«ТУҒАН ЖЕР»: И ОЖИВЕТ ИСТОРИЯ, ХРАНИМАЯ В ВЕКАХ

В Северо-Казахстанском государственном архиве презентовали интерактивную карту сакральных мест нашего региона. На сегодняшний день она включает в себя 14 объектов. Среди них: музеи, мемориальные комплексы, мечети, храмы, мазары и другие места исторического, культурного и духовного значений. Отрадно, что сразу четыре таких объекта находятся на территории города Петропавловска - это памятник батырам Карасаю и Агынтаю, резиденция Абылай хана, мечеть «Қызылжар», собор Святых апостолов Петра и Павла. Работа в этом направлении обязательно будет продолжена, пообещали в архиве. А пока мы расскажем нашим читателям о некоторых объектах с карты - тех, что уже заняли на ней свои почетные места.

 

С древних времен места силы притягивали людей. Ведь именно входя в мечети или храмы, находясь рядом с захоронениями великих воинов, посещая дома-музеи, где когда-то творили выдающиеся акыны казахской земли, мы и сами не замечаем, как выбираемся из повседневной рутины, начинаем ощущать гармонию с миром и самим собой, очищаемся духовно. Святыни манят своей неповторимой энергетикой, многие из них окутаны тайнами и народными преданиями. Казалось бы, идея сотворить карту сакральных мест нашей страны была высказана Елбасы Нурсултаном Назарбаевым не так давно, но как быстро она нашла отклик в сердцах казахстанцев, в том числе и жителей нашего региона.

Интерактивную карту «Сакральные места Северо-Казахстанской области» презентовали в читальном зале областного государственного архива. Среди гостей мероприятия были представители управления по делам религий СКО, мечети «Қызылжар», собора Святых апостолов Петра и Павла, музейного объединения, сотрудники библиотек, работники культуры, архивов и документации, СМИ.

Как отметил Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своей программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»:«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер и известны каждому представителю этого народа. Для Казахстана это особенно важно. Мы - огромная по территории страна с богатой духовной историей. Наши размеры играли разную роль в истории, но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе».

Изучение сакральных мест Северного Казахстана и нанесение их на карту осуществлялось сотрудниками государственного областного архива, а также специалистами управления культуры, архивов и документации области. Так, сакральными местами нашей области стали памятник и мемориальный комплекс батырам Карасаю  и  Агын-таю, резиденция Абылай хана, мечеть «Қызылжар», собор Святых апостолов Петра и Павла, музеи Магжана Жумабаева, Габита Мусрепова, Сабита Муканова и Ивана Шухова, поселение Ботай, памятник Байкара, мазары Кожаберген жырау и Кульсары батыра, родовая усадьба Уалихановых.

«Пока определены 14 объектов, которые мы можем на-звать духовными святынями нашего региона. Но со временем эта цифра будет увеличиваться. При выборе руководствовались архивными данными, а также народными преданиями и легендами, которые связаны с тем или иным местом», - рассказала директор Северо-Казахстанского государ-ственного архива Сауле Маликова.

Прославленные сыны родной земли

А теперь пришло время начать наше небольшое путешествие по карте.

На одном из холмов, возвышающихся на территории Айыртауского района Северо-Казахстанской области, покоится прах великих казахских батыров Карасая и Агынтая. В XVII веке под знамёнами хана Есима знаменитые батыры защищали эту землю от иноземных захватчиков. Более 200 раз они участвовали в  кровавых сражениях, при этом ни разу не посрамив честь казахского воина.

Именно в Айыртауском районе у подножия Кулшинбай-тобе был возведен мемориальный комплекс Карасаю и Агынтаю батырам. Этот  объект, представляющий собой  важное как историческое, так и духовное наследие для всех североказахстанцев, был открыт 15 октября 1999 года. Мавзолей является символом единства и сплоченности народа Казахстана. 16-метровые башни конусообразной формы соединены расположенной между ними поминальной мечетью.

Рядом с могилой знаменитых батыров находятся многочисленные захоронения воинов, погибших в борьбе с завоевателями. Однажды во время раскопок здесь были обнаружены останки батыра, рост которого составлял около двух метров, при нём находился тяжёлый меч и доспехи.

Этот мемориальный комплекс является местом паломничества и экскурсий. По сложившейся доброй традиции, к нему приезжают молодожены, здесь матери благословляют своих сыновей на службу в армии, провожают родных в дальний путь.

Ежегодно это место посещают сотни людей со всех уголков страны, а также многочисленные иностранные гости. Дважды  бывал здесь Президент страны Нурсултан Назарбаев.

Также к сакральным местам специалисты причисли-ли и памятник Карасаю и Агынтаю батырам, который сегодня украшает театральную площадь города Петропавловска.

Ботай - историческое наследие казахов

Айыртауская земля оказалась богатой на исторические открытия. Одно из них - урочище Ботай - древнейший археологический памятник эпохи энеолита (4-3 тысячи лет до н.э.) Находка, во многом изменившая некоторые представления о жизни древнего мира, принадлежит доктору исторических наук, североказахстанскому археологу Виктору Зайберту (1980 г.).

Площадь обнаруженного поселения составляет 15 гектаров, расположено оно на правом берегу реки Иман-Бурлук. За период существования поселения древними строителями здесь было построено не менее 250 жилищ. Их площадь составляла от 30 до 70 квадратных метров, а строительным материалом служили глина, сухие ветки, шкуры и кости животных.

Во время раскопок обнаружено более трехсот тысяч артефактов и несколько сотен тысяч костей, из которых 99 % принадлежали лошадям. После ряда исследований ученые пришли к сенсационному выводу - именно ботайская лошадь была одомашнена, приручена и использовалась древним человеком на охоте, в домашнем хозяйстве. Это были вовсе не дикие животные, которые паслись на степных просторах.

Для изучения феномена ботайской лошади в Северо-Казахстанскую область приезжали лучшие умы из России, Англии, Германии. Ученые с мировым именем пришли к выводу, что одомашнивание лошади произошло здесь, на Севере Казахстана. Так, Виктор Зайберт перевернул многолетнюю теорию происхождения лошадей, так как ранее считалось, что впервые домашняя лошадь появилась в центральной Европе.

К слову, более развернутый материал о памятнике ботайской культуры вы можете прочесть в 32-м номере «Проспект СК» от 11 августа 2017 года.

Там, где вырос великий Шокан…

Еще один объект, заслуженно обозначенный на карте сакральных мест Се-веро-Казахстанской области, это усадьба Уалихановых в селе Сырымбет Айыртауского   района.

Родовое гнездо Уалихановых было построено в первой половине XIX века и является прекрасным образцом деревянного зодчества.

Площадь поместья составляет более 4000 квадратных метров. Сама усадьба изначально состояла из дома с гостиной, школы, мечети, мельницы, жилого дома для прислуги, бани и хозяйственных построек.

Памятник архитектуры был построен для вдовы хана Уали - Айганым (бабушки Шокана Уалиханова - великого казахского ученого, историка, этнографа, путешественника, просветителя) по указу императора Александра I и по приказу генерал-губернатора Западной Сибири Петра Капцевича.

Именно здесь прошло детство будущего ученого. В начале прошлого столетия усадьба была почти полностью разрушена. Восстановили ее лишь в 1991 году.

Расположенное в удивительно живописном месте, у самого подножия гор, родовое поместье Уалихановых является не только уникальным памятником архитектуры, но и одним из самых красивых и завораживающих культурных объектов Казахстана. Перемещаясь по экспозиционным залам, поневоле окунаешься в атмосферу прошлого столетия. Здесь собрано множество экспонатов, в числе которых походный  сундук  Уалиханова из слоновой кости, генеалогическое древо семьи, копия портрета его любимой бабушки Айганым, выполненного лично великим ученым, и многое-многое другое. Всего фонд музея составляют более шести тысяч экспонатов.

Вы должны в них побывать

В музеях, где собрано множество экспонатов и сведений о жизни и судьбах великих акынов или писателей, есть что-то завораживающее, я бы даже сказала, магическое. Ты видишь большой письменный стол, за которым когда-то творил поэт, нетронутое временем перо, которым, возможно, были написаны лучшие его строки и невольно в голове складывается целая панорама событий: первая любовь поэта, первые стихи,  первые  разочарования…

Музей Магжана Жумабаева был открыт в Северо-Казахстанской области в 1993 году в год столетия со дня рождения поэта на его родине, в селе Сарытомар. Экспозиция размещена в трех залах, все экспонаты и материалы посвящены жизненному и литературному пути акына. Регулярно в музее проводятся встречи с поэтами и писателями нашей области. Атмосфера этого места располагает к чтению прозы и стихов, проведению литературных гостиных.

Литературно-мемориальный дом-музей им. Ивана Шухова основан 21 декабря 1981 года в селе Пресновке  Жамбылского района в доме, в котором когда-то жил выдающийся писатель. Музей представляет собой одноэтажное строение с мансардой и ныне является памятником истории  и  культуры.

На базе дома-музея ежегодно проводятся Шуховские чтения, на которые приглашаются поэты, писатели, общественные деятели нашей области, проводятся театрализованные представления. Также в музее открыта литературная гостиная, посвященная писателям и поэтам-землякам.

Литературно-мемориальный дом-музей Сабита Муканова открылся в 1990 году в доме его двоюродного брата Ш. Мустафина в селе Сабит Жамбылского района. Музей представляет собой одноэтажное деревянное здание из сосновых брёвен. Внутри можно увидеть личный кабинет Муканова, спальню и зал, где размещены творческое наследие, рукописи, книги и личные вещи. В фондах хранятся уникальные документы, касающиеся литературной деятельности  писателя.

Дом-музей казахского писателя Габита Мусрепова открыт в 1992 году в селе Жанажол Жамбылского района. Экспозиция музея создана на основе литературного наследия, отражает общественную и государственную деятельность писателя. В зале размещены личные вещи, документы, фотографии, прослеживающие весь жизненный путь Г. Мусрепова. Этнографический зал представлен предметами быта, здесь можно увидеть торсық - кожаный сосуд для кумыса, керосиновые лампы, шежіре писателя, его личные вещи: печатную машинку, часы, чернильницу и даже детское седло. Габит Мусрепов - один из авторов письма, адресованного Сталину о последствиях массового голода в 1930 году «Бесеудің хаты», копия которого также хранится в музее.

Есть такие места, побывав в которых однажды, ловишь себя на мысли, что неплохо было бы вернуться туда еще раз! Уверена, что подобные желания появляются у многих, кто когда-либо посещал североказахстанские музеи.

Имя, прославленное в столетиях

Но визитной карточкой Жамбылского района являются не только музеи имени известных земляков. Большое культурное и историческое наследие представляет собой еще одно сакральное место, обозначенное на карте. Это мазар акына, музыканта, батыра и полководца Кожабергена Жырау.

Учился Кожаберген в духовных медресе Бухары, Самарканда и Ургенча, где получил высокие знания по арабскому и персидскому языкам, исламской религии, восточной литературе. Уже в 17 лет он слагал поэмы.

Знание восточных языков пригодилось Кожабергену в дальнейшем. Приближенные хана Тауке, высоко оценив талант юноши, поручили ему дипломатическую работу.

Кожаберген участвовал в боях с внешними врагами, показал себя способным полководцем, и в 1688 году в предместье Туркестана главы казахских родов во главе с Тауке ханом избрали двадцатипятилетнего Кожабергена главнокомандующим ханскими войсками.

О подвигах Кожаберген батыра сложены дастаны. Его перу принадлежит историческая поэма «Жетіжарғы». Годы великого бедствия он отразил в своей песне «Елім-ай!» («Родина моя!»), которая выражает чувства и чаяния соотечественников, глубокую любовь к Отчизне. Это одно из самых известных его творений, дошедших до наших дней. Песне и одноименной поэме «Елім-ай!» свыше трехсот лет и они все еще любимы казахским народом.

Кожаберген жырау скончался в 1763 году в столетнем возрасте в своем родном ауле Гултобе (ныне село Богдановка, Жамбылский район СКО).

В 2002 году на месте захоронения Кожабергена состоялось торжественное открытие мемориала знаменитого жырау и батыра.

Белый дом Абылая

В нашей истории немало государственных и военных деятелей, которые посвятили жизнь великой цели - служению интересам своего народа. Среди них и хан Абылай - военный лидер, талантливый полководец, умный политик и грамотный дипломат Казахского ханства.

Существует предположение, что по просьбе хана Абылая и с разрешения царского правительства, для его пребывания в окрестностях крепости Святого Петра, вверх по реке Ишим в 1765 году был построен деревянный дом.

Музейный комплекс «Резиденция Абылай-хана» был открыт Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым в 2008 году. Северо-Казахстанская область получила уникальный музей нового типа, не имеющий аналогов в стране.

Здесь, в мемориальном комплексе, посетители могут увидеть родословное древо Абылая, предки которого происходят от знаменитого основателя Казахской орды - Жанибека (потомка Джучи-хана, сына Чингисхана). В залах представлены такие экспонаты, как фигура Абылай-хана, его печатка, нагрудное украшение, скипетр, ханское одеяние, оружие, ювелирные украшения, конская упряжь, сундуки, ворсовые ковры ручной работы и многое другое.

Оплот веры, надежды и любви

Следующая отметка на карте - собор Святых апостолов Петра и Павла, который является одним из сохранившихся памятников архитектуры дореволюционного Петропавловска и, несомненно,  историческим наследием города.

Первоначально церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году ее разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трехпрестольную церковь.

С 1938 по 1946 годы Покровская церковь находилась в ведении облместпрома. Здесь выпекали хлеб, пироги, хранили семена для производства масла. В 1946 году облсовет исполкома Петропавловска передал здание подгорного храма общине верующих. К моменту восстановления храм представлял собой печальный вид. Алтарь и иконостас были разгромлены, многие иконы и киоты - уничтожены. Роспись на стенах была покрыта слоем копоти и грязи. Церковь частично разрушили, сняли кресты и колокола. Активное участие в восстановлении и очистке храма от не церковных сооружений приняли сами прихожане. Летом 1947 года силами верующих осуществлялся ремонт. С этого же года началось богослужение. В 1952 году храм полностью был восстановлен.

В июле 1988 года в храме торжественно отмечался тысячелетний юбилей Русской православной церкви - церковная жизнь активизировалась, выросли ряды прихожан.

Такой светлый, красивый, просторный, вызывающий трепет в душе,  собор является настоящим украшением Петропавловска, в его архитектурном стиле жители города распознают элементы сибирского барокко. Художники и поэты находят в нем вдохновение, для прихожан он является оплотом веры, надежды и любви,  а гости нашего города часто не могут проехать мимо храма, не запечатлев его на память.

Настоятелем собора с 1994 года и по сегодняшний день является протоиерей Сергий Снопков.

«Если говорить о батыре, говори о Кулеке, если говорить об аулие, говори о Кулсары», -

…эту емкую фразу когда-то произнес Шал акын. Еще одним сакральным местом нашего региона признан мазар Кулсары батыра, хотя очень часто его называют именно «аулие» (святой). Ведь этот человек был не просто сподвижником хана Абылая, государственным и общественным деятелем. Говорят, что он к тому же обладал даром ясновидения, был невероятно добрым и гостеприимным, всегда приглашал к себе путников и строго практиковал каноны ислама. Кулсары придерживался хадиса пророка Мухаммеда «Не заснет мусульманин сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед».

Кулсары родился, жил и умер на севере Казахстана. Его биография тесным образом связана с именем Абылай-хана, на протяжении всей своей жизни наш земляк был его помощником и советником. Будучи дальновидным и мудрым дипломатом Кулсары более 30 лет активно участвовал в укреплении Казахского ханства. Он был искусен в боевых действиях, особое внимание уделял разведке, заранее обладал всеми необходимыми сведениями о количестве сил противника.

Кулсары мог интуитивно предсказывать надвигающиеся угрозы, предотвращать их путем решительных упреждающих действий и даже лечить больных.

В семи километрах от аула Булак Есильского района находится могила знаменитого аулие. У этого захоронения в 1958 году потомком батыра в шестом поколении Калиаскаром Рахимовым был установлен памятный камень. Часто к могиле Кулсары приезжают люди из разных регионов нашей страны, надеясь вылечить свои недуги.

«Карта» поедет на «ЭКСПО»

На страницах нашего еженедельника мы еще не раз будем возвращаться к теме сакральных мест нашего региона, а пока - вернемся в здание областного государственного архива, где, после презентации карты, своими впечатлениями о ней поделилась руководитель отдела информационной работы и связи с общественностью управления по делам религий СКО Багдат Муханова. Она отметила, что этот прекрасный проект - только первый шаг по созданию в нашей области мощного фундамента формирования национального кода.

«Эта карта - наша культура и, конечно, сохранение исторической памяти. Очень важно донести до нынешнего и будущего поколений все богатство нашей истории, в данном случае - сакральную ценность родного края», - считает Багдат Муханова.

Также на презентации карты у гостей мероприятия была уникальная возможность в буквальном смысле  прикоснуться к истории. В зале бы-ли представлены метрические книги области, хранящие все сведения о родившихся в том или ином году.

Кстати, как рассказала директор Северо-Казахстанского государственного  архива Сауле Маликова, недавно сюда прислали запрос в электронном виде из США - люди ищут своего предка, им известно, что когда-то он проживал на территории нашей области. Возможно, что сведения об этом человеке вскоре найдутся.

Рядом с книгами - подшивка газеты «Еңбекші қазақ» (ныне «Егемен Қазақстан»). Казалось бы, ничего необычного, но весь интерес в том, что львиная доля материалов этой газеты напечатана на латинице. Датируются номера «Enbeksi qazaq» 1931 годом. Все представленные материалы, как и карта сакральных мест СКО, вскоре поедут в Астану. Там, в рамках международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» будут проходить Дни культуры Северо-Казахстанской области (с 24 по 28 августа).

Кроме того, впервые за всю свою историю редчайшие документы областного архива, рассказывающие об истории нашего региона, вместе с картой сакральных мест будут презентованы в здании Национального архива Республики Казахстан, куда приглашены государственные и общественные деятели, ученые, специалисты архивной сферы и другие.

Евгения ШОЛЬ

При подготовке материала использовались данные с сайтов:

 

e-history.kz, madenimura.kz, culturemap.kz, petr-pavel.kz.

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.