ГОРОД, В КОТОРОМ ЖИВЕМ
- Дата публикации 10.07.2014 04:12
- Категория: Разное
Стало доброй традицией отмечать в середине лета День рождения Петропавловска - центра нашей Северо-Казахстанской области. Этот праздник не является ни национальным, ни государственным, ни даже профессиональным.
Тем не менее, он люб и дорог каждому петропавловцу: молодому и не очень, мужчине и женщине, здесь родившемуся или прибывшему в разные годы на постоянное место жительства. Считай, горожане как одна семья: многонациональная, здоровая, крепкая, работящая, стремящаяся сделать свою малую родину еще лучше, еще краше. Родному городу исполняется 262 года. В литературных источниках, архивных материалах, воспоминаниях граждан, ныне проживающих в области, Казахстане и даже за его пределами отражена история города, его прошлое и настоящее. В свете дня сегодняшнего отдельные факты и события, безусловно, требуют нового осмысления.
Мне, как архивисту и краеведу, в первых строках своего очерка о Петропавловске стоит напомнить о факте закладки крепости св. Петра в 1752 году. Здесь уместно процитировать книгу «Историческое обозрение Сибири», изданную в тогдашней столице России Санкт-Петербурге в 1844 году. «Крепость Петропавловская (в начале св. Петра - прим. авт.) выстроена на высоком берегу Ишима, заложена в 1752 году, окружена сверх деревянных стен палисадами в два ряда. В 1765 году вместо деревянных стен обведена земляным ограждением и рвом. В Петропавловской крепости торг (имеется ввиду торговля с местным казахским населением - прим. авт.) начался в 1759 году».
Крепостное прошлое имеет не один Петропавловск, а и другие города, ныне областные центры Казахстана: Актюбинск, Усть-Каменогорск, Павлодар, Уральск, Кызылорда.
Историю города можно разделить, конечно, условно на три периода: дореволюционный, советский, период независимости суверенной Республики Казахстан.
Становлением и укреплением городского хозяйства в течение первого периода можно отнести рост населения с 3,5 тысяч в 1825 г. до 47 тысяч в 1917 году. Появились и успешно работали местные, хотя и малочисленные заводы: салотопленные, кожевенные, предприятия по переработке молока и изготовлению молочной продукции. Известно, например, что Петропавловское сливочное масло в Англии считалось лучшим в мире(!). Экспортировались также другие товары сельскохозяйственного производства, прошедшие первичную переработку. Безусловно, из года в год «шла в гору» торговля как внутри региона, так и на экспорт. В городе работали ведущие фирмы западноевропейских стран. Важнейшим событием в жизни горожан стала прокладка железнодорожного пути, получившего впоследствии названия Транссиба. Ровно 120 лет назад, в июле 1894 года, окрестность города огласилась паровозным гудком, ознаменовавшим прибытие на станцию Петропавловск первого поезда.
Строительство города дополнили «атрибуты» железнодорожного хозяйства: вокзал, депо, складские помещения.
В 1903 году в городе появился водопровод, а в 1915-м заработал крупнейший в стране Петропавловский мясокомбинат.
Открывались учебные заведения, школы и гимназии.
Грозные годы начала XX века не обошли стороной и наш Петропавловск.
Революция, Гражданская война, Крестьянское восстание 1921 года, голод и нищета - все пришлось пережить горожанам.
Однако и в это время Петропавловск оставался «правофланговым бойцом» за лучшую жизнь. Будучи центром огромной Акмолинской губернии (1921-1928 гг.), он стал центром помощи огромной голодающей России. В европейскую часть тогдашней страны шли караваны и эшелоны с хлебом.
Было начато и в 1922 году завершено строительство железнодорожной линии Петропавловск-Кокчетав. Не без помощи военнопленных Первой мировой войны крепло строительство новых зданий и сооружений, «становились на ноги» небольшие заводы, мастерские, развивалось кустарное производство.
Годы Великой Отечественной войны превратили наш Петропавловск в несгибаемый центр «Тыл-фронту». Были размещены граждане с оккупированных областей Советского Союза, заработали предприятия, перемещенные с запада. Быстро был налажен выпуск необходимой для фронта продукции, в том числе военной. Машиностроительные предприятия города (за исключением ПЗТМ) имеют фронтовое прошлое.
Успешно работали 3 эвакогоспиталя. По-прежнему на запад шли эшелоны с продовольствием, а в последние военные годы - сельскохозяйственная техника, бригады механизаторов, строителей в освобожденные районы России и Украины.
Горожанам вновь пришлось переживать нелегкие послевоенные годы. Карточная система продовольствия, неустроенность быта, отсутствие элементарных удобств - все это пришлось «хлебнуть» старшему поколению.
Петропавловск стал одним из центров целинной эпопеи. Именно отсюда направлялась прибывающая техника и отряды первоцелинников в районы области. Была решена хлебная проблема, практически позабыты голод и недоедание, росло население города.
Работали предприятия машиностроения, местной промышленности, увеличивали ввод в эксплуатацию зданий и сооружений строительные тресты и организации, ежегодно вводились новые жилые дома.
Новые испытания горожанам принесли годы «перестройки и нового мышления» - горбачевский период. Почти преступная конверсия оборонных предприятий, спад заказов оказавшейся ненужной продукции, наличие огромной денежной, не подкреплённой товарами массы привели к резкому падению уровня жизни горожан.
Задерживалась и не выплачивалась заработная плата, инфляция, рост цен достигали угрожающих размеров. В практику вошли бывшие когда-то талоны на большинство товаров первой необходимости. Товарно-денежные отношения превращались только в товарные. Свирепствовал бартер, большинство предприятий в счёт заработной платы выдавали свою готовую продукцию. Ширился «челночный» бизнес.
Первые годы независимости не привели к мгновенному улучшению жизни горожан. Все также имело место наследие прошлого: безработица достигла значительных размеров, чуть было не остановилась из-за финансовых неурядиц Петропавловская ТЭЦ-2, сократился грузопоток Отделения железной дороги, упал выпуск предприятиями товарной продукции.
Почти на четверть уменьшилась численность населения областного центра. Со временем, особенно в начале нынешнего XXI века и по сей день, положение дел стало поправляться.
Меняется облик города. Его украшают новые жилые дома, благоустраиваются улицы, места отдыха горожан. Данью истории стали музейные комплексы и памятники важным событиям прошлого.
И несмотря на все еще имеющиеся трудности и недостатки, жизнь горожан в целом можно считать комфортной.
Годы неотвратимо идут. Уходит старое поколение граждан, приходит новое. Прошлое отображается не только в учебниках, краеведческих изданиях, архивных документах и воспоминаниях, почтовых открытках. Пожалуй, самыми массовыми свидетелями прошлого являются фотографии. Практически в каждой семье имеются свои фотоархивы, следовательно, это и есть кадры истории Петропавловска.
Отмечая День своего родного города, каждый еще раз заглянет в свою коллекцию, свой альбом, дабы мысленно соединить свое прошлое и настоящее с историей города.
Ну, а праздник - День рождения Петропавловска - каждый отметит как торжество своей малой родины, города, где в мире и согласии живут люди разных национальностей, объединенных идеями добра и процветания всех и каждого в отдельности.
Михаил МЕЛЁХИН,
краевед
СТАРЫЙ МОСТ ДОЖДАЛСЯ РЕМОНТА
- Дата публикации 10.07.2014 04:05
- Категория: Разное
В Петропавловске на капитальный ремонт закрыли самый старый мост, который проходит через железную дорогу и соединяет Рабочий поселок с остальными районами города. Начать реконструкцию планировалось еще весной, но возникли сложности с подрядными организациями, а точнее с особенностями, при которых должна была вестись работа по демонтажу путепровода. Закрывают автодорожный путепровод предположительно на 9 месяцев.
Жителям Рабочего поселка придется добираться до работы и обратно домой не так, как обычно. Выбор у них теперь не такой большой: либо идти в обход, или же ездить по непривычным пока маршрутам. Путепровод через железную дорогу, соединяющий населенный микрорайон с центром города, перекрыли на капитальный ремонт, так как строению 53 года, и дальше его эксплуатировать стало небезопасно. Такое заключение сделали республиканские эксперты.
Главной транспортной прокуратурой еще в 2012 году была проведена проверка технического состояния железнодорожных мостов и путепроводов Казахстана.
Проверкой путепровода, расположенного в Петропавловске и проходящего над основными путями Транссибирской магистрали, установлены многочисленные трещины в растянутой зоне балок и отклонения в геометрических размерах.
По заключению экспертизы, автодорожный путепровод на станции Петропавловск Южно-Уральской железной дороги был признан непригодным к эксплуатации.
Начать демонтаж балок планировали еще весной, но только сейчас одна из строительных компаний согласилась на жесткие требования железнодорожников, самое главное из которых - поездам ничего не должно угрожать. А значит, в момент основных работ по расписанию не должно быть никакого движения по путям: ни пассажирских поездов, ни товарных составов.
Уже сейчас рабочие начали первый, самый простой этап работ: вскрывают и убирают асфальт и снимают бетон. Общая стоимость реконструкции моста составила 567 млн тенге. Из них только на строительно-монтажные работы предполагается потратить 455 млн тенге. Для выполнения работ также была затрачена сумма в 109 миллионов для приобретения стыкового материала, железобетонных плит, основных металлоконструкций, монтажных крепежей и других необходимых материалов.
На данный момент основные металлоконструкции и железобетонные плиты отгружены на хранение на территорию ЮУЖД, а монтажные крепежи и сварные образцы находятся на штрафной стоянке ГКП «Коммунхоз».
По информации отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Петропавловска, договор на реконструкцию путепровода заключен с алматинской компанией ТОО «Мостостроительный отряд 25 им. Рязанова А.».
По словам начальника участка строительства путепровода Сергея Витюшина, чтобы выполнить ремонт моста, строителям нужно подстраиваться под расписание поездов. А это значит, что срок сдачи объекта (а именно этот вопрос больше всего интересует горожан) назвать точно никто не может.
«Будем просить «окна», то есть, когда выключают по договоренности контактную сеть и нет прохождения составов. В этот момент мы будем демонтировать главный пролет. Старые балки будут сниматься, а на их место мы поставим новые. Со временем мы перекроем мост полностью, то есть когда уберем перильное ограждение, люди вообще не смогут здесь ходить, пока мы это разрешаем», - рассказал начальник участка строительства путепровода Сергей Витюшин.
Как выяснилось, сложность реконструкции состоит еще и в том, что в летнее время поток поездов значительно возрос. Время, чтобы взять «окно» хотя бы в четыре часа для демонтажа центрального пролета, который достигает 28 метров в длину, - очень сложно.
данные балки были рассчитаны на КАМАЗы, самосвалы грузоподъемностью до 10 тонн, сегодня же грузоподъемность увеличилась в несколько раз», - акцентировал заместитель директора ТОО «Мостостроительный отряд 25 им. Рязанова А.» Владимир Озеров.
Основную часть работ подрядчики планируют выполнить к марту 2015 года. На этот промежуток времени для жителей поселка уже разработана новая схема движения автобусов. Всего это направление будет обслуживать 5 городских маршрутов: №№ 7, 28, 16, 4М, 8М - все они будут проходить через Явленское шоссе. Также изменился и график движения дачных автобусов №№ 36, 32, 42.
Дарья ПЕШКОВА