КАК ГОТОВЯТ ПРОФЕССИОНАЛОВ
- Дата публикации 15.11.2013 04:43
- Категория: Образование
- Просмотров: 2359
В рамках реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы проводится большая работа по модернизации профессионально-технического образования. Стране необходимы квалифицированные кадры. В Северо-Казахстанской области действует 30 организаций технического и профессионального образования, в которых обучаются 15027 студентов, в том числе 9235, или 61,4 %,- по государственному заказу.
Опытные наставники
Сегодня в организациях технического и профессионального образования работают 1425 инженерно-педагогических работников, у 1257 из которых (88,2 %) - высшее образование, у 168 - среднее профессиональное.
В колледжах работают 310 педагогов с высшей категорией (21,7 % от общего числа педагогов), 296 человек имеют 1 категорию (20,7 %), 414 человек со 2 категорией (29 %). 405 работников (28 %) не имеют категорий.
382 преподавателя - в возрасте от 25 до 34 лет, 383 - от 45 до 54 лет, 240 - от 55 до 64 лет. Доля педагогов пенсионного возраста составляет 4 %, или 65 человек.
В колледжах ведется стабильная работа по взаимодействию с социальными партнерами. Между колледжами и предприятиями области действует 742 соглашения и договора, в том числе 116 трехсторонних и 626 двусторонних. Так, к 1 ноября 2013 года прошли профессиональную практику на производстве 5744 человека, в т.ч. на оплачиваемых рабочих местах - 1975, или 30 %.
Специальности, необходимые стране
Ежегодно постановлением акимата области в организациях технического и профессионального образования размещается государственный образовательный заказ, который увеличивается: в 2012 г. - на 3336 учащихся, в 2013 г. - на 3700. Впервые размещен госзаказ на 255 человек для обучения молодежи без отрыва от производства.
С учетом потребностей рынка труда расширяется спектр специальностей. Так, в текущем году впервые размещен госзаказ на подготовку по специальности «Техническая эксплуатация дорожно-строительных машин (по видам)» с квалификацией «Машинист крана» в строительном колледже города Петропавловска.
В 2013 году подготовлено 5070 квалифицированных кадров, в том числе 3966 обучались по очной форме обучения.
По госзаказу подготовлено 2822 человека, или 55,7 % от общего выпуска. На 1 октября 2013 года из числа выпускников очной формы обучения трудоустроено на рабочих местах 2187 человек, или 77,5 %. Общая занятость выпускников составляет 88 %.
В текущем году в колледжах подготовлено 254 специалиста для сферы образования, 26 из которых прибыли в сельские школы по направлению «С дипломом в село».
Северо-Казахстанский медицинский колледж подготовил 280 специалистов среднего звена для здравоохранения области, из них 54 специалиста по направлению для продолжения работы в сельской местности.
О качестве подготовки кадров в колледжах можно судить по результатам независимой оценки уровня профессиональной подготовленности выпускников. В текущем году в ней приняли участие 3,4 тыс. студентов, и 99 % прошли пороговый уровень (в 2012 г. этот показатель составлял 96 %). Впервые независимой оценкой уровня профессиональной подготовленности охвачены 252 выпускника заочной формы обучения, пороговый уровень прошел 251 человек, или 99,6 %.
По программе «Дорожная карта занятости - 2020» обучались по госзаказу 744 человека, из них выпущен 371, направлены на рабочие места 288, или 77,6 %, переподготовлено 200, повысили квалификацию 30 человек. В новом 2013-2014 учебном году в 4 организации технического и профессионального образования на основании социального контракта принято 110 человек по 12 специальностям.
С 2012-2013 учебного года в качестве экспериментальных площадок по внедрению дуальной формы обучения определено 6 колледжей: строительный колледж г. Петропавловска, машиностроительный колледж, Петропавловский строительно-экономический колледж, гуманитарно-технический колледж, колледж сферы обслуживания и Петропавловский колледж железнодорожного транспорта. В данных колледжах по дуальной системе обучаются 1107 студентов, или 3,7 %.
Миллионы на новую технику
В 2013 году в рамках реализации проекта «Модернизация технического и профессионального образования», финансируемого за счет Всемирного банка развития, приняли участие в конкурсе и выиграли гранты на сумму 380 тыс. долларов на развитие и укрепление материальной базы 3 колледжа области: Петропавловский строительно-экономический колледж, Есильский сельскохозяйственный колледж имени Жалела Кизатова, Тайыншинский колледж агробизнеса. В данные учебные заведения приобрели высокотехнологическое оборудование и технику, 15 преподавателей прошли стажировку на предприятиях ближнего и дальнего зарубежья.
В 2013 году на капитальный ремонт организаций технического и профессионального обучения выделено 95 млн.тенге. В настоящее время завершен капитальный ремонт общежития Айыртауского сельскохозяйственного колледжа на 150 мест, завершается ремонт кровли Новоишимского аграрно-технического колледжа. Проведен текущий ремонт в 5 колледжах на сумму 25,6 млн. тенге из местного бюджета.
Кроме этого, 7 колледжей получили оборудование, специальную технику для укрепления учебно-материальной базы на 175 млн.тенге, что на 50 млн.тенге больше уровня прошлого года.
В 17 учебных заведениях технического и профессионального образования имеется 20 общежитий, где проживают 2537 обучающихся, действуют 23 пункта медицинского обслуживания студентов.
В колледжах обучаются 474 студента из числа детей-сирот, 44 из них получают ежемесячную благотворительную помощь от фонда «Бобек».
Таланты студентов и преподавателей
Поддержка молодых талантов в учебных заведениях технического и профессионального образования осуществляется постоянно.
В текущем году на республиканском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии механизатор», проходившем в городе Кызылорде, С. Шишкин, обучающийся в аграрном колледже Аккайынского района, был удостоен диплома в номинации «Профессиональное мастерство».
Студенты колледжа искусств в феврале 2013 года приняли участие в международном фестивале-конкурсе «Сибирь зажигает звезды» (г. Омск, Россия), показав достойные результаты. Первые места завоевали Л. Федорик (саксофон), Д. Бикенев (труба), Т. Штогрина (кларнет), А. Капитонова (гобой), Я.Сараев и А. Капитонова (ансамбль), А. Квайдулов (домбра), а Я. Сараев завоевал еще и Гран-при.
В IVреспубликанской олимпиаде в г. АлматыФ. Амантаевазавоевала 1 место (кобыз).
Во IIреспубликанском конкурсе пианистов 3 места удостоен К. Голиан.
В Iреспубликанском конкурсе среди колледжей по специальности «актёрское искусство» Гран-при в номинации «Лучшая актриса» получила студентка колледжа искусств Ж. Бегалина.
На международной научной конференции студентов «Великое наследие Магжана - основа единства поколений», посвященной 120-летию Магжана Жумабаева, студенты Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа А. Щукина и Ж. Молдабаева за доклад «Осмыслить себя и время» были отмечены дипломом I степени.
Команда Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа приняла участие в конкурсе по автоспорту «Майские звезды» в городе Шадринске (РФ). Среди 14 команд, представлявших различные регионы России, команда казахстанцев в составе Л. Браулик и Д. Круглова - студентов четвертого курса - под руководством преподавателя Яваровича М. заняла 3 место.
Победителем республиканского конкурса «Лучший педагог ТиПО - 2013» стал преподаватель специальных дисциплин М. Яварович, которого наградили денежной премией в 1730000 тенге.
В целом стоит отметить, что в области ведется большая работа по подготовке профессионально-технических кадров для обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами.
Шолпан КАРИНОВА, руководитель управления образования СКО
С ЮБИЛЕЕМ, ТЕНГЕ!
- Дата публикации 15.11.2013 04:41
- Категория: Разное
- Просмотров: 2098
Сегодня свое двадцатилетие отмечает национальная валюта Республики Казахстан - тенге. 20 лет назад в обращение были введены первые тенге, напечатанные английской компанией, с которой был заключен контракт на изготовление банкнот. В канун 20-летия введения национальной валюты тенге в казахском музыкально-драматическом театре им. С. Муканова прошло торжественное мероприятие, посвященное юбилею.
С юбилеем тенге и профессиональным праздником работников финансовой системы поздравил первый заместитель акима области Айдарбек Сапаров. Почетными грамотами и Благодарственными письмами акима области и акима города были награждены работники, внесшие вклад в развитие банковской системы области. Члены комиссии по обмену денег И. Чиркалин и Г. Мельникова поделились воспоминаниями о том, как на территории области проходил процесс обмена денег.
Кроме того, к торжественному мероприятию были приурочены награждения победителей двух конкурсов, проведенных филиалом Нацбанка. Так, при содействии Ассоциации защиты прав потребителей и предпринимателей, управления предпринимательства и промышленности, представителей СМИ, Северо-Казахстанского филиала Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» и Северо-Казахстанского государственного университета проведен конкурс «тайных клиентов» среди менеджеров банков второго уровня.
На конкурс на лучшее сочинение о национальной валюте среди выпускников средних школ и студентов института языка и литературы СКГУ имени М. Козыбаева было представлено около 100 работ. Лучшие работы были отмечены дипломами и памятными подарками от филиала Нацбанка.
СРАВНИТЬ И ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
- Дата публикации 15.11.2013 04:38
- Категория: Разное
- Просмотров: 1986
На прошлой неделе в Петропавловске состоялись публичные слушания, на которых была рассмотрена информация на утверждение тарифа на услуги по передаче и распределению электроэнергии АО «СКРЭБ». Согласно требованиям АРЕМ, утвержденным в июне прошлого года, все электросетевые компании должны предоставлять расчет тарифа с применением метода сравнительного анализа, при этом учитывая все корректировки.
Как пояснил директор ДАРЕМ по СКО Марат Мустафин, этот метод предусматривает определение параметров эффективности деятельности РЭК в результате сравнительного анализа с деятельностью других РЭК. Таким образом для каждой электросетевой компании устанавливаются задачи по повышению эффективности деятельности путем учета в тарифе затрат, скорректированных на определенный коэффициент эффективности. Полученную от энергетиков информацию сотрудники департамента направят в вышестоящее ведомство, где сравнят работу всех РЭК Казахстана и определят факторный показатель, который в дальнейшем и повлияет на тариф.
В прошлом году приказом ДАРЕМ по СКО тариф на услуги СК РЭК был утвержден на три года: на 2013 году он составил 3,228 тенге, на 2014-й - 3,417 и на 2015 год - 3689 тенге за 1 кВт в час без учета НДС.
Кроме производственных показателей, то есть протяженности сетей, площади обслуживания и т.д., в уполномоченный орган энергетики представили и финансовые показатели, в которые, кроме прочих, вошли затраты на капитальный ремонт и инвестпрограмму. Так, 507, 4 млн. тенге СК РЭК планирует направить на проведение ремонтов в период с 2014 по 2016 годы, капитальные вложения в рамках инвестпрограммы за 9 месяцев текущего года составили 640, 8 млн. тенге, или 74, 7 % от запланированного уровня. На 2014-2016 годы предусмотрен ряд масштабных реконструкций.
Хоть энергетики и заявили, что вопрос изменения тарифа пока не стоит, думаем, расслабляться еще рано, потому что исход этого вопроса зависит от того, что покажет сравнительный анализ.
Татьяна КРАВЧЕНКО
"МЕРЕЙ" - ШКОЛА ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
- Дата публикации 15.11.2013 04:36
- Категория: Образование
- Просмотров: 2664
В концепции государственной политики в области образования сказано, что «стратегическим ориентиром реформирования этой сферы должна стать идея формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру».
Дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В свете последних реформ в области образования отмечается усиление воспитательного компонента процесса обучения. Значительные возможности для решения задач воспитания в современных условиях представляют организации дополнительного образования, ориентированные на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
Одной из таких организаций является школа искусств «Мерей» Кызылжарского района. Созданная в 2004 году, она успешно осуществляет свою деятельность по таким направлениям, как хореография, изобразительное искусство, вокал, инструментальная музыка. На четырех отделениях школы обучается более двухсот детей.
Основными задачами в области воспитательной системы школы являются:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе;
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
- эффективная организация свободного времени для совершенствования и обогащения духовного мира ребенка;
- воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются: духовно-нравственное развитие учащихся, воспитание гражданственности и патриотизма. Воспитание этих качеств осуществляется при проведении различных мероприятий: концертов, конкурсов, классных часов. По словам педагогов, в школе доброй традицией стало проведение цикла благотворительных концертов для детей с ограниченными возможностями под названием «Музыкальная терапия». Ежегодно проводится праздник «Посвящение первоклассников в мир искусства».
Качество учебно-воспитательного процесса в школе зависит, в первую очередь, от заинтересованности и компетентности педагогического состава. В школе работает стабильный творческий коллектив. Каждый педагог понимает всю важность системного подхода к воспитанию и обучению учащихся в школе искусств. Ведь творчество педагогов является залогом успешного формирования творчества учащихся. Поэтому педагоги школы искусств «Мерей» успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, концертах.
Среди творческих коллективов учебного заведения - ансамбль танца «Кызылжар», получивший звание народного в 2012 году, ансамбли домбристов, гитаристов, баянистов, духовых инструментов.
На международном конкурсе-фестивале «Сибирь зажигает звезды»(г. Омск) домбровый ансамбль «Шашу» стал обладателем Гран-при (руководитель Б. Жанатов, концертмейстер Н. Скорынина). На республиканском конкурсе-фестивале «Рауан» (г. Алматы) Алишер Сабитов занял 2 место (педагог Б. Макимкенова) , 3 место - у Абдужаппара Мухымтаева (педагог Б. Жанатов).
В республиканском конкурсе-фестивале «Сәлем, Астана» первые места завоевали народный ансамбль танца «Кызылжар» (руководитель В. Лифашина), Сания Хамзина (вокальное отделение, педагог Б. Маметова), Молдир Тлейхан (педагог Б. Макимкенова). Вторыми стали Мадина Абильмажинова (класс фортепиано, педагог В. Потякина), Аружан Мукатанова, Аяулым Мухаметжанова (класс домбры, педагог Т. Букирова). На третьем месте разместились Нурсыйла Аскер (класс фортепиано, педагог Л. Агаджанян), Ясмина Боева (класс домбры, педагог Б. Жанатов), Алихан Куандык (вокальное отделение, педагог А. Сенкибаева).
Наставники гордятся своими выпускниками. У. Аскербеков (класс домбры, педагог Т. Букирова) на международном конкурсе «Золотая лира» в г. Москве стал лауреатом 1 степени, С. Кабдуллина (класс домбры, педагог Б. Жанатов) - лауреат 2 степени,
Д. Агатаева (класс фортепиано, педагог В. Потякина) - дипломант 2 степени, Н. Аскер (класс фортепиано, педагог Л. Агаджанян) - дипломант 3 степени. Кроме того, Виктория Малышкина - выпускница класса домбры - получила почетное звание «Патриот года».
Несмотря на такие достижения, это не конечная цель деятельности мерейцев, главное - создать условия, которые помогут стать выпускникам школы самодостаточными личностями.
Немаловажно, что составляющей частью в воспитательной системе школы является создание условий для участия родителей в процессе воспитания своих детей - повышение активности родительского сообщества, привлечение их к участию в жизни школы. Построенное на освоении различных видов деятельности, дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно является вариативной составляющей общего образования, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе.
Татьяна КРАВЧЕНКО