ЧЕРЕЗ ПЕСНЮ - К БОГУ
- Дата публикации 13.03.2013 04:39
- Категория: Культура
Народное искусство - это колыбель, из которой вышло искусство вообще: от классической симфонии до современной рок-оперы, от «Лебединого озера» до конкурса брейк-данса. Фольклорные мотивы народов мира давно стали классикой, а народное искусство - прочным фундаментом музыкальной культуры. Творческие коллективы, к которым мы привычно добавляем определение «народный», очень разные по своему составу и направлениям, и именно в этом секрет неугасающего интереса к ним самой широкой аудитории. Прозвучит родная мелодия, знакомая и любимая с детства, и в сердце найдется созвучная струна. А кто-то, напротив, услышит или увидит совершенно новое, то, что позволит гораздо лучше и полнее понять далеких и близких соседей по маленькой планете Земля.
Песня... Ее из сердца не выкинешь. Родные для каждого народа напевы - это так близко и так естественно, как собственное дыхание и слезы, как клочок неба за окном или черная земля из-под талого снега. От этих песен всегда рождается грусть о чем-то родном, кровном, давно утраченном. Как прекрасно, когда культуру и историю народа воспевает не только взрослое поколение, но и молодежь! Казачий вокально-хореографический ансамбль «Звонница-Наследие» - прекрасный образец любви к песне, традициям и обычаям своего народа. За многолетний труд он удостоен многих премий, званий, а самое главное - зрительского признания. Коллектив побывал во многих городах России, Казахстана и Украины. Его знают Москва, Смоленск, Челябинск, Омск, Новосибирск, Златоуст, Екатеринбург, Вязьма, Чебаркуль, Феодосия, Алматы, Астана, Шымкент, Костанай. Но какой коллектив без профессионального руководителя, сумевшего объединить в своем ансамбле артистов разного возраста? И сегодня художественный руководитель ансамбля «Звонница-Наследие» Владимир Ивашкин - гость нашей редакции.
«Любо, братцы, любо!»
Владимир Ивашкин родился в Петропавловске в 1967 году. После окончания музыкального училища по специальности «Народные инструменты» решил получить высшее образование и отправился в Москву. Без труда поступив в Московский государственный университет культуры и искусства на отделение «Руководитель народного хора и фольклорного ансамбля», Владимир Михайлович с каждым днем все больше убеждался в том, что сделал правильный выбор. Окончив МГУ, вернулся в родные края. Уже тогда он хотел создать в городе святых апостолов Петра и Павла такой творческий коллектив, видя и слыша который люди будут получать огромное эстетическое удовольствие. Так в 1996 году появился казачий ансамбль «Звонница-Наследие», в нем сегодня уже около 60 человек в возрасте от 5 до 27 лет. Как признается Владимир Михайлович, изначально было сложно организовать коллектив такого направления. «Я очень переживал: пойдут ли дети учиться народному хоровому пению или нет. Но мои переживания были напрасны. Ребята занимаются с большим удовольствием», - делится своими мыслями Владимир Ивашкин. И, действительно, побывав на одной из репетиций, понимаешь, что заниматься в нем невозможно без огромной любви и желания. Ежедневные занятия по вокалу и хореографии - труд, который под силу не каждому.
Изначально «Звонница» была детским фольклорным ансамблем. Неоднократно она становилась лауреатом различных конкурсов и фестивалей, а в 2002 году коллективу приказом Министерства культуры РК было присвоено звание «Образцовый».
Владимир Михайлович не только обучает детей фольклорному искусству, но и, проводя тематические семинары, делится опытом со своими коллегами.
«Звонница-Наследие» сегодня - постоянный участник городских, областных, республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Единое дыхание
- Владимир Михайлович, как в вашей жизни появилась музыка?
- Музыка со мной на протяжении всей жизни. С раннего детства родители привили мне огромную любовь к народной песне. Слушая музыку с младенчества, я впитывал ее всем сердцем и душой. Весь мир создан Богом, музыка - часть этого мира. Непосредственно через песню можно узнать Бога.
- «Звонница-Наследие» - вокально-хореографический ансамбль. Не сложно обучать детей не только искусству хорового пения, но и танцевальной культуре?
- Сложно. Но мы не ищем легких путей. Я очень рад, что уже на протяжении 15 лет с коллективом работает опытнейший хореограф Татьяна Утежанова - ученица выдающегося деятеля культуры РК Валерия Ивановича Хренова. Она талантливый педагог, тонко чувствующий детей, их возможности и способности.
- Сколько времени уходит на постановку одного номера?
- Достаточно. Около двух месяцев ежедневных занятий.
- На каждом выступлении ансамбль радует зрителя не только прекрасным пением, но и отличным внешним видом. Костюмы «Звонницы» передают колорит казачества. Кто вам оказывает материальную поддержку?
- Я очень благодарен генеральному спонсору коллектива Верховному атаману Союза казачьих общественных объединений РК, генералу Юрию Захарову. Последний раз на пошив новых костюмов он выделил 1,5 миллиона тенге. Коллектив очень близко сотрудничает с Русской Православной Церковью, с ОО «Братство сибирских казаков», СКФ ОО «Русская община Казахстана». Коллектив поддерживает посольство РФ в РК в лице Чрезвычайного и Полномочного Посла Михаила Бочарникова.
- Владимир Михайлович, кроме вашего коллектива в Казахстане есть казачьи ансамбли?
- Да, и это радует. Многие из них находятся в стадии развития, творческого поиска. Мастерство нарабатывается со временем. Только от плодотворной и постоянной работы можно ждать хороших результатов. Я с гордостью могу сказать, что высокую оценку профессиональному мастерству ансамбля дал наш Президент Нурсултан Назарбаев. Мы выступали на концерте, на котором он присутствовал. И Нурсултан Абишевич пожелал нам больших творческих успехов.
- В чем особенность казачьего пения?
- Во-первых, в манере подачи произведений. Любой коллектив должен показать народный колорит, открытость души. В своих песнях мы знакомим зрителя с историей быта казачества, отчасти связанного с военной службой.
- Какая публика ходит на ваши концерты?
- Наши выступления с самого начала образования коллектива посещает различная аудитория. Это как молодое, так и старшее поколение. Мы стараемся исполнять песни для разных возрастных категорий и социальных групп. Поэтому каждый зритель всегда услышит знакомую с детства или юности мелодию.
- Сколько песен в репертуаре ансамбля?
- Свыше 30 композиций. Репертуар мы постоянно обновляем. У нас очень много интересных тематических песен: рождественских, пасхальных, троичных и других.
- На дворе XXI век - эпоха новых направлений в современном искусстве. Как удержать и заинтересовать детей, чтобы они не поддались веянию времени и не бросили народное искусство?
- Это, к сожалению, большая проблема. С приходом временно «модных» культур обесценивается значение самого понятия «народный». Но я считаю, что в фольклорное искусство идут исключительно те, кто его любит. Гены тоже играют немаловажную роль. Вы только посмотрите, сколько ежегодно появляется различных направлений в песнях и танцах! Сегодня они есть, а что с ними будет завтра? А культура народа была, есть и будет!
- В чем главное достижение «Звонницы-Наследия»?
- Главные достижения - это не награды и звания, а то, что наши дети растут в любви к народной песне, к родному краю, к своему прошлому. Они учатся ценить и уважать культуры народов, проживающих на территории многонационального Казахстана. В нашем коллективе ребята разных национальностей, и все они как одна большая дружная семья. Народная песня объединяет и казахов, и русских, и татар, и украинцев, и белорусов, и многие другие народы.
Через два года мы будем праздновать 20-летие ансамбля, и я очень горд, что многие ребята уже более 10 лет живут в единой семье под названием «Звонница». Некоторые из них создали свои семьи, родили детей и уже привели своих маленьких чад в родной коллектив. Это прекрасно, что с юных лет ребенок начинает понимать культуру, которую так любят его родители. Когда он впитывает все самое хорошее с молоком матери, вырастает прекрасным человеком.
- Владимир Михайлович, как вы считаете, для чего люди поют?
- Народная песня как культурный феномен родилась из потребности человека остановиться, прекратить хоть на время свой жизненный бег. То созерцательное состояние, почти недоступное современному человеку, которое рождает неспешное разворачивание песенного сюжета, интонационная вязь древнего напева, погружает исполнителя и слушателя в такие глубины человеческих переживаний, какие мы испытываем разве что в молитве. Вот этот мир, во всей его глубине и высоте, раскрывается в народной песне, позволяя и совсем юному существу постичь жизненный опыт сотен и сотен предшествующих поколений. Через погружение в мир далекого, неведомого песенного героя он учится сопереживать чужому горю или радости. Тем самым без назиданий и скучной дидактики осуществляется главная задача народной педагогики - воспитание целостной, гармоничной личности, полноправного члена общества.
В наши дни отношение к фольклору, народной песне в ее традиционном звучании становится своеобразным тестом на духовное и душевное здоровье. Человек, мало-мальски одаренный музыкально, идет в профессиональную сферу, и все реже люди собираются для совместного музицирования, чтобы просто попеть песни «для себя». В этом есть общечеловеческая проблема. Не секрет, что многих современных людей это вообще не волнует, особенно если речь идет о народной песне. Все, что угодно, только не истинное народное! Ирландские танцы, испанское фламенко, индийская йога, - только не родной фольклор! Но ведь именно он - многовековая традиционная народная культура. Ведь там, где есть песня, есть все! Там «жизнь жительствует»! Песня создает то благоприятное, благодатное интонационное поле, в котором родятся и растут счастливыми дети, цветет и плодоносит земля!
- Благодарю за приятную беседу. Всех вам благ! Пусть «Звонница-Наследие» звучит во всех уголках планеты Земля!
Беседовала Татьяна КРАВЧЕНКО
ДОЛОЙ МЕЩАНСТВО! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЛЮБОВЬ!
- Дата публикации 29.01.2013 11:19
- Категория: Культура
Настоящий творец может превратить рассказ о путешествии, допустим, того же графа Калиостро или взаимоотношении полов в советское время в волшебную историю о любви, волшебстве и чудесах. И у творца - режиссера областного Русского театра драмы им. Н. Погодина Виктора ШАЛАЕВА это в очередной раз получилось. 25 января я решила сделать себе подарок и в день своих именин отправилась на премьеру спектакля по пьесе Валентина Катаева «Квадратура круга».
Театр встречал зрителей в красном: пионерские галстуки, плакаты с советскими лозунгами, великовозрастные пионеры, марширующие по коридорам и выкрикивающие советские лозунги. Чувствовалась атмосфера праздника. Именно праздника, а не спектакля. Третий звонок и …
Более двух часов театрального действа промелькнули как одно мгновение. Потрясающая игра актеров, интересный и интригующий сюжет…
Что нужно для прочного брака? Сходство характеров, взаимное понимание, классовая принадлежность, общие политические взгляды, трудовые взаимоотношения. Все есть. Так в чем же дело? Может быть, в отсутствии любви? А это, по мнению персонажей, социальный предрассудок, кисель на сладкое, гнилой идеализм...
Действие пьесы разворачивается в 20-е годы. Новый строй только формируется. Это еще не Советский Союз, а республика. Неустроенность быта, голод, кровавые репрессии, продразверстка, бедность и глобальные задачи идеологии ложатся на плечи молодых людей. Всеобъемлющая разруха компенсируется «нужными» установками в мозгах. Курс на светлое будущее задан, и ничто не способно развеять гипноз «красной руки». Хотя… Есть чувство, которое не знает политических убеждений.
Молодая советская республика строит социализм, и в ней уже нет места таким мелкобуржуазным пережиткам, как любовные треугольники. Все это мещанство! Пришло время любовных квадратур круга!
…В большой, пустынной, запущенной комнате живут двое молодых людей, Василий и Абрам. Они друзья, они дети своего времени, и их не тяготят ни продавленный матрас, ни садовая скамейка в качестве второй кровати. Каждый глубоко свой парень и закоренелый холостяк… Но! Оба одновременно женятся и приводят супруг в свое незамысловатое жилище.
Василий (актер Виталий Алфимов) - завидный муж, он получает 90 рублей в месяц. При этом он под стать комнате: совершенно запущен и неопрятен. Впрочем, его эти мелкобуржуазные категории совершенно не волнуют. Его жена Людмилочка (Марина Черняк), очаровательная девушка с мещанскими замашками, приходит в ужас от неустроенности их «конюшни». В гораздо больший шок ее приводит сообщение, что на жилплощадь есть еще одна претендентка. Людмилочка капризна, но заботлива, хлопотлива, добра. Ей нравятся статус жены, уменьшительные суффиксы и жеманные прозвища.
Супруга Абрама, товарищ Тоня Кузнецова, напротив, подвергает все эти «феодальные нежности» суровой критике. Она из разряда тех людей, к которым обращаются по фамилии. Кузнецова (Татьяна Афанасьева) - яркий представитель политически активной «краснокосыночной» советской молодежи. Ей претят все проявления ненавистной буржуазии, ее дело правое, поэтому проживание вчетвером волнует ее меньше, чем томик Плотникова, который необходимо вернуть до вторника. Тоня четко указывает Абраму: жена - это, прежде всего, соратник, и никакой лирики.
Абрамчик (Алексей Никулин) не против, он очень хочет жить в соответствии с правилами, с нормами идеологии. Согласно установкам «сверху», его брак обязан быть счастливым. Сходство характеров, взаимное понимание, классовая принадлежность, общая политическая установка, трудовой контакт. Все есть! Но этого оказывается мало. Браки рушатся на следующий же день. А дальше…
Приходите на прекрасный спектакль, от просмотра которого получите массу положительных эмоций. Да и поразмыслить есть над чем. Увлекательная комедия, где страхи не нагнетаются, а изживаются по старинному рецепту - при помощи беззаботного смеха и... любви!
Мы поинтересовались мнением зрителей об увиденном.
Инесса Шашкина:
- Спектакль получился очень смешной. Невозможно перечислить все выдумки его создателей. Первое, что приходит в голову: грохот невидимого велосипеда, ритуально сопровождающий каждого входящего в квартиру, горизонтальный прыжок товарища Кузнецовой на стол с книжкой, стишки поэта Черноземного и так далее. Творческий коллектив театра: актеры, костюмеры, оформители, а главное - режиссер, всеми любимый Виктор Григорьевич, - огромное вам всем спасибо! Окунули в ту эпоху, несомненно!
Федор Лавин:
- "Квадратуру круга" смотрел на одном дыхании. Но под конец подумал: "Молодые, счастливые. Пока... Еще не добрались до них лагеря и война. Сколько таких было в России и окрестностях и сколько пропало страшно и ни за что... А у них было еще все впереди…».
Татьяна КРАВЧЕНКО
span style=
mso-bidi-font-weight: normal;