ГОТОВЬТЕ САНИ ЛЕТОМ!

С 1 июня в городе начинается подготовка к отопительному сезону, которую необходимо начинать в первые два месяца лета. Предусмотрительные жильцы не откладывают проведение промывки и опрессовки системы отопления, но на сегодняшний день в Петропавловске еще в 150 домах нет ни КСК, ни иной формы управления. И зачастую о необходимости подготовки к отопительному сезону жильцы таких домов вспоминают зимой, когда происходит аварийная ситуация, и приходится мерзнуть и нести расходы по ремонту.

А ведь лето - самое время побеспокоиться о том, чтобы тепло поступало в квартиры бесперебойно и, по возможности, обходилось дешевле. Такая возможность возникает при установке прибора учета, однако бесполезно ставить счетчик, если в доме не проведена термомодернизация, - в итоге может оказаться дороже.

Пример возможной экономии руководитель отдела жилищной инспекции города Петропавловска Канат Баймухамбетов продемонстрировал на данных из 30-квартирного четырехэтажного дома № 127 по улице Жамбыла. Установка пластинчатого теплообменника и прибора учета тепловой энергии обошлась жильцам в 1,64 млн. тенге. Благодаря действующей в Казахстане программе модернизации ЖКХ, им не пришлось собирать неподъемную сумму сразу.

В итоге в течение семи лет жильцы однокомнатной квартиры будут платить по 465 тенге, двухкомнатной - по 624, трехкомнатной - по 854 тенге. Но, как показывают выставленные счета, после установки счетчиков жильцы экономят больше. К примеру, если раньше собственники одной из двухкомнатных квартир дома раньше платили энергетикам 5000 тенге в месяц, теперь - всего 3500 тенге.

Чтобы узнать, какие работы необходимо провести в доме, чтобы подготовиться к отопительному сезону, а также чтобы прибор учета помогал экономить, обращайтесь в жилищную инспекцию городского акимата (тел.: 46-94-77, 50-23-15, ул. Конституции Казахстана, 23, каб. 106). Анализ специалистов покажет, нужно ли вам менять систему отопления, утеплять крышу или можно сразу смело устанавливать прибор учета и радоваться экономии.

Кстати, во многих домах капитального ремонта требуют и электросети. Проводка домов, построенных во времена, когда стандартный набор электроприборов включал утюг, холодильник и телевизор, часто не справляется с нагрузкой сегодняшнего дня.

Во многих домах сегодня нет квалифицированных электриков, сантехников. При городском акимате создано ТОО «Жилищная служба», которое может оказывать квалифицированное сервисное обслуживание. Для этого достаточно только иметь  КСК. Если в доме еще нет КСК, то нужно не откладывать в долгий ящик его создание. Для этого необходимо выбрать старшего по дому и направить его в отдел жилищной инспекции, который окажет содействие в создании КСК, организации оформления необходимых документов и заключении договора сервисного обслуживания.

Инна КАЛИМБЕТ

КЕНЖЕТАЙ ДУЙСЕНБАЙ: "НИ ОДНА РЕЛИГИЯ НЕ ПРОПОВЕДУЕТ ТЕРРОР!"

Мировой религиозный экстремизм и терроризм набирают обороты. При этом приверженцы радикальных течений не стесняются прикрываться исламом, считая себя истинными верующими, а других, в том числе и приверженцев традиционных течений, - кафирами. Они с легкостью идут на убийство, самоподрыв, при этом погибают сотни невинных людей, в том числе и дети.  В действительности же анализ показывает, что наиболее опасные категории религиозных экстремистов - это жертвы сильных психологических и религиозно- идеологических манипуляций, в результате которых носители таких знаний думают, что действуют правильно, от имени ислама и Аллаха. На  самом же деле их просто используют, они - орудие в политических целях третьих сил. Зомбированные навязанной идеологией люди теряют способность рационально мыслить, правильно осмыслять как религиозные постулаты, так и навязанные им команды и действия.

Так уж случилось, что ситуация коснулась и Казахстана с его многомиллионным коренным мусульманским народом. В некоторых регионах страны время от времени люди, зомбированные радикальными воззрениями,  так или иначе дают о себе знать, поэтому мы не могли обойти стороной тему религиозного экстремизма и терроризма. Есть ли в нашем регионе нетрадиционные течения, как с ними бороться и почему сегодня люди так легко попадают в сети приверженцев деструктивных течений? Ответы на эти и многие другие вопросы мы получили у главного имама центральной мечети «Кызылжар» Кенжетая хаджи Байкемелулы Дуйсенбая.     

- Кенжетай Байкемелулы, какая обстановка на религиозном поле нашего города, области?

- В должности уполномоченного имама по Северо-Казахстанской области Духовного управления мусульман Казахстана и главного имама центральной мечети «Кызылжар» я работаю всего два месяца. Когда-то был наиб имамом этой мечети, но больше работал на республиканском уровне в Агентстве РК по делам религии, поэтому в целом знаком с обстановкой по стране. По сравнению с другими регионами республики обстановка на религиозном поле нашего города и области стабильная.             

- Говорит ли это о том, что в нашем регионе нет нетрадиционных течений?

- Конечно, есть некоторые заблудившиеся, но таких радикалов, как на западе, в частности, джихадистов или такфиритов, особо отравленных идеологией, у нас нет. Северо-Казахстанская область - маленький регион, в котором проживает большинство мусульман, поэтому, наверное, у нас есть некоторые заблудившиеся, отравленные информацией из Интернета. Они не придерживаются традиционного течения в исламе, которому следуем мы, - ханафитского течения (мазхаб). Говорят, что это далил, такого течения нет, что нужны доказательства, но ярых, с определенно жесткой манерой радикалов, честно говоря, у нас нет.

Чаще всего у таких заблудившихся нет специальных знаний: как правило, информацию, которой они владеют и оперируют, они получили из Интернета и брошюр. Я сталкивался с такими людьми. Они не знают арабского, у них нет и азов религиозного образования, они просто скачивают два-три материала из Интернета и утверждают, что так правильно. На самом же деле они не могут определить, что правильно, а что нет, так как у них нет глубоких знаний по религии.

Как я уже сказал, радикалов в нашем регионе нет, но это не означает, что мы можем расслабиться. Да, сегодня нет, но кто гарантирует, что завтра не появится один-два? Поэтому 80 % своего времени я уделяю образованию.  Нужно отладить работу с имамами. На днях при поддержке управления внутренней политики СКО мы провели семинар-тренинг, главной целью которого было повышение квалификации имамов. Подготовка образованных служителей духовенства должна стать определяющей в предупреждении распространения радикальных воззрений, потому что в действительности ни внутренняя политика, ни другие госучреждения не могут вмешиваться в вопросы, касающиеся религиозной темы. Честно говоря, только имамы выходят один на один с заблудившимися людьми, наставляют на правильный путь. При этом объясняют, как правильно придерживаться традиционного течения, понять и толковать Коран не в прямом смысле, а в косвенном. Ведь Священная книга мусульман - это красноречие. 

- Экстремизм, терроризм - эти понятия долгое время были чужды Казахстану. Видя, что творится в других странах, мы с уверенностью могли сказать, что с нами ничего подобного не случится. Прокомментируйте, так ли это?

- Надо сказать, что ни одно государство и ни одна религия (не важно: ислам,  христианство или какая-либо другая традиционная религия) не проповедуют  террор, не призывают убивать. Нужно понимать, что экстремизм и терроризм в своих целях используют некоторые политические организации, играющие на религиозном сознании граждан. Почему так получилось, что сегодня они проникают и в нашу жизнь? С развалом Союза многое нами было упущено, в том числе начался неконтролируемый процесс распространения религиозных взглядов, но сегодня мы пытаемся заполнить эти пустоты. К примеру, приняли Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Честно говоря, раньше мы особо не распространялись на эту тему. Где-то в 2000-х годах  в Узбекистане было покушение на президента этой страны. Тогда, пытаясь  избежать наказания, многие участники этого инцидента пробрались в Шымкент. Отсюда у нас и пошли приверженцы радикальных течений Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, такфиры. Однако некоторые люди ошибочно считают, что если бы у нас было закрытое общество, то и не было бы никаких радикалов, но это не так, они бы все равно нашли пути проникновения. Единственное решение, которое сейчас мы можем предпринять в борьбе с ним, - это верить в Бога, доверять политике и религиозной деятельности своей страны. Только так мы сможем сохранить стабильность, потому что экстремизм и терроризм в первую очередь возникают там, где у людей появляются сомнения. Только внутренне сомневающийся человек позволит себя обмануть, им легко управлять, ему легко навязать информацию.  

- Почему сегодня люди так легко попадают в сети приверженцев деструктивных течений?

- В первую очередь, потому что у нас нет религиозных знаний. Люди не могут отличить традиционное от радикального течения. Во-вторых, проповедники  деструктивных течений играют на материальном положении людей. Хотя вы сами знаете, что раньше у казахов были жесир дау и жетим дау - это споры или тяжбы за земли, оставшиеся вдовам и сиротам. Но даже тогда среди казахов не возникали конфликты на религиозной почве. Они не пропустили в свою жизнь ни одну радикальную идеологию. Никто не мог воспользоваться их положением в своих целях, потому что казахи того времени хорошо знали свою религию, чего не скажешь о сегодняшнем поколении. Сейчас, например, если я вам скажу что-то и заверю вас, что сказанное мной правильно, даже если в действительности я не буду уверен в своей правоте, вы поверите мне и уже будете заряжены этой идеологией. Это и говорит о том, что пустую чашу легче заполнить, нежели полную. Пусть мы и живем в светском обществе, но духовное образование или знания религии нам необходимы. Конечно, это не означает, что после получения таких знаний нужно обязательно идти в имамы. Пусть они останутся в вашей памяти, душе.

-  Вторым, после недостаточности религиозных знаний, вы назвали слабое материальное положение людей, которым пользуются приверженцы радикальных течений, чтобы завлечь в свою сеть граждан, способных пойти на самоподрыв. Говорит ли это о том, что среди приверженцев деструктивных течений в основном социально не защищенные граждане?

- Конечно, чаще всего в их сети попадаются именно малообеспеченные люди, но есть и с несколькими образованиями, профессора. Сегодня радикалы научились грамотно действовать, создавая сильную идеологию, влияющую и на образованные слои населения. Понятно, что состоятельный и образованный человек не подорвет себя, он сможет только «атаковать» психологически, в силу своей образованности усовершенствовать идеологию, как-то влиять на ситуацию в государстве, выпускать и распространять брошюры и т.д.

Малоимущий же человек может согласиться на самоподрыв ради благополучия своей семьи, в том числе материального.

Не будем скрывать, что среди участников, причастных к Атырауской, Алматинской ситуациям со взрывами, не было ни одного профессора или магистра, только простые люди. А образованных граждан радикалы используют для дальнейшей разработки идеологии.

Надо сказать, что также есть два вида радикалов: действующие открыто, то есть полностью отрицающие традиционное течение в исламе, не скрывающие своего отношения к нему, и те, кто тщательно скрывает свою точку зрения и действует исподтишка. То есть такие люди ничем не отличаются от нас с вами, они не будут отращивать бороды и подрезать свои штаны, на публике будут говорить, что так же, как и мы, придерживаются ханафитского течения (мазхаб), распространяя свою идеологию внутри традиционной. Они говорят: «Мы не салафиты, не ваххабиты, давайте придерживаться ханафитского течения», но их основная цель - создать халифат. Это самое опасное течение Хиз ут-Тахир аль-Ислами. Поэтому сейчас нам нужно особое внимание уделить подготовке высококвалифицированных имамов, учителей.  

- Что нужно знать о традиционной религии мусульманам?

- То, что еще до создания казахского ханства наши предки придерживались ханафитского течения в Исламе (мазхаб). Такого же течения придерживаются пакистанцы, узбеки, киргизы, туркмены, афганцы,  но для каждой страны, в зависимости от ее расположения, климатических условий, традиций и обычаев, были и есть некоторые отличия в еде, одежде и т.д. То же самое касается и регионов внутри страны. Например, цена зякета на юге страны отличается от северной, то же самое с некоторыми хадисами, если одни приемлемы для одного региона, то для другого могут быть неисполнимы. К примеру, турки, являясь мусульманами, не едят конину.

Самое главное: помнить, что ислам отрицает убийство.        

- Сейчас очень много молодых людей ходят в мечети. Можно ли их назвать верующими и что значит веровать?

- Конечно, все мы верим в Аллаха. Даже если человек мусульманского происхождения будет пьющим, если спросить его, кто он по вероисповеданию, он ответит: мусульманин. Каждый человек, не важно, ходит он в мечеть или нет, читает намаз или нет, держит пост или нет, так или иначе верит в Аллаха, и мы не имеем права назвать его неверующим. Неверующий - это отрицающий какую-либо религию, существование Бога. Иными словами - атеист.

-  Получается, и радикалы - верующие люди? 

- Да, они тоже верующие, мусульмане, но глубоко заблуждающиеся. Они-то как раз и считают себя верующими мусульманами, а других - кафирами, неверными верующими. Но в Коране, в хадисах пророка нет такого понятия. Я как имам не могу себе позволить кого-то назвать верующим, а кого-то кафиром, нет у меня такой способности узнавать, что у человека внутри. Никому не дозволено так говорить, но радикалы позволяют себе подобное, потому что их так научили, им сказали, что поднять руку на другого мусульманина или убить его - правильно, потому что он кафир.    

- Какая работа ведется с молодежью, которая приходит в мечеть?

- Проводим курсы, на которых обучаем традиционному исламу, чтению и правильному толкованию Корана. В том числе объясняем, что нет таких понятий: исламский терроризм и экстремизм. Такого термина нет ни в Коране, ни в другом священном писании, как и христианского экстремизма. Однако СМИ часто используют эти термины, называя террористов исламистами. Правильно говорить: радикалы, прикрывающиеся исламом, потому что ни одна религия не проповедует террор. Поэтому, наслушавшись таких новостей, мусульмане порой стороной обходят мечеть, предпочитая найти нужную информацию в Интернете, таким образом попадая на распространенную радикалами информацию.

-  Все традиционные религии призывают нас быть великодушными, вносить пожертвования. А как правильно это сделать: лучше дать нищему или положить в ящик для пожертвований?

-  Конечно, помогать людям, давать пожертвования необходимо, но при этом не нужно этим кичиться. А, как известно, бывают такие случаи, когда нами овладеет шайтан, и мы начинаем везде этим хвастать или прямо упрекать в этом того, кому оказали помощь: «Вот мол, я тебе помогал, вырастил тебя, выучил, а ты такой неблагодарный!». А иногда такое позволяют себе дети или родственники добродетеля. Так делать тоже нельзя. Бывают и такие, кто делает пожертвования для галочки. Конечно, можно дать и нищему на улице, если ты, конечно, уверен в том, что не даешь ему на очередную бутылку водки. А сколько сегодня людей, для которых попрошайничество стало вполне нормальным заработком! Как правило, у многих из них есть квартиры, они вполне нормально живут. Поэтому лучше принести пожертвование в мечеть, а люди, которым действительно нужна помощь, обратятся к нам.

- Действительно, мошенников сегодня много, в том числе и притворяющихся нищими. Спасибо за интересную беседу, Кенжетай Байкемелулы.

Сагынгуль САКЕНОВА      

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.