ЧТОБЫ В БРАКЕ НЕ БЫЛО БРАКА
- Дата публикации 12.09.2013 16:14
- Категория: Общество
- Просмотров: 2263
Еще со школьной скамьи нам говорили о важности заключения брака как гарантии сохранения семейных ценностей, а также демографического роста страны. Укреплению семьи посвящено и немало норм в законодательстве. Эту же цель преследовал и «круглый стол» на тему «Что может быть семьи дороже?», прошедший в Петропавловске на прошлой неделе.
Организаторами акции, приуроченной ко Дню семьи в Казахстане, выступили НДП «Нур Отан», Министерство образования и науки РК.
Вместе с активистами партии «Нур Отан» о важности семьи и семейных ценностей в этот день говорили руководители государственных учреждений образования, здравоохранения, представители неправительственных организаций, педагоги-психологи и родительская общественность. Для последних была оказана очная бесплатная консультация по вопросам семейного воспитания.
О важности воспитания детей, укрепления института семьи, повышения статуса и роли семьи в современном обществе, пропаганде ответственного родительства говорил заведующий общественной приемной СКОФ НДП «Нур Отан» Абай Кайсин. Он отметил, что немаловажную роль в достижении этой цели служит и своевременное осуществление информационной и реабилитационной помощи семьям. Оказывается поддержка и многодетным матерям, и школьникам.
А вот какой должна быть образцовая семья, рассказали главные гости мероприятия - семьи петропавловцев, прожившие в мире и согласии не один десяток лет.
Кази Даулетбаев и Майра Камарова вместе уже более 50 лет. Супруги воспитали шестерых детей, которые подарили им 12 замечательных внуков. Кстати, в этой большой и дружной семье есть место обычаям и традициям не только казахского народа, но и нескольких других: у них две снохи-татарки, украинка, русская и казашка.
Своими секретами семейного счастья поделилась и другая приглашенная чета - Сергей Николаевич и Светлана Леонидовна Сбоевы. Они прожили в браке более сорока лет.
Однако не всем семейным парам удается отметить серебряную и золотую свадьбы, порой многие разводятся, не прожив в браке и пяти лет. По словам начальника отдела организационной работы по регистрации актов гражданского состояния и апостилирования департамента юстиции СКО Олеси Осадчей, за 8 месяцев текущего года в брак вступило 3226 пар, развелось 1762. За это же время родилось 5679 детей.
НА ПУТИ К 12-ЛЕТКЕ
- Дата публикации 12.09.2013 16:10
- Категория: Образование
- Просмотров: 2622
На прошлой неделе в областном Центре творчества детей и юношества прошло рабочее совещание руководителей и специалистов районных отделов образования под председательством руководителя управления образования Шолпан Кариновой. Один из основных вопросов встречи - готовность к переходу на 12-летнее образование.
Напомним, что в Казахстане будет вводиться 12-летнее школьное образование. С одной стороны, увеличение продолжительности обучения школьников на один год отвечает мировым стандартам, с другой - позволит повысить человеческий капитал нашей страны. От него зависит конкурентоспособность и устойчивое развитие Казахстана в XXI веке.
Переход отечественной системы образования на мировой стандарт - актуальная тема как для родителей, так и для учителей. Ведь любые нововведения должны носить продуманный характер, а сами реформы в столь щепетильной сфере последовательно реализовываться.
«К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого к 2015 году мы построим не менее двухсот школ за счет средств республиканского бюджета и столько же - за счет местных бюджетов», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана.
Кроме того, нельзя не отметить, что в современных условиях значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи, которой в будущем суждено укрепить позиции страны на мировой арене.
«В рамках реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в области проводится системная и целенаправленная работа по осуществлению мероприятий, направленных на внедрение 12-летней модели образования и организацию профильного обучения старшеклассников, - пояснила присутствующим на встрече Ш. Каринова. - Поэтапный переход на 12-летнее обучение начнется в 2015-2016 учебном году. По данной программе будут обучаться школьники 1, 5 и 11 классов».
Модернизация структуры среднего общего образования направлена на реализацию профильного обучения на старшей ступени 12-летней школы, ориентированного на социализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда, на отработку гибкой связи школы с организациями профессионального образования. Именно профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы, способности и потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами.
Основными показателями эффективности профильной школы должны стать: высокая степень субъектной включенности учащихся в проектировании жизненного пути, удовлетворенность выбранным профилем обучения в соответствии с их способностями и склонностями.
В условиях эксперимента по переходу на 12-летнее образование на первый план выдвигаются требования индивидуализации обучения и воспитания учащихся. В центре внимания учителя ставится личность ученика: его интересы, склонности, способности и другие психические свойства. Учет этих свойств и их развитие в сотрудничестве ученика и педагога - важнейшее условие формирования личности ребенка.
Как отмечает Шолпан Танатовна, особенность 12-летней школы определяется тем, чтобы именно здесь сложится психологически необходимый ребенку институт, где он сможет развиваться, учиться открыто выражать свои чувства и мысли, реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке от природы, быть подготовленным к осознанному самоопределению и активному участию в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества.
«Нами разработан областной план подготовки к переходу на 12-летнее обучение, - уточнила Ш. Каринова. - В области будут функционировать 110 средних школ с профильными классами. В этой связи органам управления образованием необходимо взять на строгий контроль исполнение пунктов областного плана подготовки к переходу на 12-летнюю модель образования. Особое внимание уделить работе по улучшению материально-технической базы школ и школьных столовых, обеспечению учебниками. При направлении на курсы по новым технологиям необходимо сосредочить внимание на повышении квалификации учителей базовых школ. Нужно разработать комплекс мер, обеспечивающих качественный подвоз учащихся к средним школам из близлежащих сел, а также обеспечить информированность населения о ходе подготовки к переходу на 12-летнюю модель образования».
Согласно утвержденной концепции, 12-летнее среднее образование будет способствовать формированию конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
В итоге переход Казахстана на 12-летку позволит успешно решить стратегическую задачу - создание новой национальной модели образования, способной конкурировать с передовыми западными аналогами. «Хватит нам импортировать образование», - сказал в одном из своих выступлений Лидер нации, отметив, что в дальнейшем будет ставиться цель повысить уровень казахстанского образования до международных стандартов.
Татьяна КРАВЧЕНКО
С. АХМЕТОВ: "ПРОГРАММА МОНОГОРОДОВ ДОЛЖНА РАБОТАТЬ!"
- Дата публикации 12.09.2013 10:00
- Категория: Политика
- Просмотров: 2268
10 сентября в режиме селекторного совещания кабинет министров Казахстана обсудил вопрос реализации Программы развития моногородов на 2012-2020 годы, целью которой является диверсификация моногородов, обеспечение эффективной занятости населения путем развития малого и среднего бизнеса, а также создание новых производств и новых рабочих мест.
Открывая совещание, Премьер-Министр РК Серик Ахметов отметил, что во исполнение поручения Главы государства Нурсултана Назарбаева данная программа была запущена в пилотном режиме в прошлом году, а в нынешнем она реализуется в полном объеме.
О ходе реализации Программы развития моногородов на 2012-2020 годы доложил первый вице-министр регионального развития Каирбек Ускенбаев. Как он отметил, в 27 моногородах проживает 1,53 млн. человек, или 16,8 % городского населения республики. Высоким потенциалом развития располагают 6 городов, средним - 19.
По словам первого вице-министра, программа по системному решению проблемных вопросов малых городов начала работать в прошлом году. На эти цели направлено 6 млрд. тенге, исполнено 170 проектов. На текущий год предусмотрено 18,8 млрд. тенге, из них выделено порядка 10 млрд. тенге, или 54 % от предусмотренных средств.
По словам К. Ускенбаева, на развитие малого и среднего бизнеса предусмотрено в текущем году 4,7 млрд. тенге, из которых уже освоено свыше 1 млрд. тенге. Во всех моногородах созданы Центры поддержки предпринимательства. На подготовку кадров в 2013 году из республиканского бюджета предусмотрено 28 млн. тенге.
По вопросу реализации якорных проектов в моногородах заслушали вице-министра индустрии и новых технологий Нурлана Сауранбаева, акимов Западно-Казахстанской, Карагандинской областей, моногородов - Житикара и Каратау.
Резюмируя итоги заседания, Премьер-Министр отметил, что Президент уделяет большое внимание развитию регионов, модернизации промышленности, диверсификации экономики.
«В моногородах сосредоточена горнорудная, металлургическая промышленность, которая в условиях кризиса подвержена к снижению экспортного потенциала, - сказал С. Ахметов. - Акимам необходимо уделить внимание основным направлениям программы: диверсификации экономики, развитию предпринимательства, созданию рабочих мест».
Глава кабинета министров дал поручение Министерству регионального развития совместно с акимами регионов разработать соответствующие предложения по внесению изменений в программу. «Акимам моногородов и акимам областей необходимо принять конкретные меры по диверсификации городов, проработке перспективных инвестиционных, якорных проектов, а также совместных партнерских программ с системообразующими предприятиями, с обеспечением долгосрочными заказами местных производителей. Также необходимо обеспечить своевременное освоение бюджетных средств, выделенных в рамках программы», - заключил глава Правительства.
Татьяна КРАВЧЕНКО
НЕОБХОДИМЫ ПРОЗРАЧНОСТЬ И УСИЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ
- Дата публикации 12.09.2013 09:54
- Категория: Разное
- Просмотров: 2141
Какими должны быть тарифная политика, взаимодействие государственных органов и бизнес-сообществ в сфере регулирования услуг монополистов? И должны ли при определении размера тарифа одинаково учитываться потребности потребителей и монополистов? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали за «круглым столом», состоявшимся на прошлой неделе в Северо-Казахстанском областном филиале НДП «Нур Отан» с участием председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурата Оспанова.
Выступая перед собравшимися, глава АРЕМ отметил, что развитие системы государственного регулирования монопольного сектора, обеспечивающего защиту прав потребителей, является одним из приоритетных направлений деятельности агентства. Немаловажной является и прозрачность тарифообразования. «Такую задачу перед нами поставил Глава государства. Люди должны знать, куда уходят деньги, полученные за тариф, насколько сегодня изношены сети и какой будет конечный результат. Сегодня это наша основная задача», - пояснил Мурат Оспанов.
Уровнять потребности
Подробнее на новшествах, которые предлагаются по регулированию естественных монополий, остановился заместитель председателя АРЕМ Асылбек Дуйсебаев. «В рамках совершенствования законодательства был проведен анализ 80 нормативно-правовых актов, 17 из которых оптимизированы в три, а 13 НПА и 16 методик из 40 поставлены на утрату. В результате выработано более 200 поправок, предусматривающих повышение прозрачности тарифообразования, качества регулируемых услуг, противодействие коррупции и усиление контроля.
«Сегодня сложилась ситуация, когда потребитель хочет получать качественную услугу без повышения действующего тарифа, а то и со снижением, а монополист при этом должен развиваться, модернизироваться и соответствовать современным условиям. И здесь агентство выступает своего рода «весами», где должен обеспечиваться баланс интересов потребителей и монополистов», - сказал замглавы ведомства. Таким образом, АРЕМ ограничивает аппетиты монополистов, не допуская их необоснованных требований.
Ведется работа по внесению изменений и дополнений в подзаконные акты, начата разработка соответствующего законопроекта, который в соответствии с поручением Правительства будет включен в план законопроектных работ уже в следующем году. Кроме того, будет разработана долгосрочная программа по тарифной политике в сфере естественных монополий до 2030 года с привлечением международных экспертов, целью реализации которой является обеспечение прозрачности формирования тарифов, целевое использование средств, получаемых от роста тарифов, переход СЕМ к стимулирующему регулированию и анализ сфер естественных монополий на предмет возможности развития конкуренции. «Таким образом, планируется разработать такую тарифную политику, которая будет понятна не только инвесторам, но и потребителям», - подчеркнул А. Дуйсебаев.
Тарифу - прозрачность!
Такую цель преследует первый блок предлагаемых изменений. Для этого на официальном сайте агентства специально был внедрен «калькулятор потребителя», а также размещена информация об инвестиционных программах субъектов естественных монополий и их исполнении, проводятся пресс-туры, «круглые столы», публичные слушания и заседания, брифинги, ведется прием граждан. Подписаны меморандумы о сотрудничестве между агентством и Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атемекен», а также с республиканским общественным объединением «Национальная лига потребителей».
«В то же время мы понимаем, что сложилась ситуация, когда публичные мероприятия не приносят ожидаемого эффекта, потому что ни потребители, ни СМИ не проявляют к ним интереса в некоторых случаях. Все эти факторы обуславливают необходимость усиления нашей работы и перехода к активным действиям», - резюмировал Асылбек Дуйсебаев.
По его словам, информирование потребителей об изменении тарифов должно обеспечивать всеобщий охват: на телевидении, в газетах, на счетах, квитанциях, а для субъектов малой мощности в сельской местности - в местах массового скопления людей. Также участники слушаний не должны состоять из работников монополиста, теперь для них вводится ограничение до семи человек. Для того чтобы данные нормы работали, предлагается предусмотреть ответственность должностных лиц монополистов в виде наложения на них штрафа.
Также выработаны поправки, обеспечивающие снижение нагрузки на тариф. Предлагается исключить из тарифов представительские расходы, расходы на аудиторские (кроме АО) и маркетинговые услуги, банковскую комиссию, затраты на финансовую и техническую экспертизу. На 50 % сокращен перечень документов, которые монополист должен приложить к заявке, а также другие требования. Это позволит сэкономить средства потребителей без ущерба и качества тарифного регулирования.
В приоритете - качество
Как отметил А. Дуйсебаев, большое количество жалоб от потребителей касается качества регулируемых услуг монополистов: температуры, давления, уровня напряжения. При этом отсутствует возможность мониторинга этих параметров в режиме реального времени. В результате чего меры реагирования по ним в большей степени носят точечный, несистемный характер. Создание законодательной основы для внедрения систем мониторинга и контроля качества уже одобрено Мажилисом Парламента в ходе правительственного часа. «Это принципиально новая функция, в реализации которой могут быть задействованы государственный орган и общественные объединения по защите прав потребителей», - указал зампредседателя ведомства.
Говоря о качестве, докладчик не обошел стороной и накопленный годами износ: «На сегодняшний день эту проблему невозможно решить одномоментно через тариф, так как это приведет к их росту на регулируемые услуги в разы. Один из выходов из сложившейся ситуации заключается в привлечении заемных средств для реализации инвестпрограмм у институтов развития и банков второго уровня. На сегодняшний день этот механизм практически не используется, хотя для этого уже существует нормативно-правовая основа». Понимая, что привлечение заемных средств имеет значительный потенциал - теоретически позволяет в короткие сроки провести широкомасштабную модернизацию при минимальной нагрузке на тариф, новшества предлагают изменить подходы к включению в тарифы вознаграждений за заемные средства, ввести в обязанности монополистов направлять прибыль исключительно на реализацию инвестпрограмм до достижения приемлемого уровня износа и потерь.
По словам зампредседателя агентства, новшества предусмотрены и в борьбе с другой проблемой - низким уровнем установки общедомовых приборов учета тепла. Так, по его словам, новый подход предусматривает, что балансосодержателями приборов учета будут являться монополисты, а значит, содержание и охрана тепловых счетчиков будет осуществляться за их счет. Приборы учета, находящиеся на балансе потребителя, будут приобретаться субъектом у жителей по остаточной стоимости.
Периодическое снятие показаний приборов учета будет осуществляться с привлечением неправительственных организаций. Источниками установки приборов на первом этапе станут средства от перерасчета за услуги по теплоснабжению с учетом температуры наружного воздуха, применения дифтарифов за счет корректировки инвестпрограмм. В последующем же их установка станет одним из приоритетных мероприятий инвестпрограмм.
В противовес коррупции
Как отметил Асылбек Дуйсебаев, изменения коснутся и тех статей закона, которые на сегодняшний день позволяют монополистам двояко трактовать ту или иную ситуацию. Это как раз те многочисленные случаи, когда потребители вроде бы и правы и закон на их стороне, но победителем в суде все же оказывается монополист. Поэтому сегодня предлагается исключить не только такие нормы из законодательства, но и ограничения по срокам повторного предоставления заявок. Также в целях противодействия коррупции предлагается возможность предоставления заявок в электронном формате, разработка исчерпывающего перечня оснований для отказа по заявкам монополистов, минимализация контакта монополиста с представителями агентства, а также проведение экспертизы тарифов с участием членов экспертного совета на всех уровнях утверждения тарифов.
Кроме того, выработаны предложения по усилению контрольных функций агентства. «Сегодня монополисты сами являются тем полем, инфраструктурой, где работает и развивается бизнес, а незначительные изменения в тарифах и условиях монополистов вызывают реакцию у предпринимателей. При этом субъекты естественных монополий поставлены в одинаковые условия с малым и средним предпринимательством при осуществлении контроля. Поэтому необходимо выведение проверок субъектов естественных монополий и регулируемого рынка из-под действия Закона РК «О государственном контроле и надзоре». Данные изменения позволят оперативно реагировать на жалобы потребителей, обеспечат их защиту и создадут благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса», - сказал зампредседателя АРЕМ.
По его словам, реализация вышеизложенных мер позволит не только повысить прозрачность тарифообразования, но и в рамках вклада в инфляцию сдержать рост тарифов за счет усиления контроля, повысить качество регулируемых услуг, а также обеспечить снижение уровня износа сетей, но самое важное - обеспечит баланс между интересами предприятий регулируемых услуг и возможностями потребителей.
Сагынгуль САКЕНОВА