ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Дата публикации 15.08.2013 15:37
- Категория: Образование
- Просмотров: 3103
С целью охвата наибольшего числа подростков дополнительным образованием, организацией их содержательного досуга по месту жительства, профилактики безнадзорности правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних с 2003 года в Петропавловске функционирует государственное учреждение КГУ «Городской детско-юношеский центр внешкольной работы».
При ГДЮЦВР работает 21 детско-подростковый клуб. Они открыты по всему городу, особое внимание уделено окраинам: Кожзаводу, ДСР, Рабочему поселку, Заречному, Бензострою, 19 и 20 микрорайонам.
Детско-подростковые клубы тесно сотрудничают с социальными педагогами школ, специалистами наркоцентра, СПИД-центра, отделением по делам несовершеннолетних УВД города Петропавловска, областными учреждениями. Ребята выезжают с концертными программами в детский дом, областной интернат для глухих и слабослышащих детей, дом престарелых и другие учреждения.
Большое внимание уделяется детям и подросткам из «группы риска». За ними практикуется закрепление руководителей кружков, что позволяет построить индивидуальную работу с каждым воспитанником, оградить его от негативного влияния улицы.
С целью обеспечения организованного досуга детей и подростков в клубах в течение года было проведено более 300 мероприятий. Это конкурсы, выставки, викторины, массовые спортивные соревнования.
Участвуя в городских, областных, республиканских и международных фестивалях и конкурсах, воспитанники занимают призовые места.
Ежегодно проводится олимпиада дворовых игр по 7 видам спорта: футболу, шашкам, тоғыз-құмалақ, стритболу, шахматам, настольному теннису, легкой атлетике.
В июле 2013 года в республиканских соревнованиях среди ДПК по стритболу, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией, воспитанники ГДЮЦВР заняли второе общекомандное место.
Отметим, что с июня по август по программе «Молодежная практика» в клубах задействовано более 100 студентов учебных заведений: Северо-Казахстанского государственного университета им М. Козыбаева, гуманитарного педагогического колледжа им. М. Жумабаева, Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа.
Работа по развитию системы дополнительного образования направлена на формирование привычек здорового образа жизни, умения быть полезными и значимыми для окружающих, привитие интереса к учебе, рост личностных качеств.
По программе «Развитие детско-подростковых клубов на 2011-2015 гг.» сеть подростковых клубов будет увеличиваться. В 2013 году планируется открыть клубы в микрорайонах Юбилейном и «Береке».
Юрий МОЩЕНКО,
директор КГУ «Городской детско-юношеский центр внешкольной работы» ГУ «Отдел образования города Петропавловска» акимата г. Петропавловска СКО»
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - В НОВОМ ФОРМАТЕ
- Дата публикации 15.08.2013 15:32
- Категория: Образование
- Просмотров: 2909
Известно, что противоречия - движущая сила общественного развития. По тому, как быстро и с какой глубиной они преодолеваются, можно судить об уровне конкурентоспособности организации, ее руководителя, сотрудников.
Деятельность сегодняшней системы повышения квалификации, сосредоточенной в Национальном центре повышения квалификации «Өрлеу» и его 17-ти филиалах, направлена на преодоление противоречия между реальными процессами профессионального развития личности педагога и динамики развития образовательных учреждений, с одной стороны, и традиционными концепциями курсовой подготовки педагогических работников, с другой стороны.
По мнению Э. Новикова, президента Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, казахстанское решение, связанное с такой «точкой опоры», как НЦПК «Өрлеу», «поражает масштабностью, точным видением болевых точек».
Аспектно-фрагментарный подход к повышению квалификации педагогов сегодня вытесняется целостным - компетентностно-функциональным - подходом, чтобы система повышения кваликации, отражая реальное состояние педагогической науки, в большей степени отвечала запросам современной образовательной практики, работала на социальные эффекты, связанные с развитием человеческого капитала. Реализацию данного подхода мы связываем, прежде всего, с принципом единства методологического, педагогического, психологического и предметного знания.
Согласно этому принципу, «лоскутное одеяло» курсовой подготовки, «шитое» в основном из имеющихся возможностей преподавателей института повышения квалификации, заменяется на добротную систему лекций, практических занятий, самостоятельной работы учителей и отчетов по ней, конференций, круглых столов, сгруппированных по модулям: нормативно-правовой, содержательный, управленческий, технологический, вариативный. Причем понятие модуля в новой системе повышения квалификации претерпело изменения: это уже не отдельный фрагмент учебного курса, а одна из линий освоения образовательного пространства, отдельная часть образовательной программы.
В североказахстанском филиале «Өрлеу» готовится к запуску программа, позволяющая специалистам отдела мониторинга и анализа, а также отдела методического обеспечения инновационного развития уточнять - на основе результатов курсовой подготовки и с учетом возможностей конкретного образовательного учреждения - индивидуальную траекторию развития учителя в послекурсовой период, а также способы управления саморазвитием, реализуя при этом новую парадигму «lifelonglearning».
Особая сфера деятельности нашего филиала - это 3-месячная курсовая подготовка учителей по программам третьего (базового) уровня, разработанным институтом образования Кембриджского университета совместно с АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», сочетающим очные и дистанционные способы обучения (с преобладанием последних).
По новому формату, таким образом, Центр уровневых программ нашего института осуществил подготовку: в 2012 году - 298 учителей (в 2 потока), в 2013 году - 346 учителей (в 2 потока). Всего сертифицированы - 644 учителя, работающих в 311 школах города и области. Эта «критическая масса» (выражение Б. Жумагулова) призвана стать главной точкой опоры в переводе школьной практики на новый качественный уровень.
В этой связи на сегодня мы имеем «зону ближайшего и перспективного профессионального развития учителей» во всех районах области и в г. Петропавловске, которую следует поддерживать и эффективно использовать для развития «сообщества практиков», способных улучшить школьную практику за счет взаимодействия друг с другом.
Те, кто обучает на уровневых курсах сегодня (сертифицированные тренеры), добиваются целенаправленного, цельного и завершенного рефлексивного отчета по результатам освоения программы, рассматривая его как продукт деятельности, свидетельствующий, прежде всего, о внутренних преобразованиях в структуре личности педагога.
В настоящее время в нашем институте идет подготовка к республиканскому августовскому совещанию работников образования (22-23 августа, Астана). Его тема - «Качественное образование и воспитание - приоритет государственной политики Казахстана» - отражает масштабы деятельности системы повышения квалификации в условиях набирающей обороты модернизации.
В рамках подготовки в североказахстанском филиале «Өрлеу» проводится областная методическая мастерская для учителей, прошедших уровневые курсы повышения квалификации, готовится выставка методических изданий, авторы которых - те, кто прошел «через горнило» повышения квалификации нового формата.
Обновление мира начинается с обновления школы. Обновление школы - такова цель национальной системы повышения квалификации, причастной, следовательно, к преобразованию мира на основе знаний, образования, культуры.
Алма МУРЗАЛИНОВА,
директор филиала АО «НЦПК Өрлеу» «ИПК ПР по Северо-Казахстанской области», доктор педагогических наук, профессор
ИСТОРИЯ ПО-НОВОМУ, ИЛИ ЗАПОЛНЕНИЕ БЕЛЫХ ПЯТЕН
- Дата публикации 15.08.2013 15:28
- Категория: Культура
- Просмотров: 2935
В числе основополагающих задач, поставленных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», - воспитание нового казахстанского патриотизма, формирование исторического самосознания граждан. В конференц-зале Дома дружбы состоялся «круглый стол» на тему «Национальная история Казахстана в XX веке».
Надо сказать, что организаторы мероприятия - профессорско-преподавательский состав СКГУ им. М. Козыбаева и представители этнокультурных объединений Северо-Казахстанской Ассамблеи народа Казахстана - тему для обсуждения выбрали не случайно. Еще в июне в Астане на расширенном заседании межведомственной рабочей группы Государственный секретарь Марат Тажин отметил необходимость формирования новых подходов к изучению национальной истории. Переосмыслить исторические пути - именно такая задача сегодня стоит перед казахстанскими историками.
«Сегодняшнее мероприятие проводится в рамках очень большой государственной программы, предложенной нашим Президентом Нурсултаном Назарбаевым, - «Народ в потоке истории». В начале июня было проведено межведомственное совещание с историками нашей страны под руководством Госсекретаря Марата Тажина. Главной темой разговора было изучение национальной истории. Если говорить честно, то такая необходимость назрела давно. Процесс становления государства, изучения своей истории в рамках школьной и вузовской программ у нас идет еще с 1991 года, историю Казахстана сдают и на ЕНТ. Сегодня Казахстан стал широко известен на мировом пространстве, для нас стали открыты многие архивные данные, как электронные, так и археологические исследования, в том числе многих зарубежных стран. И мы, историки, сегодня можем изучать эти архивные данные: открылся доступ к официальным документам. То есть теперь мы можем, сопоставляя факты, изучать архивную историю своей страны. Кстати, такая программа действует не только у нас, но и в Российской Федерации», - говорит Сабыр Ибраев, декан факультета истории и права СКГУ им. М. Козыбаева, кандидат исторических наук.
Одним словом, у казахстанских историков появилась возможность изведать неизведанное, дополнив скудные материалы «свежими» данными, тем самым заполнив многочисленные белые пятна в истории нашей страны. Ведь ни для кого уже не секрет, что содержание многих школьных учебников не отвечает духу времени и оставляет желать лучшего. По словам Сабыра Ибраева, новые учебники, дополненные свежей информацией, появятся уже к концу этого года.
Сагынгуль САКЕНОВА
ОБРАЗОВАНИЕ - СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО
- Дата публикации 15.08.2013 15:24
- Категория: Образование
- Просмотров: 2778
Одним из приоритетов государственной политики является развитие образования, от которого в решающей степени зависят темпы экономического, социального и культурного прогресса, а также уровень конкурентоспособности нации в предстоящие годы. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подвел итоги развития системы образования и представил новые задачи.
В целях выполнения поставленных задач принимаются действенные меры, направленные на реформирование системы образования, их адаптацию к современным требованиям.
Это установление контроля за качеством обучения на национальном уровне, изменение в целом системы повышения квалификации учителей, внедрение электронного обучения, подушевого финансирования, распространение опыта «Назарбаев интеллектуальные школы» в систему работы общеобразовательных школ, внедрение независимой сертификации выпускников колледжей и вузов, внедрение дуальной системы подготовки кадров.
В 2013-2014 учебном году общеобразовательные учебные заведения начнут работать по новому Государственному общеобязательному стандарту начального, основного среднего и общего среднего образования. Данный стандарт Министерством образования и науки РК определен как переходный на систему 12- летнего обучения.
В этой связи с целью формирования полиязычия подрастающего поколения вводится изучение английского языка с 1 класса, а информатики - с 5 класса, что обусловлено требованием формирования информационной компетентности выпускников общеобразовательных школ, колледжей, вузов.
В целях реализации поручений Президента страны, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», в новом учебном году рекомендуется введение курсов по выбору: «Краеведение» (7 класс), «Алаштану» (9 класс), «Абайтану» (9-11 классы).
Качественное дошкольное воспитание и обучение
Обеспечение полного охвата качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного образования - таковы главные государственные задачи.
За годы реализации программы «Балапан» в нашей области введено 8699 новых мест. В 2013 году на реализацию программы «Балапан» выделено 1,45 млрд. тенге, из них 1,37 млрд. тенге - на содержание введенных 8699 мест и 73,9 млн. тенге - на открытие нового 691 места.
Сеть дошкольных организаций за это время увеличилась в 1,6 раза, с 354 до 583 единиц, охват детей возрос с 55,2 до 88,6 процента. На сегодняшний день охват детей ДДУ от 3 до 6 лет составляет 88,6 %, от 1 года до 6 лет - 64,1 %.
Уже сейчас в Тайыншинском, Тимирязевском, Мамлютском районах удовлетворяются все родительские заявления о предоставлении детских мест в дошкольных организациях. Имеется потребность в строительстве детских садов в областном центре, г. Сергеевке, с. Новоишимке, с. Благовещенке, с. Киялы, с. Байтереке, с. Кишкенеколе.
Современное развитие детей дошкольного возраста требует совершенствования не только содержания образования, но и методики обучения и воспитания с использованием инновационных образовательных технологий.
На пороге 12-летнего образования
В 2015 году, в год начала поэтапного внедрения 12-летнего обучения, с учетом прогнозного контингента учащихся 11-12 классов в 102 общеобразовательных школах будут открыты классы профильного обучения, в том числе 14 школ области, которые будут работать в режиме опорных школ.
В настоящее время в общеобразовательных школах насчитывается 905 кабинетов новой модификации. В том числе: доля школ, имеющих кабинеты химии - 31 % (в целом по республике - 29,5 %), биологии - 35 % (в республике - 39,7 %), физики - 55 % (49,7 %), лингафонно-мультимедийные - 58 % (52,1 %). Все кабинеты приобретены за счет республиканского бюджета.
Система электронного обучения вносит принципиальные перемены в процесс образования на всех его уровнях. Данная система внедрена в 60 организациях образования. До конца текущего года их число увеличится еще на 35 единиц. Сегодня идет подбор учебных заведений на 2014 год. К 2015 году численность подобных школ должна возрасти до 50 процентов.
Гордость региона
В текущем году на республиканской олимпиаде североказахстанцы удостоены 20 медалей (1 золотая, 10 серебряных, 9 бронзовых). На заключительном этапе республиканских соревнований научных проектов школьников отмечено медалями 5 творческих работ учащихся (3 золотых, 1 серебряная, 1 бронзовая), двое ребят получили гранты, десять были удостоены Почетных грамот.
Выпускник лицея «ЛОРД» Вадим Усик - четырехкратный победитель международных олимпиад по физике и астрономии, которые состоялись в Южной Корее, Бразилии, Украине, Казахстане, шестикратный победитель и призер республиканских олимпиад (2 золотых, 2 серебряных и 2 бронзовых медали).
Хорошие успехи у учащихся специализированных казахско-турецкого лицея, школы-лицея «ЛОРД», гимназии-интерната имени Абу Досмухамбетова, Первого общеобразовательного лицея, лингвистической гимназии «БЭСТ» г. Петропавловска.
По итогам ЕНТ 2013 года необходимо отметить низкий процент участия наших выпускников. Наиболее высокий результат принадлежит выпускнице Шаховской средней школы Кызылжарского района (122 балла).
Важно отметить, что второй год подряд лучшие знания в республике показывают выпускники нашей области по английскому языку, из 205 выбравших 48,2 % получили оценку "5", 45,4 % получили "4". Выше среднереспубликанского в нашей области баллы по математике и биологии.
20 выпускников за учебные достижения удостоены аттестата с отличием, и только 29 выпускников из 111 претендовавших подтвердили свои знания на знак «Алтын белгі».
Для оказания методической помощи педагогам общеобразовательных школ Казахская школа-гимназия г. Петропавловска и Бескольская школа-гимназия определены базовыми школами по распространению «Назарбаев интеллектуальной школы» с целью повышения качества образования.
Особая забота
В области на учете состоит 5,1 тыс. детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет. Они получают специальную коррекционную педагогическую поддержку с учетом их потенциальных возможностей. Для оказания комплексной медико-педагогической и социально-психологической помощи у нас действует 70 специальных организаций образования, в том числе: 7 коррекционных школ-интернатов, 3 психолого-медико-педагогические консультации, 11 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 49 логопедических пунктов. В них обслуживается и обучается около трех тысяч детей и учащихся. Положительный опыт имеет СШ № 13 г. Петропавловска
В нашей области с 2006 по 2013 годы получили жилье 30 детей-сирот, 18 из которых - воспитанники детских домов, 12 - находившиеся под опекой. Из 1209 воспитанников детских домов только 21 вернулся в закрепленное жилье. Более 800 детей стоят в очереди на получение жилья в г. Петропавловске.
По сравнению с 2010 годом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях сократилось на 99 человек. В 2013 году 30 воспитанников учреждений данного типа переданы на патронатное воспитание.
На содержание 180 детей, переданных патронатным воспитателям, из областного бюджета выделено 83 млн. тенге.
Система технического и профессионального образования
Перед данной системой обозначена стратегическая цель - «модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство».
Главная примета времени - подготовка специалистов осуществляется в соответствии с прогнозными потребностями рынка труда. В целях развития практических навыков обучающихся в учебных планах до 60 процентов учебного времени увеличилась доля производственной практики за счет партнерства с работодателями.
Внедрение данной системы обучения сегодня осуществляется на базе 6 колледжей по 9 специальностям.
Социальные партнеры и сегодня принимают активное участие в процедуре независимой оценки уровня профессиональной подготовленности выпускников колледжей. В текущем году в ней приняли участие 3,4 тыс. студентов, из них прошли пороговый уровень 99 % (в 2012 г. этот показатель составлял 96 %). Впервые независимой оценкой уровня профессиональной подготовленности охвачены 252 выпускника по заочной форме обучения, из них прошли пороговый уровень 251 человек, или 99,6 %.
Новый импульс воспитательной работе придал Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы, в рамках которого развивается и совершенствуется система дополнительного образования.
Поэтому сегодня от школы, от образования в целом требуется пристальное внимание к проблемам воспитания. Кого мы растим? С каким мировоззрением войдет молодой человек в жизнь? С какими личностными качествами? Такие вопросы должны постоянно ставить перед собой наши педагоги.
Одна из особенностей в воспитательной работе - возрастающая роль учреждений дополнительного образования, в которых значительная часть детей выбирает себе во внеучебное время дело по интересам и склонностям. С этой целью в штатное расписание включены 446 психологов, 432 социальных педагога и 78 школьных инспекторов.
По-прежнему является основным по своим делам и положению дополнительного образования областной Центр творчества детей и юношества, где более тысячи детей и учащихся увлечены занятиями в творческих коллективах. Ансамбли «Карлыгаш», «Томирис», «Дружные ребята», «Капельки» - неоднократные победители и призеры республиканских и международных турниров и конкурсов. Подобные Центры творчества должны функционировать в таких крупных районах, как Тайыншинский, им. Г. Мусрепова, Айыртауский, где проживает большое количество детского населения и наблюдается низкий охват дополнительным образованием.
Заметное место в работе с подрастающим поколением занимают общественные объединения.
К ним принадлежит, в первую очередь, республиканское общественное объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан», членами которой являются более 9 тыс. школьников.
В текущем году хорошую поддержку в 1 миллион тенге получили жасулановцы г. Петропавловска. Такому примеру должны последовать районные отделы образования, так как эта организация воспитывает патриотов нашей Родины.
На данном этапе особое внимание отводится физическому воспитанию и спорту.
В центре внимания спортивной работы должны быть достижения казахстанских спортсменов на 30-х Олимпийских играх в Лондоне.
Для того чтобы достигнуть гармоничного развития учащихся, региональным учебно-методическим Центром физической культуры, спорта и начальной военной подготовки ежегодно проводится 120 спортивно-массовых мероприятий областного уровня и организуется участие юных спортсменов в 80-ти республиканских и международных соревнованиях и турнирах.
Учитывая данное обстоятельство, необходимо сосредоточить усилия на укреплении спортивной базы, создании должных условий для физического развития учащихся. Прежде всего, надо оснастить спортивным инвентарем в соответствии с требованиями учебного плана.
Отрадно, что команда нашей области заняла 1 место на республиканских соревнованиях школьников.
Совершенствуется во всех направлениях организация летнего отдыха детей. Разумно и содержательно организованные летние оздоровительные мероприятия - важнейшая составляющая образовательного процесса, оказывающая влияние на качество обучения и воспитания.
Учитель новой формации
Модернизация образования немыслима без активной роли учителя. В связи с этим был создан Национальный центр повышения квалификации учителей с интегрированными центрами в регионах, Центр педагогического мастерства при «Назарбаев интеллектуальные школы». Учителя в течение трех месяцев проходят подготовку по новым программам с учетом мирового опыта (базового, основного и продвинутого уровней).
Основной целью 3-х месячных курсов является создание «критической массы» учителей, способных изменить свое традиционное педагогическое мышление и пропагандировать новый подход к преподаванию учебных дисциплин среди других учителей. Проект рассчитан на 5 лет. За указанный период данными курсами будет охвачено в республике свыше 120 тыс. человек (43 % от общего числа педагогов). В нашей области на сегодняшний день обучение по новым программам прошло 762 учителя.
Одна из характерных примет нашего времени - учитель новой формации.
В школах области уже сформировался стабильный коллектив современных учителей, которые принципиально по-новому подходят к организации учебно-воспитательного процесса, о чем свидетельствуют учебные достижения наших учащихся на республиканской и международных олимпиадах.
До начала 2013-2014 учебного года остались считанные дни, за которые надо решить неотложные задачи, связанные с организованным началом учебных занятий.
Главное условие должного функционирования образовательных учреждений - их качественная и своевременная готовность.
Необходимо взять на строгий контроль ход республиканской акции «Дорога в школу», которая началась 1 августа и завершится 30 сентября, цель которой - обеспечить конституционное право на образование всех детей школьного возраста.
В этом году День знаний повсеместно будет отмечаться торжественными линейками на тему: «Стратегия «Казахстан-2050»: один народ - одна страна - одна судьба», содержание данного мероприятия должно быть направлено на воспитание у учащихся патриотического сознания, укрепление нашего государства, имеющего полиэтническую и поликонфессиональную структуру, единого гражданского сообщества.
Пусть новый учебный год будет наполнен творческими поисками, профессиональными успехами, высокими результатами в учебной деятельности наших воспитанников!
Шолпан КАРИНОВА,
руководитель управления образования Северо-Казахстанской области