«Опасный выбор»
- Подробности
- Дата публикации 05.06.2020 09:00
- Категория: Общество
Исторически сложилось так, что для казахстанского общества традиционными религиями являются ислам суннитского направления ханафитского мазхаба и христианство православного толка. Несмотря на то, что наше государство является светским, с момента обретения независимости оно создало комфортные условия для верующей части населения.
Вместе с тем, лояльной политикой, проводимой в религиозной сфере, воспользовались как террористические и экстремистские организации, так и отдельные личности, стремящиеся популяризовать вероучения, возникшие в зарубежных странах.
Это привело к появлению различного рода нетрадиционных религиозных течений, движений и деструктивных сект, в т.ч. и в Исламе. Одним из многочисленных нетрадиционных течений в Исламе является салафизм.
К сожалению, трагические события 2016-2017 годов в городах Актобе и Алматы показали, что отдельные представители салафизма способны на дерзкие противоправные действия с применением оружия и силы.
Кроме того, некоторые радикальные сторонники данной идеологии, слепо следуя ложным учениям и подвергнувшись влиянию зарубежных лжепроповедников, с семьями уезжали в Сирию, вступая в ряды террористической организации ДАИШ, о чем впоследствии сильно сожалели. Большая часть из них погибли, а тем немногим кому удалось выжить, вернулись в рамках операции «Жусан», но до сих пор они не могу забыть всех пережитых ужасов.
По мнению экспертов, основная причина данного антисоциального поведения заключается в убеждениях салафитов. Их идеология в корне отличается от норм традиционного для нашего общества ханафитского мазхаба, и имеет больше общего с идеологий ваххабизма.
Для того чтобы понять, действительно ли салафизм так опасен, наши корреспонденты провели беседу с бывшим сторонником данной идеологии Арманом, который согласился поделиться своей историей жизни.
Как вы стали религиозным человеком?
Рос в небогатой семье в г.Атырау. Мать одна воспитывала. Можно сказать сам был предоставлен себе. Как все мое окружение, с детства рос на улице. Там были свои законы. Много дрались. Меня часто били. Занимался боксом, борьбой. Это меня закалило. Потом завоевал уважение у своих сверстников. Чем становился старше, тем больше звали на всякие стрелки и разборки. Про учебу в школе вообще забыл, пропускал занятия. Да и не думал о будущем. Когда мне было 19, умерла мама. Я остался один. Чтобы себя прокормить устроился грузчиком на рынке. Денег на жизнь хватало. Прежние друзья не оставляли меня. Также гуляли, пили и дрались. Где-то через 7 месяцев после смерти матери, умер мой близкий друг детства из-за наркотиков. В тот момент я задумался над своей жизнью. Меня терзало изнутри. Мысли не покидали голову, хотелось, что-то поменять. На рынке работали парни грузчиками, которые были верующими и ходили в мечеть. Общаясь с ними, я познакомился с религией. Решил что-то поменять в жизни, устав от постоянных разборок и беспорядочных связей. Начал ходить в мечеть. Ходил не часто, только по пятницам. Это было новое для меня, но не сильно затягивало.
В 2003 году в мечети познакомился с хозяином бутика, который продавал сантехнику, на том же рынке, где я работал грузчиком. Стали больше общаться, он меня взял к себе продавцом. Появились деньги, жизнь налаживалась. Он был глубоко верующим, строго соблюдал все нормы в религии. Отпускал бороду, носил короткие штаны. Говорил, что если я хочу попасть в рай, то я тоже должен также одеваться, так как это правильно. Он многих знал и познакомил с другими верующими. Мы друг друга называли братьями. Среди нас были и русские, и казахи, и даже один поляк. Постепенно стал углубляться в религию. Изучал религиозные книги. Помню одну из них, она называлась «Три основы». Слушал лекции шейхов в интернете. Всяких слушал без разбора, самое главное, чтобы на арабском говорили. Тогда казалось это модным, арабский язык больше доверия внушал. Перевод конечно на русском был. Из наших слушал Мубарова, Халила. Я думаю с того момента, и я не заметил как стал приверженцем салафизма. Убеждения мои поменялись, общение поддерживал только с салафитами. Кто наших взглядов не разделял, мы с ними даже не здоровались в мечети и называли кафирами. Знаете, это сейчас понимаешь по прошествии времени, какой же ты был невежественный человек, а тогда мне казалось, что мы принадлежим к какой то элитарной прослойке верующих в Исламе, если так можно сказать. Я имею ввиду, что мы думали, что лучше других, правильнее. Что мы принадлежим в маленькой группе истинно верующих, которые лучше разбираются в религии Ислам. По сути это был эгоизм и хвастовство. Даже внешним видом мы демонстрировали, что мы другие. Между собой мы даже допускали резкие выражение в адрес имамов и сторонников ханафитского мазхаба, но открыто, конечно, этого не делали.
Вы говорили, что были в Сирии, как вы там оказались?
Однажды прослушал пару лекций одного шейха на тему объявления такфира (обвинение в неверии) и вооруженного джихада. Не помню уже, как его зовут. Это был то ли 2007, то ли 2008 год. Я уже имел небольшие религиозные знания. Был женат. Мы ждали ребенка. Я для себя решил разобраться в этом вопросе, так как это тема была актуальна и много споров возникало среди братьев. Много искал информации. Кто-то из ученых говорил, что такфир в отношении верующих допустим, кто-то говорил, что нет. Лично, я в душе не хотел воевать. С того момента у меня появилось желание стать образованным. Я никогда не думал об этом, а тут меня как будто осенило. Я начал учить арабский, чтобы поехать за рубеж. Жена была согласна. В 2009 году мы выехали в г.Мекка КСА. Но тут как то не сложилось. В университет я поступить не смог, обучался в марказе. В 2010 году решил отправиться в г.Дамаск Сирия, так как, по слухам, здесь можно было получить хорошее образование. Поступил в учебное заведение «Аби-Нур». Где-то в 2011 году мне позвонил мой прежний работодатель, тот самый хозяин бутика, который привел меня в салафизм. От знакомых я слышал, что он уехал в Турцию, считая Казахстан страной не для мусульман. Он попросил помощи, привезти ему деньги. Сообщил, что мне на карту отправят деньги, а ему не могут отправить, так как она заблокирована. Также сказал, что отблагодарит и оплатит поезду в Турцию. В тот момент я почувствовал неладное. Я слышал, что он, вроде как общался с джихадистами. Но отказать я не мог, потому что он ранее помогал мне. Я приехал к нему, и передал деньги. Моя семья осталась в Сирии.
Потом он попросил меня слетать в Казахстан и помочь перевезти его семью в Турцию. Сообщил, что не может сам вернуться, так как его могут не выпустить, а помочь никто не может. Я не хотел и отказывался. Но он меня убедил, пообещав, что там все готово, и через 4 дня я уже буду Сирии.
Приехав на родину, обратно я вовремя выехать не смог. В этот период в Сирии начались массовые беспорядки. Денег у меня не было. Родственников тоже. Просил помощи у этого человека, который отправил меня в Казахстан. Но сказал, что это сейчас не возможно. А после вовсе прекратил связь. Потом там началась война. Я обратился в правоохранительные органы, рассказал им все, как было. Оказалось, что мой прежний работодатель оказывал помощь боевикам. Меня не стали привлекать к ответственности, потому что я оказывал полное содействие.
К моему несчастью, жена с сыном пропали без вести. Последний раз я с ними разговаривал в 2011 году. Первые 2 года после расставания с ними были для меня кошмаром. Я толком не ел и не спал. Жил, где придется, в подвалах и на чердаках. Было даже время, когда я стоял возле мечети и просил милостыню. Мне помогли те, от кого я помощи не ожидал и кого ранее считал заблудшими. Имам мечети, услышав о моей истории, собрал для меня денег, а один сторонников ханафитского мазхаба предложил жить у него во времянке. Благодаря этим людям, я можно сказать выжил. Я хотел поехать туда, чтобы искать свою семью. Но, имам меня отговорил, сказав, что уже поздно и меня могут убить.
Со временем я свыкся. Время лечит. Я не забыл. Просто боль притупилась. Я думаю, это было для меня наказание. За то, что следовал салафизму. За то, что помог своим бывшим знакомым, которые привели меня в салафизм, а они меня обманули и подставили. За то, что не позаботился о семье и увез ее в другую страну. За то, что считал себя горделивым и все знающим. Я мог получить образование и здесь. Но послушал лжепроповедников и покинул свою родину, свой дом.