ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - В НОВОМ ФОРМАТЕ

Известно, что противоречия - движущая сила общественного развития.  По тому, как быстро и с какой глубиной они преодолеваются, можно судить об уровне конкурентоспособности организации, ее руководителя, сотрудников.

Деятельность сегодняшней системы повышения квалификации, сосредоточенной в Национальном центре повышения квалификации «Өрлеу» и его 17-ти филиалах, направлена на преодоление противоречия между реальными процессами профессионального развития личности педагога и динамики развития образовательных учреждений, с одной стороны, и традиционными концепциями  курсовой подготовки педагогических работников, с другой стороны.

По мнению Э. Новикова, президента Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, казахстанское решение, связанное с такой «точкой опоры», как НЦПК  «Өрлеу», «поражает масштабностью, точным видением болевых точек».

Аспектно-фрагментарный подход к повышению квалификации педагогов сегодня вытесняется целостным - компетентностно-функциональным - подходом, чтобы система повышения кваликации, отражая реальное состояние педагогической науки, в большей степени отвечала запросам современной образовательной практики, работала на социальные эффекты, связанные с развитием человеческого капитала. Реализацию данного подхода мы связываем, прежде всего, с принципом единства методологического, педагогического, психологического и предметного знания.

Согласно этому принципу, «лоскутное одеяло» курсовой подготовки, «шитое» в основном из имеющихся возможностей преподавателей института повышения квалификации, заменяется на добротную систему лекций, практических занятий, самостоятельной работы учителей и отчетов по ней, конференций, круглых столов, сгруппированных по модулям: нормативно-правовой, содержательный, управленческий, технологический, вариативный. Причем понятие модуля в новой системе повышения квалификации претерпело изменения: это уже не отдельный фрагмент учебного курса, а одна из линий освоения образовательного пространства, отдельная часть образовательной программы.

В североказахстанском филиале «Өрлеу» готовится к запуску программа, позволяющая специалистам отдела мониторинга и анализа, а также отдела методического обеспечения инновационного развития уточнять - на основе результатов курсовой подготовки и с учетом возможностей конкретного образовательного учреждения  - индивидуальную траекторию развития учителя в послекурсовой период, а также способы управления саморазвитием, реализуя при этом   новую парадигму «lifelonglearning».

Особая сфера деятельности нашего филиала - это 3-месячная курсовая подготовка учителей по программам третьего (базового) уровня, разработанным институтом образования Кембриджского университета  совместно с АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», сочетающим очные и дистанционные способы обучения (с преобладанием последних).

По новому формату, таким образом, Центр уровневых программ нашего института  осуществил подготовку: в 2012 году - 298 учителей (в 2 потока),  в 2013 году - 346 учителей (в 2 потока). Всего сертифицированы - 644 учителя, работающих в 311 школах города и области. Эта «критическая масса» (выражение Б. Жумагулова) призвана стать главной точкой опоры в переводе школьной практики на новый качественный уровень.                                       

В этой связи на сегодня мы имеем «зону ближайшего и перспективного профессионального развития учителей» во всех районах области и в г. Петропавловске, которую следует поддерживать и эффективно использовать для развития «сообщества практиков», способных улучшить школьную практику за счет взаимодействия друг с другом.

Те, кто обучает на уровневых курсах сегодня (сертифицированные тренеры), добиваются целенаправленного, цельного и завершенного рефлексивного отчета по результатам освоения программы, рассматривая его как продукт деятельности, свидетельствующий, прежде всего, о внутренних преобразованиях в структуре личности педагога.

В настоящее время в нашем институте идет подготовка к республиканскому августовскому совещанию работников образования (22-23 августа, Астана).  Его тема  - «Качественное образование  и воспитание - приоритет государственной политики Казахстана» - отражает масштабы деятельности системы повышения квалификации в условиях набирающей обороты модернизации.

В рамках подготовки в североказахстанском филиале «Өрлеу» проводится областная методическая мастерская для учителей, прошедших уровневые курсы повышения квалификации, готовится выставка методических изданий, авторы которых - те, кто прошел «через горнило» повышения квалификации нового формата.

Обновление мира начинается с обновления школы. Обновление школы - такова цель национальной системы повышения квалификации, причастной, следовательно, к преобразованию мира на основе знаний, образования, культуры.

Алма МУРЗАЛИНОВА,

директор филиала АО «НЦПК Өрлеу» «ИПК ПР по Северо-Казахстанской области», доктор педагогических наук, профессор

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.