ансамблем. Ведь это наш общий дом - планета Земля, почему бы не сыграть в нем?
Музыка открыла мне новые краски мира. Когда я начал играть сам, то и окружающая действительность зазвучала совершенно иначе. Раньше я воспринимал окружающий мир в черно-белых тонах, а благодаря музыке увидел другие цвета, научился находить прекрасное в людях. И теперь я должен что-то сделать для нее.
Я играю не потому, что я хочу, а потому, что не могу не играть. Для меня музыка - это способ Жить.
Я уверен, что в будущем будет много людей, которые откроют в себе таланты в музыке, танцах, других видах искусства. И это изменит их отношение к миру, поможет в развитии. Когда это будет - не знаю, может, через сто лет, а может, и через тысячу. А то равнодушие, с которым мы сталкиваемся сейчас, - это просто период болезни, кризиса. Уже сейчас людям открыты все пути развития, но не все готовы и хотят или могут идти по ним. Но все могут чувствовать, что для них хорошо и как черная энергия инь превращается в маленькую точку на белом фоне ян... Да! Время гармонии обязательно настанет», - уверен Евгений Ходаковский.
Инна КАЛИМБЕТ
"ТВОРЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ"
- Дата публикации 26.03.2013 06:11
- Категория: Разное
- Просмотров: 2681
Гости нашего весеннего «Творческого проспекта» - молодые таланты из города Петропавловска: поэт Батыр Абильмажинов и музыкант Евгений Ходаковский. Сегодня творческая страница посвящена вечной теме - любви… Любви к музыке, заставляющей играть мир новыми красками, любви к Прекрасной Даме маленькой фее, которую стоит искать и ждать, несмотря ни на что….
Батыр АБИЛЬМАЖИНОВ
***
В самом дальнем ящике стола,
Под журналов пожелтевших стопкой,
Из-под помутневшего стекла
Через годы бросишь взгляд свой робкий...
С фото старого, из жизни моей прежней,
От которой даже след простыл.
Я тогда с тобой был очень нежный,
Я тогда с тобою счастлив был...
Мы могли по лужам до рассвета,
Мы могли по крышам до утра...
А потом с ангиной сигареты,
Под гитару, ночью у костра...
Как будили нас колокола…
И прохожих удивленных лица...
В самом дальнем ящике стола
Счастье наше под стеклом пылится...
***
Я проснулся сегодня рано,
Чтобы первым встретить весну,
Улыбнуться лучам полупьяным,
Провожая на отдых луну...
Я проснулся и понял, что все же,
Несмотря на пророчества злых,
Я сумел! Протянул! Выжил! Прожил!
И остался! Остался в живых!
Провожая друзей и знакомых,
Я ругал эту зиму без зла...
Ты меня выводила из комы,
Сколько душ ты, зима, забрала...
Я запомню всех тех, кто не с нами,
И в мгновения тишины
Я молитву шепчу именами
Тех, кто не дождался весны...
***
Я искал тебя там, где тебя давно не бывает,
Где на мартовских окнах, оттаявших, плачет рассвет...
Где назло всем приметам недобрым за чашечкой чая
Мы вдвоем наблюдали парады далеких планет...
Я искал в тех краях, что давно людьми позабыты,
Позаброшены, чахнут под пылью глупых идей.
Я не верю, что здесь, где под пальмами айболиты,
Лишь за деньги с улыбкою лечат несчастных детей,
Ты живешь и под утро, смешавшись с унылой толпою,
Зябко кутаясь в стылый, проветренный серостью март,
Ты бредешь, как и все! На маршрутках спешишь за судьбою,
По дистанциям города, стоптанных буднями карт...
Я не верю в судьбу! И дни убиваю на поиск!
Я ищу тебя там, где не пишут в домах адреса!
Но вокруг только те, кто навеки душою замерзли,
Только те, кто не верит давно в чудеса...
***
Я хочу просыпаться с тобой
Ранним утром апреля
в субботу…
Чтобы лучик играл со стеной,
Замирая на дверце комода…
И стекал по подушке твоей,
По небрежно рассыпанным прядям,
Миллионом игривых лучей
Разлетаясь за это в награду…
Я хочу просыпаться с тобой,
Хотя нет… на минуту пораньше,
Чтоб шепнуть той минутке: «Постой,
Не буди, нет мгновения краше».
Чтобы миг безмятежного сна
Моей милой! Я в память! Навеки!
Но лучами стекает весна,
На твои чуть дрожащие веки…
Ты останешься вечной весной
И в холодное время года.
Я хочу просыпаться с тобой…
Ранним утром апреля… в субботу…
***
А за окнами май дождинками,
И асфальт остывает в лужах...
По проспекту в промокших ботинках
И с грустинкой, запавшей в душу,
Мимо тех, кто гуляет парами,
Мимо тех, кто к весне с улыбкою,
Под мотивы в наушниках старые,
Где гитары танцуют со скрипками,
Напевая о чем-то мысленно,
Одиноко в промокших ботинках…
А была ведь ему единственной
В прошлом мае, с другими дождинками...
ДОЛЖНИКИ ПО АЛИМЕНТАМ
- Дата публикации 26.03.2013 06:04
- Категория: Правопорядок
- Просмотров: 4073
- Брехов Виталий Александрович, 11.09.1972 г.р.
- Мухаметжанов Булат Танатаевич, 06.03.1978 г.р.
- Шадрин Александр Николаевич, 10.06.1979 г.р.
- Золотухин вячеслав Витальевич, 07.02.1968 г.р.
- Власенко Александр Николаевич, 25.10.1974 г.р.
- Аббасов Донмез Андресович, 01.01.1968 г.р.
- Айкенов Рустам Султангалиевич, 20.12.1979 г.р.
- Асильбеков марат Зинельевич, 21.11.1960 г.р.
- Айткуженов Руслан Калитанович, 13.08.1985 г.р.
- Абильмажинов Жамбулат Еслямович, 26.11.1967 г.р.
- Арефьева Надежда Владимировна, 26.02.1960 г.р.
- Ахметов Еркеш Шарипович, 17.05.1981 г.р.
- Башенов Жанбырбай Жолауович, 16.05.1968 г.р.
- Бактыбаев Марат Кабдилькаримович, 26.01.1972 г.р.
- Базиль Сергей Львович, 09.08.1963 г.р.
- Бедункевич Ольга Дулатовна, 26.09.1975 г.р.
- Богучаров Андрей Андреевич, 12.09.1975 г.р.
- Бауенов Мухит Жамалиевич, 18.04.1967г.р.
- Боскин Аскар Каиржанович, 27.09.1974 г.р.
- Баянов Алибек Каиржанович, 03.04.1986 г.р.
- Егоров Максим Александрович, 29.11.1981 г.р.
- Исин Жаматай Кабдуалиевич, 05.01.1972 г.р.
- Джамбаев Руслан Кашимбаевич, 02.12.1971 г.р.
- Дедов Евгений Дмитриевич, 14.11.1987 г.р.
- Заружко Оксана Витальевна, 16.02.1973 г.р.
- Семенищев Максим Павлович, 01.09.1983 г.р.
- Соколов Николай Юрьевич, 19.05.1979 г.р.
- Сандыбаев Марат Кабаевич, 26.12.1974 г.р.
- Кусаинов Адай Серикбаевич, 05.11.1976 г.р.
- Кушнер Николай Анатольевич, 28.01.1980 г.р.
- Канаев Сергей Николаевич, 20.11.1984 г.р.
- Кубенов Бекжан Елеманович, 22.12.1975 г.р.
- Касимов Аслан Абаевич, 28.11.1976 г.р.
- Касымов Ергали Рамазанович, 13.11.1973 г.р.
- Кочеров Михаил Александрович, 01.03.1975 г.р.
- Киряев Сергей Семенович, 15.09.1961 г.р.
- Смаилов Кайрат Каменович, 25.02.1966 г.р.
- Сазонов Вячеслав Анатольевич, 28.08.1984 г.р.
- Сапожник Евгений Анатольевич, 31.07.1976 г.р.
- Соломин Николай Викторович, 20.02.1973 г.р.
- Садвакасов Абзал Балтабаевич, 03.02.1986 г.р.
- Иваничкин Николай Петрович, 02.12.1972 г.р
- Бишель Владимир Петрович, 08.09.1979 г.р.
- Абильмажинов Жангельды Женисович, 11.03.1986 г.р.
- Вишневецкий Анатолий Анатольевич, 17.12.183 г.р.
- Шовдин Илья Сергеевич, 27.12.1981 г.р.
- Ласковый Евгений Петрович, 02.11.1972 г.р.
- Квашнин Константин Олегович, 07.03.1983 г.р.
- Грац Любовь Владимировна, 27.08.1984 г.р.
- Пчельников Евгений Геннадьевич, 22.02.1981 г.р.
- Выродов Роман васильевич, 11.05.1977 г.р.
- Жиров Андрей Александрович, 01.04.1979 г.р.
- Устьянцев Сергей Николаевич, 26.07.1976 г.р.
- Гафаров Вадим Рафаильевич, 26.09.1970 г.р.
- Глыбочко Игорь андреевич, 26.09.1974 г.р.
- Стародубцев Константин Евгеньевич, 10.10.1982 г.р.
- Ахметбеков Абзал Жанаталабович, 01.05.1981 г.р.
- Пчелкин Владимир Евгеньевич, 24.04.1970 г.р.
- Александров Владимир Владимирович, 05.03.1974 г.р.
- Абдрахманов Бакытжан Каирканович, 12.09.1967 г.р.
Список предоставили судебные исполнители Филиала «Отдел по взысканию алиментных платежей Департамента по исполнению судебных актов Северо-Казахстанской области»
ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ОБНОВЛЕНИЯ
- Дата публикации 21.03.2013 16:19
- Категория: Разное
- Просмотров: 3456
Наурыз мейрамы - один из самых древних праздников на Земле, он отмечается уже более пяти тысяч лет. Это день весны и обновления природы, мира и добра. Его отмечают в Казахстане, Иране, Афганистане, Таджикистане, Азербайджане, Грузии, Туркменистане, Узбекистане, Индии, Турции, Китае и других странах. В Казахстане Наурыз давно стал торжеством для всего народа, независимо от национальности. Так в Петропавловске каждый этнокультурный центр области готовит свое угощение к праздничному дастархану, на котором можно увидеть не только наурыз-коже, но и татарский чак-чак, русские блины, немецкую шарлотку... Любой желающий может поучаствовать в новогодних состязаниях или приобщиться к торжествам вместе с другими зрителями. Какие сюрпризы подготовили нам организаторы праздника, мы узнаем уже завтра. А об истории Наурыза и некоторых интересных традициях нашей редакции рассказал руководитель казахского культурно-просветительского центра «Urpaq» Сагиндык Салмурзин.
Сквозь тысячелетия
«Наурыз известен как праздник великого равноденствия. В представлении древних иранцев весь мир был сотворен именно в момент восхода Солнца из созвездия Овна. И в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла. Главными признаками обновления были первый весенний гром, набухание почек на ветвях, буйное прорастание зелени.
Наурыз празднуют многие народы, и его название сходно на разных языках. В переводе с персидского слово "наурыз" означает «новый день». Название месяца по-согдийски звучит "наусарыз", по-хорезмийски - "наусарджи", по-армянски - "навасарди", по-чувашски - "норас-ойахе".
Отмечаем мы его, в соответствии с астрономическим календарем, в день весеннего равноденствия. С веками история праздника обросла различной мифологией. Так, например, от одного аксакала-турка я слышал одну из таких историй. Древние тюрки были «зажаты» в Алтайских горах монголами, китайцами, маньчжурами. И тогда аксакалы решили, что нужно выплавлять мечи и пробиваться из окружения. Алтайские горы богаты железом, и воины выковали булатные семсеры, которые изрубили китайские бронзовые мечи. Так алтайские тюрки вышли в степи, и именно праздник Наурыза стал началом расселения Туранской цивилизации», - рассказывает Сагиндык Досмакович.
Тюрки, предки современных казахов, на Наурыз одевались в белые одежды, сбривали волосы. В этот день открывали и вычищали источники, родники, водоемы, колодцы. В доме обязательно должно было быть угощение белого цвета: кумыс, шубат, творог. Если не было молочного (хотя такое вряд ли было возможно у кочевников, живших за счет скотоводчества), то посуду наполняли ключевой водой.
В Казахстане первое упоминание о Наурызе связано с именем Толе би, советника хана Тауке, и относится к 1720 году. Накануне праздника, в ночь на 22 марта, казахи ждали в гости Кадыр-Ата. Канун Наурыза называют Кадыр-тун, или «ночь благословения». Люди старались в эту ночь не спать. Считалось, что, если дом чистый, а хозяева благородны душой, Кадыр-Ата благословляет дом, которому теперь будет сопутствовать благополучие.
«С 1926 года до недавнего времени Наурыз в Казахстане был запрещен как религиозный праздник. На самом деле это не так. Ведь мусульманство на территории Средней Азии и Казахстана распространилось только в VIII веке, а уже задолго до этого наши предки праздновали свой Новый год. Более того, во многих исламских странах он даже находится под запретом. Его не отмечают жители Афганистана, Ирака, Пакистана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Египта, Сирии, Марокко. В Турции праздник был под запретом до 1991 года.
После длительного перерыва Наурыз впервые праздновался в 1988 году. Я тогда жил в Москве, учился в аспирантуре. Первый Наурыз Советского Союза проходил у Московской соборной мечети, где собрались узбеки, казахи, татары, башкиры, азербайджанцы, турки - все, кто отмечает этот праздник», - вспоминает руководитель центра «Urpaq». В нашей стране официальное признание Наурыз приобрел в 1991 году 15 марта после выхода Указа Президента Казахской ССР “О народном празднике весны - Наурыз мейрамы”.
С этого времени началось широкое празднование Наурыза по всей республике. Праздник приобрел современные очертания не только в виде театрализованных представлений и богато убранных юрт, вкусно приготовленного наурыз-коже. Также в эти дни проводятся благотворительные акции, спортивные состязания.
Быстрее, искуснее, сильнее...
Традиции Наурыза с давних лет привлекали внимание историков и путешественников. Китайский путешественник Чан Чунь описывал праздник в городе Отраре: "Молодежь устраивала на улицах гуляния и, останавливаясь у каждого двора, пела жарапазан (частушки шутливого характера). Домочадцы одаривали исполнителей всевозможными сладостями, сушеными дынями, хурмой, бауырсаками, куртом, жентом, халвой. Самым искусным певцам-жарапазаншы удавалось собрать за день полные мешки подарков".
Искусное исполнение жарапазан ценится и в наши дни. Сагиндык Салмурзин с особым восторгом вспоминает, как на одном из праздников Наурыза с ними выступил американец. Волонтер из Бостона Карл Вагнер за два года выучил казахский язык и исполнил жарапазан с таким безупречным произношением, что Сагиндык Досмакович не выдержал и отдал ему все, что было в карманах, несмотря на то что времена тогда были достаточно сложные.
Но что там частушки! Марко Поло в своей "Книге путешествий" описал ряд праздничных соревнований, которые и по сей день поражают воображение. Так, на новогодних состязаниях едоков некоторые умудрялись съесть мясо двух баранов! Не меньшее впечатление произвели на итальянского путешественника и верблюжьи скачки. Иные мастера к концу соревнования загоняли по три верблюда. К этому они готовились долгое время.
Еще один практически забытый вид состязаний – борьба между мужчиной и женщиной. Участники таких поединков готовились к ним всю зиму и отличались большой силой и ловкостью. Для этих соревнований специально подбирали самых слабых мужчин и самых крепких женщин.
А особой популярностью в дни Наурыза пользовались состязания в беге, непременно босиком. Считалось, что таким образом бегуны получают от весенней земли новые силы и жизненное тепло.
«Когда я был на Наурызе в Курганской области, то с удивлением увидел еще одну традицию - хождение вокруг костра, прыжки через него. Возможно, это остатки древних обрядов, возможно, заимствование масленичных традиций. И это еще раз подчеркивает и напоминает, что у всех у нас были общие предки», - отмечает Сагиндык Салмурзин.
Но впечатляющие зрелища - это лишь часть праздника. Не менее важно подготовить угощения.
На любой вкус
Казахский народ всегда отличался щедростью дастархана. К Наурызу готовятся особенные праздничные блюда. Так, вышеупомянутый китайский путешественник Чан Чунь был изумлен крепостью отведанного на празднике кумыса, после которого не мог прийти в себя три дня. Зарубежный гость не знал, что к Новому году готовят особый кумыс - семидневку с зернами редкого степного растения. Предки казахов использовали его как лечебный и омолаживающий напиток, а мужчины после нескольких пиал долго не могли заснуть. Кроме того, к празднику загодя готовили и наурыз-коже. Число компонентов этого блюда должно быть только нечетным (семь, девять, а в особо богатых семьях даже тринадцать). Рецепт чудо-кумыса, впечатлившего китайского путешественника, нам неизвестен, но мы узнали другие секреты приготовления праздничного дастархана.
Простой рецепт наурыз-коже от вокально-фольклорного народного ансамбля «Балкадиша»:
Готовить наурыз-коже нужно непременно на медленном огне. Сначала нужно отварить мясо. Особенно вкусным и ароматным блюдо будет, если добавить в него при варке хотя бы немного «копченки». Сварившееся мясо нарезать и положить обратно. Добавить в бульон понемногу риса, пшена, перловой крупы. Когда все сварится, заправить айраном.
Рецепты десертов от культурно-просветительского центра «Urpaq».
Жент («казахский шоколад»)
Для приготовления 1 кг жента понадобится 500 г пшена, 400 г иримшика (творога), 200г сахара, 50 гр изюма, 200 гр сливочного масла. Пшено и иримшик измельчить. Полученную массу смешать с сахаром и изюмом, добавить сливочное масло и охладить до застывания. Готовый жент нарезать острым нагретым ножом.
Балкаймак
В глубокую сковороду или казан налить сметану и, помешивая, проварить ее до тех пор, пока на поверхности не образуется слой масла. При варке добавить мед или сахар. Затем в сметану всыпать муку, хорошо размешать и снова проварить 10 минут. Подавать в горячем виде.
В семье единой
«Любой праздник призван дарить хорошее настроение всем, кто рад принять в нем участие, кто искренне тянется познать и приобщиться к прекрасному и доброму. И Наурыз в нашей стране - праздник для всех, независимо от национальности. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств: открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. Исчезают куда-то озабоченность, злоба, страх - привычные маски наших будней. Кто с верой, кто с любовью к красоте, а кто с надеждой на лучшее, с оптимизмом - совершенно разные люди становятся братьями и сестрами, забывая о разделяющих их отличиях. Напротив, мы начинаем замечать, как много общего в традициях разных этносов. Возникает чувство единения душ. И это самое главное, самое ценное. Свое мастерство в эти дни покажут артисты, певцы, музыканты, будут звучать песни на разных языках. Все это свидетельствует о преемственности поколений, вечности национальных традиций, дружбы народа нашей страны. Евразийские традиции у разных этносов формировались не изолированно, имеют много общего, близки по духу и своей сути», - отмечает Сагиндык Салмурзин.
С каждым годом творческая фантазия организаторов преподносит нам новые сюрпризы. Это карнавальные шествия, спортивные состязания джигитов.
А еще в эти дни непременно проявляют милосердие к тем, кто в нем нуждается. И потому одной из примет праздника стало посещение детских домов, домов престарелых, ибо он должен коснуться каждого и привнести в душу весеннее тепло.
Инна КАЛИМБЕТ