БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО
- Дата публикации
- Категория: Культура
Еще в начале июня, выступая на расширенном заседании межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана, государственный секретарь Марат Тажин поставил перед исторической наукой страны ряд масштабных задач. Одной из них было поручение по написанию и внедрению в учебный процесс двух базовых учебников: по национальной истории с древнейших времен до настоящего времени, а также по новейшей истории независимого Казахстана. В свете поставленных задач на прошлой неделе в Петропавловске состоялось первое заседание общественного совета по координации вопросов изучения национальной истории под председательством акима области Самата Ескендирова.
Изучить, обучить, осветить
«Создание общественного совета нацелено на выстраивание четкой и плановой работы по координации вопросов изучения национальной истории на региональном уровне», - отметил глава региона Самат Ескендиров.
Во втором полугодии совету предстоит большая и планомерная работа. «Огромная роль отводится вопросам формирования подходов к изучению национальной истории. В частности, государственный секретарь Марат Тажин обращает внимание на два аспекта: во-первых, необходимо избежать идеализации прошлого, а во-вторых, учесть и с уважением отнестись к чувствам старшего поколения. Другой вопрос, который мы сегодня рассмотрим, - организация работы по координации вопросов историко-краеведческой деятельности - также очень важен, поскольку изучение региональных особенностей краеведения позволяет составить более целостное представление об истории и культуре нашего региона, основных направлениях краеведческих исследований и состоянии музейно-краеведческого фонда. В этой связи межведомственной рабочей группой по вопросам изучения национальной истории обозначена задача по активизации работы в этом направлении», - отметил руководитель управления внутренней политики Северо-Казахстанской области Салауат Муксимов.
Так, историкам нашего региона предстоит не только собрать, но и систематизировать научно-исследовательский материал о нашей области. Знакомя членов совета с предстоящим планом работ, С. Муксимов напомнил, что в своем выступлении на заседании межведомственной рабочей группы по вопросу изучения национальной истории госсекретарь обратил внимание и на необходимость исследования как имеющегося у нас, так и за рубежом материала о Казахстане, а также его репатриации - возвращении на Родину.
Состояние археологических памятников, их роль в исторической науке, новые подходы в преподавании национальной истории - все это также входит в план работ общественного совета. «Нужен современный и по-настоящему научный, единый государственный стандарт исторического образования в средней школе и вузе, - говорил Марат Тажин. - Стандарт, который базировался бы на самых современных методах исследования и методик преподавания».
Именно по этой причине этот вопрос также вынесен на повестку сегодняшнего заседания», - пояснил С. Муксимов, отметив, что в целом план работы совета охватывает три ключевых аспекта: изучение (исследование), обучение и просвещение, освещение и пропаганду проводимой работы.
Переосмыслить все, что было
О новых подходах к изучению казахского народа рассказал заведующий кафедрой истории социально-гуманитарных дисциплин СКГУ им. М. Козыбаева Нурболат Абуов. «Вопросы духовного развития Казахстана были одними из актуальных в годы становления республики. За более чем двадцатилетний период казахстанскими историками была проведена колоссальная работа по переосмыслению дореволюционной и советской историографии страны, изучению «белых пятен» на основе новых артефактов и архивных источников. История казахского народа, представленная в советский период, схематизировалась в рамках формационного подхода, из нее выпадали важные события и факты, выдающиеся исторические личности, деятельность которых не укладывалась в установки официальной идеологии. Согласно европоцентристскому подходу, все достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации, а малые народы представлялись отсталыми, имеющими более позднее происхождение и формирование государственности. История казахского этноса искусственно отрывалась от истории тюркских народов стран Центральной Азии. Историческая наука в Казахстане в советское время играла провинциальную роль. Исходя из этого в условиях суверенитета возникла необходимость переосмыслить историю Казахстана с позиций объективности, правдивости, документальности, новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям. В современных условиях национальная история Казахстана играет возрастающую роль в формировании идентичности, гражданственности, патриотизма», - подчеркнул Н. Абуов, подробно остановившись на мероприятиях, проводимых СКГУ им. М. Козыбаева совместно с МОН РК, акиматом области по исполнению поставленных поручений.
О проблемах начистоту
Об организации работы по координации вопросов историко-краеведческой деятельности на заседании общественного совета доложил и.о. руководителя управления культуры, архивов и документации Рустем Елубаев. В своем выступлении он отметил, что немаловажную роль в развитии патриотизма и изучении национальной истории играет и наличие исторических памятников и музеев. На сегодняшний день работу по изучению историко-культурного наследия в нашей области ведут 12 государственных и 9 общественных музеев, 318 государственных библиотек и научно-методический центр «Асыл мұра» при областном историко-краеведческом музее. Их главные задачи - сбор материала, научная обработка и хранение, изучение и пропаганда исторического наследия. Однако без проблем в их работе не обходится. Большую сложность доставляет нехватка денежных средств. По словам Рустема Елубаева, последнее финансирование из областного бюджета на приобретение экспонатов в музеи было в 2005 году, а на собственные деньги учреждений приобрести редкие, а потому и дорогостоящие предметы истории не представляется возможным. К примеру, в музее-резиденции Абылай хана нет ни одного экспоната, хоть как-то относящегося к этой исторической личности. Всего в музее насчитывается 267 экспонатов, шесть из них были приобретены за последние пять лет.
После того как все доклады были заслушаны, члены совета внесли ряд предложений. В частности, Р. Елубаев предложил возобновить экскурсии школьников по историческим местам и организовать тематические олимпиады в музеях. Руководитель центра «Асыл мұра» Танат Сугурбаев сказал, что было бы неплохо открыть при музеях отделы этнографии, отметив их важность в изучении национальной истории, а также высказал необходимость увеличения часов преподавания истории в учебных заведениях.
Все высказанные предложения и замечания были взяты на контроль. Более детально они будут рассмотрены на следующем заседании совета. Самат Ескендиров поручил специалистам управления культуры, архивов и документации продолжить оказание профессиональной помощи в организации паспортизации музеев.
Сагынгуль САКЕНОВА
НАРОД В ПОТОКЕ ИСТОРИИ
- Дата публикации
- Категория: Культура
ЛЮБИТЕ, ПОКА ЛЮБИТСЯ!
- Дата публикации
- Категория: Культура
К этому призывал спектакль «Живая нить», поставленный в городском Доме культуры актерами молодой театрально-хореографической студии «Паруса» в прошлые выходные. Экспрессия, с которой выступали артисты, живо передалась и многочисленным зрителям, вызывая шквал аплодисментов в зале. Любовь и предательство, тяготы семейной жизни, осуждающие взгляды окружающих, мнение общественности, с которым приходится считаться, закрыв глаза на то, что хочется тебе, тем самым порождая в себе тысячи комплексов и мирясь с запретными чувствами, - все это в одночасье родилось на сцене.
Диалоги актеров сменялись красивыми и живыми танцами, в них зритель мог разглядеть чувства, которые на момент действия переполняли главных героев постановки. Кстати, сам спектакль, как признались его авторы, - это фантазии на различные темы. Именно поэтому в инсценировке режиссера-постановщика Евгении Джемалединовой переплелись величайшие труды классиков: М. Лермонтова, А. Чехова, Н. Рериха, Анхеля де Куатье и современной петропавловской поэтессы Павлы.
Зрители наравне с героями спектакля переживали измену жены, злость мужа, которого предали сразу два родных человека - брат и супруга, отчаяние сына, разрывающегося между родителями и не желающего молча наблюдать за тем, как каждый из них страдает.
К концу спектакля зрителей ожидал хэппиэнд - несмотря на все преграды, мнение окружающих, забыв, наконец, пресловутую фразу «Что же скажут люди?», влюбленные воссоединились. «Душа не терпит больше фальши и обмана», - прозвучало в финальной песне, которая и закрыла представление.
«И хоть поет в неволе канарейка, но песню ветра ей не подхватить. Я желаю вам быть свободными», - произнесла со сцены Наталья Морозова.
Кстати, вход на спектакль был свободным. «Это наш подарок городу. Почему «Живая нить»? Просто люди очень часто не замечают, среди чего живут. Вот мы и решили поставить такой спектакль, чтобы все жили в любви и были счастливы. Если честно, то готовились к нему всего две недели, то есть это была спонтанная идея», - рассказывает Наталья.
Игрой актеров остался доволен и Сергей Мозлов, организатор концертных мероприятий, один из авторов песни о Петропавловске, которая прозвучала на праздновании Дня города в исполнении звезд казахстанской эстрады: «Я восхищен. Молодо, энергично, ново. Мне очень понравилось, не жалею, что пришел на спектакль по приглашению его авторов - Жени и Наташи. Самое главное, что я вынес из спектакля, - все можно! Действительно, надо любить, пока любится, жить, пока живется, и творить, пока творится. Это самое главное в нашей жизни!»
Сагынгуль САКЕНОВА
НАЗАД В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
- Дата публикации
- Категория: Культура
Казахстан богат историческими памятниками и сооружениями. Особенную ценность для археологов представляет Отырарский оазис. Несмотря на то что крупномасштабные экспедиции в этот средневековый город начались еще в 1969 году, уникальные экспонаты археологи находят там до сих пор. Взглянуть на некоторые из них североказахстанцы могут уже сегодня. 21 августа в областном историко-краеведческом музее открылась выставка «Фараб - Отырарская цивилизация», которая будет работать до конца сентября.
Отырарский оазис находился в узле пересечения нескольких исторических ветвей Шелкового пути, сети торговых дорог и троп культурного и технологического обмена. История этого древнейшего города Средней Азии насчитывает почти две тысячи лет. Отырар также известен как родина выдающегося ученого энциклопедиста Абу Насыра аль-Фараби. Имя аль-Фараби означает принадлежность к городу Фараб, также называемому Отыраром. Средневековые арабские и персидские авторы, историки, географы писали о нем как о политическом, торговом и культурном центре на юге Казахстана, игравшем важную роль в истории Центральной Азии. В XI-ХIIIвв.онбыл столицей крупного феодального владения на средней Сырдарье, IХ-ХII вв. - главным городом округа, в XVI-XVIIbb. становится политическим и экономическим центром Казахского ханства. Запустел Отырар к середине XVIII века, а во второй половине уже лежал в развалинах, превращаясь в размытый дождями бугор, который местные жители и стали называть Отырартобе. Находящийся в пограничной зоне между оседлыми и кочевыми культурами западной части Центральной Азии с его выдающимися археологическими памятниками, сегодня он имеет важное культурно-историческое значение для изучения истории Казахстана и региона Центральной Азии.
Удивительно, но этот средневековый город имел четкую планировку улиц, кварталов и площадей, а наличие монетного чекана, водопровода и канализации свидетельствуют о развитой городской цивилизации. Впрочем, рассказывают об этом не только древние летописи, но и множество найденных экспонатов. Предметы домашней утвари, изготовленные из глины, облицовочные кирпичи, ювелирные изделия, серебряные, стеклянные и медные сосуды, оружие, золотые и серебряные монеты, инструменты мастеров, и ряд древних книг датируются I - XVIII веками нашей эры.
Экскурсовод Отырарского государственного археологического музея-заповедника Бану Арыстанбаева рассказала посетителям об этом древнем городе и экспонатах, привезенных в Петропавловск: «Город многослойный, и в каждом из его слоев археологи находят разные экспонаты: изделия из керамики, стеклянные сосуды и т.д. Есть у нас и остатки пшеницы, хлеба». Кстати, как подтверждение того, что в городе действительно была канализация, среди прочего сотрудники музея-заповедника привезли и унитаз. Однако особую ценность для археологов представляют золотые и серебряные монеты, датируемые XII - XIIIвеками, и ювелирные украшения, найденные в руинах средневекового города.
Впечатляют своими размерами и красотой перстень свахи, браслеты, висячие серьги, амулет, украшение для кос - шолпы, брошь и мужской пояс. Представлены на выставке инструменты ювелира, чеканщика, гончара, сапожника и др. Интересны и виды кирпичей, изготавливаемые в то время: декорированные позолотой, глазурованные и декоративные. В обилии предметов домашней утвари нетрудно разглядеть керамические кувшины золотого клада, интересно взглянуть и на военное обмундирование. От экспонатов, привезенных по приглашению областного музея сотрудниками Отырарского музея-заповедника, так и веет средневековьем. А потому, рассматривая каждое из свидетельств той далекой эпохи, невольно хочется притронуться к нему. Останавливает этот минутный порыв табличка «руками не трогать», которая еще раз напоминает нам о том, что каждый из предметов очень хрупок, а сохранить их нужно и для других поколений, желающих знать свою историю.
Сагынгуль САКЕНОВА
ИСТОРИЯ КРАЯ В ОПУБЛИКОВАННЫХ МАТЕРИАЛАХ
- Дата публикации
- Категория: Культура
Исполнилось двадцать лет со дня выхода в свет научно-популярного сборника «Северо-Казахстанская область: страницы летописи родного края», Алматы, «Казахстан», 1993 г. Он стал, по сути дела, завершающим изданием по истории региона и г. Петропавловска досоветского и советского периодов времени. Хотелось бы вкратце рассказать историю создания книги. Идея ее публикации, безусловно, принадлежит местным архивистам-краеведам во главе с тогдашним директором партийного архива В. Трусовым. Но, как говорится, до воплощения задуманного в жизнь была «дистанция огромного размера». Помимо энтузиазма, нужны были спонсоры, определенный авторский коллектив, научное редактирование (не ниже доктора исторических наук), рецензирование (не ниже кандидата исторических наук).
В сентябре 1990 года состоялось заседание «группы по подготовке издания» во главе с тогдашним секретарем обкома компартии, кандидатом исторических наук Н. Ивановой, определен авторский коллектив. В его состав вошли местные ученые, архивисты, краеведы: И. Белетченко, Т. Канаева, М. Мелехин, П. Осипов, С. Пресняков, В. Трусов, А. Холодков, В. Черников. Редакционная коллегия: Н. Иванова, М. Мелехин, К. Нурпеисов, В. Трусов. Научным редактором сборника стал доктор исторических наук, профессор Алма-Атинской высшей партийной школы В. Григорьев, рецензентом - кандидат исторических наук В. Осипов. Структура книги состояла из 18 глав с учетом исторической хронологии, так что каждому «пишущему» досталось по одной или нескольку глав. Срок устанавливался в течение полугода. И закипела работа. Несмотря на то что ученые-историки имели уже «на момент старта» соответствующие наработки, в помощь им выделялись работники областного госархива и историко-краеведческого музея (выявление, оформление соответствующих документов, описание музейных экспонатов). К апрелю 1991 года авторы статей подготовили свои материалы. Были соблюдены единые требования: достоверность, наличие ссылок на архивные документы, а также ранее опубликованные научные публикации и газеты.
Однако стиль изложения каждой главы сборника был далек от «единообразия». В этой связи мне было поручено «отвезти макет книги к Григорьеву», в Алма-Ату, дабы выполнить «шлифовку»: сокращение некоторых «длиннот», внесение дополнений, уточнений отдельных фактов и событий.
Обработка материалов сборника, проводимая В. Григорьевым, стала для меня, его помощника, своего рода настоящей школой краеведения.
Книга была готова для издания в средине июля 1991 года.
Но последовавшие августовские события (19-21 августа), вошедшие в историю как «августовский путч ГКЧП», потребовали некоторой доработки материала, выразившейся в «Послесловие научного редактора». В нем дается (естественно, схематично) критика существовавшей административно-политической системы, приведшей страну в тупик. Характеризуя первые годы независимости Казахстана (сборник сдан в набор 16.06.1992, а подписан к печати 07.04.1993), В. Григорьев завершает: «Годы трудового перехода к производственным и общественным отношениям позади. Они прожиты, они уже история. А история, как известно, не только и не столько последовательная цель событий и фактов, сколько историчный материал для действий в настоящем и особенно в будущем».
Итак, изданная и доставленная в Петропавловск книга стала достоянием североказахстанцев. Она передавалась в библиотеки регионов, всем желающим: студентам, жителям региона (бесплатно), гостям города и краеведам Казахстана.
С позиции дня сегодняшнего, безусловно, отдельные главы сборника (советский период) выглядят тенденциозно: слишком многовато «ура» и «да здравствует», однако дореволюционный период региона (написан В. Черниковым) и сегодня актуален и не нуждается в корректировках, дополнениях и изменениях.
За годы независимости Казахстана выходили отдельные сборники, брошюры, газетные публикации по истории края.
Увидела свет Энциклопедия Северо-Казахстанской области, «Арыс», Алматы, 2004 (второе, дополненное издание 2006), местные издания на историко-архивную тематику: « Трагедия и прозрение» (2002 г.) (о репрессированных гражданах региона), «Золотая книга целины» (2004 г.), «Североказахстанцы в годы Великой Отечественной войны» (2005 г.), «70 лет Северо-Казахстанской области» (2006 г.), «Великая Отечественная война в документах и материалах архивов Северо-Казахстанской области» (2010 г.), «Северо-Казахстанская область в период независимости страны» (2011 г.).
Интересны сегодня также книга «Петропавловск. Время. События. Люди». (2004 г.), сборник краеведа Тамары Макаровой «Петропавловск. Страницы истории». (2008 г.), бывшего директора завода ПЗТМ, лауреата Государственной премии СССР Владимира Ефремова «Под грифом «Совершенно секретно»». (2004 г.). Углубляют знания читателей сборники по истории края, вышедшие из-под пера руководителей культурных центров «малой» ассамблеи: «Татары на севере Казахстана (история и современность)» Раисы Бикмухаметовой (2004 г.), «Евреи Северо-Казахстанской области» (фрагменты из истории) Марка Виткина (2008 г.).
Интересны также мемуары Сергея Преснякова, изданные в трех книгах: «Предки живут во мне», «Дорогами краеведа», «Героиня народная» (Издательство «Арыс», Алматы, 2004 г.).
Значительное количество книг, сборников, брошюр подготовлено и выпущено сотрудниками отдела «Асыл мұра» при областном историко-краеведческом музее. Они раскрывают «белые пятна» в нашей истории, рассказывают о неупомянутых и незаслуженно забытых земляках, характеризуют отдельные факты и события региона. Все материалы изданы на государственном языке.
История нашего региона и г. Петропавловска находила свое отражение в трудах краеведов 1950-х-1980-х годов.
Это исторический очерк А. Семенова «Город Петропавловск за 200 лет (1752-1952 гг.)» (Переиздан издательством «Северный Казахстан» в 2010 году). Написанная со знанием дела, с использованием архивных документов, газетного материала (всего дана 272 (!) ссылка), первая часть очерка представляет из себя объективную картину дореволюционного Петропавловска. В силу сложившихся обстоятельств советский период жизни города изложен в сборнике не только схематично, но и тенденциозно в угоду тогдашним правилам и канонам, ибо А. Семенов был административно ссыльным.
В 1985 году в издательстве «Наука» в рубрике «История городов Казахстана» вышла книга «Петропавловск», в которой освещена история города со времени основания до середины 1980-х годов.
Известный краевед Михаил Морозов, проживающий в настоящее время в Санкт-Петербурге, издал в 1991 году книгу очерков «Петропавловск в дореволюционных литературных источниках», в которую, выявив, включил 47 дореволюционных публикаций (журналы, справочники, обзоры и другие материалы) из библиотек Ленинграда, Новосибирска, Омска, Томска, касающихся истории нашего края. Благодаря этому кропотливому труду мы можем сегодня познакомиться с выдержками из произведений маститых ученых прошлых лет: Г. Потанина, П. Стовцова, И. Завалишина, П. Семенова-Тян-Шанского, Ф. Усова, Ц. Белиловского, А. Дмитриева-Мамонова и других историков и общественных деятелей.
Как видно из сказанного, материалов из истории региона вообще и г. Петропавловска, в частности, немало. Безусловно, несмотря на ссылки на архивные документы, трактовка отдельных фактов и событий не может быть однозначной, а то или иное утверждение - «истиной в последней инстанции». Однако неопровержимы достоверные сведения, касающиеся знаковых событий. К числу таких относится дата основания Петропавловска. Она установлена. Конечно, нет и не существует, скажем так, архивной справки, что де «Петропавловск основан там-то и тогда-то», с точностью рождения наследника короны Великобритании (указывались день, часы и даже минуты события). Но на то и историки-краеведы, чтобы по имеющимся архивным сведениям установить событие по косвенным фактам, что называется, «в пределах допуска». Причем «допуск» этот должен быть, безусловно, минимальным.
Стоит также упомянуть, что даты «старого» (Юлианского) и «нового» (Григорианского) календарей отличаются. Разность между ними составляет: XVIII век - 11 дней, ХIX век - 12 дней, ХХ век (до 01.02.1918) - 13 дней.
Исследуя архивные сведения (только в Северо-Казахстанском госархиве их имеется несколько десятков единиц хранения, подлинники которых находятся в Омском госархиве), можно «приблизиться» к искомой дате. Например: «В урочище Кызылжар, на севере казахских степей, на высоком берегу реки Ишим, летом 1752 года была заложена крепость, получившая имя святого Петра».
Или:
- В донесении в Петербург в сентябре 1752 года значилось:
«Ныне действительно построены в крепости св. Петра городовая стена, четыре батареи, ворота с башней, другие ворота, надолбы, штабной дом - в нем три светлицы, кладовой амбар, погреб и кухня, офицерская светлица с людской избой, десять казарм, конюшня на 120 площадей, два провиантских, сделанных из плетня склада».
Таким образом, искомая дата «ограничена» несколькими месяцами. Затем, используя другие сведения (скажем, перечень крепостей и редутов Новоишимской линии), «сужаем» отрезок времени основания города. В упомянутой книге очерков (календарь памятных дат составили М. Бенюх и В. Трусов) эта дата значится 29 июня (10 июля) 1752 г. (стр. 379). А. Семенов указывает датой основания крепости 12 июля 1752 г. (стр. 17). Возможно, он прибавил не одиннадцать, а все тринадцать дней, переходя к исчислению по «новому» календарю.
В 2002 году на самом высоком уровне появилась версия о том, что де временем «рождения» Петропавловска нужно считать не основавшие крепости, а год, когда крепость превратилась в город. Мол, крепость - сама по себе, а город - сам по себе. А поскольку сведения о таком «превращении» противоречивы (действительно, в разных источниках давались 1804, 1807 и даже 1825 годы), то никаких юбилеев города быть не должно. В этом же году, накануне 250-летия города, развернулась (в печати, в городском акимате среди граждан) дискуссия по этой проблематике.
Нам, тогдашним архивистам, пришлось доказывать, что родословную города нужно начинать «с первого кола», а не со времени присвоения населенному пункту статуса города. К счастью, арбитром в споре выступили казахстанские ученые, которые совместно с архивом Президента РК выпустили справочник «Административно-территориальное деление Республики Казахстан», где четко сказано: «В 1752 году освоено укрепление св. Петра, преобразованное в 1807 году в город Петропавловск». Причем Петропавловск не одинок в своем «крепостном» прошлом.
Актюбинск: «В 1869 году основано укрепление Ак-Тобе, преобразованное в 90-х годах XIX в. в Актюбинск»;
Усть-Каменогорск: «В 1720 году образована крепость «Усть-Каменная». Возникший при ней казачий поселок превратился в станицу, которая в 1868 году преобразована в «Усть-Каменогорск».
Павлодар: «В 1720 году возникла Коряковская станица (вначале Коряковский форпост), преобразованная в 1881 году в городе Павлодар».
Уральск: «Основан в 1613 году. В некоторых источниках время основания города относят к 1584 году. Известен под наименованиям Яицкий городок. С 1775 года - Уральск».
Кызылорда: «В 1820 году основан укрепленный пункт Ак-Мечеть. В 1853 году официально утвержден городом с наименованием Перовск. С 1925 года - Кзыл-Орда. (С 17 июля 1997 г. - Кызылорда)».
Таким образом, было подтверждено, что «жизнь города» начинается с его основания, каким бы именем он ни назывался вначале (крепость, поселение, укрепление, укрепленный пункт, форпост и тд.).
Решением 12-й сессии Петропавловского городского маслихата 1-го созыва от 17 июля 1996 года устанавливалась дата Дня города - 12 июля.
Однако в нынешнем году мы отметили праздник 17 августа. В этом нет ничего предосудительного и плохого. В печати давались необходимые разъяснения по переносу срока. Поэтому можно сказать, что День города не «отменяется», а переносится в связи с экономической целесообразностью. К слову сказать, в Казахстане уже в период независимости на государственном уровне не только вводились «новые» праздники, но и отменялись «старые»: 29 января, 25 октября.
Точнее, не «вводились» и «отменялись» (поскольку событие прошлого, и его никак нельзя отменить), а отмечается или не отмечается праздником сегодня и в будущем.
Любое праздничное событие (в том числе города) предопределяют два важных слагаемых. Во-первых, это подведение итогов, достигнутых положительных результатов социально-экономического развития в течение года, акцентирование на не решенные пока еще проблемы (как известно, в городе их немало). Во-вторых, сам день празднования: все проводимые мероприятия должны быть направлены на формирование у горожан чувства любви к своей «малой родине», городу, в котором живешь, способствовать дальнейшему укреплению нерушимой дружбы и взаимоуважению между всеми гражданами многонационального Петропавловска.
Михаил МЕЛЕХИН,
обладатель знака Министерства культуры и информации РК «Мәдениет қайраткері»