МУЗЫКА ОТКРЫВАЕТ ВСЕ КРАСКИ МИРА
- Подробности
- Дата публикации 26.03.2013 06:15
- Категория: Культура
Прошлым летом многие петропавловцы и гости города, гулявшие по улице Конституции Казахстана, не раз видели парня, играющего на гитаре. Достаточно редкая картина для нашего города сразу привлекала внимание. Кто-то присаживался на скамью, чтобы послушать, кто-то проходил мимо, спеша по своим делам, кто-то удивлялся - зачем ему все это нужно, ведь так денег толком и не заработаешь. Но не всегда счастье измеряется деньгами: на них не купить того ощущения душевной гармонии, которое музыканту дарит хорошая музыка, поэту - удачно подобранная рифма, художнику - искусно воплощенная на холсте идея, актеру - блестяще сыгранная роль… Какие эмоции переполняют душу гитариста Евгения Ходаковского, вынесшего свою музыку на улицу, сегодня он расскажет нам сам.
Первая попытка что-то сыграть произошла в его жизни лет в семь - маленький Женя увидел пианино, попробовал нажать на несколько клавиш. Это занятие ему настолько понравилось, что он тут же подобрал какую-то простую мелодию. Музыкальный слух достался ему по наследству от родителей: отец играл на бас-гитаре в ансамбле, а мама неплохо пела.
Впрочем, в школе его музыкальные таланты не нашли применения. Песни, которые разучивались на уроках, Евгению не нравились, а учитель пения был гармонистом и не оценил интереса своего ученика к пианино. И только в пятнадцать лет, познакомившись с барабанщиком Александром Авдеевым, он узнал о таких музыкальных направлениях, как metal, hard rock, которые ему очень понравились. «Тогда я понял, что такое музыка, что это - целый мир. Потом я услышал серию romantic collection, мне стали нравиться более спокойные мелодии», - вспоминает гитарист.
Играть на гитаре Евгений начал в 18 лет, сразу же стал настраивать ее, научился у парней во дворе первым аккордам и удивил своих наставников тем, как быстро стал осваивать довольно сложные композиции. Абсолютно не зная нот, лишь запоминая мелодию и движения пальцев другого гитариста, он уже играл сонаты. Позже, благодаря авторитетнейшему петропавловскому музыканту Владимиру Омельяненко, пришло увлечение джазовой музыкой.
Играл Евгений не просто каждый день - он проводил с гитарой по 8-12 часов в сутки, забывая есть и спать. Все это терпела и поощряла бабушка Лидия Никифоровна, за что музыкант очень ей благодарен.
Когда гитаристу потребовались средства для самостоятельной жизни, он отправился на улицу Конституции Казахстана, где тогда играл Александр Ромазанов, и попросил разрешения играть вместе. Познакомившись с возможностями Евгения, Сан Саныч разрешил ему присоединиться.
В двадцать лет Евгений впервые поехал в Санкт-Петербург, где и провел большую часть сознательной жизни. В культурной столице России он брал уроки у гитаристов-виртуозов Александра Старостенко, Виктора Матвеева.
«Когда я услышал, как играет Виктор Матвеев, я сразу подумал, что это композиция, которая была придумана раньше. А он сказал, что это были просто его мысли в тот момент. И тогда я понял, что можно «мыслить» инструментом, передавая свои эмоции. Сейчас мне кажется, что это просто, а тогда было настоящим открытием», - вспоминает Евгений.
Удивительно, но в городе, где художники и музыканты на улицах, - явление всем привычное и давно ни для кого не удивительное, он так и не решился выйти с гитарой на Невский проспект. Возможно, это могло стать началом карьеры, ведь кто знает, какие пешеходы могли пройти мимо… Но молодой гитарист почему-то не захотел идти на улицу, предпочитая работать грузчиком. Потом, признается, не раз об этом пожалел... И только в Петропавловске он снова вышел на улицу.
Отношение к музыканту у прохожих неоднозначное. Чаще всего - равнодушное. «Но это не свойство только наших горожан. Сейчас равнодушие - это стиль планеты Земля. Порой лучше высказать негативную оценку, чем просто пройти мимо. А равнодушие страшнее всего. Равнодушие и недоверие людей друг к другу. Поражает и отношение к творческим людям. Как правило, если человек связал свою жизнь с творчеством, музыкой, актерским мастерством, то он 99 % своего времени, так или иначе, отдает этому: репетициям, общению с коллегами, получению нового опыта. И ему просто некогда заниматься устройством своей жизни. Конечно, есть те, кто ухитряется совмещать развитие своего таланта с бизнесом, но возьмем, к примеру, Владимира Высоцкого, Адриано Челентано, другие известные имена - все они если и зарабатывали, то только своим творчеством. Однако часто приходится сталкиваться со странным мнением, что творческие люди должны быть рады уже тому, что на них обращают внимание, что их слушают», - рассказывает гитарист.
Евгений играет и на других инструментах. По отзывам знакомых музыкантов, из него получился бы хороший бас-гитарист, но пока этот инструмент он берет в руки реже обычной гитары. Также он играет на фортепиано, может исполнить что-то несложное на барабанах, а во снах он видит себя саксофонистом.
Гитарист до сих пор неохотно обращается к нотам, предпочитая играть на слух. «Благодаря этому слух развивается, я стал слышать такие вещи, которых не замечал раньше. Думаю, что со временем он разовьется настолько, что я смогу услышать не только каждый инструмент в оркестре, но и создавать музыку для них. Но для меня будет непросто записать все эти партии с помощью нот», - говорит он.
Но музыка для оркестра - это еще где-то впереди, а сейчас у Евгения другие заботы - репетиции его ансамбля, созданного в прошлом году.
Во время очередного выступления Евгения на главной улице Петропавловска к нему подошел мужчина, который предложил поддержку: студию для репетиций и сцену для выступлений. Спонсоры помогли купить хорошие инструменты, постепенно сложился ансамбль.
Владимир Маматов, барабанщик ансамбля Евгения Ходаковского, в прошлом играл в коллективе музыкантов на городской танцевальной площадке. Со временем профессию пришлось поменять, но, даже работая на стройке, в перерывах на обед он устраивал мини-концерты для своих коллег. Сейчас он также дает уроки игры на ударных инструментах.
С ансамблем сотрудничают бас-гитарист Евгений и гитарист Андрей Андрюшкин и другие музыканты.
В феврале ансамбль начал играть для посетителей одного из городских кафе и других желающих украсить свой праздник живой музыкой. Вместе с коллективом выступает солистка Светлана Смоленцева.
В репертуаре ансамбля - музыка многих стилей. «Мы играем только очень хорошую музыку, я бы не стал играть плохую. И если это шансон, то только в очень качественном исполнении, мы по-своему аранжируем композиции, чтобы это не было скучно, чтобы звучало благородно. Например, вместо трехзвучных аккордов берем четырехзвучные», - поясняет Евгений.
«Я не люблю играть один, а наши местные музыканты чаще всего стесняются играть на улицах. Но не бывает «уличных» и «неуличных» музыкантов. Музыка либо принимает человека в свои объятья, либо нет.
Но в этом году я надеюсь выйти на улицу вместе с ансамблем. Ведь это наш общий дом - планета Земля, почему бы не сыграть в нем?
Музыка открыла мне новые краски мира. Когда я начал играть сам, то и окружающая действительность зазвучала совершенно иначе. Раньше я воспринимал окружающий мир в черно-белых тонах, а благодаря музыке увидел другие цвета, научился находить прекрасное в людях. И теперь я должен что-то сделать для нее.
Я играю не потому, что я хочу, а потому, что не могу не играть. Для меня музыка - это способ Жить.
Я уверен, что в будущем будет много людей, которые откроют в себе таланты в музыке, танцах, других видах искусства. И это изменит их отношение к миру, поможет в развитии. Когда это будет - не знаю, может, через сто лет, а может, и через тысячу. А то равнодушие, с которым мы сталкиваемся сейчас, - это просто период болезни, кризиса. Уже сейчас людям открыты все пути развития, но не все готовы и хотят или могут идти по ним. Но все могут чувствовать, что для них хорошо и как черная энергия инь превращается в маленькую точку на белом фоне ян... Да! Время гармонии обязательно настанет», - уверен Евгений Ходаковский.
Инна КАЛИМБЕТ