ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - В НОВОМ ФОРМАТЕ
- Подробности
- Дата публикации 15.08.2013 15:32
- Категория: Образование
Известно, что противоречия - движущая сила общественного развития. По тому, как быстро и с какой глубиной они преодолеваются, можно судить об уровне конкурентоспособности организации, ее руководителя, сотрудников.
Деятельность сегодняшней системы повышения квалификации, сосредоточенной в Национальном центре повышения квалификации «Өрлеу» и его 17-ти филиалах, направлена на преодоление противоречия между реальными процессами профессионального развития личности педагога и динамики развития образовательных учреждений, с одной стороны, и традиционными концепциями курсовой подготовки педагогических работников, с другой стороны.
По мнению Э. Новикова, президента Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, казахстанское решение, связанное с такой «точкой опоры», как НЦПК «Өрлеу», «поражает масштабностью, точным видением болевых точек».
Аспектно-фрагментарный подход к повышению квалификации педагогов сегодня вытесняется целостным - компетентностно-функциональным - подходом, чтобы система повышения кваликации, отражая реальное состояние педагогической науки, в большей степени отвечала запросам современной образовательной практики, работала на социальные эффекты, связанные с развитием человеческого капитала. Реализацию данного подхода мы связываем, прежде всего, с принципом единства методологического, педагогического, психологического и предметного знания.
Согласно этому принципу, «лоскутное одеяло» курсовой подготовки, «шитое» в основном из имеющихся возможностей преподавателей института повышения квалификации, заменяется на добротную систему лекций, практических занятий, самостоятельной работы учителей и отчетов по ней, конференций, круглых столов, сгруппированных по модулям: нормативно-правовой, содержательный, управленческий, технологический, вариативный. Причем понятие модуля в новой системе повышения квалификации претерпело изменения: это уже не отдельный фрагмент учебного курса, а одна из линий освоения образовательного пространства, отдельная часть образовательной программы.
В североказахстанском филиале «Өрлеу» готовится к запуску программа, позволяющая специалистам отдела мониторинга и анализа, а также отдела методического обеспечения инновационного развития уточнять - на основе результатов курсовой подготовки и с учетом возможностей конкретного образовательного учреждения - индивидуальную траекторию развития учителя в послекурсовой период, а также способы управления саморазвитием, реализуя при этом новую парадигму «lifelonglearning».
Особая сфера деятельности нашего филиала - это 3-месячная курсовая подготовка учителей по программам третьего (базового) уровня, разработанным институтом образования Кембриджского университета совместно с АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», сочетающим очные и дистанционные способы обучения (с преобладанием последних).
По новому формату, таким образом, Центр уровневых программ нашего института осуществил подготовку: в 2012 году - 298 учителей (в 2 потока), в 2013 году - 346 учителей (в 2 потока). Всего сертифицированы - 644 учителя, работающих в 311 школах города и области. Эта «критическая масса» (выражение Б. Жумагулова) призвана стать главной точкой опоры в переводе школьной практики на новый качественный уровень.
В этой связи на сегодня мы имеем «зону ближайшего и перспективного профессионального развития учителей» во всех районах области и в г. Петропавловске, которую следует поддерживать и эффективно использовать для развития «сообщества практиков», способных улучшить школьную практику за счет взаимодействия друг с другом.
Те, кто обучает на уровневых курсах сегодня (сертифицированные тренеры), добиваются целенаправленного, цельного и завершенного рефлексивного отчета по результатам освоения программы, рассматривая его как продукт деятельности, свидетельствующий, прежде всего, о внутренних преобразованиях в структуре личности педагога.
В настоящее время в нашем институте идет подготовка к республиканскому августовскому совещанию работников образования (22-23 августа, Астана). Его тема - «Качественное образование и воспитание - приоритет государственной политики Казахстана» - отражает масштабы деятельности системы повышения квалификации в условиях набирающей обороты модернизации.
В рамках подготовки в североказахстанском филиале «Өрлеу» проводится областная методическая мастерская для учителей, прошедших уровневые курсы повышения квалификации, готовится выставка методических изданий, авторы которых - те, кто прошел «через горнило» повышения квалификации нового формата.
Обновление мира начинается с обновления школы. Обновление школы - такова цель национальной системы повышения квалификации, причастной, следовательно, к преобразованию мира на основе знаний, образования, культуры.
Алма МУРЗАЛИНОВА,
директор филиала АО «НЦПК Өрлеу» «ИПК ПР по Северо-Казахстанской области», доктор педагогических наук, профессор