КАФЕДРА ДРУЖБЫ И СОГЛАСИЯ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Как известно, не так давно в Казахстане были открыты кафедры Ассамблеи народа Казахстана (АНК). В настоящий момент их - 8, одна из них работает и у нас в Северо-Казахстанском государственном университете им. М. Козыбаева. О спектре деятельности кафедры АНК нам рассказала ее заведующая Людмила Гривенная.
Одной из основных целей кафедры, по информации ее руководителя, является научно-методическое сопровождение учебного и воспитательного процессов университета и осуществление консультативной деятельности для государственных и общественных организаций Северо-Казахстанской области по вопросам этноконфессиональных отношений.
Работа осуществляется согласно плану по трем основным направлениям: учебному, воспитательному и научному. К слову, с 1 сентября 2014 года началась апробация спецкурса «Казахстанская модель этноконфессионального согласия» (его автор - Людмила Гривенная). Курс интересен тем, что он - межпредметный и представляет собой синтез таких дисциплин, как география, лингвистика, история, психология и др. К тому же сам процесс обучения по курсу проходит с использованием современных методов и требует творческого подхода как от самого преподавателя, так и студентов.
Кроме этого, на кафедре АНК создано научно-методическое объединение из числа профессорско-преподавательского состава университета и представителей общественных организаций. Примечательно, что на кафедре есть и студенческое научное общество «Единство», которое занимается научно-исследовательской работой, публикацией статей и пр.
Отдельно отметим, что сотрудники кафедры АНК и студенты совместно с акиматом Северо-Казахстанской области осуществляют реализацию второго этапа мега-проекта «Дорожная карта мира и согласия». Выезжая в районы области, преподаватели и студенты знакомятся с работой этнокультурных объединений, оказывают им методическую помощь, проводят исследовательскую работу.
Помимо этого, на кафедре формируется банк данных из имеющейся литературы, кино- и фотодокументов по вопросам этноконфессионального согласия, этнодемографического развития и пр. Проводятся и разнообразные научные конференции, семинары, «круглые столы». Также активно проходит взаимодействие с областной Ассамблеей народа Казахстана, школой-комплексом национального возрождения № 17 и другими учреждениями.
Словом, уже сейчас работа на новой кафедре идет полным ходом, а в планах у Людмилы Гривенной и ее сотрудников есть много самых разнообразных и интересных идей.
Павел РОЩУПКИН
РОЗА САРКЕН: "ЖИВИ, КАК ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, А УЧИСЬ, БУДТО БУДЕШЬ ЖИТЬ ВЕЧНО!"
- Дата публикации
- Категория: Образование
Средняя школа № 43 им. Г. Мусрепова хорошо известна не только в Северо-Казахстанской области, но и за ее пределами. Из года в год воспитанники школы завоевывают звание лучших в спорте, принимают участие и одерживают победы в различных конкурсах и фестивалях. А возглавляет это учебное заведение талантливый руководитель, педагог с 32-летним стажем, Почетный работник образования, которая знает подход к каждому педагогу, ребенку и родителю, - Роза Сакеновна Саркен. В преддверии профессионального праздника Дня учителя Роза Сакеновна поделилась секретами успеха, а также рассказала, в чем же заключается для нее истинное счастье.
Кабинет директора показался мне очень уютным: деревянный стол, книги и награды на полках - всех их не перечесть. Ведь каждый день директор школы работает на результат, а значит, качественно, с самоотдачей, с любовью к своему делу. А иначе и быть не может. Профессия обязывает. Как говорится, назвался груздем - полезай в кузов. А если выбрал своей дорогой очень непростой, но яркий путь учительства, то и соответствуй ему каждую минуту. Ведь ежедневно, открывая дверь родного класса, ребенок приходит к своему учителю, чтобы получить от него знания, которые, несомненно, пригодятся в жизни, уверена наша героиня.
Замечательный тандем
Родилась Роза Сакеновна в марте 1965 года в Омской области. Школьные годы прошли в г. Исилькуле. Сдав выпускные экзамены, решила поступать на факультет русского языка и литературы в Омский педагогический институт. Спустя время вышла замуж и переехала в Петропавловск, где продолжила обучение в педагогическом институте им. К. Ушинского. Трудовой путь начался с должности старшей пионервожатой в СШ № 35. Чуть позже родились дети, и Роза вместе с мужем, как переселенцы, переехали в Булаевский район, в село Успенку. Молодая, энергичная, амбициозная - все ей было по плечу: и в работе была лучшей, и в конкурсах участвовала, и параллельно с преподаванием русского языка обучала детей хореографии. «Танцы - моя страсть. С детства увлекалась народными танцами, поэтому решила создать свой небольшой хореографический коллектив, который стал настоящим украшением села. Помню, как в то время аким области вручил нам магнитофон за участие в разных концертах и фестивалях», - вспоминает Роза Сакеновна.
Очень стремительно продвигалась наша героиня по карьерной лестнице: директор Октябрьской средней школы, начальник отдела образования Булаевского района, директор института повышения квалификации, а с 2008 года - возглавила СШ № 43. С приходом нового директора и жизнь в школе кардинально изменилась.
«Роза Сакеновна обладает широкой общей культурой и развитыми навыками организации управления коллективом. Это позволяет ей реализовывать педагогическую деятельность на высоком уровне профессионального мастерства. Легко может поднять коллектив на выполнение поставленных задач, при этом правильно использовать его кадровый потенциал. Директор умело формирует мотивацию педагогов к обучающей деятельности. Воспринимает взаимодействие с учителями как лично значимую деятельность и «зажигает» педагогов своей глубокой заинтересованностью в вопросах повышения качества обучения, воспитания и связи с родительской общественностью», - отмечают педагоги.
Наша героиня постоянно находится в поиске совершенствования управления школой. Повышает свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, участвует в работе международных конференций, республиканских и областных семинарах по организации управления современной школой. Окончила школу женского политического лидерства г. Петропавловска. Имеет печатные работы в научно-методических, информационно-методических журналах. Совсем недавно окончила лидерские курсы, прошедшие в Астане. Теперь своим опытом директор будет делиться с педколлективом.
«Я люблю свой коллектив. Педагоги творчески подходят к организации своей работы. Большая заслуга в успехе школы - работа методического объединения учителей физической культуры. Педагоги работают на результат: на протяжении 7 лет у нас первое место в спартакиаде школьников города. Очень хорошо налажена воспитательная работа. Ребята с удовольствием принимают участие в различных конкурсах, проектах, соревнованиях. Отрадно, что и родительская общественность не остается в стороне. Во всем помогает нам и откликается на все наши предложения, - отмечает Роза Сакеновна. - Отдельно хотелось бы отметить талантливого учителя Сабиру Сагандыковну Байбусинову, которая уже 14 лет работает в нашей школе, зарекомендовала себя высококвалифицированным педагогом, умеющим совмещать современные технологии с элементами народной педагогики. Творческий подход, ум, богатый внутренний мир, стремление помочь каждому ученику выстроить свой взгляд на мир - вот чем интересен этот учитель. Сабира Сагандыковна с удовольствием делится опытом работы с коллегами: дает открытые уроки для учителей школ города, печатается в республиканских журналах. Немаловажно, что в прошлом году ее ученик Владислав Вьюхов занял 3 место в республиканском конкурсе «Фабрика отличников» и 1 место - в областной олимпиаде «Жаркың болашақ».
О заслугах своих учителей директор Роза Саркен готова говорить часами. Ведь со стороны может казаться, что так просто принять участие в каком-либо конкурсе и занять место, но в действительности это не так. За любым успехом стоят годы тренировок и плодотворной работы в замечательном тандеме - ученик-учитель-родитель.
Счастье есть!
За плечами Розы Саркен уже более 30 лет работы в сфере образования. Пожалуй, жизнь Розы Сакеновны - это удивительный пример того, как может осуществиться мечта, живущая в сердце деятельного человека. Ведь ничто не дается нам даром - за каждым большим и малым успехом лежит кропотливый, каждодневный труд, ценить который учат ребят в школе № 43. Через преодоление препятствий, которые готовит нам судьба, лежит путь к претворению в жизнь мечты, а от осуществления ее зависит и человеческое счастье.
«Я счастливый человек, потому что всю жизнь посвятила любимому делу, - признается Роза Сакеновна. - В моей жизни совпали любимая работа и увлечение. Я счастливая бабушка - мои любимые дети подарили мне внуков. Это ли не счастье?!»
Беседовала Татьяна КРАВЧЕНКО
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ - ПУТЬ К РАЗВИТИЮ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Начало учебного года - это новый этап в жизни каждого педагогического коллектива. Традиционное августовское совещание учителей, прошедшее в Петропавловске 26 августа в стенах областного Центра творчества детей и юношества, является главным и ожидаемым событием, ставшим важной конструктивной площадкой для диалога и определения конкретных задач на предстоящий период. В работе педсовета приняли участие аким региона Ерик Султанов, руководитель управления образования СКО Шолпан Каринова, управляющий директор АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Айгуль Казжанова, директор Центра образовательной статистики и оценки качества Министерства образования и науки Республики Казахстан Алмагуль Култуманова, руководители областных управлений, учреждений образования, ветераны педагогического труда, учителя области и др.
На площади перед зданием областного Центра творчества для участников совещания организовали выставку учебно-методической литературы, а в фойе на первом этаже прошла презентация научных проектов победителей республиканского конкурса. Приятным обрамлением мероприятия было звучание симфонического ансамбля. На втором этаже педагоги могли ознакомиться с достижениями победителя конкурса «Лучшая организация среднего образования 2014 года» - Первого общеобразовательного лицея г. Петропавловска.
Продолжился августовский педсовет уже в зале. Учителей области приветствовали жасулановцы.
Открывая совещание, руководитель управления образования СКО Шолпан Каринова отметила, что вэти дни во всех регионах республики на августовских совещаниях педагогических работников идет обстоятельный и заинтересованный разговор о позитивных изменениях и условиях осуществления государственной политики в сфере образования, определяются конкретные и кратчайшие пути решения задач на предстоящий учебный год.
«Мощный старт активизации общественно-политической и экономической жизни дан Посланием Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев связывает благополучие Казахстанас модернизацией образования, с развитием человеческого капитала. Тема педагогического совещания «Инновационная стратегия образования как фактор устойчивого развития государства, общества и личности»подтверждает ту основополагающую роль, которая отводится образованию в республике на данном этапе», - пояснила Ш. Каринова.
В рамках данной темы и определена стратегия формирования национальной модели образования. В настоящее время происходит замена потребности человека в образовании от «человека знающего», т.е. вооруженного системой знаний, умений и навыков, к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности», способному активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться.
Школа XXI века - инновационная площадка, миссия которой - научить школьника учиться. А целью является воспитание, обучение и развитие высоконравственной, творческой, критически мыслящей личности, способной непрерывно повышать собственный уровень образования и культуры, привносить пользу себе и обществу, быть успешным в постоянно меняющемся мире. И в этой связи инновационная стратегия образования страны предполагает только активную роль учителя.
Повышая качество знаний
По информации Ш. Кариновой, за годы реализации проекта по повышению квалификации учителей по уровневым программам, который рассчитан на 5 лет,в нашей области получили сертификаты 1177 учителей. Основной целью 3-месячных курсов является создание «критической массы» учителей, способных изменить свое традиционное педагогическое мышление, преподавание своих предметов и пропагандировать новый подход к преподаванию учебных дисциплин среди своих коллег. И, конечно же, достижениеокончательного результата - соответствующая успеваемость и качество знаний учащихся.
По итогам 2013-2014 учебного года эксперты отмечают повышение качества знаний учащихся этих педагогов на 8-9 %.
«Считаю, что с нового учебного года необходимо разработать критерии оценки качества знаний учащихся педагогов, прошедших уровневые курсы, и проводить сравнительный анализ, - добавила Шолпан Танатовна. - Сегодня тренерами и учителями, прошедшими эти курсы, изданы более 100методических пособий и публикаций, что является большим подспорьем для накопления методической копилки учителей области в вопросах повышения качества знаний учащихся.
В предстоящем учебном году вобластибудут работать55 опорныхлидерских школ, т.е. на каждые 10 школ - по одной школе-лидеру. Они и станут центрами по сосредоточению передовых педагогических идей и новых подходов в обучении и воспитании школьников».
Учитель был и останется ключевой фигурой в предоставлении качественных образовательных услуг. Увлечь своим предметом, повести за собой группу воодушевленных идеей учащихся сможет только тот педагог, кто постоянно совершенствует себя и неустанно внедряет самый передовой опыт среди учащихся, коллег, являясь примером для окружающих, уверены участники конференции.
Внимание дошколятам
Как отметила руководитель управления образования Ш. Каринова, с момента реализации программы «Балапан» в г. Петропавловске возвращены 6 зданий бывших детских садов на 984 места.
«В рамках программы «Балапан» стоит задача обеспечения равного доступа детей к дошкольному образованию. Процент охвата в возрасте от 3 до 6 лет составляет 91,1 % (в республике - 72,5 %). В Тайыншинском, Тимирязевском, Мамлютском районах дети 3-6 лет на 100 % охвачены данным уровнем образования. Во всех районах есть реальная возможность достичь данного показателя», - заметила глава образовательного ведомства.
Также в системе образования за ближайшие три года планируется реализовать 11 проектов в рамках государственно-частного партнерства. Будут открыты порядка 3000 новых дошкольных мест.
На сегодняшний день в области работают 579 детских дошкольных учреждений.В них воспитывается более 22 тыс. детей, или 62,8 % от общего количества.
Отрадно, что в дошкольных организациях области при реализации государственного стандарта используют элементы международной программы «Step by step» («Шаг за шагом»), построенной на активном участии родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также методики саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде Марии Монтессори.
На пороге перехода к 12-летнему образованию
Как отметила в своем докладе Шолпан Каринова, в предстоящем учебном году общеобразовательные учебные заведения области продолжат работу по действующему Государственному общеобязательному стандарту начального, основного среднего и общего среднего образования.
Система общего среднего образования стоит на пороге перехода на 12-летнюю модель образования.
С февраля текущего года идет изучение и обсуждение проекта стандарта начального образования. В области определены две школы: средняя школа № 16 г. Петропавловска и Сартомарская СШ района М. Жумабаева, которые в этом учебном году будут работать в режиме эксперимента по апробации проекта.
«В течение двух лет работают по применению методики обучения Назарбаев Интеллектуальных школ Казахская школа-гимназия г. Петропавловска и Бескольская школа-гимназия Кызылжарского района. В течение учебного года руководством и педагогами данных школ проведены ряд мероприятий для педагогов области», - сказала Ш. Каринова.
Подготовка школ к внедрению нового стандарта образования в области будет продолжена. В этой связи отделам образования, руководителям школ необходимо предусмотреть выполнение всех требований подготовительного, переходного периода на новый стандарт, резюмировала глава управления образования СКО.
В приоритете - воспитание
Говоря о достижениях, проблемах и перспективах образования, нельзя оставить без внимания важнейший его аспект - воспитание.
«В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Лидер нации отметил: «Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование». Одной из задач, стоящих перед казахстанцами, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел». Фундамент ее должен быть заложен в школе. В рамках реализации данной идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную работу в школе, кроме того, усилить воспитательный контент всех учебных предметов», - подчеркнула Ш. Каринова.
По словам главы управления образования, изучение предметов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, казахстанского патриотизма и гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма,умение общаться в условиях межэтнического Казахстана.
Награды за заслуги
С приветственным словом к педагогической общественности обратился глава региона Ерик Султанов, обозначивший перед учителями ряд задач, над которыми предстоит работать в перспективе.
«Ежегодно перед отраслью ставятся важные и ответственные задачи, решение которых обеспечивает ее дальнейшее эффективное функционирование. Северо-Казахстанская область активно участвует в реализации этих масштабных задач. С каждым годом увеличивается финансирование отрасли, укрепляется материально-техническая база, внедряются современные технологии обучения. В этом году мы планируем сдать в эксплуатацию интеллектуальную школу Первого Президента, которая, несомненно, станет прорывным локомотивом модернизации школьной системы образования», - подчеркнул Ерик Султанов.
К 2020 году планируется обеспечить стопроцентный охват детей дошкольным образованием. По поручению акима области, для решения этого вопроса в рамках концессионных проектов в ближайшее время будет построено 11 детских садов в микрорайонах областного центра и районе Магжана Жумабаева.
Ерик Хамзинович акцентировал внимание навопросах аварийности и малокомлектности школ, технического и профессионального образования.
«Сегодня главные задачи остаются для нас неизменными - это создание условий для получения качественного и доступного образования, стимулирование профессионального роста педагогов, приоритет здорового образа жизни и комфортных условий обучения», - резюмировал руководитель области.
Здесь же состоялась церемония награждения лучших педагогов региона. За вклад в развитие сферы образования СКО Ерик Султанов наградил Почетными грамотами Благодарственными письмами и премиями акима области учителей, подготовивших призеров и победителей республиканских олимпиад и соревнований, а также лучших педагогов-предметников. Два работника сферы образования были награждены нагрудными знаками «Почетный работник образования РК», еще два - знаком «Ы.Алтынсарин».
Стоит отметить, что в этом году звание «Лучшая организация среднего образования» завоевал Первый общеобразовательный лицей города Петропавловска, получивший грант на сумму 16 млн тенге. Кстати, лучшим директором учебных заведений была признана Елена Коноплева, руководитель Первого лицея.
Татьяна КРАВЧЕНКО
НРАВСТВЕННОСТЬ - ЭТО РАЗУМ СЕРДЦА
- Дата публикации
- Категория: Образование
В нашем современном мире общество нуждается в нравственных качествах. Поиск истины, стремление делать добро, уважение к старшим, забота о своих близких, гражданская ответственность за основные события своей жизни, забота о своем здоровье - составляющие нашей жизни.
Как эти проблемы решаются в нашей школе? Наиболее ярким событием стало выполнение проекта «Мое поколение выбирает…» в 10 «Б» классе. В качестве результата работы ребята оформили коллаж, где они определили свое будущее, указывая на те нравственные качества, которые им помогут добиться поставленной цели.
Незабываемые впечатления остались от родительского собрания в 10 «Б» классе. Родители и дети, взаимодействуя при выполнении задания, демонстрировали единство цели, взаимопонимание, взаимовыручку, характер отношений. Свеча, как символ семейного тепла, переходя из рук в руки, духовно соединяла родителей и детей.
Неожиданным и позитивным было задание на собрании в 9 «В» классе. Надо было создать «семью» из пуговиц. Через призму игры удалось разглядеть проблемы, которые возникают в семье между родителями и детьми. Был проведен тренинг «Зеркало для родителей и выпускников», посвященный подготовке к ЕНТ.
Через психологические игры была предпринята попытка выявить страхи, сомнения, стрессы при подготовке к экзамену.
Работа, которая проводится в Первой гимназии, направлена прежде всего на воспитание нравственной личности, способной в современном мире адаптироваться, состояться, добиться успешности.
Процесс нравственного воспитания, который начался в стенах гимназии, будет продолжаться и далее, ибо, как сказал В. А. Сухомлинский, учиться на Человека надо всю жизнь.
Б. АБДУЛЬМАНОВА,
социальный педагог Первой гимназии
УЧИТЕЛЬ - ДРУГ, КОТОРОМУ ДЕТИ МОГУТ ДОВЕРЯТЬ
- Дата публикации
- Категория: Образование
Учитель в XXI веке должен быть не только профессионалом своего дела, но и творческой, разносторонней личностью. Темп современной школьной жизни стал настолько динамичным, что учителю нужно постоянно быть в тонусе: работать над собой, знать на «отлично» не только свой предмет, но и другие стороны жизни. Реалии таковы, что педагог сегодня - это исследователь, консультант, общественный деятель, эксперт…
Дети на уроках таких учителей всецело поглощены творчеством. А самих учителей-энтузиастов не нужно подгонять - они сами подводят итоги своего труда и стремятся достигнуть выдающихся результатов. Их работа - это исследовательская лаборатория, аналитический центр. Их душа всегда нараспашку: для учеников, коллег, родителей, всего мира!
В гостях у нашей редакции побывала одна из таких творческих современных педагогов - Айымхан Ташетова - заместитель директора по учебной части средней школы № 6 имени Кожабергена жырау, учитель казахского языка и литературы.
К педагогическим принципам нашей собеседницы прекрасно подходят слова Константина Ушинского: ««Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни…». Впрочем, обо всем по порядку…
Дружба, чтение и баскетбол!
- Айымхан Салемовна, расскажите о родных местах, об отчем доме.
- Родилась я в Есильском районе, селе Актас, в многодетной семье. У меня четыре сестры и три брата. К слову сказать, в нашей семье не только я выбрала путь учителя. В сфере образования работают две мои сестры и брат.
- Когда учились в школе, что вам было больше по душе?
- Мне всегда нравилось заниматься общественной работой. Когда нужно было что-то организовать, я помогала нашим учителям. А еще - общественная работа : это увлекательное общение с новыми людьми, возможность узнать что-то полезное. Но особый интерес у меня вызывал спорт: я и в шахматы играла, и легкой атлетикой занималась, лыжным спортом, баскетболом. Доводилось мне брать и призовые места. А баскетбол и волейбол до сих пор остаются моими любимыми видами спорта.
- Почему вы решили связать свою жизнь с педагогикой?
- В селе я училась до 9 класса, а 10 и 11 класс заканчивала уже в Петропавловске, в казахской школе-интернате № 2 (сейчас это школа-лицей «Дарын»), где преподавала Алия Молдыбаева, которая стала для меня примером настоящего педагога, мастером своего дела. Ее уроки были очень интересными, пробуждали тягу к учительскому труду. К тому же с самого детства я много читала, что тоже оказало влияние на выбор моей будущей профессии - учителя казахского языка и литературы.
- Чем запомнилась студенческая жизнь?
- Наша группа была очень дружной, мы постоянно что-то придумывали, занимались организацией праздников. Хорошо помню, как здорово мы выступали на мероприятиях, посвященных Дню студента, Наурызу... В то время тотального дефицита больших трудов стоила подготовка к праздникам, но мы всегда справлялись с этим. Особенно нам удавалось празднование Наурыза, на котором мы инсценировали традиции и обычаи казахского народа. Все это, конечно, оставило свой след в душе каждого из нас, помогало в дальнейшей работе.
Здравствуй, школа!
- Как вы стали учителем в школе № 6?
- Здесь я оказалась сразу после окончания вуза. Наша школа только открылась, проходил набор кадров, и меня, молодого специалиста, с радостью приняли на работу.
- Трудно ли вам давались первые шаги на учительской стезе?
- Начинать всегда нелегко. Но, когда тебе помогает весь коллектив, когда ты учишься у старших коллег, трудности исчезают. До сих пор я благодарна моей коллеге Айсулу Баймуратовне Касеиновой за ее помощь в моем профессиональном становлении. Она научила меня не только заполнению журнала, общению с учениками, родителями, но и преподала ценнейший опыт педагогического мастерства, показала многие тонкости нашего нелегкого труда. Для меня Айсулу Баймуратовна стала второй мамой.
- Есть ли любимый раздел казахского языка?
- Пожалуй, больше всего мне нравится синтаксис. Он привлекает меня своей сложностью. На уроках мы проводим разбор различных предложений, и мне всегда приятно видеть, когда ученик доходит до самой сути задания. Синтаксис хорошо развивает аналитические способности школьников.
- Какой из литературных периодов вам ближе всего?
- Это конец XIX - начало XX века. Как раз на этот период пришелся процесс формирования национальной казахской интеллигенции, который придал новый импульс развитию литературы. Много разных талантливых романов, рассказов, драм, критических статей, сатиры появилось на этом этапе. Все это, несомненно, обогащало культуру казахского народа. Если говорить о моих любимых авторах, то это творчество классиков казахской литературы: Абая Кунанбаева, Сакена Сейфуллина и нашего земляка - Магжана Жумабаева.
- В чем специфика работы завуча?
- Заместителем директора по учебной части я работаю уже порядка восьми лет, но каждый день учит тебя чему-нибудь новому. А не так давно я проходила уровневые курсы, на которых открыла для себя много нового и интересного. Сейчас этот полезный опыт я использую в своей работе. Если возникает какая-то интересная идея, то я стараюсь сразу ее реализовать. К примеру, во время проведения Зимней Олимпиады в Сочи, я предложила ребятам ежедневно приносить видео с результатами игр и демонстрировать его по школьному телевизору. Дети охотно откликнулись на предложение, и мы были в курсе всех событий, происходивших на Олимпийских играх. Нужно постоянно находиться в творческом поиске.
- Ваша должность предполагает тесное сотрудничество не только с педагогическим коллективом, учениками, но еще и с директором школы. Есть ли взаимопонимание?
- Директор нашей школы Сайран Бикеновна Мустафина всегда поддерживает начинания завучей, особенно, если от нас исходят креативные идеи. Между руководителем и нами царят прекрасные отношения. Педагогический коллектив у нас сплоченный, каждый учитель вносит свою лепту в воспитание достойных казахстанцев.
- Предположу, что у школы с годами появился свой собственный стиль, а ваших выпускников, наверное, узнают в городе?
- Не хочется особо хвалиться, но это действительно так. Наших учеников ценят в университете за их знания, воспитание, культуру. К нам охотно идут студенты на педагогическую практику, заряжаются, кстати, позитивными эмоциями. Да и родители будущих первоклассников стремятся отдать ребенка именно в нашу школу. Это, конечно, говорит о том, что люди доверяют нам и нашему труду.
- На ваших уроках ребята познают этот мир через родной язык и литературу. А чему вы учитесь у них?
- Это интересный вопрос. В современных детях мне нравится их кругозор, они смотрят на мир шире, чем мы, взрослые. Привлекает в учениках и их способность отстаивать свою точку зрения по каким-либо спорным вопросам. Но это вовсе не значит, что они не ценят другого мнения, наоборот, каждый прислушивается и к другому. Только в сотрудничестве ребята раскрываются в полной мере.
- У вас за плечами уже большой педагогический стаж и множество проведенных уроков. Но все же, какой из них самый яркий, прошедший недавно, запомнился вам и вашим ученикам?
- В этом году большое впечатление на всех произвел урок, посвященный маме. На нем я показывала ученикам видеосюжет о матери, которую собственные дети сдали в Дом престарелых. В ходе просмотра ребята не скрывали своих эмоций, в глазах у них стояли слезы. Да и у меня тоже. Потом мы долго обсуждали эту проблемную тему, говорили о человеческих взаимоотношениях, об уважении к родителям. Урок имел огромное воспитательное и обучающее значение.
- Какого стиля преподавания вы придерживаетесь?
- Я сторонник демократического стиля, для меня неприемлемы авторитарные методы. Иногда ученику достаточно показать направление без какого-либо давления, и он все сделает правильно. В своей работе я использую современные способы и средства обучения, которые как раз и призваны развивать ученика как гармоничную, творческую личность.
- Вам помогает чувство юмора?
- Через юмор, через иронию от учеников можно добиться понимания гораздо быстрее, чем при помощи нотаций. Юмор разряжает напряженную обстановку и располагает к доверию.
Погода в доме
- Айымхан Салемовна, расскажите о своей семье.
- У нас с мужем трое детей: две дочери и сынок - он самый младший. Старшая дочь учится в СКГУ по специальности «Приборостроение», а младшая - в нашей школе.
- Кто-то из ваших детей планирует пойти по учительской стезе?
- Может быть, мой путь повторит младшая дочь, она похожа на меня по характеру, и учиться ей нравится: узнавать что-нибудь новое, исследовать. Она постоянно участвует в разнообразных научных конкурсах.
- Ваше любимое семейное место отдыха?
- Вся наша семья любит отдыхать в городе Астане. Ежегодно мы стараемся побывать в столице, чтобы посмотреть достопримечательности, познакомиться с новыми людьми.
- Для вас счастье - это…
- Моя семья: дети, муж, когда они находятся рядом со мной, когда они здоровы и все у них благополучно.
Свободная фантазия
- В какой исторической эпохе вы бы хотели оказаться?
- У любого времени - свои плюсы и минусы. Но, несмотря на это, я хотела бы остаться в нашей эпохе с ее быстрым ритмом жизни, который не дает тебе стоять на месте, а требует кропотливого, ежедневного развития.
- Если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы изменили?
- В первую очередь я бы установила на нашей планете мир и спокойствие и оградила бы людей от страшных глобальных и локальных войн, которые разрушают не только все вокруг, но и человеческие судьбы, души.
- Ваша мечта?
- Я бы хотела, чтобы наш Петропавловск развивался такими же темпами, как и столица Казахстана - Астана. Чтобы строились большие и красивые здания, культурные объекты, возрастали производство и уровень жизни.
- Если бы время можно было повернуть вспять, кем бы вы стали?
- Еще в детстве я хотела быть юристом. Мне нравилось разбираться в мотивах поведения людей. Узнавать, почему человек поступил именно так, а не иначе. А еще у меня развито чувство справедливости, которое, на мой взгляд, необходимо юристу. Так что им бы и стала.
Напоследок…
- Для вас учитель - это…
- Друг, которому дети могут полностью доверять. Он дарит детям надежду и уверенность в собственных силах.
- Педагогическое кредо…
- Постоянный творческий поиск и саморазвитие.
- Ваши пожелания ко Дню знаний.
- Желаю коллегам крепкого здоровья, успехов, достатка и семейного благополучия! Не зря говорят, если в семье порядок, то он будет и на работе.
Беседовал Павел РОЩУПКИН