100 ЛЕТ ТРУДА И СВЕРШЕНИЙ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Есть в нашей жизни прекрасная традиция - отмечать круглые даты. Юбилей - это своего рода итог прожитого отрезка жизни. Не так давно свой 100-летний юбилей праздновала Бескольская средняя школа-гимназия Кызылжарского района. Поздравили школу со знаменательной датой депутаты районного маслихата, начальник районного отдела образования Берик Аюпов, руководители районных организаций, ветераны педагогического труда, выпускники разных лет, которых раскидала судьба по разным городам Казахстана и России.
Есть, чем гордиться
В середине XVIII века образовалась казачья станица Бишкуль. После переезда первых крестьян-переселенцев в 1913 году была построена начальная школа - «Бишкульское начальное станичное училище». Позже, в 1935 году, начальная школа была преобразована в 7-летнюю, к старому зданию пристроили еще 2 помещения. А в 1938 году из стен школы вышли первые 12 выпускников. В 1963 г. открылась восьмилетняя школа по ул. Озерной, а четырьмя годами позже было построено типовое здание, в котором школа находится и сегодня. Первый выпуск учащихся уже средней школы состоялся в 1966 году. А статус школы-гимназии учреждение приобрело в 1995 году. За свою вековую историю учебное заведение сменило 13 руководителей. Сейчас гимназию возглавляет Нина Маслова.
У каждой школы есть свои достоинства. Но есть и то, что их роднит и объединяет. Это их выпускники. Бескольская школа-гимназия по праву гордится своими выпускниками. За эти годы из ее стен выпущено 66 медалистов, 24 выпускника школы возвратились в родные пенаты уже в качестве учителей.
Школа всегда шла в ногу со временем, и какие бы задачи перед ней ни ставились, достойно справлялась с ними. Все начинается со школы, а школа - с учителя! Коллектив активно участвует в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Одним из направлений работы педагогов с учащимися является развитие талантливых и одаренных детей. Ученики школы-гимназии - активные участники различных интеллектуальных проектов районного, областного, республиканского и международного уровней.
Так, призерами областного этапа республиканского конкурса исследовательских проектов «Зерде» в 2013-2014 гг. стали Анна Горбунова (2 место) и Алмас Мендыбаев (3 место).
На областном этапе научных соревнований школьников проекты Алуа Ахметовой, Анель Молдагуловой и Дмитрия Черкасова были удостоены дипломов II и III степени.
Значимыми для школы являются победы в предметных олимпиадах. В 2014 году на областном этапе республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам отличные знания показали Гульнара Билялова (2 место по биологии), Тимерлан Жакенов (3 место по биологии) и Никита Горшков (3 место по русскому языку).
Бескольская школа-гимназия преумножает свои традиции. Здесь ведется напряженная работа по подготовке учеников к выпускным экзаменам, развивается школьное самоуправление, уделяется много внимания эстетическому воспитанию учеников. Во главе работы - соединение обучения и воспитания в единый педагогический процесс. И это определено уже с момента открытия школы.
Качественные знания, получаемые детьми, подтверждаются высокими результатами государственной итоговой аттестации и поступлением выпускников в вузы.
Учебное заведение пользуется заслуженным авторитетом в районе и области. Педагогический коллектив отличается творческой активностью по внедрению прогрессивных и результативных инноваций. В школе созданы хорошие условия для учебы, спорта и внеурочной развивающей деятельности и культурного досуга учащихся. Есть библиотека с богатым фондом художественной, учебной и методической литературы. Практически ежегодно на базе школы проходят районные семинары учителей-предметников, областные семинары-практикумы. Только за последние два года было проведено 2 семинара республиканского уровня и 10 - областного.
При работе над совершенствованием учебно-воспитательного процесса и реализацией личностно-ориентированного обучения в школе проводятся педагогические эксперименты. Например, внедрение билингвального компонента в процесс преподавания общеобразовательных предметов. Государственный язык используется на занятиях в классах предшкольной подготовки, уроках русского языка, математики и технологии в начальной школе.
Еще один эксперимент школы-гимназии - изучение психолого-педагогических условий внедрения трехмерной системы обучения. Актуальность данного эксперимента связана со стремлением государства выйти на новый качественный уровень подготовки выпускников общеобразовательных школ через реализацию перехода от знаниевого подхода в образовании к компетентностному.
С 2006 по 2010 гг. на основе данной технологии велось преподавание физики. Учитель Л. Овчинникова отмечает повышение у учащихся мотивации к учению, развитие ключевых компетенций, навыков самостоятельной работы. Выпускники, обучавшиеся с использованием данной методики, показали хорошие результаты на ЕНТ.
В настоящее время на основе этой технологии преподается математика в 6 классе. Педагог Г. Калантыренко также отмечает повышение мотивации к учению, увеличение объема учебных заданий, выполняемых учащимися в течение урока.
Бескольская школа-гимназия является базовой по трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в составе 35-ти учебных заведений РК, в нашей области их всего два.. Учителя принимают участие в практических и дистанционных семинарах, международных конференциях.
В 2013 году учитель английского языка и заместитель директора по научно-методической работе прошли двухнедельную стажировку в Великобритании по управлению учебным процессом, внедрению инноваций, посетили зарубежные школы.
В учебно-воспитательный процесс внедрена кураторская служба. Начат эксперимент по апробации критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе также ведется на должном уровне. Школьники принимают самое активное участие не только в районных, но и в областных, республиканских соревнованиях.
Кызылжарский район славится своими земляками-спортсменами, среди которых олимпийский чемпион по велоспорту Александр Винокуров, чемпион мира по велоспорту среди андеров Алексей Луценко, многократный чемпион мира по гиревому спорту Виталий Диденко. Спортсмены Бескольской школы-гимназии тоже мечтают о больших победах и каждый день преодолевают все новые вершины, следуя к своей мечте.
Ученики школы-гимназии - постоянные победители и призеры районной олимпиады по физической культуре и спорту.
Виват, гимназия!
В свой юбилей Бескольская школа-гимназия принимала поздравления от депутатов районного маслихата, начальника районного отдела образования Берика Аюпова, директора центра методического мастерства О. Тушинской, заместителя директора Северо-Казахстанского филиала НЦПК «Өрлеу» Т. Терековской, руководителей районных организаций, индивидуальных предпринимателей, ветеранов педагогического труда, выпускников. Все внимание в этот день было устремлено в адрес юбиляра. И подарки школа получила достойные. Сертификат на приобретение мебели, плазменный телевизор, жалюзи, ноутбук, оригинал картины известного казахстанского художника и сертификат на 100 тысяч тенге, ковр, мебель - от районного отдела образования бывших выпускников, депутатов, предпринимателей. НЦПК «Өрлеу» предоставил возможность учителям школы бесплатно размещать свои статьи и разработки в информационно-методическом журнале до 1 января 2015 года.
Праздничный день прошел в очень уютной и дружеской атмосфере. Замечательный концерт, подготовленный учащимися гимназии совместно с воспитанниками школы искусств «Мерей» и мини-центра «Мирас», порадовал всех присутствующих и подарил им море тепла, позитива и хорошего настроения.
Главное в школе, как признаются педагоги, - это ее душа. Тот дух, который формируется коллективом учителей, учеников и их родителей. Школьные стены будут неумолимо отсчитывать время: 100, 125, 150 лет… А школа все равно будет оставаться молодой, потому что эти стены наполнятся новыми звонкими голосами. У школьного духа нет возраста. Ему всегда одиннадцать лет - ровно столько, сколько от первого до последнего школьного звонка проходят свой путь ученики.
Что такое 100 лет?
Это годы труда и свершений.
Это радость побед, это горечь потерь и утрат.
Это смена событий, времен, череда поколений,
Это память, история, жизни особый уклад…
Татьяна КРАВЧЕНКО
СОЗВЕЗДИЕ ЛУЧШИХ
- Дата публикации
- Категория: Образование
На прошлой неделе в областном Центре творчества детей и юношества прошло награждение победителей и призеров областного тура предметной олимпиады по общеобразовательным дисциплинам. В этом году в Северо-Казахстанской области в интеллектуальных состязаниях по 15 общеобразовательным предметам приняло участие 504 ученика.
Атмосфера в зале ОЦТДЮ царила особая. Да это и неслучайно, ведь сегодня центр распахнул свои двери для самых умных, красивых, интеллектуально развитых школьников со всей нашей области, занявших призовые места в областном туре олимпиады по предметам, изучению которых они уделяют много времени из своего плотного учебного графика. «Учиться, учиться и еще раз учиться!» Эти слова Ленина порой вызывают усмешку, особенно у сегодняшнего поколения детей, живущих в мире информационных технологий, где на все вопросы отвечают с помощью компьютеров, айпадов, мобильных телефонов, системы Google, ставшей супермозгом современности. И зачем загромождать свой драгоценный мозг ненужной информацией, если на любой вопрос можно найти ответ, правильно задав поиск в умном поисковике?.. Но школьники, собравшиеся сегодня в зале областного Центра творчества детей и юношества, считают иначе. И потому за свои успехи и труд они получают достойные награды.
В этом году 206 учащихся школ города и области были удостоены призовых мест. 40 ребят заняли первые места, 71 - вторые и 95 человек стали бронзовыми призерами областного тура олимпиады.
Среди победителей - учащийся Первого общеобразовательного лицея г. Петропавловска Тимур Хасенов. Он уже второй год подряд побеждает на областной олимпиаде по химии. В прошлом году на республиканском этапе занять призовое место ему не удалось, но уже в этом году школьник приложит максимум знаний и сил, чтобы взобраться на пьедестал почета.
«На республиканской олимпиаде 2013 года задания были достаточно сложными, курса университета. Сейчас я готовлюсь к предмету совместно с преподавателями. Все ошибки, которые были допущены мной в прошлом году, учтены. Постараюсь их больше не допускать», - сказал Тимур.
Отрадно, что в олимпиаде областного тура активное участие принимают и школьники из районов. По информации заместителя руководителя управления образования СКО Кульпаш Калгужиной, 43 призовых места заняли учащиеся из районных школ. По пять призовых мест - у Аккайынского и Жамбылского районов. Эти районы были награждены от редакции газеты «Проспект СК» поощрительными призами - планшетами. Планшетный компьютер получила и учащаяся 9 класса областной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вера Григорьева, занявшая первое место по русскому языку и литературе.
Отметим, что победители областного тура будут защищать честь региона весной 2014 года: с 14 по 19 марта по естественно-математическому направлению в Усть-Каменогорске и с 24 по 29 марта по общественно-гуманитарному направлению в Шымкенте.
К слову, в прошлом году команда СКО на республиканской олимпиаде была удостоена 20 медалей (1 золотая, 10 серебряных, 9 бронзовых).
Татьяна КРАВЧЕНКО
ДУМАЯ О БУДУЩЕМ ДЕТЕЙ
- Дата публикации
- Категория: Образование
20 декабря 2013 года сотрудниками АО «Финансовый центр» от лица Министерства образования и науки РК при поддержке областных управлений образования проведена презентация нового вида депозитов для основной целевой аудитории - родителей детей младшего и среднего возраста.
Презентация проходила в Алматы, Актобе, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Петропавловске. В целях максимального донесения информации до граждан на презентацию были приглашены родительские комитеты общеобразовательных школ, сотрудники организаций образования и представители банков-участников государственной образовательной накопительной системы (ГОНС).
Сотрудники АО «Финансовый центр» и представители банков-участников ответили на все интересующие вопросы граждан.
Отметим, что государственная образовательная накопительная система начала функционировать в июне 2013 года и действует через банки второго уровня.
Новая система депозитов направлена на накопление средств для получения технического и профессионального, высшего и послевузовского образования.
Главное отличие депозитов ГОНС в том, что, помимо банковского вознаграждения, на вклады начисляется государственная премия. Размер премии государства - 5 % годовых, а для определенных приоритетных категорий - 7 % годовых. К таким категориям относятся граждане из социально уязвимых слоев населения, такие как дети-сироты, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды. Размер вознаграждения банка - 7-9 %.
Кстати, депозит открывается на имя ребенка. Первоначальный минимальный взнос - в размере 3 МРП, что составляет 5200 тенге. В 2014 году данная сумма будет составлять 5556 тенге.
К слову, на сегодняшний день в системе ГОНС два банка-участника - АО «Темірбанк» и АО «БТА Банк», которые установили ставку вознаграждения в размере 8 %. До конца года ожидается присоединение АО «Народный банк Казахстана» и АО «Цеснабанк».
По состоянию на 13 декабря в системе ГОНС зарегистрировано 523 вклада.
Татьяна КРАВЧЕНКО
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - НОВЫЙ ИМПУЛЬС В ОБРАЗОВАНИИ
- Дата публикации
- Категория: Образование
На прошлой неделе с рабочим визитом в Петропавловске побывала председатель правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные Школы» Куляш Шамшидинова. Целью ее приезда было не только ознакомление с ходом строительства в областном центре НИШ, но и проведение встречи с педагогами нашего региона, главной темой которой стала необходимость модернизации отечественного образования.
Строительство Назарбаев Интеллектуальной Школы химико-биологического направления в Петропавловске началось еще в 2011 году. По информации главы НИШ, сдача объекта ожидается уже во втором полугодии этого года. «Надеемся на то, что генеральный подрядчик не подведет и объект будет сдан в срок. И на то, что зима будет менее суровой, потому что это тоже влияет на стройку», - отметила Куляш Ногатаевна. Также она сообщила, что педагогический коллектив для новой интеллектуальной школы уже подобран. Конкурсный отбор провели заранее для того, чтобы учителя могли пройти трехмесячные курсы повышения квалификации.
Что же касается конкурсного отбора учащихся, то глава НИШ подчеркнула, что набор в эти школы проводится абсолютно бесплатно. Главное, что требуется семиклассникам, желающим учиться в Назарбаев Интеллектуальной Школе - это доказать свои способности. А сделать это можно, пройдя тест, результат которого и определит, насколько претендент способен изучать такие предметы, как химия, физика и биология. Важно отметить, что при разработке системы конкурсного отбора был учтен международный опыт. Тестовые задания разработаны НИШ совместно со специалистами из Центра талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса (США) и Института педагогических измеренийCITO (Нидерланды). «Тестирование мы проводим вместе с американцами, наши преподаватели никакого участия в нем не принимают. Затем отправляем тесты в Америку и уже оттуда получаем результаты. Вторым проводится тестирование на умение использовать полученные знания по математике, казахскому, русскому и английскому языкам. Эти тесты мы подготовили совместно с Институтом педагогических измерений CITO, поэтому, как и в первом случае, чтобы получить результаты, проверяем их не сами, а отправляем в Нидерланды», - говорит Куляш Шамшидинова.
Так как интеллектуальная школа в Петропавловске только открывается, то в этом году учащихся будут набирать и в восьмые, и в девятые классы. Им предстоит сдать тестирование по математике, казахскому и английскому языкам. Если потенциальными восьмиклассниками и девятиклассниками НИШ будет преодолен пороговый балл, то они будут допущены ко второму этапу - письменному. Здесь им уже предстоит решение усиленной контрольной работы по математике, а так как это химико-биологическая школа, то еще по химии и биологии. Все виды тестов размещены на сайте НИШ. Кроме того, работают виртуальная и каникулярная школы, записаться в которые может любой желающий.
По информации К. Шамшидиновой, за время существования Назарбаев Интеллектуальных Школ, их закончили более тысячи детей. Все они поступили в высшие учебные заведения по государственным образовательным грантам. А около 130 выпускников в этом году стали студентами Назарбаев Университета, избрав для себя профессии технического характера.
Так как основная задача, которая стоит перед НИШ, - это изучение лучшего мирового и казахстанского опыта с целью его дальнейшего внедрения в общеобразовательные школы страны, то на встрече с североказахстанскими педагогами Куляш Ногатаевна говорила об интегрированной образовательной программе, которая реализуется в Назарбаев Интеллектуальных Школах, и необходимости модернизации отечественного образования.
«Почему сегодня мы говорим о переходе на 12-летнее образование, о том, что по-другому нужно смотреть на укомплектование педагогических коллективов? О том, что сегодня мало комплектовать коллектив по полученному диплому, а нужно создавать педагогические сообщества, которые несли бы коллективную ответственность за ту работу, которую им доверили общество, школа, родители. Почему трансляцию опыта Назарбаев Интеллектуальных Школ мы начали именно с повышения квалификации учителей общеобразовательных школ, а уже через год приступили к повышению квалификации директоров? Потому что мир сегодня изменился, изменились дети, а вместе с ними и мы с вами. Поэтому задача, которая стоит перед школой, становится более сложной и в то же время более конкретной, более глобальной. Именно с этой позиции я хотела бы начать наш разговор», - обращаясь к учителям, сказала председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» Куляш Шамшидинова. Подробно рассказывая о каждом направлении интегрированной программы образования, разработанной в НИШ, она отметила, что основана она на том, чтобы воспитать лидера - школьника, способного разносторонне мыслить и умеющего ориентироваться в современном мире.
- Если раньше все время задавали вопрос: «Чему, как и кто будет учить?», то сегодня он должен звучать так: «Для чего учить?» …Мы должны стать мобильнее, должен быть налажен переход к доступной и многообразной информации. Сегодня школа не является единственным источником знаний, информация настолько доступна, что ее может получить любой, в любое время и в любом месте. И самое главное - растет влияние средств массовой информации. Прежде чем принять какое-либо решение, каждый директор школы думает о том, как это будет отражаться в СМИ. Идет инновация в образовании, изменения, которые от нас не зависят, уже происходят в обществе. В позапрошлом году глава государства говорил о 10 глобальных вызовах XXI века. Разве в этих условиях школа может оставаться такой же, какой она была? Конечно же, нет. Она должна меняться, нужно думать об обновлении содержания образования, должны быть новые методы и подходы в обучении, объективная система оценивания. Последняя и есть один из серьезных рычагов, который влияет на становление характера ребенка. Необъективная оценка всегда раздражает каждого из нас, а тем более маленького человека. Мы не можем обучать детей только ручкой и карандашом, когда появились айпады, айподы, айфоны и всевозможные гаджеты. Идут очень серьезные изменения в информационных технологиях, значит, все это должно прийти и в школу. Если мир так стремительно меняется, почему содержание образования должно оставаться прежним? По мнению многих экспертов, образование должно меняться по двум главным причинам: экономической и культурной. Дети, которые сегодня учатся в школе, должны влиться в экономику 21 века, ведь мы с вами конкурентные люди и должны понимать, что сегодняшний ребенок - это завтрашний взрослый гражданин страны, который должен быть готов жить и работать в условиях экономики 21 века. Что касается второй причины, то мы живем в глобальном мире и каждый народ, каждую нацию, каждую страну сегодня волнует вопрос: как сохранить язык, культуру, самобытность народа, как передать все это народное наследие следующему поколению.
Исходя из этого, сегодня нам не нужен человек, «вооруженный» системой знаний, умений и навыков, нам нужен человек деятельный, активный, умеющий решать возникающие перед ним проблемы. Это и есть изменение парадигмы.
Одним словом, по словам К. Шамшидиновой, инновационность новой школы должна заключаться не в запоминании определенных фактов из учебника, пассивном или активном обучении и следованию принципу - учитель всегда прав, а в том, чтобы научить ребенка учиться. Дети не должны попусту тратить свое время. Каждый час, каждая минута, проведенная в школе, должны работать на развитие ребенка. А так как рынок труда очень чувствителен, то и постулат - одна профессия на всю жизнь уже не работает. Дети уже в школе должны понимать: чтобы добиться успеха в жизни, учиться нужно не только в школе и в университете, но и всю жизнь.
В завершение встречи педагоги смогли задать главе НИШ интересующие их вопросы.
Сагынгуль САКЕНОВА
ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА РЕГИОНА
- Дата публикации
- Категория: Образование
13 декабря в преддверии празднования Дня Независимости РК прошла торжественная встреча, посвященная отличному выступлению североказахстанских школьников на Президентской олимпиаде по предметам естественно-математического направления. Золотую, серебряную и две бронзовые медали привезли с собой петропавловцы. Чествование победителя и призеров республиканской олимпиады прошло в областной специализированной казахско-турецкой школе-лицее для одаренных детей.
«Очень символично, что наша встреча с талантливыми и одаренными учащимися, которые успешно защищают честь Казахстана и нашей области на республиканских и международных состязаниях, проводится в канун Дня Независимости РК, - открывая мероприятие, отметила руководитель управления образования СКО Шолпан Каринова. - Хочется еще раз поздравить вас и ваших учителей с победой. Управление образования на своем сайте открывает новую рубрику «Книга золотых имен», в нее будут занесены имена учащихся области, которые своими знаниями и победами приносят славу и признание Северо-Казахстанской области. И мне приятно отметить, что на первых страницах нашей виртуальной книги будут вписаны ваши имена».
Отметим, что Президентская олимпиада проводилась по четырем предметам естественно-математического направления: математика, физика, химия и биология. Наш регион представляли 10 учащихся из Первого городского общеобразовательного лицея, областной специализированной казахско-турецкой школы-лицея, школы-лицея «ЛОРД», школы-гимназии им. Е. Букетова района Шал акына и СШ № 32.
По итогам олимпиады первое место по химии занял учащийся Первого лицея Тимур Хасенов. Второе и третье место по физике заняли Дмитрий Аристов (Первый лицей) и Алимжан Маркен (КТЛ) соответственно. Третье место по биологии - у Адилета Мырзатая (КТЛ).
Все призеры, участники и их наставники были награждены памятными призами.
Татьяна КРАВЧЕНКО