АНАТОЛИЙ НАРГЕЛЕНАС: "ПОКА Я ЖИВУ - Я БЕССМЕРТНЫЙ, А ЕСЛИ Я БЕССМЕРТНЫЙ - Я ВЕЧНО МОЛОДОЙ"
- Дата публикации 25.09.2014 10:52
- Категория: Культура
- Просмотров: 2500
«Мне было 5 лет. Мама впервые привела меня в театр на Новогоднюю сказку. В фойе вдоль стен стояли макеты декораций идущих спектаклей, а на стенах висели портреты работников театра. Ну об этом я узнал от мамы. Мы нашли свое место в зале и стали ждать начало спектакля. Свет стал медленно гаснуть, зал погрузился в полную темноту. Я слышал шорох открывающегося занавеса… Именно тогда я и полюбил театр. Как завороженный, смотрел на мир, который живет на сцене. Особый мир…», - делится своими воспоминаниями герой сегодняшней публикации, актер областного русского театра драмы им. Н. Погодина Анатолий Наргеленас, отметивший в этом году 60-летний юбилей.
Мне, как поклоннику театрального искусства, в частности творчества погодинцев, всегда очень интересно наблюдать за Анатолием Владимировичем на сцене. Он легко перевоплощается в разные образы. Не заметить его на сцене невозможно: высокий, статный мужчина с громким голосом и отличной дикцией. Но больше всего привлекает меня в актере Наргеленасе - это его доброта, исходящая изнутри.
«Я люблю театр!»
Родился Анатолий Наргеленас в Петропавловске в 1954 году. С детства рос любознательным мальчишкой. Рано научился читать - в возрасте 4-5 лет. В эти же годы мама впервые познакомила маленького Толю с театром, даже не предполагая, что мир Мельпомены станет для сына очень родным и таким манящим.
«В школе я страдал театром, - рассказывает наш герой. - В 12 лет даже сам пытался ставить спектакль. Со своими одноклассниками на лестничной площадке подъезда показали родителям мини-спектакль «Хитроумный горшечник». Им понравилось, а я тогда понял, что театр будет со мной, несмотря ни на что».
И Анатолий Владимирович не ошибся. Уже 39 лет он работает в сфере культуры, 15 из которых служит русскому драматическому театру им. Н. Погодина.
«Анатолий Наргеленас - крепкий актер, надежный партнер, никогда ни с кем не вступавший в конфликт. Человек «отдельный», вне групп и пристрастий, объективно, без лишних нервов оценивающий спектакли и свое место в них. Он настоящий подвижник. Ведь пришел в наш театр в довольно зрелом возрасте, до этого работал культработником. Каждый день он впитывал атмосферу театра, учился у актеров старшего поколения. Он по-настоящему любит театр. Если же говорить о его человеческих качествах, то многие коллеги отмечают его неизменную доброжелательность и еще одну удивительную черту - уникальное внимание к людям», - отмечает заведующая литературной частью театра Людмила Лошакова.
«Годунова бы сыграть!»
- Анатолий Владимирович, какое у вас актерское амплуа?
- Мне больше нравятся мелодрамы, потому что они заставляют задуматься о серьезном над смешным. Я не считаю себя универсальным актером, тем не менее задействован и в комедиях, и в драмах. Мне часто задают вопрос, какие роли мне нравятся: отрицательные или положительные. А мне все роли по душе, ведь плохих ролей не бывает. Каждая из них индивидуальна, особенна. В каждом персонаже, даже самом отрицательном, можно найти что-то положительное.
- Ваш любимый спектакль, в котором вы играли? Какая роль вам наиболее удалась?
- Мои любимые сыгранные персонажи - это Генрих Плантагенет из спектакля «Лев зимой» и Сосед из постановки «Не очень простая история».
- Роль-мечта?
- Очень хотелось бы сыграть Бориса Годунова. Дело в том, что я люблю историю - один из самых моих любимых предметов еще со школы. Поэтому, изучая историю разных периодов, я подробно ознакомился и с личностью Годунова. Он был новатором, умнейшим человеком, талантливым политиком, государственным мужем. Его трагедийный образ меня очень привлекает.
- Анатолий Владимирович, были ли у вас трудности в актерской работе, сомнения в себе, желание сменить профессию?
- Были. Когда в течение долгого времени не выходишь на сцену, то теряются профессиональные навыки, нужно все начинать практически с чистого листа. Я пришел в наш театр после длительного перерыва непосредственно актерской деятельности. Ведь я долгое время работал режиссером, худруком, организатором. Честно признаюсь, что поначалу я не мог без труда войти в тот образ, который мне давали режиссеры. Я несколько подрастерял актерские навыки. Мне пришлось заново всему переучиваться. Пришел в театр Погодина уже зрелым мужчиной, но чувствовал себя мальчишкой с улицы: без образования, опыта. Потребовалось некоторое время, чтобы адаптироваться, войти в театральный мир. Но у меня получилось. Огромная благодарность за это людям, которые мне помогали, подсказывали, проявили участие и внимание. Это дорогого стоит, когда чувствуешь поддержку своего партнера по игре.
- Какая внутренняя работа стоит над созданием актерского образа? Как вы работаете над характером своего героя?
- Многое в этом деле зависит от режиссера. Опытный режиссер всегда смотрит на актера, которому должен дать ту или иную роль, и понимает, справится ли он - или нет. Ведь режиссер - это психолог, он должен четко понимать психофизику актеров. Если все моменты учтены, то и актер без труда справится с ролью. Работа режиссера сродни делу портного. Представим, что роль - это пиджак. Если она подходит хорошо, близка тебе, как идеально скроенный пиджак, то все получится. И образ персонажа будет раскрыт очень глубоко. А вот если пиджак жмет или великоват, тогда и чувствуешь себя в нем дискомфортно. Так и с ролью, которая не совсем по душе. В каждый свой персонаж я вживаюсь, чтобы тонко понять его мировоззрение, душу. Но вживаюсь только на время. Нельзя переносить образ каждого сыгранного тобой героя в свою жизнь. Так можно и с ума сойти от раздвоения личности (смеется).
- Много ли значит для вас работа с режиссером?
- Это ключевая позиция любого актера. Режиссер и актер должны быть единомышленниками. Режиссер - король сцены, и любое его требование актер должен выполнять беспрекословно. Актер, находясь на сцене, не видит себя со стороны. Вся ответственность лежит на режиссере.
Поделиться частичкой себя
- Я знаю, что вы передаете свое мастерство, обучая молодежь актерскому мастерству и сценической речи. Расскажите об этом.
- Да, действительно. В этом году в колледже искусств у меня четвертый набор студентов. Набирают ребят на конкурсной основе. Примечательно, что все мои ребята (было 3 выпуска студентов) окончили колледж с красным дипломом. Я не ставлю студентам «тройки». Если девушка или юноша не справляются на 4 и 5, то я советую сменить профессию. Ведь никто не хочет лечиться у посредственного врача или отдать своего ребенка на воспитание и обучение преподавателю-троечнику. Так и зритель не должен смотреть на посредственного актера. Отрадно, что почти все мои воспитанники учатся в театральных вузах. Мой ученик, Азамат Абельдинов, сейчас уже сам преподает в г. Алматы и снимает фильм. На нашей сцене Азамат поставил спектакль «Эмигрант», в котором я играл. Немаловажно, что все мои выпускники обеспечены рабочими местами.
- Анатолий Владимирович, какие качества вы цените в людях, а какие не приемлете?
- Я ценю в людях доброту и верность. Могу простить злобу, жестокость, но никогда не прощаю предательства.
- В чем источник вдохновения для вас?
- В жизни. Просто я люблю людей, которые идут навстречу и улыбаются. Встретишь такого человека и невольно сам улыбнешься. Сразу хочется сделать что-то доброе и хорошее.
- Важна ли для вас реакция зрителя?
- Очень важна. Ведь отдача, идущая от зрительного зала на актера, колоссальна. Актер отдает свою энергию, но взамен получает во сто крат больше от зрителя. И если это будет положительная аура, тем легче работать. Мы подпитываемся энергетически от зрителя: от эмоций, взглядов, направленных на нас. Когда чувствуешь доброжелательность зрительного зала, приходит кураж.
- Верите ли вы в судьбу?
- Я верю в Бога. Считаю, что каждый человек сам пишет сценарий своей жизни и вправе изменить его, если этого захочет.
- Каждый человек в какой-то период своей жизни задумывается, для чего он пришел в этот мир. В чем видите смысл своей жизни?
- В своей любимой семье и профессии. У меня прекрасная супруга Ирина, которая работает художником-гримером, две замечательные дочери - Александра и Мила. Саша работает в нашем театре актрисой, а Мила - хороший парикмахер и стилист. Я счастливый дед - у меня подрастает прелестный внук Миша, который, я в этом просто уверен, будет очень талантливым. Он в свои 4 года любит танцевать и очень интересно рифмует слова. К моим 60 годам у меня есть ученики, последователи. Но я чувствую, что еще не все сделал в этом мире. Хочется еще чем-то поделиться. Стараюсь изо всех сил сделать что-то, чтобы быть полезным. Есть такая потребность. Чтобы потом самому себе сказать, что я, кажется, сделал уже все…, а может - еще и нет…
Беседовала Татьяна КРАВЧЕНКО
МУЗЫКА ОТ ДУШИ И ДЛЯ ДУШИ
- Дата публикации 25.09.2014 10:45
- Категория: Общество
- Просмотров: 2069
Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась,
Москва слезам не верила, а верила любви…
(слова Ю. Визбора, Д. Сухарева, музыка С. Никитина из кинофильма «Москва слезам не верит»)
Эти строчки из песни знакомы каждому. Бардовская песня - самобытное, неординарное музыкальное явление, которое не укладывается ни в одно определение. Жанр музыки, имеющий множество названий - авторская, туристическая, студенческая песня, но объединяет их всех одно: написание и исполнение стихов под гитару.
Само слово «бард» происходит от английского и ирландского «bard» - народный певец у древних кельтских племён. Только потом появится выражение «авторская песня», или «бардовская музыка», которая определится как песенный жанр, возникший в 1960-х годах одновременно в разных странах Европы, Латинской Америки, СССР. Отличительными особенностями направления станет совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя под гитарное сопровождение.
Музыка бардовской песни легка по содержанию и восприятию. Но главным остается то, что человек стремится не только без разбора слушать музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезность ее исполнения, написания.
У нас в городе существует свой клуб бардов ТО «Союз-Автор», который уже на протяжении 25 лет учит ребят петь и играть на гитаре.
Аида Туртаева с детства хотела научиться играть на этом инструменте. Сначала пробовала учиться сама, а после пришла в творческое объединение «Союз-Автор», где занималась у основателя клуба Надежды Ткаченко. После этого она и открыла для себя бардовскую музыку. «Просто меня стала интересовать не только игра на гитаре, но и само течение - авторская песня. Здесь у меня появились новые друзья, поменялось видение жизни. Мы учимся играть не по нотам, а просто аккомпанируем, разбираем аккорды», - рассказала Аида. Теперь девушка является руководителем клуба и уже сама обучает ребят. Здесь исполняют песни таких известных поэтов, как Юрий Визбор, Олег Митяев, Павел Фахртдинов, Алексей Вдовин, Ирина Сурина.
Как и в любом творческом объединении у бардов есть свои правила и традиции. «Главное правило - выполнять домашнее задание. Из традиций - посвящение ребят, которые отзанимались полтора года, мы проводим концерт, где они выступают. По субботам организовываем мероприятие под названием «Свечка». Собираемся нашей дружной компанией, зажигаем свечку и поем любимые песни», - поделилась Аида Туртаева, руководитель клуба «Союз-Автор».
Также для воспитанников клуба проводятся мастер-классы. Местные барды не только выезжают на фестивали и обмениваются опытом, но и приглашают в наш город знаменитых в их сфере музыкантов. Так в этом году была приглашена кантри-певица из Москвы Ирина Сурина, которая пообщалась с нашими ребятами и дала полезные советы.
Дарья ПЕШКОВА
ПОКАЖЕТ, ЧТО СКРЫТО
- Дата публикации 25.09.2014 10:42
- Категория: Разное
- Просмотров: 1890
Рак стал настоящей бедой нашего времени, которая не щадит никого: ни пожилых, ни молодых, ни богатых, ни бедных. Поражает эта страшная болезнь самые разнообразные органы человека. В их числе - желудочно-кишечный тракт.
Еще лет 20 назад процедура гастроскопии была, мягко говоря, неприятной и ограниченной в плане диагностики заболеваний. На сегодняшний день существует современная, высококачественная аппаратура, позволяющая проводить точное обследование заболеваний желудочно-кишечного тракта. Подобное оборудование экспертного класса, помогающее на ранней стадии выявлять как общетерапевтическую, так и онкологическую патологии, появилось в областном онкологическом диспансере.
Аппарат немецкого производства для обследования верхних отделов желудочно-кишечного тракта: пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки - был приобретен в диспансер в рамках скрининговой программы по улучшению качества онкологической службы.
«Оборудование оснащено такими дополнениями, как виртуальная хромоскопия, рассмотрение ямок эпителия слизистой оболочки, функция зум (увеличение), которая позволяет увидеть патологические очаги до одного миллиметра. Также аппарат может записывать и архивировать данные обследования», - отмечает врач-эндоскопист областного онкологического диспансера Евгения Иксанова.
В процессе обследования при помощи видеостойки и большого современного монитора в онлайн-режиме специалист получает необходимые сведения. Это значительно уменьшило нагрузку на специалистов, которым теперь не нужно постоянно напрягать зрение, всматриваясь в окуляр. Сама процедура безболезненная, но может сопровождаться неприятными ощущениями.
«Ощущение нехватки воздуха у пациента возникает за счет того, что исследуемый орган (пищевод) расположен рядом с трахеобронхиальным деревом. Это близкое прилежание создает ложное ощущение того, что пациенту нечем дышать. Но мы следим за этим, подсказываем. Обратившиеся хорошо переносят процедуру», - сообщает Е. Иксанова.
В заключение отметим, что пройти обследование на новом оборудовании могут пациенты, находящиеся как на амбулаторном, так и на стационарном лечении.
Павел РОЩУПКИН
НРАВСТВЕННОСТЬ - ЭТО РАЗУМ СЕРДЦА
- Дата публикации 25.09.2014 10:38
- Категория: Образование
- Просмотров: 2516
В нашем современном мире общество нуждается в нравственных качествах. Поиск истины, стремление делать добро, уважение к старшим, забота о своих близких, гражданская ответственность за основные события своей жизни, забота о своем здоровье - составляющие нашей жизни.
Как эти проблемы решаются в нашей школе? Наиболее ярким событием стало выполнение проекта «Мое поколение выбирает…» в 10 «Б» классе. В качестве результата работы ребята оформили коллаж, где они определили свое будущее, указывая на те нравственные качества, которые им помогут добиться поставленной цели.
Незабываемые впечатления остались от родительского собрания в 10 «Б» классе. Родители и дети, взаимодействуя при выполнении задания, демонстрировали единство цели, взаимопонимание, взаимовыручку, характер отношений. Свеча, как символ семейного тепла, переходя из рук в руки, духовно соединяла родителей и детей.
Неожиданным и позитивным было задание на собрании в 9 «В» классе. Надо было создать «семью» из пуговиц. Через призму игры удалось разглядеть проблемы, которые возникают в семье между родителями и детьми. Был проведен тренинг «Зеркало для родителей и выпускников», посвященный подготовке к ЕНТ.
Через психологические игры была предпринята попытка выявить страхи, сомнения, стрессы при подготовке к экзамену.
Работа, которая проводится в Первой гимназии, направлена прежде всего на воспитание нравственной личности, способной в современном мире адаптироваться, состояться, добиться успешности.
Процесс нравственного воспитания, который начался в стенах гимназии, будет продолжаться и далее, ибо, как сказал В. А. Сухомлинский, учиться на Человека надо всю жизнь.
Б. АБДУЛЬМАНОВА,
социальный педагог Первой гимназии