ТАНЕЦ КАК ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ

Часто ли вы танцуете? Если вы засмущались и хотите ответить, что не умеете, вам стоит пересмотреть свое отношение к танцу. Это не только искусство движения, красивое и эстетичное, но и способ достижения гармонии личности. И во втором случае абсолютно не нужно обладать чувством ритма, хореографической памятью, гибкостью и музыкальным слухом. Надо только хотеть танцевать и улучшить свою жизнь. Как взаимосвязаны эти два желания, рассказала нашему корреспонденту танцевально-двигательный терапевт Ольга АГАПОВА.

 

Тандем танца и спорта

Знакомство с танцем состоялось для Оли ещё в 3 года. Именно с этого раннего возраста моя собеседница начала заниматься спортивной акробатикой. Направление было выбрано неслучайно - Олина мама, Надежда Александровна Королёва, работала тренером в ДЮСШ по спортивной акробатике. Как же этот вид спорта связан с танцем? Самым прямым образом, так как содержит в составе хореографию - все акробатические элементы вплетаются в танец.

«Мы работали с позициями, конфигурациями и механикой движения тела. Это было очень интересно и полезно для моей дальнейшей деятельности, - рассказывает Ольга. - В 14 лет я поняла, что мне нравится хореографическая составляющая, и начала учиться на соревнованиях, сборах, а также у хореографа, который преподавал в ДЮСШ».

Ольга окончила Школу искусств, где тоже получила начальное хореографическое образование. Затем героиня публикации выполнила норматив мастера спорта и начала работать тренером и хореографом в ДЮСШ. Олю привлекало сочетание хореографии и спорта, которое выражалось в отсутствии ограничений в движениях тела: гибкости, скорости, высоте и амплитуде. Тренера восхищала человеческая многогранность в этом направлении…

Для молодоженов и будущих мам

Затем Ольгу ожидал интересный опыт - знакомые попросили поставить свадебный танец. «Это было просто открытие! В этом танце можно было легко увидеть, как жених и невеста относятся друг к другу, не спрашивая их об этом. То, как он к ней подходит, берет за спину или за руку… Все эти жесты могут сильно отличаться от того, как молодожены общаются в обычной жизни. Тогда мне впервые стало понятно, что танец нужен не только для красоты», - продолжает Оля.

Еще один оригинальный проект - преподавание танцев для беременных. Когда-то в нашем городе работал центр «Я мама», который занимался подготовкой женщин к родам. При этом центре решили открыть направление для физической активности беременных. Руководитель Татьяна Комкина пригласила Ольгу Агапову в качестве преподавателя в свой пилотный проект.

«Я разработала целый курс для беременных с разнообразными направлениями. Мы танцевали, весело проводили время, снимали с тела напряжение и получали положительные эмоции. До сих пор с нежностью вспоминаю те времена, - делится Оля. - Танец очень нужен беременным. Об этом я узнала в ходе обучения и практических занятий по танцевальной терапии. Танец является прекрасным способом выражения эмоционального состояния женщины. А в период вынашивания малыша эти состояния очень быстро меняются и сдерживаются. С помощью танцевальных движений и музыки они находят естественный и гармоничный выход, что благоприятно сказывается на самочувствии беременной».

Усилитель вкуса блюда под названием «жизнь»

По словам Ольги, эстетическая составляющая танца лежит на поверхности, а в глубине прячется айсберг чувств, эмоций и отношений. Моей собеседнице стало любопытно, что же на самом деле стоит за этой внешней красивой картинкой движения тела под музыку. Героиня публикации стала искать, где получить информацию по этому вопросу. И нашла ответы в Санкт-Петербургском институте практической психологии «Иматон», где есть кафедра танцевально-двигательной терапии. Но для поступления нужно было собрать документы и подтвердить свой опыт в хореографии и психологии. Оля была уверена, что не поступит. «Кому нужна девочка из провинции с сертификатами о прохождении психологических тренингов? У меня ведь нет образования в этой сфере», - думала она. Но через какое-то время получила положительный ответ.

«Я была в шоке! Я очень сомневалась, что ошибусь, думала, стоит ли делать такой серьезный шаг - получать дополнительное высшее образование. Это ведь не просто тренинг, а исследовательская работа, диплом... Мне было страшно. Я совершенно не верила в свои силы», - вспоминает Оля.

Но всё же поехала. И не зря! Это обучение полностью изменило отношение Оли к жизни. Наша героиня развернулась на 180 градусов, стала смотреть на себя и многое вокруг по-другому. Никогда еще раньше за 30 лет она не проделывала такой огромной внутренней работы над собой, не испытывала такой мощной трансформации.

«Нельзя работать танцевальным терапевтом, если у тебя самого есть закоренелые установки. Ты просто не сможешь помочь другому человеку посмотреть на ситуацию со стороны, если сам не умеешь этого делать, - замечает Оля. - Первая сессия прошла в глубокой работе над ними и тараканами в наших головах. У меня укрепилась самооценка, я стала относиться к себе с гораздо большей любовью и трепетом, чем раньше. Я начала ощущать больше свободы в своих чувствах и эмоциях».

Оля чувствует огромное удовольствие от любого танца, даже если убирает дома или отдыхает с друзьями на корпоративной вечеринке. Танец для нее - это дополнительная радость, усилитель вкуса и аромата блюда под названием «жизнь».

Танец - первая форма общения

В ходе обучения Ольга узнала, что танец изначально был задуман не для красоты, а в качестве первой формы общения между людьми. В древности мало пользовались речью и много - движениями. Свадьба, поминки, вызывание богов, принятие младшего члена племени - всё происходило в танце. Позже танец свёлся к рафинированному движению. Появлялись танцевальные школы, которые учили правильным движениям, считавшимся гармоничными и красивыми.

«В балете все движения запакованы, пронумерованы и названы по-французски. Ты просто не сможешь сделать небалетное движение, даже если тебе сильно хочется, - улыбается Оля. - Но потом стали появляться и другие направления: со свободными движениями, нелепыми и несуразными. Люди стали танцевать так, как им хочется. И кто-то стал замечать: когда человек танцует так, как ему нравится, он начинает лучше себя чувствовать».

Постепенно танец стал одним из приемов психологической работы. Методом работы со своим телом для улучшения психического и эмоционального состояния.

Танцевально-двигательная терапия зародилась в США в 1940-1950 годах, затем пришла в Европу, а оттуда - к нам. Ольга училась у последователя этой методики из Санкт-Петербурга - кандидата психологических наук Натальи Юрьевны Оганесян, которая сама ездила учиться в Швецию.

Танец как метод выражения эмоций

«Танец - это короткий путь к своему внутреннему состоянию. Это его самая главная ценность, на мой взгляд. На консультации с психологом найти дорожку к себе получается далеко не сразу. Нужно понять свои истинные чувства, найти, где они спрятаны. А через движения это сделать проще - ты просто не сможешь обмануть себя, - отмечает Оля. - Сейчас я сама пользуюсь этим методом. Осознаю какую-то трудность в своей жизни и думаю: что бы мне такого станцевать, чтобы решить эту проблему? Я провожу сама с собой эту работу и получаю отличный результат».

После окончания обучения Ольга решила: если она сама может получать от танца наслаждение и целительные свойства, неужели правильно будет прятать этот богатейший инструмент от других?

«С тех пор как я сама укрепилась в себе и поняла, что я - жемчужина и человек, который имеет уникальный набор качеств, мне захотелось этим делиться, - добавила Оля. - Каждый может делать это дома, в группе, на дискотеке - везде. Это так просто и так приятно! Я без раздумий стала собирать людей в группы и проводить курс танцевальной терапии, разработанный и одобренный моим руководителем. Это были разовые встречи и обучающие тренинги для школьных психологов, в том числе выездные в Тайынше, Булаево, Новоишимском. Они проявили большой интерес к танцевально-двигательной терапии, потому что в школе так мало движения и много умственной работы».

Кроме того, Ольга Агапова проводила обучающий тренинг для психологов ДВД и военных служащих. Это особая категория людей, работающих в жестких условиях, где трудно проявлять свои эмоции.

Нет волшебных таблеток - только работа над собой

«События и явления сами по себе нейтральны, они просто происходят. Но когда человек видит, слышит, обоняет или осязает, у него внутри формируется определенное отношение к событию - эмоции. Они не всегда находят выход и копятся внутри человека, потому что могут быть слишком сильными или непонятными. Танец - самый экологичный и простой способ выражения этих эмоций, от применения которого рождается ощущение гармонии, радости и благодарности», - объясняет танцевально-двигательный терапевт.

Перед занятием Ольга разговаривает с человеком о том, что его тревожит. Чтобы работа была целенаправленной, нужно осознать, что это за эмоция и когда она накопилась: «Мы стреляем не из пушки по воробьям, а из снайперского ружья - белке в глаз. Сначала разбираемся, что это за «белка», потом заряжаем винтовку - выбираем музыку, которая подойдет под эмоциональное состояние. Такой танец - это полная импровизация, движения рождаются по ходу дела. Вместо страха, печали и гнева человек наполняется благодарностью и пересматривает событие, на которое он отрицательно отреагировал. Эта работа долгая, ювелирная и неосязаемая. Нельзя открыть человека, как шкаф, и перебрать все платья, чтобы найти то, что ему не нравится, и убрать его. Это внутренняя работа самого человека, и результат зависит от его желания. Я лишь проводник и могу подсказать дорогу».

Ольга признается, что многие люди приходят к психологу или танцевально-двигательному терапевту в поисках волшебной таблетки. Так же, как мы приходим к врачу и говорим: «Доктор, помогите, у меня болит голова», а он нам отвечает: «Выпейте вот эту таблетку, и всё пройдет». В психологической работе таких таблеток, к сожалению, нет. Каждый человек должен осознавать, что ответственность за его жизнь лежит только на его плечах и переложить ее на кого-то другого не получится.

От 16 до 71, или Танцуют все

Если работа происходит в группе, Ольга предлагает выполнить различные техники и упражнения. Потом участники делятся своими ощущениями. Самый эффективный инструмент - парная импровизация. Два человека выбирают музыку и начинают под нее танцевать - получается общение без слов. Как будто люди рассказывают историю о себе с помощью движений и понимают друг друга.

Чаще всего к танцевально-двигательному терапевту обращаются женщины, причем самого разного возраста. Оля отмечает, что современные подростки очень осознанные, они ходят к психологу не как к врачу, а как к помощнику. Молодые люди понимают, что психолог может помочь управлять своей жизнью самостоятельно, а не плыть по течению. И когда это происходит, подростки смело идут к специалисту, рассказывают о своих проблемах и решают их. Пластичная психика в этом возрасте позволяет быстро получить результат.

Самая старшая участница Олиной групповой терапии - женщина в возрасте 71 года. Язык не поворачивается назвать ее бабушкой, потому что она перетанцевала всех, двигалась, общалась и была просто счастлива.

Однако средний возраст обращающихся - 30-40 лет. Это тот период жизни, когда уже накопился опыт и выявились какие-то трудности. В то же время, есть силы, желания и понимание, что можно решить свои проблемы.

«Я выпустила 9 групп, и в каждой из них был один мужчина. Представители сильного пола обычно приходят с запросами об отношениях - хотят сделать взаимодействие со своей второй половиной более продуктивным. Наша группа становится богаче от присутствия мужчины, так как появляется возможность потанцевать с людьми разного пола, - рассказывает моя собеседница. - У наших мужчин очень сдержаны эмоции, потому что мы учим мальчиков с самого детства: «Не плачь, ты же не девчонка». В танце мужчины открывают в себе огромный ресурс, понимая, что эмоциональность - это нормально. Но мужчинам и не требуется такая разнообразная палитра эмоций, как женщинам, потому что они решают совсем другие задачи. Чаще всего мужчина получает эмоции через общение с женщиной».

Особенные танцы

Еще одна важная категория, с которой занимается Ольга, - это особенные дети и взрослые. Более 4 лет героиня публикации ведет хореографию для воспитанников общественного фонда «Солнечный дом».

«Сначала меня пригласили для участия в проекте - попросили помочь подготовить танец для съемок клипа. Я никогда раньше не была знакома с этими людьми и ничего о них не знала, но захотела попробовать, - вспоминает Оля. - Я провела первые два занятия и поняла, что больше не смогу. Это вызывало во мне чувства жалости и несправедливости. Мне было тяжело работать не с детьми, а со своими эмоциями. Я решила закончить проект и остановиться. Но когда мы сняли клип, я поняла, что мне не хватает этих занятий. Я сравнила, с чего мы начинали и к чему пришли, и осознала, что эти дети - абсолютно обучаемые и в моей жалости не нуждаются. Мне стало легко работать, я приняла детей с синдромом Дауна за обыкновенных людей, у которых есть определенные трудности. Дети очень выросли: мы ставим танцы с перестроениями и различными атрибутами. Я вижу в этом большую работу детей, родителей и свою собственную. Я горжусь результатом, который показывают дети, и рада, что причастна к нему».

Кстати, люди с синдромом Дауна не накапливают свои эмоции, а сразу выражают их, в отличие от нас. Благодаря своему опыту, Оля заметила, что большинство людей вообще не знакомы с эмоциями, которые испытывают. А ведь это основа нашего внутреннего мира. Поэтому моя собеседница решила открыть Школу эмоций, пригласив для совместной работы еще трех специалистов разных профилей: Елену Исакову, Дмитрия Агапова и Василия Качалова. После занятий «ученики» школы начинают по-другому воспринимать себя, ценить свое психологическое здоровье и работать над ним.

Совсем недавно Ольга Агапова стала членом Санкт-Петербургской ассоциации танцевально-двигательной терапии. У нашей героини - большие планы. Она хочет сделать танцевально-двигательную терапию как можно более популярной. «Я хочу демонстрировать техники, доносить их до психологов. Сейчас я создаю небольшие мастер-классы, на которые может прийти любой человек, без какой-либо специальной подготовки. При прохождении этих танцевальных комплексов участник будет получать позитивный результат - новый стимул в жизни или разрешение своей ситуации. Это короткая программа для улучшения качества жизни современного человека», - заключает Ольга.

Хочется пожелать Оле дальнейших успехов, а всем нашим читателям посоветовать в этот непростой период побольше танцевать, чтобы избавиться от страхов и беспокойства.

Татьяна ДЕЛЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.