ДЕТИ ТИШИНЫ
- Подробности
- Дата публикации 25.09.2014 11:04
- Категория: Дети
Для ребят с нарушением слуха недоступен шум дождя, пение птиц, музыка или голос родного человека. Но, несмотря на все это, они - совершенно обычные дети, которые так же, как и все в мире, любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить и рисовать. Такие дети ничуть не хуже других, а зачастую даже и превосходят общество, выделяясь из толпы удивительным даром. Примеры тому - великие мастера искусства: Людвиг ван Бетховен, Франсиско Хосе де Гойя или Роберто Готье Прадес.
Словом, среди людей с нарушениями слуха и его полным отсутствием много ярких и талантливых людей, достойных восхищения и уважения. Отсутствие одного из органов чувств меняет весь процесс восприятия, но в то же время это позволяет им обращать внимание на мелочи, скрытые от глаз большинства обычных людей.
Однако глухие и слабослышащие, особенно, если речь идет о детях, остро нуждаются в поддержке и участии окружающих. Благо, что в этом их родителям и близким помогают различные специализированные школы, в которых ребенок, страдающий от подобного недуга, может не только получить качественное образование, но и развить свои таланты.
В преддверии Международного дня глухих, который ежегодно отмечается в последнее воскресенье сентября, мы побывали в гостях у воспитанников и педагогов областной специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушениями слуха, где узнали много интересного как о самом учреждении, так и о его учащихся. Возглавляет это образовательное учреждение Жангельды Тажин.
Школа устроить жизнь помогает!
Еще в фойе школы замечаешь теплую атмосферу, царящую здесь. Цветовая гамма, внутренняя архитектура, спешащие по своим делам педагоги - все это создает какое-то домашнее ощущение уюта. Такие же впечатления возникают и на других этажах, когда рассматриваешь оформление школы: картины, поделки. Созданные руками воспитанников, они оставляют свой след в душе каждого посетителя. Еще в глаза бросаются широкие ответвления коридоров с учебными кабинетами. В некоторых из них, вероятно, и были изготовлены творческие изделия. Стоят в коридорах и диваны, на которых всегда можно отдохнуть. Немудрено, ведь в школе-интернате ребята не только учатся, но и проживают. Примечательно, что в 2014 году учебному заведению исполнилось 70 лет со дня образования.
На сегодняшний день в учреждении учатся и воспитываются порядка 145 ребят с различными нарушениями слуха. Обучение проходит по адаптированной общеобразовательной программе в течение 12 лет. Занятия в школе проводят высококлассные специалисты основного и дополнительного образования, имеющие различные трудовые награды
«Школа у нас специальная. Мы обучаем ребят разного возраста, начиная с дошкольной группы и заканчивая 12 классом. Основная миссия школы - адаптация, реабилитация, интеграция ребят в социум, а наш девиз: «Мы разные, но мы вместе!» - рассказывает завуч по воспитательной части Ирина Любых.
Кроме этого, у учащихся 11-12 классов есть возможность получить дополнительную специальность в профессиональном лицее, сотрудничающим со школой. Парни осваивают специальность столяра, плотника, штукатура-отделочника, а девушки - швеи.
Также функционируют в школе порядка 15 различных кружков и спортивных секций. В них преподается прикладное искусство, растениеводство, жестовая песня, речитативное пение и др. Кстати, на кружке жестовой песни «Живое слово» (руководитель Вероника Хаврошина) ребята посредством жестов передают настроение, целую гамму чувств, стараются ярко выразить смысл песен.
Дети выступают не только на школьных мероприятия, но и принимают участие в различных областных и республиканских фестивалях и конкурсах.
Также проводятся занятия по танцам (о них мы расскажем ниже), казахскому народному творчеству, театральному искусству.
Немало внимания уделяется и спортивной деятельности учеников. Для осуществления этого действуют футбольная, акробатическая и другие секции.
«В 2013 году наши футболисты стали двукратными чемпионами Республики Казахстан. В этом году мы заняли 2 место на международных соревнованиях в Киргизии», - говорит И. Любых.
Отдельно отметим, что областная школа-интернат принимает участие в двух разноплановых проектах. Первый (его название - «Американские уголки в Казахстане») - по дополнительному изучению английского языка, второй - по речевому хору. Эти занятия отлично развивают разговорные навыки слабослышащих детей.
«Наша школа-интернат в отличие от других учреждений подобного типа дает ребятам среднее, а не основное образование. Это открывает ученикам возможность поступления в колледжи и вузы наравне с обычными детьми, что, безусловно, является огромным плюсом для их дальнейшего развития. Отрадно, что несколько наших выпускников сейчас работают в нашей школе в качестве педагогов», - подытоживает Ирина Любых.
В ритме танца
Особого внимания среди кружков областной школы-интерната заслуживают танцевальные коллективы: ансамбль современного и народного танца «Пульс» и ансамбль бального танца «Sensitive», известные не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Но обо всем по порядку.
Ансамбль «Пульс» (художественный руководитель Марина Сухарева) был создан в 1995 году на базе школы-интерната для детей с нарушениями слуха. За более чем 18 лет существования в нем занималось около 200 детей в возрасте от 6 до 23 лет.
«Хорошо помню свой первый день занятий. Было очень трудно понять друг друга. Позже, когда был освоен особый язык, занятия стали проходить иначе. Дети постепенно учились у меня, а я - у них. Важно было преодолеть именно языковой барьер, а методика обучения танцам для всех одинаковая», - делится воспоминаниями М. Сухарева.
Научить танцам ребенка, страдающего нарушением слуха, - задача не из легких, но Марине Сухаревой помогает в этом высокое хореографическое мастерство и ее большой опыт.
«На занятиях ребята ставят руки на музыкальные колонки. Чувствуя звуковую вибрацию, они начинают двигаться в заданном темпе. Кроме этого, я помогаю им вести счет при помощи жестов. Иногда дети признаются, что чувствуют ритм и при помощи колебаний воздуха, которые идут от ребят впереди», - рассказывает педагог.
Кропотливая работа принесла свои плоды: ансамбль «Пульс» стал одерживать победы в различных областных, республиканских и международных фестивалях, которые способствуют привлечению общественного внимания к жизни и культуре людей с ограниченными физическими возможностями. Кстати, коллектив принимает участие не только в соревнованиях для людей с ограниченными возможностями, но и в самых обычных.
Сейчас у «Пульса» множество различных наград, но для детей важнее творчество и живое общение.
«На фестивалях дети перенимают опыт от других танцевальных коллективов, развивают навыки общения со слышащими людьми. Здорово наблюдать за тем, как твои воспитанники находят себе новых друзей. Сами дети полностью отдаются танцам. Были у нас случаи, когда наши танцоры заканчивали выступление с травмой, но лишь потом признавались мне в этом. А однажды моя ученица сказала мне: «Марина Васильевна, мы не слышим, но должны доказать всем, что танцуем наравне с другими». Для детей важно преодолеть себя», - отмечает Марина Сухарева.
К слову, свое совершеннолетие ансамбль «Пульс» отпраздновал в Москве, где проходил финал XIX Международного конкурса детского и юношеского (любительского и профессионального) творчества «Роза ветров - 2013». К этой поездке коллектив готовился долго и тщательно, и результат не заставил себя ждать - ансамбль стал лауреатом I степени, получив приглашение на участие в культурно-образовательной программе «Балтийская весна» («Sampo»).
Еще одно яркое созвездие интерната - ансамбль «Sensitive» (художественный руководитель Ольга Ростовщикова) - единственный коллектив бального танца среди неслышащих детей в нашей стране. На его счету тоже немало достижений. К примеру, победа на Международном конкурсе «Национальное достояние России - 2013» или звание лауреата I степени на конкурсе «Солнечный танец» в Болгарии (г. Несебр). Эти заслуги говорят не только об успехах, но и о творческой, кропотливой работе, проделанной всем ансамблем.
Стоит сказать, что творческих планов у «Sensitive» очень много. Коллектив надеется принять участие в будущих конкурсах в Астане, Москве, Барселоне, а также посетить студию балета в Санкт-Петербурге.
«Деятельность моего ансамбля - это моя жизнь. Я очень рада, когда вижу творческий рост моих воспитанников. Приятно, когда их движения приобретают грациозность, пластичность. Танец всесторонне развивает любого человека, помогает ему», - считает Ольга Ростовщикова.
***
Сильнее всего мне запомнились воспитанники школы, их взгляд, мимика, жесты. Быть может, где-то среди них уже подрастают новые таланты, о которых в свое время узнает весь мир и порадуется их успехам.
Павел РОЩУПКИН