БРАВО, МИРАНДОЛИНА, БРАВО!
- Дата публикации 02.04.2013 08:51
- Категория: Культура
В Международный день театра погодинцы подготовили для своих зрителей настоящий праздник. На сцене театра впервые была поставлена пьеса «отца классической итальянской комедии» Карло Гольдони «Трактирщица». Прекрасные костюмы, музыкальное оформление, великолепная игра актеров - это и многое другое есть в спектакле, поставленном художественным руководителем театра Тимуром Каримжановым.
Это произведение великого драматурга Гольдони считается театральным шлягером, который успешно выдержал испытание временем на многих мировых сценах. Представьте себе картину: интерьер в стиле итальянского барокко середины XVIII века (художник-постановщик Сангат Яруллин), герои в средневековых костюмах (художник по костюмам Светлана Таныгина), соответствующих той эпохе…
В комедии «Трактирщица» режиссер-постановщик Тимур Каримжанов акцентирует внимание на радостном состоянии души. Спектакль напоминает мюзикл, в котором песни и танцы гармонично дополняют великолепную драматургию. При этом характеры главных героев расширяются и уточняются, становятся более доступными для понимания.
По сюжету за сердце трактирщицы Мирандолины борются четверо мужчин. Актеры появляются на сцене прямо из зрительного зала. Музыкальное построение спектакля - безусловная заслуга Давида Литвинова. В выбранных композициях есть шарм и тонкость, комизм и напыщенность, отражающие глубинную суть спектакля и сюжетные хитросплетения.
А теперь переходим к главному: весь секрет успеха пьесы кроется в великолепном исполнении главной роли. Все дело в том, что Татьяна Фомиченко (Афанасьева), играя роль Мирандолины, виртуозно владеет своим голосом. Здесь важны не столько жесты или слова, сколько безупречно выдержанные интонации, оттенки речи, умение использовать полутона. Ведь одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, может иметь различный смысл.
Старинная итальянская комедия Гольдони возвращает зрителям женщину-героиню, которая опасна, обворожительна, дурашлива, предприимчива и очень даже «себе на уме». Она - женщина до мозга костей, со всеми прелестями неповторимой женской логики, с полным арсеналом кокетливых ужимок «из прабабушкиного сундучка»…
…Трактирщица Мирандолина не знает себе равных в тонком искусстве разжигания нежных страстей. Она кружит головы постояльцам, к каким бы сословиям те ни принадлежали, однако погоня за легкой добычей - не в ее вкусе. Мирандолину влечет задачка поинтереснее: соблазнить заядлого женоненавистника-холостяка кавалера Рипафратта (в исполнении Евгения Патешкина), увлечь его и увлечься самой (не всерьез, конечно, а так, совсем чуть-чуть). И все только затем, чтобы в финале торжественно объявить: да, мол, все мы, женщины, такие - «поматросим» и бросим.
В пьесе легко обыгрывается вечно актуальная женская тема. «Священные права» слабого пола (права, позволяющие, к примеру, заводить собственный бизнес, гулять, где вздумается, решать вопросы, касающиеся себя любимой) триста лет тому назад будоражили воображение людей точно так же, как и в начале XXI столетия. Если во времена Гольдони «женский вопрос» давал пищу для снисходительных шуточек, то сегодня, в век эмансипации, мы смотрим на «Трактирщицу» уже чуть-чуть иными глазами.
Если судить по реакции зрительного зала, труппе удалось развлечь публику на полную катушку. Чего стоили воздыхатели Мирандолины: состоятельный вельможа Альбафьорита (Алексей Никулин), уморительно манерный Форлипополи (Влад Сабиров)! Да и сам «герой романа» - это пылкий, как Везувий, кавалер Рипафратта «с манерами мужлана», у которого всегда под рукой мудреные нравоучительные трактаты. При первом же взгляде на него становится понятно: именно этого кавалера захочет прибрать к рукам умница Мирандолина.
Татьяна Фомиченко играла свою роль изобретательно и азартно. Ее героиня рассыпала колкости, кокетничала с поклонниками, изображала «своего парня» перед закоренелым холостяком (от ее нежностей тот лез на стенку уже в следующей сцене), демонстрировала неплохие вокальные данные… Так что в конце концов зритель убеждался: из-за такой чертовки действительно можно потерять голову!
Правда, обещанной «многогранности женского образа» все-таки увидеть не пришлось. Героиня, одновременно соединяющая в себе взбалмошность, преданность, «верность своей природе», мечтающая «иметь рядом близкого любящего человека», на сцене так и не появилась. От увертюры до финала в спектакле царила красотка-вамп, которая не осмелилась ответить на чувство проученного (и прирученного ею) кавалера, но расчетливо положила глаз на того, кем легко и удобно властвовать.
А в целом - было весело, смешно, зрительный зал аплодировал от души. Видно, зрители были рады тому, что режиссер, взявшись за классическую вещь, не перетрактовал сюжет с ног на голову, а построил пьесу именно так, как задумывал когда-то Гольдони. Причем выполнил свою работу со вкусом и с огоньком!
Спектакль прошел на одном дыхании, мы и опомниться не успели, а представление уже подошло к концу, и пора было расходиться. Жаль. Опустился занавес, стихли последние крики «браво»… И стало немного грустно. Выходя из театра, артисты, одетые в самую обычную современную одежду, рассаживаются по машинам. Волшебство этого вечера закончилось, крысы разбежались, а карета превратилась в тыкву…
Надеемся, что скоро погодинцы вновь удивят нас своими невероятными перевоплощениями, порадуют новыми необычными выступлениями.
Татьяна КРАВЧЕНКО
ФАКУЛЬТЕТ РАДОСТИ И ГАРМОНИИ
- Дата публикации 01.04.2013 15:20
- Категория: Культура
В этом году свой 35-летний юбилей отмечает музыкально-педагогический факультет СКГУ им. М. Козыбаева. Факультет, выпускники которого дарят миру радость и гармонию, помогают делать первые шаги в море знаний и находить выход из сложных жизненных ситуаций. На прошлой неделе юбиляры были отмечены множеством наград за вклад в развитие высшего образования. К такому знаменательному событию был подготовлен большой концерт.
Сегодня на музыкально-педагогическом факультете студенты получают образование по восьми специальностям педагогического и творческого направлений. МПФ оказывает методическую помощь образовательным учреждениям области, тесно сотрудничает с ведущими вузами Казахстана, России и других стран СНГ.
А начиналось все в 1978 году, когда на факультете было всего две специальности: «Музыка и пение» и «Педагогика и методика начального обучения».
Первый декан - кандидат педагогических наук Мирра Трофимовна Дзюба, она возглавляла факультет в течение 10 лет. В 1988 году на должность декана был избран кандидат искусствоведческих наук А. Слезко, воспитавший плеяду педагогов-музыкантов. Многие выпускники МПФ с гордостью осознают, что являются продолжателями дела этого неимоверно увлеченного педагога, строгого, требовательного профессора и вдохновенного лектора.
С сентября 2002 по 2006 год факультет возглавляли выпускницы Петропавловского педагогического института им. К. Ушинского: кандидат педагогических наук Н. Пустовалова (физико-математический факультет), доктор педагогических наук А. Мурзалинова (историко-филологический факультет), кандидат физико-математических наук, доцент Б. Батыров (Университет дружбы народов имени П.Лумумбы).
С 2006 года МПФ работает под руководством кандидата педагогических наук, профессора Н. Пустоваловой, члена Республиканского учебно-методического совета по специальности «Дошкольное обучение и воспитание» при Казахском женском педагогическом университете (Алматы), члена совета по экспертизе учебников для 12-летней школы при МОН и РК.
В течение 2000-2010гг. на факультете были открыты новые специальности: «Дошкольное обучение и воспитание», «Педагогика и психология», «Дефектология», «Социальная педагогика», «Дизайн», «Социальная педагогика и самопознание», которые привлекают выпускников школ к поступлению в СКГУ им.М. Козыбаева. В этом году на кафедре музыкальных дисциплин открывается вторая специальность - "Культурно-досуговая работа".
Студенты и преподаватели факультета не раз были награждены дипломами и грамотами на конкурсах различного уровня.
Одна из традиций факультета - проведение Недели МПФ, в рамках которой проходит День самоуправления. Студенты активно участвуют и в благотворительных акциях. А любителям петропавловского КВН знакома факультетская команда "Соседи", много раз занимавшая призовые места.
В настоящее время на факультете работает пять кафедр.
Кафедра педагогики начинает свою историю с 40-х годов прошлого века, о чем упоминается в архивных документах, хранимых в музее СКГУ им. М. Козыбаева. Выпускники с благодарностью вспоминают ветеранов кафедры: И. Гармса, В. Вецнер, Т. Шалагину, И. Ширина, Г. Кубракова (народного учителя СССР), М. Дзюбу, Л. Трошину, Т. Михайлову.
И. Гармс, исследователь проблем перевоспитания детей с отклонениями, - первый, кто открыл научно-исследовательскую лабораторию при детском исправительном учреждении в Петропавловске. В. Вецнер была одним из организаторов народного студенческого театра «Пилигрим», первым его режиссером-постановщиком и актером. При кафедре действует педагогический отряд «Джэм» («дружная, жизнерадостная, энергичная молодежь») - общественное добровольное объединение студентов различных курсов и факультетов университета, участвующее в воспитательных программах образовательных учреждений, организации летнего отдыха детей, акциях по формированию ЗОЖ.
Еще одна из старейших кафедр, которая старше самого факультета, - кафедра психологии, которая также упоминается в архивных документах за 1941 год.
Одновременно с факультетом была открыта кафедра музыкальных дисциплин для подготовки учителей музыки с высшим образованием для школ Кокчетавской, Кустанайской и Северо-Казахстанской областей. За 30 лет было подготовлено много специалистов, которые вносят свою лепту в развитие музыкального образования и культуры Казахстана. В настоящее время кафедрой заведует Г. Колесникова, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, член Международного научного совета по истории музыкального образования, которая стремится продолжить традиции, заложенные её предшественниками, известными деятелями музыкальной культуры нашего региона.
В истории кафедры достойное место занимали оркестр русских народных инструментов, без которого не обходилось ни одно концертное мероприятие педагогического института и города (рук. Н. Дивинская, В. Верещагин), театр песни «Арманай» (рук. Г. Мухамеджанова), ансамбль духовых инструментов (рук. С. Коваленко), студенческий смешанный хор (рук. Ю. Колчин), народный вокальный ансамбль «Лира» (рук. Т. Мореева).
В настоящее время студенты кафедры развивают и совершенствуют свои исполнительские навыки, участвуя в работе студенческого смешанного хора (рук. А. Зелёный), народного этнографического ансамбля «Шертер» (рук. Ж. Кабдулбариев), вокально-инструментального ансамбля «Brend» и вокального ансамбля «Мелос», принимающего активное участие в проведении мероприятий по укреплению межнационального мира и согласия, популяризации казахского культурного наследия в нашей области и ближнем зарубежье (Омске и Тюмени).
Особое событие в жизни кафедры, да и всего университета, - ежегодный конкурс вокального исполнительства «Таң шолпан». Кстати, в нем могут принимать участие не только студенты СКГУ им. М. Козыбаева, но и других вузов и колледжей города, если они могут составить, по мнению жюри, достойную конкуренцию. И хотя аудитория у «Таң шолпан» гораздо меньше, чем у популярного в стране шоу «Х-фактор», уровень подготовки участников мог бы позволить им далеко продвинуться на пути к победе в главном шоу страны. Но, видимо, у таншолпановцев пока другие цели и намеченные вершины.
Ежегодно творческие коллективы кафедры и сольные исполнители готовят концертные программы, с которыми выступают на сцене родного университета и площадках города и области.
В 2002 году на факультете открылась кафедра дизайнаф по инициативе А. Попова, члена Союза дизайнеров СССР. История открытия кафедры уходит в конец 90-х годов, когда с возрождением строительства и промышленности потребность в творческих кадрах со специальным высшим образованием неуклонно возрастала. Сначала в 1999 году на кафедре строительства транспортно-строительного факультета были набраны 18 студентов по двум специализациям: «Дизайн интерьера» и «Дизайн одежды».
2002 год, когда специальности перевели на новую кафедру МПФ, был знаменателен и началом активной работы по оформлению аудиторий, холлов, научных и практических мероприятий университета. Группа студентов подготовила оформление выставки СКГУ «Дни Северо-Казахстанской области в Астане», создала коллекцию женской нарядной одежды по мотивам традиционного казахского костюма. Показ коллекции в Конгресс-Холле, где проходила выставка, имел большой успех у посетителей.
Творческие изыскания преподавателей и студентов находят свое отражение в работах, представляемых на различных конкурсах и выставках, включая международные, и неоднократно были отмечены призовыми местами.
Студенты и выпускники факультета - люди, призванные в силу своей профессии приносить в мир добро, красоту и праздник. И к своему юбилею они приготовили этот праздник. Два десятка концертных номеров прошли на одном дыхании, от композиции Г. Свиридова «Время, вперёд» в исполнении фортепианного квартета преподавателей до песни Игоря Крутого «С днём рождения» в исполнении вокального ансамбля сотрудников кафедры музыкальных дисциплин. Сюрпризом для зрителей стало попурри на темы украинской народной музыки в исполнении… домбристов! Восторг у зрителей вызвали вокальный дуэт преподавателя кафедры музыкальных дисциплин Любови Фасхутдиновой и студента Жангельды Курмангужина (“Timetosaygoodbye”), а также дуэт саксофонистов в составе преподавателя кафедры Сергея Коваленко и студентки Айнаш Баймолдиной, исполнивших «Ночной звонок» С. Уандера. А выпускник факультета, дирижер А. Шеффинг вместе с оркестром военной части 6637 подарил виновникам праздника «Юбилейный марш». Впрочем, все подарки были хороши, ведь готовили их благодарные выпускники и студенты факультета, на котором учат дарить радость!
Инна НАГМЕТОВА