НАЗАД В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
- Дата публикации 29.08.2013 14:20
- Категория: Культура
Казахстан богат историческими памятниками и сооружениями. Особенную ценность для археологов представляет Отырарский оазис. Несмотря на то что крупномасштабные экспедиции в этот средневековый город начались еще в 1969 году, уникальные экспонаты археологи находят там до сих пор. Взглянуть на некоторые из них североказахстанцы могут уже сегодня. 21 августа в областном историко-краеведческом музее открылась выставка «Фараб - Отырарская цивилизация», которая будет работать до конца сентября.
Отырарский оазис находился в узле пересечения нескольких исторических ветвей Шелкового пути, сети торговых дорог и троп культурного и технологического обмена. История этого древнейшего города Средней Азии насчитывает почти две тысячи лет. Отырар также известен как родина выдающегося ученого энциклопедиста Абу Насыра аль-Фараби. Имя аль-Фараби означает принадлежность к городу Фараб, также называемому Отыраром. Средневековые арабские и персидские авторы, историки, географы писали о нем как о политическом, торговом и культурном центре на юге Казахстана, игравшем важную роль в истории Центральной Азии. В XI-ХIIIвв.онбыл столицей крупного феодального владения на средней Сырдарье, IХ-ХII вв. - главным городом округа, в XVI-XVIIbb. становится политическим и экономическим центром Казахского ханства. Запустел Отырар к середине XVIII века, а во второй половине уже лежал в развалинах, превращаясь в размытый дождями бугор, который местные жители и стали называть Отырартобе. Находящийся в пограничной зоне между оседлыми и кочевыми культурами западной части Центральной Азии с его выдающимися археологическими памятниками, сегодня он имеет важное культурно-историческое значение для изучения истории Казахстана и региона Центральной Азии.
Удивительно, но этот средневековый город имел четкую планировку улиц, кварталов и площадей, а наличие монетного чекана, водопровода и канализации свидетельствуют о развитой городской цивилизации. Впрочем, рассказывают об этом не только древние летописи, но и множество найденных экспонатов. Предметы домашней утвари, изготовленные из глины, облицовочные кирпичи, ювелирные изделия, серебряные, стеклянные и медные сосуды, оружие, золотые и серебряные монеты, инструменты мастеров, и ряд древних книг датируются I - XVIII веками нашей эры.
Экскурсовод Отырарского государственного археологического музея-заповедника Бану Арыстанбаева рассказала посетителям об этом древнем городе и экспонатах, привезенных в Петропавловск: «Город многослойный, и в каждом из его слоев археологи находят разные экспонаты: изделия из керамики, стеклянные сосуды и т.д. Есть у нас и остатки пшеницы, хлеба». Кстати, как подтверждение того, что в городе действительно была канализация, среди прочего сотрудники музея-заповедника привезли и унитаз. Однако особую ценность для археологов представляют золотые и серебряные монеты, датируемые XII - XIIIвеками, и ювелирные украшения, найденные в руинах средневекового города.
Впечатляют своими размерами и красотой перстень свахи, браслеты, висячие серьги, амулет, украшение для кос - шолпы, брошь и мужской пояс. Представлены на выставке инструменты ювелира, чеканщика, гончара, сапожника и др. Интересны и виды кирпичей, изготавливаемые в то время: декорированные позолотой, глазурованные и декоративные. В обилии предметов домашней утвари нетрудно разглядеть керамические кувшины золотого клада, интересно взглянуть и на военное обмундирование. От экспонатов, привезенных по приглашению областного музея сотрудниками Отырарского музея-заповедника, так и веет средневековьем. А потому, рассматривая каждое из свидетельств той далекой эпохи, невольно хочется притронуться к нему. Останавливает этот минутный порыв табличка «руками не трогать», которая еще раз напоминает нам о том, что каждый из предметов очень хрупок, а сохранить их нужно и для других поколений, желающих знать свою историю.
Сагынгуль САКЕНОВА
ЛЮБИТЕ, ПОКА ЛЮБИТСЯ!
- Дата публикации 29.08.2013 08:42
- Категория: Культура
К этому призывал спектакль «Живая нить», поставленный в городском Доме культуры актерами молодой театрально-хореографической студии «Паруса» в прошлые выходные. Экспрессия, с которой выступали артисты, живо передалась и многочисленным зрителям, вызывая шквал аплодисментов в зале. Любовь и предательство, тяготы семейной жизни, осуждающие взгляды окружающих, мнение общественности, с которым приходится считаться, закрыв глаза на то, что хочется тебе, тем самым порождая в себе тысячи комплексов и мирясь с запретными чувствами, - все это в одночасье родилось на сцене.
Диалоги актеров сменялись красивыми и живыми танцами, в них зритель мог разглядеть чувства, которые на момент действия переполняли главных героев постановки. Кстати, сам спектакль, как признались его авторы, - это фантазии на различные темы. Именно поэтому в инсценировке режиссера-постановщика Евгении Джемалединовой переплелись величайшие труды классиков: М. Лермонтова, А. Чехова, Н. Рериха, Анхеля де Куатье и современной петропавловской поэтессы Павлы.
Зрители наравне с героями спектакля переживали измену жены, злость мужа, которого предали сразу два родных человека - брат и супруга, отчаяние сына, разрывающегося между родителями и не желающего молча наблюдать за тем, как каждый из них страдает.
К концу спектакля зрителей ожидал хэппиэнд - несмотря на все преграды, мнение окружающих, забыв, наконец, пресловутую фразу «Что же скажут люди?», влюбленные воссоединились. «Душа не терпит больше фальши и обмана», - прозвучало в финальной песне, которая и закрыла представление.
«И хоть поет в неволе канарейка, но песню ветра ей не подхватить. Я желаю вам быть свободными», - произнесла со сцены Наталья Морозова.
Кстати, вход на спектакль был свободным. «Это наш подарок городу. Почему «Живая нить»? Просто люди очень часто не замечают, среди чего живут. Вот мы и решили поставить такой спектакль, чтобы все жили в любви и были счастливы. Если честно, то готовились к нему всего две недели, то есть это была спонтанная идея», - рассказывает Наталья.
Игрой актеров остался доволен и Сергей Мозлов, организатор концертных мероприятий, один из авторов песни о Петропавловске, которая прозвучала на праздновании Дня города в исполнении звезд казахстанской эстрады: «Я восхищен. Молодо, энергично, ново. Мне очень понравилось, не жалею, что пришел на спектакль по приглашению его авторов - Жени и Наташи. Самое главное, что я вынес из спектакля, - все можно! Действительно, надо любить, пока любится, жить, пока живется, и творить, пока творится. Это самое главное в нашей жизни!»
Сагынгуль САКЕНОВА