ПЕРВЫЙ ДЕНЬ - 76 НЕУДАЧ
- Дата публикации
- Категория: Образование
3 июня в стенах СКГУ им. М. Козыбаева прошел первый этап сдачи Единого национального тестирования. В первый экзаменационный день на знак «Алтын белгі»претендовало 13 человек, однако подтвердить свои знания удалось только четырем североказахстанским школьникам. Всего по результатам первого дня в апелляционную комиссию поступило 31 заявление от абитуриентов, несогласных с результатами тестирования, 26 из которых касаются содержания тест-заданий и пять - технических причин.
Как стало известно, лучший результат показала выпускница Шаховской средней школы Кызылжарского района Асель Суртаева, которая набрала 122 балла. Хорошие результаты и у выпускника Бескольской школы-лицея «Парасат» Бекболата Сералиева, набравшего 116 баллов. Подтвердила свои знания и выпускница средней школы № 1 г. Петропавловска Нургуль Кактаева. Она набрала 115 баллов. Аутсайдерами первого дня сдачи ЕНТ стали 76 выпускников, что составило 16 % от общего количества выпускников, сдавших ЕНТ в первом потоке. К сожалению, им придется забыть на год о поступлении в высшие учебные заведения, так как не удалось преодолеть порогового уровня в 50 баллов.
Средний балл составил 79,52. Таковы итоги первого этапа сдачи ЕНТ. Какими будут результаты второго, который прошел в среду 5 июня, узнаете в следующем номере нашей газеты.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ - В КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Дата публикации
- Категория: Образование
В Послании «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства поставил глобальные задачи перед образованием и наукой. Это переход на новое качество подготовки специалистов, создание эффективной системы обучения, вывод научных исследований на мировой уровень, прямое подключение науки, вузов Казахстана к инновационным процессам.
Инновационный и успешный труд североказахстанских педагогов - достойный отклик на Послание Главы государства. В прошлом году по итогам республиканского конкурса почетного звания «Лучший преподаватель вуза-2012» была удостоена преподаватель кафедры «Информационные системы» СКГУ им. М. Козыбаева Наталья Кольева. Наталья Станиславовна - автор учебников по информатике, монографий, учебных и учебно-методических пособий, изданных в Казахстане, Германии и России, научных статей в отечественных и зарубежных изданиях.
Получить звание «Лучший преподаватель» довольно трудно. С 2005 года его были удостоены всего 5 преподавателей нашего вуза, в том числе двое с кафедры «Информационные системы». Победителям этого конкурсагосударство выделяет гранты на проведение научных исследований в течение года, включая стажировку за рубежом. Недавно Наталья Кольева прошла стажировку в Международной академии КОНКОРД (Париж-Брюссель-Страсбург-Женева).
Международная академия КОНКОРД развивает проекты по математическим, физическим, биологическим и историческим наукам, международным отношениям, туризму, архитектуре и дизайну.
Хотелось бы отметить, что в СКГУ им. М. Козыбаева созданы все условия для развития инновационной деятельности, участия сотрудников и студентов вуза в конкурсах и грантах, проведения педагогических и научных исследований.
Елена ШЕВЧУК,заведующая кафедрой «Информационные системы» СКГУ им. М. Козыбаева
КЛЮЧ К КАЧЕСТВУ - В УСПЕШНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Два года назад Глава государства Н. Назарбаев на совещании с членами Правительства и акимами областей дал поручение - ввести в сфере образования централизованную вертикаль контроля качества образования. Своевременность и архиважность данного поручения была обусловлена существовавшими на тот момент проблемами в сфере образования: отсутствием механизмов системного контроля и обратной связи с регионами, мониторинга и анализа ситуации на местах, действенных рычагов воздействия на качество образования. Вновь созданные территориальные департаменты по контролю в сфере образования реализуют государственные контрольные функции на местах и служат действенным каналом обратной связи с регионами в области образования.
Сегодня главный контур нашей деятельности - взаимодействие с местными исполнительными органами, направленное на решение совместной задачи по повышению качества образования. И основной нашей целью являются не статистические показатели выявленных нарушений и вынесенных административных наказаний, а эффективное воздействие на образовательную среду региона с целью улучшения ее качества. Для ее реализации нами регулярно проводится мониторинг различных аспектов образовательной сферы региона, выявляются системные проблемы, требующие внимания со стороны центральных и местных исполнительных органов. Нами были изучены вопросы состояния дошкольного воспитания, технического и профессионального образования, информатизации и качественного состава директоров общего среднего образования. Информация о результатах таких исследований доводится до сведения администрации региона.
Проведенный на начальном этапе мониторинг системы образования позволил обозначить болевые точки региона в этой сфере, одной из которых явилась деятельность педагогов-неспециалистов, в основном, в сельских школах. Это было одним из препятствий в предоставлении качественных образовательных услуг. Для решения данной проблемы курсы профессиональной переподготовки в 2012 году по различным специальностям с присвоением новой квалификации прошли 490 педагогов.
За этот же период 438 педагогов прошли аналогичные курсы переподготовки в Петропавловском гуманитарном колледже имени Магжана Жумабаева по специальности «Дошкольное воспитание».
Современные подходы к понятию «школа» трактуют ее не как учреждение, в которое дети приходят за знаниями, а как организацию, предоставляющую качественные образовательные услуги. И объективные подходы департамента по контролю к, казалось бы, традиционному мероприятию - аттестации организаций образования позволили на основе достоверных результатов отойти от формализма, выявлять проблемные вопросы и обозначать пути их решения. Для реализации этих задач аттестационные комиссии комплектуются лучшими педагогами и методистами области, сложилась и практика привлечения в качестве экспертов лучших педагогов из других областей: Акмолинской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской.
Такой подход формирует иную концепцию контроля - оказание, прежде всего, методической помощи организациям образования в процессе аттестации, особенно сельским школам, которые испытывают в ней острую потребность. Не только выявить недостатки, но и подсказать, помочь, направить - вот принципы, ставшие главными в нашей работе.
По результатам аттестации нами вырабатываются методические рекомендации по дальнейшему развитию школы, а на итоговый педсовет приглашаются акимы сельских округов и члены родительских комитетов школы. Тем самым мы решаем и другую, не менее важную задачу – «прозрачности» системы образования, информирования широкой общественности о ее состоянии.
Открытость деятельности департамента по контролю в сфере образования реализуется и при лицензировании образовательной деятельности. В состав комиссии по лицензированию, наряду со специалистами департамента, вошли председатель Совета директоров организаций технического и профессионального образования Северо-Казахстанской области, директор Северо-Казахстанского филиала объединения юридических лиц Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен». Это позволяет департаменту при выдаче лицензии на образовательную деятельность учитывать и компетентное мнение работодателей о потребности в кадрах в регионе, на подготовку которых требуется лицензия.
Взаимодействие с местными исполнительными органами свое дальнейшее развитие нашло в ставших традиционными семинарах с руководителями отделов образования городов и районов по различным вопросам развития образования.
Как правило, спектр вопросов таких семинаров довольно широк: от результатов контрольных мероприятий и рекомендаций по устранению выявленных нарушений до юридических консультаций по соблюдению законодательства в сфере образования. Стало традицией участие на таких семинарах и сотрудников прокуратуры Северо-Казахстанской области.
Мы все прекрасно понимаем, что в современном мире поступательное развитие общества невозможно без совершенствования человеческого капитала. И то утверждение, что в структуре человеческого капитала доля образования составляет более 60 процентов, позволяет нам говорить о том, что качество общества определяется качеством образовательной среды. В свете этого деятельность департаментов по контролю в сфере образования можно рассматривать как эффективный механизм движения вперед.
Ерлан АБЕЛЬДИНОВ,
директор департамента по контролю в сфере образования СКО
ЧТО НАМ НЕСЕТ ЭПОХА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН?
- Дата публикации
- Категория: Образование
Завтра для сотен тысяч казахстанских школьников прозвенит последний школьный звонок. Для одних он станет последним и проведет черту между беззаботным школьным детством и первым взрослым испытанием - сдачей ЕНТ, для других он означает лишь наступление очередных летних каникул, предстоящую поездку в оздоровительный лагерь. О том, с какими результатами подошли к своему итоговому испытанию петропавловские выпускники, что планируется для организации их летнего досуга и какие изменения будут в школьной программе, какая ведется работа по повышению квалификации педагогов и обеспечению всех нуждающихся местами в детских дошкольных учреждениях - о планах и перспективах в период реформирования образовательной системы и многом другом в интервью нашей редакции рассказала начальник городского отдела образования Акжунус Мусырман.
- Акжунус Шаяхметовна, будут ли в этом году изменения в порядке проведения ЕНТ? Сколько выпускников примет в нем участие в Петропавловске?
- В текущем году база изменена более чем на 20 тысяч вопросов. Кроме того, как и в ЕНТ прошлого года, в тесты по математике введены задания логического характера, а также включены графики, схемы, рисунки в тестовые вопросы по физике, химии, биологии.
В ЕНТ-2013 намерены участвовать 644 выпускника школ города.
- Сколько петропавловских выпускников претендует на получение знака «Алтын белгі», аттестатов особого образца?
- В этом году 17 претендентов на аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» и 14 выпускников претендуют на получение аттестата с отличием. Ежегодно хорошее качество знаний показывают выпускники Первого лицея, Первой гимназии, городской классической гимназии, средней школы № 1 им. М. Айтхожина, школы-лицея при гуманитарном колледже им. М. Жумабаева, школы-лицея «Дарын», «БЭСТ».
Претенденты на «Алтын белгі»: по 1 выпускнику из СШ № 1, школы-лицея «Дарын», школы - детского сада № 26, по 2 претендента из СШ № 21, школы-лицея им. М. Жумабаева, Первого лицея, по 4 претендента из Первой гимназии, городской классической гимназии. Претенденты на аттестат с отличием: по 2 выпускника в СШ № 1, школе-лицее «аль-Фараби», городской классической гимназии, Первой гимназии, СШ № 20, три претендента - в школе-лицее при ПГК и один - в СШ № 21.
- Какие мероприятия запланированы в этом году для организации летнего досуга детей? Сколько детей из многодетных и малообеспеченных семей получит бесплатные путевки в детские оздоровительные лагеря? Сколько стоит путевка?
- Отделом образования города Петропавловска проводится системная работа по организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в период летних каникул 2013 года. Различными формами отдыха и занятости планируется охватить более 15 тысяч учащихся, что составляет 85% от общего числа детей.
На постоянном контроле организация отдыха и оздоровления детей из социально - уязвимых категорий: малообеспеченных и многодетных семей, семей инвалидов, афганцев, чернобыльцев, детей-сирот и опекаемых. Различными формами отдыха будут охвачены более тысячи детей, что составит 76% от общего количества данных категорий. Стоимость путевок за счет средств Фонда всеобуча и в свободной продаже составляет 17000 тенге.
- Планируются ли с нового учебного года изменения в программе общеобразовательных школ (увеличение или сокращение каких-либо часов, открытие факультативов)?
- Изменения произойдут в программе преподавания английского языка, который планируется вести с 1-го класса, информатики, которую будут преподавать с 5-го класса. Планируется увеличение учебной нагрузки по математике в 5-11 классах. Кроме того, вместо 3-х часов физической культуры планируется 2 часа с включением в курс физической культуры 0,5 часа ОБЖ, сокращение нагрузки по казахскому языку в школах с русским языком обучения.
- Существует ли в настоящее время дефицит педагогических кадров каких-либо специальностей? Какие наиболее востребованы? Как распределяется нагрузка ставок среди педагогов, востребованы ли молодые специалисты? Кто за это отвечает?
- В настоящее время в учреждениях дошкольного воспитания и обучения существует потребность в педагогических кадрах воспитателей и музыкальных руководителей.
Учебная нагрузка среди педагогических работников распределяется исходя из объема учебного времени по учебному плану, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в соответствующей организации образования. Право распределять педагогическую учебную нагрузку предоставлено первому руководителю организации образования, который несет ответственность, согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании», за ее реальность и качественное выполнение установленного объема каждым учителем, воспитателем и другим педагогическим работником. Объем педагогической работы определяется с учетом нормативной нагрузки в неделю и устанавливается с согласия работника коллективными, трудовыми договорами в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
На 2013-2014 учебный год востребованы молодые педагоги по специальностям "воспитатель дошкольного учреждения", "музыкальный руководитель". Молодые специалисты получают распределение в учреждения образования города Петропавловска по согласованию управления образования Северо-Казахстанской области с Северо-Казахстанским государственным университетом им. М. Козыбаева.
- Какая работа по повышению квалификации педагогов осуществляется? Какие преимущества дают новые курсы повышения квалификации, сколько педагогов уже прошло обучение?
- Повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы - насущная задача сегодняшнего дня. Невозможно говорить о перспективах развития, о реализации программы модернизации казахстанского образования, о внедрении в педагогическую практику профильного обучения, новых форм и методов организации учебного процесса без системной работы по обучению кадров, которая должна проводиться на уровне школы, города, области и республики.
Качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионального мастерства педагогов. Сегодня принципиально изменен подход к повышению квалификации учителей. Разработана методология уровневых курсов по 7 модулям. В 2012 году 54 педагога прошли курсы третьего уровня по программе Кембридж университета и сдали квалификационный экзамен в Северо-Казахстанском региональном институте повышения квалификации и Назарбаев Интеллектуальной школе г. Кокшетау, курсы второго уровня в г. Алматы прошли 4 педагога. В 2013 году пройдут курсовую подготовку по третьему уровню 95 педагогов, 2 уровня - 15 учителей и 1 уровня - 18 педагогов школ города. Педагогам, получившим сертификаты, введено повышение заработной платы за 3 уровень - на 30%, 2 уровень - на 70%, 1 уровень - на 100 % .
Ежегодно курсовую подготовку по программе краткосрочных курсов в бюджетных и договорных группах проходят около 800 педагогических работников.
- Существует ли в городских школах проблема малокомплектных классов? Каково минимальное количество детей, при котором класс не подлежит объединению в комплект?
- В городе функционируют объединенные классы-комплекты в начальных школах №№ 19, 22, 25, которые являются малокомплектными, контингент учащихся всей школы в них составляет от 10 до 20 учащихся с первого по четвертый класс. Согласно требованиям норм Санпин, количество учеников в классе составляет 25 детей, комплектование происходит из расчета 2,5 метра квадратных на 1 ребенка.
- Имеют ли право директора школ сдавать в аренду школьные столовые, актовые и спортивные залы для проведения массовых мероприятий (юбилеев, свадеб, поминальных обедов, занятий)? Если да, то какими правилами регулируется данная услуга? Устанавливается ли определенная сумма арендной платы? В какой бюджет должны поступать данные средства?
- В п.1 ст.161 Закона РК «О государственном имуществе» от 01.03.2011 года сказано, что «государственное учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете». Следовательно, сдавать в аренду школьные столовые, актовые и спортивные залы для проведения юбилеев, свадеб, поминальных обедов, безусловно, нельзя. Однако для проведения занятий площадь может использоваться. Если площадь зала превышает 100 кв.м, то составляется договор между ГУ «Отдел финансов г.Петропавловска» и арендатором.
- Какова на сегодняшний день ситуация с очередями в детские дошкольные учреждения? В какие сроки возможно решить проблему очередей? Какие меры предпринимаются по исполнению поручения акима области о возврате 10 детских садов государству? Население хочет знать, о каких объектах идет речь.
- На сегодняшний день по г. Петропавловску функционирует 51 дошкольное учреждение, в числе которых 22 государственных детских сада, 5 частных детских садов, 18 мини-центров при средних общеобразовательных школах города, 5 частных мини-центров и школа-комплекс детский сад № 26.
Всего в отделе образования с учетом направленных детей в ДДО на учете для получения места в дошкольной организации на май 2013 года состоит 8280детей, из них 2460 детей, остро нуждающихся в детских дошкольных организациях.
Для решения проблемы очередности рассмотрены разные варианты:
- открытие государственных детских садов;
- расширение мини-центров при общеобразовательных школах;
- расширение действующих государственных и частных детских садов;
-открытие мини-центров на условиях государственно-частного партнерства.
За 3 года по программе «Балапан» в городе открыто 2163 места.
В апреле 2013 года открыто 100 мест: открылся частный мини-центр «Баларман» по ул.Садовой, 2, размещены государственные заказы в ЧМЦ «Созидание», «Куырмаш» и «Солнечный домик», в ЧУО ясли-сад «Василек».
Во исполнение поручения акима области по возврату детских садов во все инстанции отделом образования города Петропавловска были направлены письма с просьбой обратиться в управление Госсанэпиднадзора по г.Петропавловску для получения заключения о возможности размещения детских дошкольных учреждений в зданиях бывших детских садов, ныне КГП НА ПХВ «Городская детская поликлиника» акимата СКО МЗ РК, школа искусств «Жас дарын», ГУ «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по велосипедному спорту», СКГУ, Наркологический центр, РГКП «Центр по недвижимости по СКО» КРСоппМЮ РК. На сегодняшний день обследованы 4 здания, кроме 3-х зданий СКГУ, но только в одном возможна организация детского дошкольного учреждения на количество детей, в соответствии с имеющимися площадями, с учетом всех требований постановления Правительства РК об утверждении санитарных правил от 30.12.11 года № 1684 «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков». На сегодняшний день еще не получен акт санитарно-эпидемиологического обследования о возможности размещения ДДУ в здании по ул.Исмаилова, 65.
ПОЗДРАВИЛИ ЮНЫХ IT-ШНИКОВ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Вот уже 29 лет ежегодно в рамках дней факультета информационных технологий в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева проводятся Дни открытых дверей для школьников, учащихся колледжей и учителей. В эти дни двери факультета информационных технологий открыты для всех желающих. Для ребят и учителей школ организовываются экскурсии по университету, олимпиады, конкурсы, семинары, круглые столы и другие мероприятия.
Традиционно самыми активными и креативными участниками конкурсов и олимпиад являются ребята из лицея «Дарын», гимназии «БЭСТ», Первого городского общеобразовательного лицея, областного казахско-турецкого специализированного интерната для одаренных детей, городской классической гимназии, областного интерната для детей-сирот, средних школ №№4, 5, 6, 9, 14, 17, 32 и др. Впервые в этом году в конкурсах принимали участие воспитанники школы-детского сада № 26.
В университете было проведено много различных мероприятий, конкурсов и олимпиад для студентов и школьников, которые увлекаются информатикой и информационными технологиями. Приятно отметить, что с каждым годом возраст участников заметно снижается. Если год назад мы были рады участникам среднего звена школы, то в этом году особенно приятно было видеть юных IT-шников даже из нулевого класса!
Особенно приятно отметить креативные работы самых маленьких участников конкурса «Фотомонтаж» из школы - детского сада № 26.
Все призеры были награждены дипломами и памятными подарками, а остальные участники - грамотами.
Особая благодарность была выражена учителям информатики школ города и области за высокое качество подготовки школьников, показавших высокие результаты. Они также были награждены грамотами и дипломами.
В век информатизации специальности, связанные с информационными технологиями, престижны и востребованы. И востребованность IT-специалистов в будущем будет только расти, так как информационные технологии проникают уже практически во все сферы нашей жизни.
Елена ШЕВЧУК,
заведующая кафедрой «Информационные системы» СКГУ им. М. Козыбаева