"ЧОК-ЧОК, КАБЛУЧОК!"
- Дата публикации
- Категория: Культура
В минувшие выходные в центре творчества детей и юношества прошел областной конкурс хореографических коллективов «Каблучок-2013». Два дня служители Терпсихоры демонстрировали мастерство в исполнении современных и народных танцев.
Ежегодно в начале апреля Петропавловск встречает танцоров со всей области, чтобы в честной борьбе определить лучших в этом направлении. В нынешнем году жюри оценивало 25 постановок современного танца и 33 народного. В критерии оценок входили исполнительское мастерство, техника, композиционное построение номера, сценичность, артистизм, раскрытие художественного образа.
В первый день конкурса конкурсанты показывали эстраду, модерн, уличные танцы и др.
В возрастной категории 9-11 лет первое место заняли мальчишки из ансамбля танца «Пульс» школы-интерната для глухих детей (руководитель М. Сухарева). Вторым стал танцевальный коллектив «Акку» детско-подросткового клуба «Кызыл-Жар» (рук. Т. Кравченко), а «бронза» - у ансамбля «Веселые ребята» гимназии «БЭСТ» (рук. В. Лахтина).
В средней возрастной категории (12-15 лет) лучшими стали девушки из коллектива «Радуга» гимназии «БЭСТ» (рук. Т. Каменева). На второй ступени пьедестала оказался ансамбль «Жулдыз» коррекционной школы-интерната № 1 (рук. А. Сабдинова). Третье место - у коллектива «Мерей» Первой гимназии (рук. Г. Рубан).
В категории 16-20 лет «бронза» - у танцевального ансамбля «Twostep» Есильского аграрно-технического института (рук. М. Барабаш), «серебро» завоевали ребята из ансамбля бального танца «Sensetive» школы-интерната для глухих детей (рук. О. Ростовщикова). А первую ступень пьедестала поделили между собой юноши из ансамбля «Danceforlife» (рук. М. Хотько) и девушки из коллектива «Арабеск» (рук. Т. Кравченко).
Во второй конкурсный день на суд жюри и зрителей были представлены танцы народов мира. Казахи, русские, узбеки, башкиры, татары - кого здесь только не было!
В младшей категории первое место заняли ребята из ансамбля «Балауса» городской классической гимназии (рук. Л. Арыкова), вторым стал коллектив «Кызылжар» школы искусств «Мерей» (рук. В. Лифашина), а третье место - у ансамбля танца «Радуга» Мамлютской школы искусств (рук. И. Сургутская) и коллектива «Серебро» православной гимназии им. С. Радонежского (рук. М. Сухарева).
В возрастной категории 12-15 лет «бронзу» завоевали танцевальные ансамбли «Чародеи» Тимирязевской школы искусств (рук. П. Береговая) и «Меруерт» Аккайынского Дома культуры (рук. Н. Солдатенко). Вторыми стали танцоры коллективов «Мерей» Первой гимназии (рук. Г. Рубан) и «Жулдыз» коррекционной школы-интерната № 1 (рук. А. Сабдинова). Первое место заняли девушки из ансамбля «Радуга» гимназии «БЭСТ» (рук. Т. Каменева). А Гран-при в этой категории - у ансамбля танца «Булактар» школы-комплекса эстетического воспитания № 8 (рук. С. Герасимова, О. Бондаренко).
В старшей возрастной категории третье место занял ансамбль «Инжу» Аккайынского Дома культуры (рук. Н. Солдатенко), вторым стал коллектив «Пульс» школы-интерната для глухих детей (рук. М. Сухарева). А абсолютным победителем конкурса стал ансамбль танца «Арабеск» (рук. Т. Кравченко).
Поздравляем!
Татьяна КРАВЧЕНКО
БРАВО, МИРАНДОЛИНА, БРАВО!
- Дата публикации
- Категория: Культура
В Международный день театра погодинцы подготовили для своих зрителей настоящий праздник. На сцене театра впервые была поставлена пьеса «отца классической итальянской комедии» Карло Гольдони «Трактирщица». Прекрасные костюмы, музыкальное оформление, великолепная игра актеров - это и многое другое есть в спектакле, поставленном художественным руководителем театра Тимуром Каримжановым.
Это произведение великого драматурга Гольдони считается театральным шлягером, который успешно выдержал испытание временем на многих мировых сценах. Представьте себе картину: интерьер в стиле итальянского барокко середины XVIII века (художник-постановщик Сангат Яруллин), герои в средневековых костюмах (художник по костюмам Светлана Таныгина), соответствующих той эпохе…
В комедии «Трактирщица» режиссер-постановщик Тимур Каримжанов акцентирует внимание на радостном состоянии души. Спектакль напоминает мюзикл, в котором песни и танцы гармонично дополняют великолепную драматургию. При этом характеры главных героев расширяются и уточняются, становятся более доступными для понимания.
По сюжету за сердце трактирщицы Мирандолины борются четверо мужчин. Актеры появляются на сцене прямо из зрительного зала. Музыкальное построение спектакля - безусловная заслуга Давида Литвинова. В выбранных композициях есть шарм и тонкость, комизм и напыщенность, отражающие глубинную суть спектакля и сюжетные хитросплетения.
А теперь переходим к главному: весь секрет успеха пьесы кроется в великолепном исполнении главной роли. Все дело в том, что Татьяна Фомиченко (Афанасьева), играя роль Мирандолины, виртуозно владеет своим голосом. Здесь важны не столько жесты или слова, сколько безупречно выдержанные интонации, оттенки речи, умение использовать полутона. Ведь одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, может иметь различный смысл.
Старинная итальянская комедия Гольдони возвращает зрителям женщину-героиню, которая опасна, обворожительна, дурашлива, предприимчива и очень даже «себе на уме». Она - женщина до мозга костей, со всеми прелестями неповторимой женской логики, с полным арсеналом кокетливых ужимок «из прабабушкиного сундучка»…
…Трактирщица Мирандолина не знает себе равных в тонком искусстве разжигания нежных страстей. Она кружит головы постояльцам, к каким бы сословиям те ни принадлежали, однако погоня за легкой добычей - не в ее вкусе. Мирандолину влечет задачка поинтереснее: соблазнить заядлого женоненавистника-холостяка кавалера Рипафратта (в исполнении Евгения Патешкина), увлечь его и увлечься самой (не всерьез, конечно, а так, совсем чуть-чуть). И все только затем, чтобы в финале торжественно объявить: да, мол, все мы, женщины, такие - «поматросим» и бросим.
В пьесе легко обыгрывается вечно актуальная женская тема. «Священные права» слабого пола (права, позволяющие, к примеру, заводить собственный бизнес, гулять, где вздумается, решать вопросы, касающиеся себя любимой) триста лет тому назад будоражили воображение людей точно так же, как и в начале XXI столетия. Если во времена Гольдони «женский вопрос» давал пищу для снисходительных шуточек, то сегодня, в век эмансипации, мы смотрим на «Трактирщицу» уже чуть-чуть иными глазами.
Если судить по реакции зрительного зала, труппе удалось развлечь публику на полную катушку. Чего стоили воздыхатели Мирандолины: состоятельный вельможа Альбафьорита (Алексей Никулин), уморительно манерный Форлипополи (Влад Сабиров)! Да и сам «герой романа» - это пылкий, как Везувий, кавалер Рипафратта «с манерами мужлана», у которого всегда под рукой мудреные нравоучительные трактаты. При первом же взгляде на него становится понятно: именно этого кавалера захочет прибрать к рукам умница Мирандолина.
Татьяна Фомиченко играла свою роль изобретательно и азартно. Ее героиня рассыпала колкости, кокетничала с поклонниками, изображала «своего парня» перед закоренелым холостяком (от ее нежностей тот лез на стенку уже в следующей сцене), демонстрировала неплохие вокальные данные… Так что в конце концов зритель убеждался: из-за такой чертовки действительно можно потерять голову!
Правда, обещанной «многогранности женского образа» все-таки увидеть не пришлось. Героиня, одновременно соединяющая в себе взбалмошность, преданность, «верность своей природе», мечтающая «иметь рядом близкого любящего человека», на сцене так и не появилась. От увертюры до финала в спектакле царила красотка-вамп, которая не осмелилась ответить на чувство проученного (и прирученного ею) кавалера, но расчетливо положила глаз на того, кем легко и удобно властвовать.
А в целом - было весело, смешно, зрительный зал аплодировал от души. Видно, зрители были рады тому, что режиссер, взявшись за классическую вещь, не перетрактовал сюжет с ног на голову, а построил пьесу именно так, как задумывал когда-то Гольдони. Причем выполнил свою работу со вкусом и с огоньком!
Спектакль прошел на одном дыхании, мы и опомниться не успели, а представление уже подошло к концу, и пора было расходиться. Жаль. Опустился занавес, стихли последние крики «браво»… И стало немного грустно. Выходя из театра, артисты, одетые в самую обычную современную одежду, рассаживаются по машинам. Волшебство этого вечера закончилось, крысы разбежались, а карета превратилась в тыкву…
Надеемся, что скоро погодинцы вновь удивят нас своими невероятными перевоплощениями, порадуют новыми необычными выступлениями.
Татьяна КРАВЧЕНКО
ТВОРЦЫ, ИГРАЮЩИЕ ЖИЗНЬ
- Дата публикации
- Категория: Культура
27 марта во всем мире отмечается Международный день театра - праздник мастеров сцены и миллионов зрителей. Театр (в современном его смысле) родился в Древней Греции. Он вырос из посвященных богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне Элевсинских мистерий и Великих Дионисий - грандиозных представлений в честь бога виноделия Диониса. Более того, у театра, в отличие от других видов искусств, есть вполне определенная дата рождения. В марте 534 года до н. э. в Афинах впервые были учреждены драматические состязания. Этот год и принято считать годом рождения мирового театра. История сохранила имя победителя первых состязаний в Афинах. Им был древнегреческий поэт Феспис (или Феспид), которого называют и первым актером, и первым драматургом. Интересно, что в театральных кругах до сих пор существует суеверие, что дух Фесписа присутствует при каждом исполнении театральной пьесы и может вмешиваться в ее ход, способствуя или препятствуя успеху.
«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры!» - сказал когда-то Шекспир. Все мы по жизни играем какую-то отведенную нам роль, на ходу додумывая и продолжая начавшийся сценарий. Приходя в театр, мы порой не замечаем, что участвуем в диалоге с актерами. Они доносят до нас новую информацию, дают пищу для размышлений, веселят и помогают расслабиться, забыться от хлопот повседневной жизни. Каждый день актеры меняют маски и являются в них миру, изредка уходя в размышления в себя, как в собственную гримерку. Они служат Талии и Мельпомене, каждый день творя на сцене новый мир. Гордость и лицо любого города - его театры. В Петропавловске их три, и каждый из них - жемчужина казахстанского искусства.
Мост между культурами
Проводником достижений театрального искусства и просветительства в регионе вот уже 125 лет является Северо-Казахстанский областной русский театр драмы им. Н. Погодина. Его история начинается в зимний сезон 1886-1887 гг.
Основываясь на лучших традициях русского реалистического театра, на протяжении своей истории труппа была и остается путеводителем прочтения лучших произведений мировой драматургии: Шекспира, Мольера, Шиллера, Островского, Толстого, Гоголя, Чехова, Горького, Тургенева, Шукшина и др.
Особую репертуарную ветвь театра составляют пьесы казахских драматургов: Ауэзова, Абишева, Оразалина, Мусрепова, Муканова, Жумабаева. Миссия русского театра никогда не исчерпывалась только художественными задачами. С первых дней своего существования он стал связующим звеном между русской и казахской культурами, способствуя их взаимодействию и обогащению.
Гордостью театра являются народная артистка РК Людмила Ванюкова, обладатель почетного знака «Мәдениет қайраткері» Владимир Шустов, заслуженная артистка РК Надежда Косыгина, заслуженный артист РК Виктор Шалаев, Мастера сцены: Б. Васко, Л. Шустова, А. Наргеленас, Л. Шалаева, И. Полещук, Т. Афанасьева, И. Пашкина, Е. Патешкин, А. Никулин.
Новым этапом творческого роста коллектива стали годы становления независимости Казахстана. Театр достойно отмечен множеством дипломов за участие в престижных международных и республиканских фестивалях: Л. Ванюкова награждена дипломом «За мастерство» в спектакле «Дамы и гусары» Ф. Фредо на VIII республиканском фестивале театров в Караганде (2001 г.), коллектив получил Гран-при на X республиканском фестивале театров (Петропавловск, 2002 г.) за постановку «Козы Корпеш и Баян Сулу» Г. Мусрепова, Гран-при на XV республиканском фестивале театров в Астане за спектакль «Мордасовские сны» Ф. Достоевского (режиссер В. Шалаев), звание «Лауреат» в номинации «За яркое воплощение на сцене исторической личности Казахстана» получил спектакль «Суд Магжана» (реж. В. Шалаев) на II международном фестивале стран Центральной Азии в Алматы (2008 г.) и др.
Театр никогда не останавливался в своем развитии, движении вперед. Всегда жил и продолжает жить жизнью народа и его страны, говорить со сцены о том, что волнует сердца современников. Только за последние 20 лет на сцене осуществлено более 80 новых постановок для взрослых и свыше 70 спектаклей для детей. В сегодняшней репертуарной афише: «Карагоз», «Чокан Валиханов», «Суд Магжана», «Гроза», «Странная миссис Сэвидж», «Не очень простая история», «Квадратура круга» и другие пьесы.
Областной русский театр драмы им. Н. Погодина подтвердил, что, задавая эталоны творчества в регионе, он сберегает нравственные и эстетические ценности, являясь духовным центром, способствующим формированию стабильности, гуманизации личности и единения.
В ритме кюев Курмангазы
Северо-Казахстанский областной Казахский музыкально-драматический театр имени С. Муканова, распахнувший свой занавес спектаклем «Промелькнувший метеор», был основан в 2000 году под руководством режиссера Оразалы Акжаркын-Сарсенбека. Несмотря на то что это один из молодых театральных коллективов Казахстана, для нашей области он является значимым учреждением культуры и искусства. Коллектив театра неоднократно представлял творчество родного края на различных фестивалях международного и республиканского уровней. В его состав входят танцевальная труппа «Алуа» и камерный оркестр. Хореографической труппой руководит главный балетмейстер Ж. Темербаева. Дирижером оркестра является обладатель почетного знака «Мәдениет қайраткері» С. Имашбаев.
Несмотря на юный возраст театра, его коллективу посчастливилось работать со многими видными деятелями искусства: Заслуженным деятелем Казахстана и России Б. Преображенским, Заслуженным деятелем Казахстана М. Оспановым, Заслуженным деятелем Казахстана, обладателем премии «Тарлан» Ж. Хаджиевым и др.
В копилке театра множество наград и медалей за участие в международных и республиканских фестивалях театрального искусства: постановка «Криминальный случай» М. Байджиева завоевала Гран-при на IX республиканском фестивале театров (Петропавловск, 2001); постановка «Шын басында» по мотивам пьесы «Қозы Көрпеш-Баян Сұлу» вошла в десятку лучших спектаклей и была удостоена Почетного диплома на XV международном фестивале «Экспериментальные театры» (Каир, Египет, 2003); режиссер О. Акжаркын-Сарсенбек отмечен в номинации «Лучшая режиссура» за постановку спектакля «Куклы, или Вечер ревнивых жен» М. Гаппарова на XII республиканском фестивале (Костанай, 2004); артист театра, заведующий литературной частью Б. Мамытбеков был удостоен Гран-при на республиканском конкурсе ораторского искусства «Кәнеки, тілім, сөйлеші!» (Шымкент, 2010), спектакль «Down-Way» в постановке режиссера Б. Абдрахманова был отмечен специальным призом международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays» (Екатеринбург, Россия, 2011) и в номинации «Лучший актерский ансамбль» - Нартай Сарсебаев, Мурат Кусаинов, Маншук Айтмухамбетова в спектакле «Down-Way» - на региональном театральном фестивале экспериментальных театров «В ногу со временем...» (Караганда, 2012) и т.д.
Сегодня театр возглавляет Заслуженный деятель Казахстана Куандык Касымов. Художественным руководителем и главным режиссером является Булат Абдрахманов. В труппе работают артисты - обладатели почетного звания «Мәдениет қайраткері» («Деятель культуры») - Ш. Айтибаева, К. Акжолова, М. Акжолов, Б. Жалгасбаев, Б. Мамытбеков, Н. Сарсебаев, А. Супатаева, Б. Шамбетов.
Репертуар театра насчитывает более пятидесяти постановок, в числе которых «Белое облако Чингизхана» Ч. Айтматова, «Еңлік-Кебек» М. Ауэзова, «Криминальный случай» М. Байджиева, «Батыр Баян» М. Жумабаева, «Қозы Көрпеш-Баян Сұлу» Г. Мусрепова, «Одинокая яблоня» А. Оразбекова, а также спектакли по произведениям зарубежных драматургов: «Ваше величество» С. Ваннуса, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Продайте мужа» М. Задорнова, «Зона» А. Кирия и другие.
Со сцены звучит казахская речь, но русскоязычные зрители могут воспользоваться специальными наушниками, включающимися в подлокотник кресла, чтобы слушать синхронный перевод.
Северо-Казахстанский областной Казахский музыкально-драматический театр имени С. Муканова стремится не только держать высокую планку исполнительского мастерства, но и ищет новые решения творческих задач, которые ставит перед ним новая эпоха.
«В Международный день театра хочу пожелать всем коллегам быть востребованными, понятыми зрителем. Театр - некая трибуна, с которой мы вещаем людям о том, что происходит в нашем мире. Хочется, чтобы в современный театр вернулись трепет и слезы очищения. Ведь наша цель, по Аристотелю, в катарсисе, полном ощущении внутреннего переворота», - делится своими мыслями художественный руководитель театра Булат Абдрахманов.
В их руках оживают куклы
Cказать точно, когда появилась первая кукла в мире, невозможно. Из дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов. Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте. Женщины ходили из деревни в деревню с песнями. Они в своих руках несли небольшие статуэтки и приводили их в движение с помощью веревочек.
Нашему областному театру кукол - 23 года. Он был открыт в 1990 году премьерой спектакля «Винни Пух и все, все, все» по пьесе А. Милна. На протяжении первых пяти лет работала труппа актеров и режиссеров, приглашенных из театров кукол городов России. Более 50 спектаклей было поставлено за эти годы, свыше миллиона зрителей их увидело и оценило по достоинству. С коллективом работают приглашенные режиссеры из России и Казахстана.
Сегодня театр популярен и продолжает пополнять свой репертуар, находясь в постоянном творческом поиске новых выразительных средств, тем, жанров.
Здесь работает молодой, дружный, высокопрофессиональный коллектив, обладающий мощным творческим потенциалом. Сегодня его знают и любят не только на территории нашей страны, но и далеко за ее пределами. «Самое главное - у театра есть свой благодарный зритель, ведь именно здесь маленьких поклонников нашего искусства учат любить и сопереживать, заботиться о слабых и беззащитных, крепко и преданно дружить. Благодаря нашим любимым зрителям мы и создаем новые интересные спектакли, а значит, с уверенностью смотрим в будущее!» - говорит директор театра Александр Кузьма.
Яркая творческая индивидуальность отмечается в каждом спектакле Северо-Казахстанского театра кукол. В него приходят малыши в возрасте от трех лет и старше. Спектакли очень любят не только дети, но и их родители. Театр славится своей домашней обстановкой, захватывающим сюжетом постановок, яркими декорациями и организацией представлений на самом высоком уровне.
За 23 года своей деятельности коллектив принимал участие в различных международных и республиканских фестивалях: «Золотой дельфин» (Болгария, 1993 г.), «Малахитовая шкатулка» (Екатеринбург, 2002 г.), «Соломенный жаворонок» (Челябинск, 2007 г.), а также в театральных конкурсах в Москве, Рязани, Минске, Нижнем Тагиле, Омске, Тюмени, Алматы, Баку и других городах.
В актерской труппе - 11 человек, из них Мастер сцены Наталья Гузеева и трое актеров, обладающие знаком «Мәдениет қайраткері»: Андрей Зайцев, Айгуль Касенова и Ольга Лабутина.
«Театр - это не профессия, это стиль и смысл жизни, который сопровождает вас, где бы вы ни были, - говорит Александр Кузьма. - И в День театра особенно хочется пожелать коллегам всеобщего признания, удачных ролей и ярких спектаклей. Пусть Мельпомена никогда не оставляет вас, своих верных жрецов, и дарует вдохновение! С праздником!».
Несмотря на все трудности и проблемы, современные отечественные театры продолжают жить, развиваться и искать новые творческие пути. Пожелаем же им успеха и неизменного покровительства со стороны всемогущего духа первого актера Фесписа.
Татьяна КРАВЧЕНКО
ФАКУЛЬТЕТ РАДОСТИ И ГАРМОНИИ
- Дата публикации
- Категория: Культура
В этом году свой 35-летний юбилей отмечает музыкально-педагогический факультет СКГУ им. М. Козыбаева. Факультет, выпускники которого дарят миру радость и гармонию, помогают делать первые шаги в море знаний и находить выход из сложных жизненных ситуаций. На прошлой неделе юбиляры были отмечены множеством наград за вклад в развитие высшего образования. К такому знаменательному событию был подготовлен большой концерт.
Сегодня на музыкально-педагогическом факультете студенты получают образование по восьми специальностям педагогического и творческого направлений. МПФ оказывает методическую помощь образовательным учреждениям области, тесно сотрудничает с ведущими вузами Казахстана, России и других стран СНГ.
А начиналось все в 1978 году, когда на факультете было всего две специальности: «Музыка и пение» и «Педагогика и методика начального обучения».
Первый декан - кандидат педагогических наук Мирра Трофимовна Дзюба, она возглавляла факультет в течение 10 лет. В 1988 году на должность декана был избран кандидат искусствоведческих наук А. Слезко, воспитавший плеяду педагогов-музыкантов. Многие выпускники МПФ с гордостью осознают, что являются продолжателями дела этого неимоверно увлеченного педагога, строгого, требовательного профессора и вдохновенного лектора.
С сентября 2002 по 2006 год факультет возглавляли выпускницы Петропавловского педагогического института им. К. Ушинского: кандидат педагогических наук Н. Пустовалова (физико-математический факультет), доктор педагогических наук А. Мурзалинова (историко-филологический факультет), кандидат физико-математических наук, доцент Б. Батыров (Университет дружбы народов имени П.Лумумбы).
С 2006 года МПФ работает под руководством кандидата педагогических наук, профессора Н. Пустоваловой, члена Республиканского учебно-методического совета по специальности «Дошкольное обучение и воспитание» при Казахском женском педагогическом университете (Алматы), члена совета по экспертизе учебников для 12-летней школы при МОН и РК.
В течение 2000-2010гг. на факультете были открыты новые специальности: «Дошкольное обучение и воспитание», «Педагогика и психология», «Дефектология», «Социальная педагогика», «Дизайн», «Социальная педагогика и самопознание», которые привлекают выпускников школ к поступлению в СКГУ им.М. Козыбаева. В этом году на кафедре музыкальных дисциплин открывается вторая специальность - "Культурно-досуговая работа".
Студенты и преподаватели факультета не раз были награждены дипломами и грамотами на конкурсах различного уровня.
Одна из традиций факультета - проведение Недели МПФ, в рамках которой проходит День самоуправления. Студенты активно участвуют и в благотворительных акциях. А любителям петропавловского КВН знакома факультетская команда "Соседи", много раз занимавшая призовые места.
В настоящее время на факультете работает пять кафедр.
Кафедра педагогики начинает свою историю с 40-х годов прошлого века, о чем упоминается в архивных документах, хранимых в музее СКГУ им. М. Козыбаева. Выпускники с благодарностью вспоминают ветеранов кафедры: И. Гармса, В. Вецнер, Т. Шалагину, И. Ширина, Г. Кубракова (народного учителя СССР), М. Дзюбу, Л. Трошину, Т. Михайлову.
И. Гармс, исследователь проблем перевоспитания детей с отклонениями, - первый, кто открыл научно-исследовательскую лабораторию при детском исправительном учреждении в Петропавловске. В. Вецнер была одним из организаторов народного студенческого театра «Пилигрим», первым его режиссером-постановщиком и актером. При кафедре действует педагогический отряд «Джэм» («дружная, жизнерадостная, энергичная молодежь») - общественное добровольное объединение студентов различных курсов и факультетов университета, участвующее в воспитательных программах образовательных учреждений, организации летнего отдыха детей, акциях по формированию ЗОЖ.
Еще одна из старейших кафедр, которая старше самого факультета, - кафедра психологии, которая также упоминается в архивных документах за 1941 год.
Одновременно с факультетом была открыта кафедра музыкальных дисциплин для подготовки учителей музыки с высшим образованием для школ Кокчетавской, Кустанайской и Северо-Казахстанской областей. За 30 лет было подготовлено много специалистов, которые вносят свою лепту в развитие музыкального образования и культуры Казахстана. В настоящее время кафедрой заведует Г. Колесникова, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, член Международного научного совета по истории музыкального образования, которая стремится продолжить традиции, заложенные её предшественниками, известными деятелями музыкальной культуры нашего региона.
В истории кафедры достойное место занимали оркестр русских народных инструментов, без которого не обходилось ни одно концертное мероприятие педагогического института и города (рук. Н. Дивинская, В. Верещагин), театр песни «Арманай» (рук. Г. Мухамеджанова), ансамбль духовых инструментов (рук. С. Коваленко), студенческий смешанный хор (рук. Ю. Колчин), народный вокальный ансамбль «Лира» (рук. Т. Мореева).
В настоящее время студенты кафедры развивают и совершенствуют свои исполнительские навыки, участвуя в работе студенческого смешанного хора (рук. А. Зелёный), народного этнографического ансамбля «Шертер» (рук. Ж. Кабдулбариев), вокально-инструментального ансамбля «Brend» и вокального ансамбля «Мелос», принимающего активное участие в проведении мероприятий по укреплению межнационального мира и согласия, популяризации казахского культурного наследия в нашей области и ближнем зарубежье (Омске и Тюмени).
Особое событие в жизни кафедры, да и всего университета, - ежегодный конкурс вокального исполнительства «Таң шолпан». Кстати, в нем могут принимать участие не только студенты СКГУ им. М. Козыбаева, но и других вузов и колледжей города, если они могут составить, по мнению жюри, достойную конкуренцию. И хотя аудитория у «Таң шолпан» гораздо меньше, чем у популярного в стране шоу «Х-фактор», уровень подготовки участников мог бы позволить им далеко продвинуться на пути к победе в главном шоу страны. Но, видимо, у таншолпановцев пока другие цели и намеченные вершины.
Ежегодно творческие коллективы кафедры и сольные исполнители готовят концертные программы, с которыми выступают на сцене родного университета и площадках города и области.
В 2002 году на факультете открылась кафедра дизайнаф по инициативе А. Попова, члена Союза дизайнеров СССР. История открытия кафедры уходит в конец 90-х годов, когда с возрождением строительства и промышленности потребность в творческих кадрах со специальным высшим образованием неуклонно возрастала. Сначала в 1999 году на кафедре строительства транспортно-строительного факультета были набраны 18 студентов по двум специализациям: «Дизайн интерьера» и «Дизайн одежды».
2002 год, когда специальности перевели на новую кафедру МПФ, был знаменателен и началом активной работы по оформлению аудиторий, холлов, научных и практических мероприятий университета. Группа студентов подготовила оформление выставки СКГУ «Дни Северо-Казахстанской области в Астане», создала коллекцию женской нарядной одежды по мотивам традиционного казахского костюма. Показ коллекции в Конгресс-Холле, где проходила выставка, имел большой успех у посетителей.
Творческие изыскания преподавателей и студентов находят свое отражение в работах, представляемых на различных конкурсах и выставках, включая международные, и неоднократно были отмечены призовыми местами.
Студенты и выпускники факультета - люди, призванные в силу своей профессии приносить в мир добро, красоту и праздник. И к своему юбилею они приготовили этот праздник. Два десятка концертных номеров прошли на одном дыхании, от композиции Г. Свиридова «Время, вперёд» в исполнении фортепианного квартета преподавателей до песни Игоря Крутого «С днём рождения» в исполнении вокального ансамбля сотрудников кафедры музыкальных дисциплин. Сюрпризом для зрителей стало попурри на темы украинской народной музыки в исполнении… домбристов! Восторг у зрителей вызвали вокальный дуэт преподавателя кафедры музыкальных дисциплин Любови Фасхутдиновой и студента Жангельды Курмангужина (“Timetosaygoodbye”), а также дуэт саксофонистов в составе преподавателя кафедры Сергея Коваленко и студентки Айнаш Баймолдиной, исполнивших «Ночной звонок» С. Уандера. А выпускник факультета, дирижер А. Шеффинг вместе с оркестром военной части 6637 подарил виновникам праздника «Юбилейный марш». Впрочем, все подарки были хороши, ведь готовили их благодарные выпускники и студенты факультета, на котором учат дарить радость!
Инна НАГМЕТОВА
МУЗЫКА ОТКРЫВАЕТ ВСЕ КРАСКИ МИРА
- Дата публикации
- Категория: Культура
Прошлым летом многие петропавловцы и гости города, гулявшие по улице Конституции Казахстана, не раз видели парня, играющего на гитаре. Достаточно редкая картина для нашего города сразу привлекала внимание. Кто-то присаживался на скамью, чтобы послушать, кто-то проходил мимо, спеша по своим делам, кто-то удивлялся - зачем ему все это нужно, ведь так денег толком и не заработаешь. Но не всегда счастье измеряется деньгами: на них не купить того ощущения душевной гармонии, которое музыканту дарит хорошая музыка, поэту - удачно подобранная рифма, художнику - искусно воплощенная на холсте идея, актеру - блестяще сыгранная роль… Какие эмоции переполняют душу гитариста Евгения Ходаковского, вынесшего свою музыку на улицу, сегодня он расскажет нам сам.
Первая попытка что-то сыграть произошла в его жизни лет в семь - маленький Женя увидел пианино, попробовал нажать на несколько клавиш. Это занятие ему настолько понравилось, что он тут же подобрал какую-то простую мелодию. Музыкальный слух достался ему по наследству от родителей: отец играл на бас-гитаре в ансамбле, а мама неплохо пела.
Впрочем, в школе его музыкальные таланты не нашли применения. Песни, которые разучивались на уроках, Евгению не нравились, а учитель пения был гармонистом и не оценил интереса своего ученика к пианино. И только в пятнадцать лет, познакомившись с барабанщиком Александром Авдеевым, он узнал о таких музыкальных направлениях, как metal, hard rock, которые ему очень понравились. «Тогда я понял, что такое музыка, что это - целый мир. Потом я услышал серию romantic collection, мне стали нравиться более спокойные мелодии», - вспоминает гитарист.
Играть на гитаре Евгений начал в 18 лет, сразу же стал настраивать ее, научился у парней во дворе первым аккордам и удивил своих наставников тем, как быстро стал осваивать довольно сложные композиции. Абсолютно не зная нот, лишь запоминая мелодию и движения пальцев другого гитариста, он уже играл сонаты. Позже, благодаря авторитетнейшему петропавловскому музыканту Владимиру Омельяненко, пришло увлечение джазовой музыкой.
Играл Евгений не просто каждый день - он проводил с гитарой по 8-12 часов в сутки, забывая есть и спать. Все это терпела и поощряла бабушка Лидия Никифоровна, за что музыкант очень ей благодарен.
Когда гитаристу потребовались средства для самостоятельной жизни, он отправился на улицу Конституции Казахстана, где тогда играл Александр Ромазанов, и попросил разрешения играть вместе. Познакомившись с возможностями Евгения, Сан Саныч разрешил ему присоединиться.
В двадцать лет Евгений впервые поехал в Санкт-Петербург, где и провел большую часть сознательной жизни. В культурной столице России он брал уроки у гитаристов-виртуозов Александра Старостенко, Виктора Матвеева.
«Когда я услышал, как играет Виктор Матвеев, я сразу подумал, что это композиция, которая была придумана раньше. А он сказал, что это были просто его мысли в тот момент. И тогда я понял, что можно «мыслить» инструментом, передавая свои эмоции. Сейчас мне кажется, что это просто, а тогда было настоящим открытием», - вспоминает Евгений.
Удивительно, но в городе, где художники и музыканты на улицах, - явление всем привычное и давно ни для кого не удивительное, он так и не решился выйти с гитарой на Невский проспект. Возможно, это могло стать началом карьеры, ведь кто знает, какие пешеходы могли пройти мимо… Но молодой гитарист почему-то не захотел идти на улицу, предпочитая работать грузчиком. Потом, признается, не раз об этом пожалел... И только в Петропавловске он снова вышел на улицу.
Отношение к музыканту у прохожих неоднозначное. Чаще всего - равнодушное. «Но это не свойство только наших горожан. Сейчас равнодушие - это стиль планеты Земля. Порой лучше высказать негативную оценку, чем просто пройти мимо. А равнодушие страшнее всего. Равнодушие и недоверие людей друг к другу. Поражает и отношение к творческим людям. Как правило, если человек связал свою жизнь с творчеством, музыкой, актерским мастерством, то он 99 % своего времени, так или иначе, отдает этому: репетициям, общению с коллегами, получению нового опыта. И ему просто некогда заниматься устройством своей жизни. Конечно, есть те, кто ухитряется совмещать развитие своего таланта с бизнесом, но возьмем, к примеру, Владимира Высоцкого, Адриано Челентано, другие известные имена - все они если и зарабатывали, то только своим творчеством. Однако часто приходится сталкиваться со странным мнением, что творческие люди должны быть рады уже тому, что на них обращают внимание, что их слушают», - рассказывает гитарист.
Евгений играет и на других инструментах. По отзывам знакомых музыкантов, из него получился бы хороший бас-гитарист, но пока этот инструмент он берет в руки реже обычной гитары. Также он играет на фортепиано, может исполнить что-то несложное на барабанах, а во снах он видит себя саксофонистом.
Гитарист до сих пор неохотно обращается к нотам, предпочитая играть на слух. «Благодаря этому слух развивается, я стал слышать такие вещи, которых не замечал раньше. Думаю, что со временем он разовьется настолько, что я смогу услышать не только каждый инструмент в оркестре, но и создавать музыку для них. Но для меня будет непросто записать все эти партии с помощью нот», - говорит он.
Но музыка для оркестра - это еще где-то впереди, а сейчас у Евгения другие заботы - репетиции его ансамбля, созданного в прошлом году.
Во время очередного выступления Евгения на главной улице Петропавловска к нему подошел мужчина, который предложил поддержку: студию для репетиций и сцену для выступлений. Спонсоры помогли купить хорошие инструменты, постепенно сложился ансамбль.
Владимир Маматов, барабанщик ансамбля Евгения Ходаковского, в прошлом играл в коллективе музыкантов на городской танцевальной площадке. Со временем профессию пришлось поменять, но, даже работая на стройке, в перерывах на обед он устраивал мини-концерты для своих коллег. Сейчас он также дает уроки игры на ударных инструментах.
С ансамблем сотрудничают бас-гитарист Евгений и гитарист Андрей Андрюшкин и другие музыканты.
В феврале ансамбль начал играть для посетителей одного из городских кафе и других желающих украсить свой праздник живой музыкой. Вместе с коллективом выступает солистка Светлана Смоленцева.
В репертуаре ансамбля - музыка многих стилей. «Мы играем только очень хорошую музыку, я бы не стал играть плохую. И если это шансон, то только в очень качественном исполнении, мы по-своему аранжируем композиции, чтобы это не было скучно, чтобы звучало благородно. Например, вместо трехзвучных аккордов берем четырехзвучные», - поясняет Евгений.
«Я не люблю играть один, а наши местные музыканты чаще всего стесняются играть на улицах. Но не бывает «уличных» и «неуличных» музыкантов. Музыка либо принимает человека в свои объятья, либо нет.
Но в этом году я надеюсь выйти на улицу вместе с ансамблем. Ведь это наш общий дом - планета Земля, почему бы не сыграть в нем?
Музыка открыла мне новые краски мира. Когда я начал играть сам, то и окружающая действительность зазвучала совершенно иначе. Раньше я воспринимал окружающий мир в черно-белых тонах, а благодаря музыке увидел другие цвета, научился находить прекрасное в людях. И теперь я должен что-то сделать для нее.
Я играю не потому, что я хочу, а потому, что не могу не играть. Для меня музыка - это способ Жить.
Я уверен, что в будущем будет много людей, которые откроют в себе таланты в музыке, танцах, других видах искусства. И это изменит их отношение к миру, поможет в развитии. Когда это будет - не знаю, может, через сто лет, а может, и через тысячу. А то равнодушие, с которым мы сталкиваемся сейчас, - это просто период болезни, кризиса. Уже сейчас людям открыты все пути развития, но не все готовы и хотят или могут идти по ним. Но все могут чувствовать, что для них хорошо и как черная энергия инь превращается в маленькую точку на белом фоне ян... Да! Время гармонии обязательно настанет», - уверен Евгений Ходаковский.
Инна КАЛИМБЕТ