РЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ - ЗА 1 ДЕНЬ
- Дата публикации
- Категория: Разное
Теперь, сразу после оформления правоустанавливающего документа на недвижимость, нотариус тут же может подать заявку на регистрацию прав, а клиенту уже нет необходимости идти в ЦОН.
Для этого нотариус заполняет форму сведений о заявителе, отправляет в департамент юстиции МЮ РК и получает уведомление о принятии заявления и о сумме оплаты.
Нотариус распечатывает уведомление с уникальным номером и выдает заявителю. Далее клиент должен произвести оплату услуги. Кстати, сделать это можно здесь же, на портале egov.kz. Заявителю необходимо пройти регистрацию на портале электронного правительства, но электронная цифровая подпись для получения услуги не требуется.
Как только специалисты департамента юстиции получают электронный чек, они приступают к регистрации прав на недвижимость.
В результате уведомление о регистрации прав передается нотариусу, а также на электронный адрес заявителя, в случае его наличия и указания в заявлении от нотариуса.
Таким образом, на приобретение недвижимости и регистрацию прав на него можно потратить не более одного рабочего дня. Сокращение срока оказания услуги (вместо 3 рабочих дней в ЦОНе - 1 рабочий день на портале egov.kz) стало возможным благодаря интеграции государственных баз данных, а также процессу оптимизации и автоматизации государственных услуг.
На сегодняшний день услуга по электронной регистрации прав на недвижимое имущество доступна во всех регионах Казахстана.
Подробнее о ней можно узнать на сайте egov.kz, а также у специалистов круглосуточного call-центра по номеру 1414 (звонок бесплатный с любого мобильного или городского телефона по всему Казахстану).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ - НЕЗЫБЛЕМАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВА
- Дата публикации
- Категория: Разное
Ежегодно в Республике Казахстан 4 июня празднуется День государственных символов. Эта дата приурочена ко дню подписания первых законов о государственном Гербе, государственном Флаге и о государственном Гимне независимого Казахстана в 1992 году.
Государственные символы - одна из незыблемых основ страны, которая неразрывно связана с понятием суверенитета. Государственные символы отражают ценности, принципы, приоритеты развития и историческую судьбу страны.
Казахстан, как известно, обрел статус суверенного государства в декабре 1991 года. Голубой Флаг с золотистым солнцем и парящим силуэтом орла и Герб, в центре которого находится образ шанырака как символ общего дома для всех казахстанцев, являются олицетворением независимого Казахстана.
Основополагающим документом, определяющим основные понятия и процесс применения государственных символов Республики Казахстан, является Конституционный Закон РК «О государственных символах Республики Казахстан»от 4 июня 2007 года, в котором урегулированы процедуры, связанные с применением, размещением и использованием государственных символов Республики Казахстан, точно представлена компетенция государственных органов и местного исполнительного органа.
Чувство Родины, гордость за свою страну начинаются с уважения к ее символам. Поэтому во все времена государственные символы – это предмет национальной гордости. Они воплощают историю конкретного государства, отражают настоящее, выражают патриотизм её граждан и являются обозначением, знаком отличия на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Отношение к Гербу, Флагу и Гимну - это и отношение к самому государству и оно должно быть уважительным. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, его народа, его истории и культуры.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят Герб, Флаг и Гимн родной страны, но и понимать их символику.
Символика суверенного Казахстана отражает основные направления идеологии независимого государства, его исторического развития, мышления и философии, является воплощением многовековой мечты казахского народа о свободе, независимом пути развития. Поэтому ее пропаганда и правильное использование способствуют формированию у граждан национального самосознания, основанного на патриотизме, любви к Родине, стремлению служить ее интересам и готовности к ее защите.
Государственный Флаг представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым — парящий орел. Вдоль древка проходит вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента должны быть цвета золота.
Герб - важный символ государственности, признанный во всем мире. Термин «герб» происходит от немецкого слова «наследие» или «наследство» и является отличительным знаком государства.
В 2006 году принят новый государственный Гимн.
Основой нового Гимна стала популярная в народе патриотическая песня «Менiң Қазақстаным», счастливая судьба которой началась во второй половине пятидесятых годов прошлого века. Песня, ставшая Гимном нации, давно была признана настоящей поэмой народной души.
Парламент Казахстана на совместном заседании палат 6 января 2006 года принял поправки к Указу «О государственных символах», согласно которым Гимном страны стала знаменитая песня «Менiң Қазақстаным» («Мой Казахстан») в новой редакции.
Первое официальное исполнение музыкально-поэтического символа состоялось 11 января 2006 года в Президентском дворце «Ақ Орда» в Астане во время официальной инаугурации Президента страны Н. А. Назарбаева.
Государственные символы Казахстана: Флаг, Герб и Гимн - стали основными составляющими всех торжественных, праздничных и юбилейных мероприятий, концертных программ, патриотических акций, спортивных турниров, проводимых в стране. Ведь предназначение главных атрибутов страны заключается не только в том, чтобы «отличать» одно государство от другого и выражать идею независимости, но и в том, что они объединяют граждан, помогая осознавать себя частью единого Отечества. Лица, впервые поступившие на государственную службу, принимают присягу с исполнением государственного Гимна РК. Также обязательно использование государственных атрибутов при принятии военной присяги.
Являясь незыблемыми основами государства, государственные символы прошли этапы своего развития.
Казахстан - государство со своей историей, своим государственным языком, символами, закрепленными Конституцией и столицей. В каждой стране государственная атрибутика отражает дух, менталитет, стремления народа, является значимым информационным компонентом общественного согласия, межгосударственных отношений. И наш долг, долг каждого гражданина Республики Казахстан - чтить и уважать незыблемые основы государства - государственные символы.
Почитание и уважительное отношение к государственным символам - гражданский долг каждого казахстанца и важное направление государственной внутренней политики.
Сактанова И.А.,
руководитель отдела праворазъяснительной
работы и оказания юридических услуг населению
департамента юстиции СКО
ГОТОВЬТЕ САНИ ЛЕТОМ!
- Дата публикации
- Категория: Разное
С 1 июня в городе начинается подготовка к отопительному сезону, которую необходимо начинать в первые два месяца лета. Предусмотрительные жильцы не откладывают проведение промывки и опрессовки системы отопления, но на сегодняшний день в Петропавловске еще в 150 домах нет ни КСК, ни иной формы управления. И зачастую о необходимости подготовки к отопительному сезону жильцы таких домов вспоминают зимой, когда происходит аварийная ситуация, и приходится мерзнуть и нести расходы по ремонту.
А ведь лето - самое время побеспокоиться о том, чтобы тепло поступало в квартиры бесперебойно и, по возможности, обходилось дешевле. Такая возможность возникает при установке прибора учета, однако бесполезно ставить счетчик, если в доме не проведена термомодернизация, - в итоге может оказаться дороже.
Пример возможной экономии руководитель отдела жилищной инспекции города Петропавловска Канат Баймухамбетов продемонстрировал на данных из 30-квартирного четырехэтажного дома № 127 по улице Жамбыла. Установка пластинчатого теплообменника и прибора учета тепловой энергии обошлась жильцам в 1,64 млн. тенге. Благодаря действующей в Казахстане программе модернизации ЖКХ, им не пришлось собирать неподъемную сумму сразу.
В итоге в течение семи лет жильцы однокомнатной квартиры будут платить по 465 тенге, двухкомнатной - по 624, трехкомнатной - по 854 тенге. Но, как показывают выставленные счета, после установки счетчиков жильцы экономят больше. К примеру, если раньше собственники одной из двухкомнатных квартир дома раньше платили энергетикам 5000 тенге в месяц, теперь - всего 3500 тенге.
Чтобы узнать, какие работы необходимо провести в доме, чтобы подготовиться к отопительному сезону, а также чтобы прибор учета помогал экономить, обращайтесь в жилищную инспекцию городского акимата (тел.: 46-94-77, 50-23-15, ул. Конституции Казахстана, 23, каб. 106). Анализ специалистов покажет, нужно ли вам менять систему отопления, утеплять крышу или можно сразу смело устанавливать прибор учета и радоваться экономии.
Кстати, во многих домах капитального ремонта требуют и электросети. Проводка домов, построенных во времена, когда стандартный набор электроприборов включал утюг, холодильник и телевизор, часто не справляется с нагрузкой сегодняшнего дня.
Во многих домах сегодня нет квалифицированных электриков, сантехников. При городском акимате создано ТОО «Жилищная служба», которое может оказывать квалифицированное сервисное обслуживание. Для этого достаточно только иметь КСК. Если в доме еще нет КСК, то нужно не откладывать в долгий ящик его создание. Для этого необходимо выбрать старшего по дому и направить его в отдел жилищной инспекции, который окажет содействие в создании КСК, организации оформления необходимых документов и заключении договора сервисного обслуживания.
Инна КАЛИМБЕТ
ЧП В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ: ЧЕМ ОТРАВИЛАСЬ СЕМЬЯ?
- Дата публикации
- Категория: Разное
В Петропавловске семья из пяти человек отравилась «Чесночной» колбасой. Такое предположение сделали как врачи третьей городской больницы, так и сами больные, поступившие в стационар с отравлением. Все члены семьи О-вых находились в сильнейшем психомоторном возбуждении, ничего не помнили о случившемся. После, казалось бы, невинного ужина у них появились такие симптомы, как слабость, головокружение, тошнота, спустя некоторое время переросшие в неадекватное поведение, сопровождаемое галлюцинациями и дезориентированностью. Инцидент произошел в воскресенье, 19 мая. Сейчас по данному факту ведется расследование, ожидаются результаты исследования, проведенного городскими санэпидемиологами.
К счастью, всех членов семьи удалось спасти, обошлось без плачевных последствий, но поражает другое: как так случилось, что средь бела дня продуктом питания, кстати, непросроченным, отравилась целая семья? Как получилось, что опасный продукт попал на прилавок? Куда смотрят органы санитарного и эпидемиологического контроля и смотрят ли вообще? Ну, обо всем по порядку.
Обычный воскресный вечер. Ничего не предвещало беды. В частном доме в микрорайоне ДСР все шло своим чередом. Хозяйка дома была на работе, ее супруг вместе с двумя дочерьми - одна из которых замужем - и внучкой находились в доме. Зять вместе с гостившей в городе матерью и братишкой ездили по городу. Время шло к полудню. Сватья хозяев вечером должна была ехать домой в деревню. Пока младшая дочь жарила рыбу, старшая успела сходить в магазин «Азық түлік», который находится возле «Пельменной» в ДСР-е, где к ужину купила копченую колбасу «Чесночную», которую потом пожарила с гречкой, еще на столе были сыр, хлеб и печенье. Так как зять со сватьей и братишкой еще не вернулись, было решено сесть за стол, не дожидаясь их. Однако притронуться ни к гречке, ни к рыбе старшей дочери не дала проснувшаяся в этот момент ее грудная двухмесячная малышка, которую она поспешила накормить. Все только потом поняли, как же повезло девочке проснуться перед ужином, а не после!
Отсутствующие члены семьи припозднились ненадолго. Вскоре все, кроме хозяйки дома, уселись за стол и поужинали. После чего всем, кроме младшей дочери и маленького ребенка, по очереди становилось все хуже и хуже. Надо ли говорить, что выжить этой семье помогло только то, что не все и не в одинаковом количестве ели приготовленные блюда. Почему же все пятеро посчитали, что отравились именно колбасой? Потому что все они ели гречку с колбасой, которой только младшая сестренка предпочла рыбу и сыр. Рыбу ели только трое, сыр - двое. Такими несложными вычислениями был определен продукт, который, по мнению как членов семьи, так и врачей, вызвал отравление.
Вот что рассказывает М-т, зять этой семьи: «Помню, что в тот день мы с мамой и братишкой по делам ездили по городу. Мама должна была вечером ехать домой в деревню. Вернулись где-то около 16.00, позвонили на вокзал, узнали, что в 17.50 есть автобус. Присоединились к ужину, поели, а уже через 30-40 минут я почувствовал себя плохо. Как-то неожиданно закружилась голова. Сначала я подумал, что это давление, но становилось все хуже и хуже. Помню, что решил прилечь, почти засыпал, но мама стала будить меня и просить увезти ее на вокзал. Пока мама собиралась, я вышел на улицу. Помню, что уже сидел в машине, а из дома почему-то никто не выходил. Через некоторое время выбежал братишка и сказал, что маме стало плохо. Она решила, что это сердце ее беспокоит, и попросила нас съездить в аптеку за валидолом. Я сел за руль, несмотря на то, что кружится голова. Тут братишка мне заявляет, что у него тоже кружится голова. Я еще сначала не поверил ему. Когда приехали домой, оказалось, что и тестю плохо. Отдал маме валидол и снова прилег. Было решено, что проводим маму на следующий автобус в 19.30. Может, к этому времени всем станет легче». Но не тут-то было, начали проявляться другие симптомы.
«Когда и братишке супруга стало плохо, я не на шутку испугалась, - вспоминает его супруга, старшая дочь. - Я выбежала на улицу поинтересоваться самочувствием папы. Он сказал, что ему как-то нехорошо. Начал рассказывать, что выпил минералку, но она на вкус показалась ему какой-то странной, поэтому выплюнул ее обратно, а она зашипела и вышла какими-то комками. Я попросила отца зайти в дом и прилечь. Принесла ему воды, а посмотрев на него, испугалась. Его зрачки стали какими-то черными, а под глазами все красное. Затем постепенно глаза стали чернеть у всех. Тут с работы позвонила мама, чтобы узнать, приедет ли за ней папа или нет. Я ей сказала, что, скорее всего, нет, что дома всем плохо, все лежат с головокружением и слабостью. Мама и посоветовала мне срочно вызвать «скорую помощь»: скорее всего, мы чем-то отравились».
Испугавшись, что это какая-то инфекция и ее двухмесячная дочка может тоже заразиться, она позвонила двоюродному брату и его жене и попросила забрать ее к себе. Домой к подоспевшим на звонок родственникам она отправила сестренку, которая, в отличие от остальных, чувствовала себя хорошо (она ела только рыбу и сыр), и малышку. К этому времени, где-то через 20 минут после звонка, приехала и карета «скорой помощи», в которой было только два медика. По словам старшей дочери, пока они расспрашивали их о случившемся, остальным становилось все хуже. «Я им говорю: делайте что-нибудь скорее, им же плохо! А они сами в шоке, говорят, что у них первый раз такой вызов. И начали заниматься только отцом, заставляя его выпить воду для того, чтобы очистить желудок. В этот момент плохо стало и свекрови. Женщина сидела, не могла подняться и уже была невменяемой. Чертила какие-то узоры, трогала волосы, отвечала что-то непонятное. Подняться с кровати не мог и братишка мужа. Я говорю врачам: «Другим тоже помогите!», а они отвечают: «Подождите, мы же не можем всеми сразу заняться!». А если бы другим стало хуже? Хорошо, что в этот момент мама вернулась с работы. Увидев, что здесь творится, она начала кричать на врачей: «Если не справляетесь, почему не вызываете подмогу?! Что вы возитесь? Экстренно везите в больницу!» Припугнула тем, что будет жаловаться в управление здравоохранения. Только после этого они зашевелились, приехала вторая карета «скорой помощи» с четырьмя медиками», - вспоминает старшая дочь.
Что было дальше, она и другие члены семьи помнят смутно. Проснулись уже в реанимации, на следующий день были переведены в терапию. Картину происходящих событий восстанавливали уже позже, со слов родственников и врачей. Уже в приемном покое все они находились в неадекватном состоянии: кто-то ползал, кто-то кидался на пытающихся их успокоить врачей. К примеру, чтобы утихомирить главу семейства, понадобилось семь человек. Врачам ничего не оставалось, как связать поступивших по ногам и рукам.
По словам заведующей отделением терапии Зауреш Рахимберлиной, семья была доставлена в приемное отделение третьей городской больницы с выраженным психомоторным возбуждением в 21.25 в воскресенье, 19 мая. «Со слов родственников, они вечером поужинали. В пищу принимали копченую колбасу, жареного карася, колбасный сыр, после чего у всех появились симптомы, такие как: немотивированная слабость, головокружение, тошнота, неадекватность поведения, движения стали дезориентированными, появились галлюцинации. Больные были доставлены в инфекционное отделение, где осмотрены специалистами. Инфекционная патология была исключена, поэтому всю семью доставили к нам в токсикологию. Они сразу же были госпитализированы в реанимационное отделение, где им промыли желудки. На следующий день мы их перевели в терапию, где была проведена интенсивная терапия», - рассказывает Зауреш Алимовна.
Также по этому случаю был проведен консилиум, в котором участвовали заместитель главного врача по лечебной работе третьей горбольницы, невропатолог, терапевт, начальник отдела эпиднадзора, врач-эпидемиолог и врач-дерматолог. По словам Руслана Тасова, замглавврача по лечебной работе, такой случай, чтобы сразу пять человек с одной семьи поступили с отравлением, в их практике - редкость. «Лет десять не было такого случая. Последний раз было отравление бертолетовой солью. В Рабочем поселке семья с какого-то склада утащила соль, перепутав ее с поваренной. Посолили ею еду, в результате чего с отравлением к нам поступили пять человек: мать, отец, сын, бабушка и дедушка. Как и в этом случае, все обошлось. Всех удалось спасти», - говорит Руслан Куандыкович.
Что касается этого происшествия, врачи осмелились предположить, что, возможно, в колбасу попала крыса, что и стало причиной отравления. Поставлен диагноз - отравление неизвестным ядом. Выяснить, что же это был за яд, предстояло городским санэпидемиологам, которые для подробного исследования взяли пробы остатков еды и рвоты, а на следующий день еще и сахар, соль и муку из дома пострадавших. Расследованием занимались и сотрудники городского отдела внутренних дел. В пятницу 24 мая семью О-вых выписали из больницы.
Сразу же после того, как они обратились в нашу редакцию за помощью, так как были не уверены в том, что их поставят в известность и расскажут, что же это было за вещество и какой продукт оказался отравленным, мы отправили соответствующие запросы с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию на имя руководителей ДВД СКО, городского отдела СЭС и городской прокуратуры. Ответили только полицейские. Они сообщили, что по данному факту сотрудниками УВД г. Петропавловска проводится доследственная проверка, назначены соответствующие исследования в СКО СЭС по схеме пищевого отравления и критериям безопасности. По результатам данных исследований будет принято окончательное процессуальное решение.
А вот санэпидемиологи почему-то не торопятся с ответом на наш запрос. Однако уже во вторник мне позвонил М-т и сообщил, что их вызвали в горотдел, где следователи им сообщили, что якобы исследования СЭС ничего не обнаружили в продуктах питания. «Мы в шоке. Они нам заявили, что, возможно, нас случайно отравил тесть … гербицидами или пестицидами! Дело в том, что он у нас агроном, но уже лет пять как не работает. Как им вообще такое в голову пришло? При чем здесь гербициды и пестициды? Какое они имеют отношение к еде?» - возмущается парень. К слову, сам «отравитель» пострадал больше других: он тоже ужинал.
Действительно, как такое могло прийти в образованные умы как следователей, так и специалистов в области санэпидемиологии?! Что это за фантазии такие? Может, они представляют чьи-то интересы, не хотят, чтобы какой-то предприниматель пострадал? Однозначно: в этом деле требуется вмешательство прокуратуры. Целая семья чуть не погибла, а ответственные органы бездействуют! Или всем пятерым нужно было умереть, чтобы кто-то из них зашевелился?
В Петропавловске ЧП. Опасно ужинать, накрывая стол продуктами из городских магазинов. Обещаем продолжить тему. Ждем разъяснений: грозит ли опасность населению областного центра и чем отравилась семья О-вых.
Сагынгуль САКЕНОВА
КЕНЖЕТАЙ ДУЙСЕНБАЙ: "НИ ОДНА РЕЛИГИЯ НЕ ПРОПОВЕДУЕТ ТЕРРОР!"
- Дата публикации
- Категория: Разное
Мировой религиозный экстремизм и терроризм набирают обороты. При этом приверженцы радикальных течений не стесняются прикрываться исламом, считая себя истинными верующими, а других, в том числе и приверженцев традиционных течений, - кафирами. Они с легкостью идут на убийство, самоподрыв, при этом погибают сотни невинных людей, в том числе и дети. В действительности же анализ показывает, что наиболее опасные категории религиозных экстремистов - это жертвы сильных психологических и религиозно- идеологических манипуляций, в результате которых носители таких знаний думают, что действуют правильно, от имени ислама и Аллаха. На самом же деле их просто используют, они - орудие в политических целях третьих сил. Зомбированные навязанной идеологией люди теряют способность рационально мыслить, правильно осмыслять как религиозные постулаты, так и навязанные им команды и действия.
Так уж случилось, что ситуация коснулась и Казахстана с его многомиллионным коренным мусульманским народом. В некоторых регионах страны время от времени люди, зомбированные радикальными воззрениями, так или иначе дают о себе знать, поэтому мы не могли обойти стороной тему религиозного экстремизма и терроризма. Есть ли в нашем регионе нетрадиционные течения, как с ними бороться и почему сегодня люди так легко попадают в сети приверженцев деструктивных течений? Ответы на эти и многие другие вопросы мы получили у главного имама центральной мечети «Кызылжар» Кенжетая хаджи Байкемелулы Дуйсенбая.
- Кенжетай Байкемелулы, какая обстановка на религиозном поле нашего города, области?
- В должности уполномоченного имама по Северо-Казахстанской области Духовного управления мусульман Казахстана и главного имама центральной мечети «Кызылжар» я работаю всего два месяца. Когда-то был наиб имамом этой мечети, но больше работал на республиканском уровне в Агентстве РК по делам религии, поэтому в целом знаком с обстановкой по стране. По сравнению с другими регионами республики обстановка на религиозном поле нашего города и области стабильная.
- Говорит ли это о том, что в нашем регионе нет нетрадиционных течений?
- Конечно, есть некоторые заблудившиеся, но таких радикалов, как на западе, в частности, джихадистов или такфиритов, особо отравленных идеологией, у нас нет. Северо-Казахстанская область - маленький регион, в котором проживает большинство мусульман, поэтому, наверное, у нас есть некоторые заблудившиеся, отравленные информацией из Интернета. Они не придерживаются традиционного течения в исламе, которому следуем мы, - ханафитского течения (мазхаб). Говорят, что это далил, такого течения нет, что нужны доказательства, но ярых, с определенно жесткой манерой радикалов, честно говоря, у нас нет.
Чаще всего у таких заблудившихся нет специальных знаний: как правило, информацию, которой они владеют и оперируют, они получили из Интернета и брошюр. Я сталкивался с такими людьми. Они не знают арабского, у них нет и азов религиозного образования, они просто скачивают два-три материала из Интернета и утверждают, что так правильно. На самом же деле они не могут определить, что правильно, а что нет, так как у них нет глубоких знаний по религии.
Как я уже сказал, радикалов в нашем регионе нет, но это не означает, что мы можем расслабиться. Да, сегодня нет, но кто гарантирует, что завтра не появится один-два? Поэтому 80 % своего времени я уделяю образованию. Нужно отладить работу с имамами. На днях при поддержке управления внутренней политики СКО мы провели семинар-тренинг, главной целью которого было повышение квалификации имамов. Подготовка образованных служителей духовенства должна стать определяющей в предупреждении распространения радикальных воззрений, потому что в действительности ни внутренняя политика, ни другие госучреждения не могут вмешиваться в вопросы, касающиеся религиозной темы. Честно говоря, только имамы выходят один на один с заблудившимися людьми, наставляют на правильный путь. При этом объясняют, как правильно придерживаться традиционного течения, понять и толковать Коран не в прямом смысле, а в косвенном. Ведь Священная книга мусульман - это красноречие.
- Экстремизм, терроризм - эти понятия долгое время были чужды Казахстану. Видя, что творится в других странах, мы с уверенностью могли сказать, что с нами ничего подобного не случится. Прокомментируйте, так ли это?
- Надо сказать, что ни одно государство и ни одна религия (не важно: ислам, христианство или какая-либо другая традиционная религия) не проповедуют террор, не призывают убивать. Нужно понимать, что экстремизм и терроризм в своих целях используют некоторые политические организации, играющие на религиозном сознании граждан. Почему так получилось, что сегодня они проникают и в нашу жизнь? С развалом Союза многое нами было упущено, в том числе начался неконтролируемый процесс распространения религиозных взглядов, но сегодня мы пытаемся заполнить эти пустоты. К примеру, приняли Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Честно говоря, раньше мы особо не распространялись на эту тему. Где-то в 2000-х годах в Узбекистане было покушение на президента этой страны. Тогда, пытаясь избежать наказания, многие участники этого инцидента пробрались в Шымкент. Отсюда у нас и пошли приверженцы радикальных течений Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, такфиры. Однако некоторые люди ошибочно считают, что если бы у нас было закрытое общество, то и не было бы никаких радикалов, но это не так, они бы все равно нашли пути проникновения. Единственное решение, которое сейчас мы можем предпринять в борьбе с ним, - это верить в Бога, доверять политике и религиозной деятельности своей страны. Только так мы сможем сохранить стабильность, потому что экстремизм и терроризм в первую очередь возникают там, где у людей появляются сомнения. Только внутренне сомневающийся человек позволит себя обмануть, им легко управлять, ему легко навязать информацию.
- Почему сегодня люди так легко попадают в сети приверженцев деструктивных течений?
- В первую очередь, потому что у нас нет религиозных знаний. Люди не могут отличить традиционное от радикального течения. Во-вторых, проповедники деструктивных течений играют на материальном положении людей. Хотя вы сами знаете, что раньше у казахов были жесир дау и жетим дау - это споры или тяжбы за земли, оставшиеся вдовам и сиротам. Но даже тогда среди казахов не возникали конфликты на религиозной почве. Они не пропустили в свою жизнь ни одну радикальную идеологию. Никто не мог воспользоваться их положением в своих целях, потому что казахи того времени хорошо знали свою религию, чего не скажешь о сегодняшнем поколении. Сейчас, например, если я вам скажу что-то и заверю вас, что сказанное мной правильно, даже если в действительности я не буду уверен в своей правоте, вы поверите мне и уже будете заряжены этой идеологией. Это и говорит о том, что пустую чашу легче заполнить, нежели полную. Пусть мы и живем в светском обществе, но духовное образование или знания религии нам необходимы. Конечно, это не означает, что после получения таких знаний нужно обязательно идти в имамы. Пусть они останутся в вашей памяти, душе.
- Вторым, после недостаточности религиозных знаний, вы назвали слабое материальное положение людей, которым пользуются приверженцы радикальных течений, чтобы завлечь в свою сеть граждан, способных пойти на самоподрыв. Говорит ли это о том, что среди приверженцев деструктивных течений в основном социально не защищенные граждане?
- Конечно, чаще всего в их сети попадаются именно малообеспеченные люди, но есть и с несколькими образованиями, профессора. Сегодня радикалы научились грамотно действовать, создавая сильную идеологию, влияющую и на образованные слои населения. Понятно, что состоятельный и образованный человек не подорвет себя, он сможет только «атаковать» психологически, в силу своей образованности усовершенствовать идеологию, как-то влиять на ситуацию в государстве, выпускать и распространять брошюры и т.д.
Малоимущий же человек может согласиться на самоподрыв ради благополучия своей семьи, в том числе материального.
Не будем скрывать, что среди участников, причастных к Атырауской, Алматинской ситуациям со взрывами, не было ни одного профессора или магистра, только простые люди. А образованных граждан радикалы используют для дальнейшей разработки идеологии.
Надо сказать, что также есть два вида радикалов: действующие открыто, то есть полностью отрицающие традиционное течение в исламе, не скрывающие своего отношения к нему, и те, кто тщательно скрывает свою точку зрения и действует исподтишка. То есть такие люди ничем не отличаются от нас с вами, они не будут отращивать бороды и подрезать свои штаны, на публике будут говорить, что так же, как и мы, придерживаются ханафитского течения (мазхаб), распространяя свою идеологию внутри традиционной. Они говорят: «Мы не салафиты, не ваххабиты, давайте придерживаться ханафитского течения», но их основная цель - создать халифат. Это самое опасное течение Хиз ут-Тахир аль-Ислами. Поэтому сейчас нам нужно особое внимание уделить подготовке высококвалифицированных имамов, учителей.
- Что нужно знать о традиционной религии мусульманам?
- То, что еще до создания казахского ханства наши предки придерживались ханафитского течения в Исламе (мазхаб). Такого же течения придерживаются пакистанцы, узбеки, киргизы, туркмены, афганцы, но для каждой страны, в зависимости от ее расположения, климатических условий, традиций и обычаев, были и есть некоторые отличия в еде, одежде и т.д. То же самое касается и регионов внутри страны. Например, цена зякета на юге страны отличается от северной, то же самое с некоторыми хадисами, если одни приемлемы для одного региона, то для другого могут быть неисполнимы. К примеру, турки, являясь мусульманами, не едят конину.
Самое главное: помнить, что ислам отрицает убийство.
- Сейчас очень много молодых людей ходят в мечети. Можно ли их назвать верующими и что значит веровать?
- Конечно, все мы верим в Аллаха. Даже если человек мусульманского происхождения будет пьющим, если спросить его, кто он по вероисповеданию, он ответит: мусульманин. Каждый человек, не важно, ходит он в мечеть или нет, читает намаз или нет, держит пост или нет, так или иначе верит в Аллаха, и мы не имеем права назвать его неверующим. Неверующий - это отрицающий какую-либо религию, существование Бога. Иными словами - атеист.
- Получается, и радикалы - верующие люди?
- Да, они тоже верующие, мусульмане, но глубоко заблуждающиеся. Они-то как раз и считают себя верующими мусульманами, а других - кафирами, неверными верующими. Но в Коране, в хадисах пророка нет такого понятия. Я как имам не могу себе позволить кого-то назвать верующим, а кого-то кафиром, нет у меня такой способности узнавать, что у человека внутри. Никому не дозволено так говорить, но радикалы позволяют себе подобное, потому что их так научили, им сказали, что поднять руку на другого мусульманина или убить его - правильно, потому что он кафир.
- Какая работа ведется с молодежью, которая приходит в мечеть?
- Проводим курсы, на которых обучаем традиционному исламу, чтению и правильному толкованию Корана. В том числе объясняем, что нет таких понятий: исламский терроризм и экстремизм. Такого термина нет ни в Коране, ни в другом священном писании, как и христианского экстремизма. Однако СМИ часто используют эти термины, называя террористов исламистами. Правильно говорить: радикалы, прикрывающиеся исламом, потому что ни одна религия не проповедует террор. Поэтому, наслушавшись таких новостей, мусульмане порой стороной обходят мечеть, предпочитая найти нужную информацию в Интернете, таким образом попадая на распространенную радикалами информацию.
- Все традиционные религии призывают нас быть великодушными, вносить пожертвования. А как правильно это сделать: лучше дать нищему или положить в ящик для пожертвований?
- Конечно, помогать людям, давать пожертвования необходимо, но при этом не нужно этим кичиться. А, как известно, бывают такие случаи, когда нами овладеет шайтан, и мы начинаем везде этим хвастать или прямо упрекать в этом того, кому оказали помощь: «Вот мол, я тебе помогал, вырастил тебя, выучил, а ты такой неблагодарный!». А иногда такое позволяют себе дети или родственники добродетеля. Так делать тоже нельзя. Бывают и такие, кто делает пожертвования для галочки. Конечно, можно дать и нищему на улице, если ты, конечно, уверен в том, что не даешь ему на очередную бутылку водки. А сколько сегодня людей, для которых попрошайничество стало вполне нормальным заработком! Как правило, у многих из них есть квартиры, они вполне нормально живут. Поэтому лучше принести пожертвование в мечеть, а люди, которым действительно нужна помощь, обратятся к нам.
- Действительно, мошенников сегодня много, в том числе и притворяющихся нищими. Спасибо за интересную беседу, Кенжетай Байкемелулы.
Сагынгуль САКЕНОВА