"МЕРЕЙ" - ШКОЛА ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ
- Дата публикации
- Категория: Образование
В концепции государственной политики в области образования сказано, что «стратегическим ориентиром реформирования этой сферы должна стать идея формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру».
Дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В свете последних реформ в области образования отмечается усиление воспитательного компонента процесса обучения. Значительные возможности для решения задач воспитания в современных условиях представляют организации дополнительного образования, ориентированные на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
Одной из таких организаций является школа искусств «Мерей» Кызылжарского района. Созданная в 2004 году, она успешно осуществляет свою деятельность по таким направлениям, как хореография, изобразительное искусство, вокал, инструментальная музыка. На четырех отделениях школы обучается более двухсот детей.
Основными задачами в области воспитательной системы школы являются:
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе;
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
- эффективная организация свободного времени для совершенствования и обогащения духовного мира ребенка;
- воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются: духовно-нравственное развитие учащихся, воспитание гражданственности и патриотизма. Воспитание этих качеств осуществляется при проведении различных мероприятий: концертов, конкурсов, классных часов. По словам педагогов, в школе доброй традицией стало проведение цикла благотворительных концертов для детей с ограниченными возможностями под названием «Музыкальная терапия». Ежегодно проводится праздник «Посвящение первоклассников в мир искусства».
Качество учебно-воспитательного процесса в школе зависит, в первую очередь, от заинтересованности и компетентности педагогического состава. В школе работает стабильный творческий коллектив. Каждый педагог понимает всю важность системного подхода к воспитанию и обучению учащихся в школе искусств. Ведь творчество педагогов является залогом успешного формирования творчества учащихся. Поэтому педагоги школы искусств «Мерей» успешно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, концертах.
Среди творческих коллективов учебного заведения - ансамбль танца «Кызылжар», получивший звание народного в 2012 году, ансамбли домбристов, гитаристов, баянистов, духовых инструментов.
На международном конкурсе-фестивале «Сибирь зажигает звезды»(г. Омск) домбровый ансамбль «Шашу» стал обладателем Гран-при (руководитель Б. Жанатов, концертмейстер Н. Скорынина). На республиканском конкурсе-фестивале «Рауан» (г. Алматы) Алишер Сабитов занял 2 место (педагог Б. Макимкенова) , 3 место - у Абдужаппара Мухымтаева (педагог Б. Жанатов).
В республиканском конкурсе-фестивале «Сәлем, Астана» первые места завоевали народный ансамбль танца «Кызылжар» (руководитель В. Лифашина), Сания Хамзина (вокальное отделение, педагог Б. Маметова), Молдир Тлейхан (педагог Б. Макимкенова). Вторыми стали Мадина Абильмажинова (класс фортепиано, педагог В. Потякина), Аружан Мукатанова, Аяулым Мухаметжанова (класс домбры, педагог Т. Букирова). На третьем месте разместились Нурсыйла Аскер (класс фортепиано, педагог Л. Агаджанян), Ясмина Боева (класс домбры, педагог Б. Жанатов), Алихан Куандык (вокальное отделение, педагог А. Сенкибаева).
Наставники гордятся своими выпускниками. У. Аскербеков (класс домбры, педагог Т. Букирова) на международном конкурсе «Золотая лира» в г. Москве стал лауреатом 1 степени, С. Кабдуллина (класс домбры, педагог Б. Жанатов) - лауреат 2 степени,
Д. Агатаева (класс фортепиано, педагог В. Потякина) - дипломант 2 степени, Н. Аскер (класс фортепиано, педагог Л. Агаджанян) - дипломант 3 степени. Кроме того, Виктория Малышкина - выпускница класса домбры - получила почетное звание «Патриот года».
Несмотря на такие достижения, это не конечная цель деятельности мерейцев, главное - создать условия, которые помогут стать выпускникам школы самодостаточными личностями.
Немаловажно, что составляющей частью в воспитательной системе школы является создание условий для участия родителей в процессе воспитания своих детей - повышение активности родительского сообщества, привлечение их к участию в жизни школы. Построенное на освоении различных видов деятельности, дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно является вариативной составляющей общего образования, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе.
Татьяна КРАВЧЕНКО
"БРОНЗОВЫЕ" МЕТОДИСТЫ
- Дата публикации
- Категория: Образование
В начале ноября команда североказахстанских педагогов вернулась с республиканского конкурса «Методист года» с тремя дипломами третьей степени и с еще одним дипломом в номинации «Самый креативный».
Отметим, что названный конкурс инициирован Министерством образования и науки Республики Казахстан и проведен в Алматы Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу». Его участниками стали 87 педагогов-методистов.
Безусловно, в современных условиях инновационного развития методист любого образовательного учреждения, районного или городского методического кабинета выполняет самую разнообразную деятельность: помогает педагогам в их профессиональной самореализации, взаимодействует с педагогическим коллективом в продвижении эффективного опыта, осуществляет мониторинг качества образовательных услуг, отвечает за реализацию государственной политики в области образования.
Методист - это ключевая фигура, находящаяся на переднем плане лучших традиций, перемен и инноваций в образовании. В мировой практике существует понятие «коучер-методист»: он непосредственно работает с учителями, помогая им более эффективно выполнять образовательные задачи.
Сотрудник ведущей международной консалтинговой компании McKinsey&Company Майкл Барбер, изучив систему школьного образования 25-ти стран мира, предложил в 2009 году формулу хорошего образования: Этические основания = Знания + Мышление + Лидерство.
Методист-профессионал, таким образом, должен отличаться, наряду с преданностью педагогическому делу, компетентностью, инновационным мышлением, лидерскими навыками и установками относительно себя и других.
Содержание республиканского конкурса «Методист года» предполагало проявление указанных качеств и включало защиту портфолио личных и профессиональных достижений участника конкурса, его презентацию-видеофильм (заочный тур), а также разработку и показ мастер-класса, экспертизу учебно-методических материалов, обоснование образовательной авторской программы, предлагаемых методик и технологий обобщения передового педагогического опыта и других форм взаимодействия с учителями, демонстрацию собственных методических изданий и планов дальнейшего развития (очный тур).
Достойно и убедительно все семь конкурсов заочного и очного туров прошли североказахстанские педагоги-методисты, победители областного этапа (октябрь 2013 года). Наши достижения - это три 3-х места в категориях «Дошкольное образование» (А. Кожракаева, отдел образования г. Петропавловска), «Дополнительное образование» (Д. Кужубаева, методист областного центра творчества детей и юношества), «Методисты институтов повышения квалификации педагогических работников» (Г. Енсегенова, специалист отдела методического обеспечения инновационного развития ИПК ПР по Северо-Казахстанской области). Методист колледжа СКУ Р. Нурканова стала обладателем авторитетной номинации «Самый креативный».
Методист Жамбылского районного отдела образования А. Коробова, выступавшая в категории «Среднее образование», заслужила высокую оценку отдельных членов жюри, в состав которого вошли ученые и профессорско-преподавательский состав Казахского национального педагогического университета им. Абая, НЦПК «Өрлеу», республиканского института повышения квалификации руководящих кадров системы образования.
Важнейшим условием развития педагога в системе современного образования является его включенность в процессы самообразования и самореализации. Наши методисты-призеры это подтвердили.
Алма МУРЗАЛИНОВА, директор института повышения квалификации педагогических работников СКО
ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Несмотря на свой солидный возраст, она, как и прежде, крепка духом и телом. Держится молодцом. Живость и ясность ума просто поразительные! А если учесть, сколько нелегких событий выпало на ее долгую удивительную жизнь, то понимаешь - перед тобой Человек, Педагог и настоящая Женщина. С большой буквы! И не иначе. 28 октября Нине Алексеевне Смагиной исполнилось 90 лет, более 40 из которых она отдала сфере образования. Бывший учитель химии и биологии и сегодня рассказывает так интересно и убедительно, что буквально завораживает собеседника.
В день рождения Нину Алексеевну - ветерана Великой Отечественной войны, ветерана педагогического труда, заслуженного работника КазССР, отличника народного просвещения КазССР - поздравляли не только ее родные и близкие, но и управление образования СКО, Кызылжарский районный совет профсоюза работников образования, отдел образования Кызылжарского района, администрация и педагогический коллектив школы-лицея «Дарын», директор, бывшие ученики, а ныне учителя, работающие в Подгорненской школе, где большую часть своей педагогической деятельности провела наша героиня.
«Сегодня у вас радостное событие, которое вместе с вами разделяют ваши близкие, родные, друзья, коллеги, - сказала руководитель отдела управления персоналом управления образования СКО Сауле Камбарова. - Разрешите в этот знаменательный день выразить слова благодарности и искренней признательности за ваш вклад в развитие системы образования Северо-Казахстанской области. От всей души желаем вам тепла, света, радости, неиссякаемого здоровья и благополучия».
Кроме поздравлений и пожеланий, управление образования СКО и отдел образования Кызылжарского района подарили имениннице ЖК-телевизор, а администрация школы-лицея «Дарын» - теплый плед.
«Большое спасибо всем за поздравления, - сказала со слезами на глазах Нина Алексеевна. - Я не ожидала, что столько человек в мой день рождения придут меня поздравлять. Так приятно и радостно, что меня помнят. Это большое счастье».
А не помнить о Нине Смагиной нельзя, признается бывшая ученица юбиляра Любовь Придаткина. «Нина Алексеевна - образцовый учитель. Ярко-белая кофточка, отглаженные костюмы, накрахмаленный носовой платок… А какие интересные уроки она вела! Она никогда не кричала, но была строгая. Стоило ей только приподнять очки, перестать говорить - и в классе сразу наступала тишина. А еще Нина Алексеевна - настоящая хозяйка. Какой у нее был чудесно ухоженный огород и пришкольный участок! А какие соленья и варенья! Прелесть просто!» - вспоминает Любовь Придаткина.
Со слов бывших учеников и коллег нашей героини, отличительными чертами Нины Алексеевны были требовательность и исполнительность.
«Один раз ко мне на урок приехал молодой специалист и спросил: «Где вы берете материал для такого интересного урока?» Я говорю: «Как где? Я же много читаю, нахожу! Только так, а не иначе!» - рассказывает наша героиня.
Такая искренняя любовь к своему предмету заслуживает огромного уважения. Настоящий пример для подражания. Учитель, о котором помнят спустя десятилетия и к которому приезжают в гости, чтобы просто попить чай, вспомнить веселые школьные будни… С юбилеем вас, Нина Алексеевна!
Татьяна КРАВЧЕНКО
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Сколько школ будет построено в 2014 году? Как обеспечить равный доступ к качественному дошкольному образованию? Об этот и не только говорилось во вторник на селекторном совещании под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова.
Открывая заседание, глава кабинета министров отметил важность обсуждаемой тематики в контексте задач приближения уровня образования и науки к мировым стандартам, определенных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Стратегии «Казахстан - 2050».
О приоритетных направлениях сферы образования на 2014-2016 гг. доложил министр образования и науки Аслан Саринжипов. Он остановился на системных задачах дошкольного и школьного обучения, технического и профессионального образования и проинформировал о мерах по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса в целом.
По словам министра, благодаря программе «Балапан» охват детей 3-6 лет дошкольным образованием увеличился вдвое с 36 до 71,5 %. «Число дошкольных организаций по сравнению с 2010 годом увеличилось в 2 раза до 8,7 тысяч, количество частных детсадов выросло в 1,7 раза, составив 25 % от общего числа», - сказал А. Саринжипов.
В целях обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию планируется внедрить новые развивающие программы, создать ресурсный центр по подготовке кадров, а также разработать в 2014 году Концепцию раннего развития.
Касаясь вопросов развития образовательной инфраструктуры, министр отметил, что в 2014 году запланировано построить за счет республиканского бюджета 50 школ, а за три года будет построено 146 школ.
По вопросам дальнейшей стратегии развития среднего образования доложила председатель правления «Назарбаев Интеллектуальные школы» К. Шамшидинова, глава правления холдинга «Кәсіпқор» Э. Садвакасова, вице-президент Назарбаев Университета К. Даирова.
Резюмируя итоги обсуждения, глава Правительства отметил особую важность вопросов совершенствования и повышения качества внедрения новаций. В этой работе необходимо найти поддержку со стороны педагогов и общественности, взаимопонимание со стороны государственных и местных исполнительных органов, считает Серик Ахметов. «Без их особого внимания не будет модернизации образования. Предлагаемые планы и идеи должны учитывать мнения профессионалов и населения в целом», - добавил Серик Ныгметович.
По словам С. Ахметова, государство уделяет большое внимание развитию педагогических ресурсов: повышению квалификации, совершенствованию системы подготовки педагогических кадров. «Дисбаланс кадров - это, возможно, не просто наличие слабых педагогов в системе, а отток сильных, молодых талантливых педагогов из школ в другие конкурирующие сферы экономики, где создаются условия, есть конкурентная среда. Без решения этого вопроса принимаемые государством меры могут быть малоэффективны, и сложно будет достигнуть поставленных целей», - резюмировал глава Правительства.
С. Ахметов отметил необходимость решения проблемы малокомплектных школ, создания ресурсных центров и указал Министерству регионального развития подключиться к этой работе в рамках разработки нового раздела программы развития регионов по поддержке сельских территорий.
Татьяна КРАВЧЕНКО
УЧИТЕЛЬСТВО - ИХ ПРИЗВАНИЕ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Второй год подряд в республике проводится конкурс «Лучший педагог Казахстана», за звание которого в этом году боролись порядка 5,5 тысяч учителей со всей страны. Только 48 из них удалось стать лучшими и, кроме дипломов и звания, получить главный приз - сертификат на сумму 1 миллион 731 тысяча тенге. Среди победителей есть и североказахстанские педагоги - Бакыт Алдабергенова и Максим Яварович.
«Моя цель - быть всегда востребованной!»
Бакыт Ериковна - учитель химии и биологии первой категории Бескольской школы-лицея «Парасат».
«Я закончила СКГУ им. М. Козыбаева и вот уже восемь лет работаю в школе-лицее. Своей профессией горжусь. Она ко многому обязывает. Сделав свой профессиональный выбор, став учителем, я уяснила раз и навсегда, что эта должность требует высокой самоотдачи, терпения. Учитель должен знать и уметь многое. А для этого нужно искать и находить новые формы, методы, приемы работы. В связи с этим как руководство к действию я приняла внутреннюю установку:хороший учитель всегда должен учиться сам. Мое личное убеждение - только новаторство, творчество в сочетании со знаниями, опытом могут дать ожидаемые результаты. Свою победу, признание на конкурсе такого высокого уровня я по праву делю со своим родным коллективом, который доверил мне защищать честь школы, коллегами других школ района и города, методистами райметодкабинета и областного института повышения квалификации педагогических кадров. Моим тылом, опорой и поддержкой была моя семья», - делится Бакыт Алдабергенова.
А началось все с участия в районном конкурсе: Бакыт Ериковна давала открытый урок, защищала проект по выбранной теме и проводила мастер-класс для педагогов. Победив в первом этапе, демонстрировала свое мастерство уже в Петропавловске - 6 июня прошел второй этап конкурса, где Бакыт Алдабергеновой снова сопутствовала удача. И вот уже в числе победителей областного этапа учитель школы-лицея «Парасат» защищала честь региона и боролась за звание «Лучший педагог Казахстана» уже на республиканском уровне. И в этот раз мечта сбылась - министр образования Аслан Саринжипов вручил Бакыт Алдабергеновой диплом победителя и сертификат на денежную сумму в 1 миллион 731 тысячу тенге!
«Эта победа дала новый импульс - не останавливаться на достигнутом, - признается Б. Алдабергенова. - В арсенале у меня курсы 2011-2012 гг. «Инновационная школа XXIвека», трехмесячные курсы повышения квалификации педагогических работников РК по программе третьего (базового) уровня, три методических пособия по химии. Работы много. Планов еще больше. Хочется в совершенстве изучить английский язык, овладеть новыми технологиями и новыми методиками обучения. Моя цель - быть всегда востребованной».
«Награда стимулирует к действиям»
Максим Яварович - преподаватель специальных дисциплин Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа. Своей работе он посвятил уже 11 лет. За это время показал себя как грамотный и творчески работающий педагог. «На своих уроках Максим Валерьевич активно использует информационно-коммуникационные технологии, элементы проблемного обучения, метод проектов, что позволяет добиваться глубоких и прочных знаний. Лабораторно-практические занятия педагог проводит в учебно-производственных цехах колледжа, на машинном дворе. Основные навыки вождения студенты получают на полигоне», - рассказывают о работе Максима Яваровича его коллеги.
Максим Валерьевич - автор типовых программ, разработчик практических заданий. Учитель ведет курсовую подготовку водителей из числа студентов колледжа, которые ежегодно сдают экзамены со 100 процентным результатом. Под его руководством студенты участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, занимая призовые места.
В 2011 году по итогам рейтинга среди преподавателей колледжей Максим Яварович занял первое место. Этому способствовали его ответственность, порядочность, коммуникабельность, организаторские способности, доброжелательность и оптимизм.
В этом году Максим Валерьевич стал призером областного конкурса «Лучший педагог ТиПО», награжден нагрудным знаком «Ибрай Алтынсарин». И вот на республиканском конкурсе «Лучший педагог Казахстана» наш земляк Максим Яварович был удостоен этого высокого звания и за свой профессионализм в сфере преподавательства получил денежное поощрение - сертификат на 1 миллион 731 тысячу тенге!
«Такая награда стимулирует к дальнейшим действиям, не останавливаться на достигнутом, повышать свой профессионализм, отдавать знания подрастающему поколению и подготавливать конкурентоспособных специалистов», - сказал Максим Яварович на встрече с коллегами в НЦПК «Өрлеу».
Поздравляем педагогов с их поистине ценной победой! Дальнейшего вам профессионального роста, талантливых учеников и студентов и новых, ярких побед!
Татьяна КРАВЧЕНКО