ЕСЛИ ДОМА ПЕРВОКЛАССНИК

Для многих взрослых людей сентябрь означает лишь смену сезона и гардероба, но есть среди нас и особая категория - родители учеников, которые вместе с детьми каждый год переходят на новую ступеньку знаний. С особым трепетом ожидают осени мамы и папы первоклассников. После волнительного периода похода по магазинам, выбора школьной формы и красивого портфеля, а также торжественно прозвучавшего первого звонка начинаются школьные будни: уроки, домашние задания, ранние подъемы… У ребенка - новый, такой неизведанный и захватывающий жизненный этап. Как вчерашнему малышу адаптироваться в среде детского коллектива, требований и обязанностей? Огромную роль в этом непростом процессе играют, конечно же, родители. Полезными советами и рекомендациями для пап и мам поделилась психолог Центра психического здоровья Ирина ЯКИМОВА. Кроме того, для составления целостной картины наш корреспондент провел небольшой опрос родителей первоклассников, а также пообщался с учителем начальных классов средней школы № 10 Татьяной ЧАЙКА.

Сначала успокойтесь сами!

Родители часто думают, что единственная новая задача, которая встает перед первоклассником, - это учеба. На самом деле, новых задач гораздо больше и справиться со всеми одновременно ребенку порой бывает очень нелегко. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы к 1 сентября будущий первоклассник был не только обеспечен всем необходимым для школы, но и представлял, что ему там надо будет делать. Естественно, у малыша могут возникнуть вопросы, на которые важно честно и доступно ответить.

«Личный пример и рассказы о своих школьных успехах, первой учительнице и одноклассниках очень поможет и подскажет нашим детям, что нового и интересного ожидает их в школе. Много и подробно рассказывайте первокласснику о школьной жизни, - советует психолог Ирина Якимова. - Ребенка может волновать, как долго он будет находиться в школе; может ли случиться такое, что папа или мама его не заберут; что делать, если он захочет в туалет или пить; будут ли у него в школе друзья; что делать, если он потеряется в школе… И чем эмоциональней ребенок, тем больше страхов может у него возникнуть. Для ребенка поход в школу - это новое событие, он не знает, как к нему относиться, но все время проясняет для себя этот вопрос. А проясняет он, глядя на нас, родителей. Если мама, разговаривая по телефону с подружкой и бабушками, многократно повторяет фразу: «Я так волнуюсь! Как там мой сыночек будет в школе!», этого может быть достаточно для появления у школьника страхов и сомнений. Очень важно в этот период сохранять позитивный настрой».

Такого же мнения придерживается и учитель начальных классов средней школы № 10 Татьяна Чайка: «Огромные трудности с поступлением в первый класс испытывают не только дети, но и их родители. Когда мы проводим разбивку и первое классное собрание, мы в первую очередь советуем мамам: «Ус-покойтесь сами!».

Режим дня первоклашки

Не стоит ждать, что малыш, словно по мановению волшебной палочки, немедленно превратится из робкого дошколенка в сознательного школьника, который серьезно относится к учебе, прилежно выполняет задания, да еще и по дому помогает. На привыкание к новому статусу требуется время, что-то у ребенка поначалу может не получаться. Часто дети в это время могут забыть даже то, что умели, - так много жизненных ресурсов у них уходит на приспособление к новым обстоятельствам. Ведь им предстоит не только незнакомая прежде роль ученика, ребятам придется также налаживать отношения с новыми людьми - одноклассниками и учителями, осваивать новое пространство, усваивать школьные правила. Все эти задачи наваливаются на первоклашку сразу и отнимают у него огромное количество сил. Бывает, что к моменту возвращения домой он так устает, что начинает вести себя, как маленький. Родителям не стоит забывать, что первоклассники очень эмоциональны, обладают повышенной возбудимостью и неустойчивым вниманием, быстро утомляются. К примеру, мама ученицы Первой гимназии Ирина заметила, что ее дочка Вероника стала склонна к излишней плаксивости, что тоже является нормальным проявлением в период адаптации. Особенно трудно тому, кто не ходил до школы в детский сад и не получил опыта так называемой «жизни в системе». Поэтому нужно быть снисходительным и позволить ребенку расслабиться дома и позаниматься тем, чем он хочет, даже если это занятие, по мнению родителей, недостойно его «солидного» возраста.

«Даша адаптировалась сразу, у нее не было каких-либо проблем. Конечно, жизнь школы очень отличается от привычного детского сада - здесь все новое, поэтому возникает много вопросов, мы каждый день разговариваем, объясняем», - замечает мама Дарьи, ученицы школы-лицея «Дарын».

Как отмечает Ирина Якимова, важную часть адаптации составляет режим дня: первоклассник должен рано ложиться и спать не менее 10 часов, в идеале приветствуется дневной сон. Выспавшийся ребенок лучше запоминает материал, меньше устает и лучше себя контролирует, что напрямую отражается и на его школьных успехах, и на его общении со сверстниками. Невыспавшийся первоклашка, в свою очередь, становится несобранным и невнимательным и не способен слушать и выполнять задания учителя в полной мере.

«Чтобы получить прилежного школьника, нужно начать с дисциплины его родителей. Мамам бывает очень сложно приучить себя к раннему подъему и проведению всех утренних ритуалов. Постарайтесь ввести полезную привычку совместной подготовки портфеля, формы и обуви с вечера, так будет гораздо легче, - советует учитель Татьяна Чайка. - Помимо этого, выполняйте все требования учителя, внимательно проверяйте, все ли учебные принадлежности сложили в ранец, ведь если у ребенка нет пластилина или красок, то первые минуты урока уходят на решение этой проблемы, а не на учебный процесс, и виной тому служит несобранность родителей».

«Иван пошел в первый класс после нулевого, адаптационный период прошел легко, сын стал более серьезным. Но режим дня всё же изменился, мне, как маме, очень трудно вставать на час раньше, - подтверждает мама Ивана, ученика средней школы № 27. - Помогает поддерживать учебную мотивацию разговор о необходимости учебы, а также творческая составляющая: сын получил посылку от Деда Мороза с напутствиями и книгой о Карлсоне, чему был очень рад и ждет новых подарков в случае хорошей учебы».

Привыкнуть быть учеником

Какова же школьная нагрузка в период адаптации к обучению? Чаще всего, в первые две недели снижено количество уроков и домашних заданий. Все опрошенные родители согласились с тем, что домашние задания необходимы для закрепления материала, пройденного в классе, каждый из них уделяет достаточно времени для помощи своему ребенку. В среднем, в первые две недели обучения на домашнюю работу первоклассников уходило около часа, хотя в гимназиях и лицеях программа более насыщенна и учебная нагрузка зависит от методики конкретного учителя. Что касается обновленной программы, то мамы первоклашек только начинают погружаться в нововведения, поэтому еще не успели сформировать определенную точку зрения. Но большинство из них хотели бы, чтобы детей продолжили оценивать по привычной пятибалльной системе: «Есть какой-то страх, переживания, наше поколение все же привыкло к оценкам, урокам по книжкам, а не через Интернет, но время покажет. Новые учебники мне лично понравились: всё доступно и интересно, оформлены не как учебное пособие, а как яркий детский журнал!», - считает мама Дарьи.

Есть у мам и опасение, что, согласно обновленной программе, слишком многое ложится на плечи родителей, которые, в то же время, должны продолжать работать, что-бы обеспечивать семью.

«Образовательные программы составлены таким образом, что первые два месяца первоклашки действительно не столько учатся, сколько привыкают быть учениками. Нам нужно дать им такую возможность, снизив количество кружков и дополнительных занятий, чтобы у ребенка было время на отдых, - считает психолог Ирина Якимова. - Забрав школьника после уроков, не торопитесь идти домой: можно погулять на детской площадке, чтобы ребенок мог побегать, попрыгать и снять стресс через тело. По пути домой расспросите о впечатлениях от школы или просто помолчите. Для родителей - это возможность держать руку на пульсе и при необходимости корректировать процесс адаптации к школе».

Мнения опрошенных родителей первоклашек о необходимости дополнительных кружков в начале учебы разделились: Полина, мама Ивана, учащегося средней школы № 27, считает, что у ребенка обязательно должно быть увлечение, поэтому Ваня посещает художественную школу. Ее мнение разделяет Анжелика, мама Алины, обучающейся в средней школе № 1, которая начала ходить на занятия в музыкальную школу. Впрочем, каждый решает вопрос учебы и отдыха для своего ребенка самостоятельно, опираясь на его желания, и если рисование или пение помогают расслабиться и переключиться от учебных задач, то почему бы и не сделать жизнь первоклашки более разнообразной? Учитель начальных классов Татьяна Чайка рекомендует в этом вопросе сделать выбор в пользу секций физического развития, позволяющих выплеснуть энергию, а также обращает внимание на то, что посещение кружков стоит начать либо заблаговременно до 1 сентября, либо уже по прошествии первого месяца обучения. Кстати, период адаптации может быть различным и зависит от особенностей нервной системы ребенка.

«Минимальный срок - 2 месяца, максимальный - до полугода. И то, и другое - норма! После нового года у нас дома должен «появиться» школьник. Если ребенок не адаптировался к этому времени, однозначно требуется помощь специалиста», - комментирует психолог Ирина Якимова.

В тандеме с первым учителем

Еще один немаловажный вопрос - нахождение контакта с первым учителем, который часто является примером для подражания в поведении и манере общения.

«Каждый родитель, конечно же, считает своего ребенка самым лучшим, заслуживающим особого внимания со стороны учителя. Поэтому нам приходится объяснять каждой маме, что в классе из 25-30 человек это сложно осуществить. Если вы отдали своего ребенка конкретному учителю, то с первых дней постарайтесь доверять и помогать ему, сотрудничайте с ним, а не вставляйте палки в колеса при первом же недовольстве», - подчеркивает учитель Татьяна Чайка.

К сожалению, в современных семьях зачастую формируется неуважительное отношение к учителю, которое передается от мамы к ребенку. Какие же ошибки чаще всего совершают родители в этом вопросе?

«Не нужно оценивать учителя в первые два месяца работы и, тем более, обсуждать методы обучения в присутствии детей! Даже если вы правы, а учитель - нет, ваши соображения не должен слышать ребенок, - уверена Ирина Якимова. - После уроков кратко расспросите учи-тельницу о поведении и успехах ребенка.

Не стоит делать это в первые дни учебы, дайте ей тоже прийти в себя и адаптироваться. Многие учителя, независимо от стажа работы, испытывают с первоклашками не меньший стресс, чем сами ученики. Учитель-профессионал будет очень любить детей, вкладываясь в них без остатка. Не забывайте, что все  4 года этот человек обучал и воспитывал других детей, которые сейчас ему роднее и ближе. Дайте педагогу время полюбить и ваших».

Меняем негативные установки на позитивные

По прошествии первой недели нового учебного года во всех школах Казахстана была проведена республиканская родительская конференция «Стань примером своему ребенку», одним из разделов которой стала эффективная помощь в адаптации к обучению в школе. Специалисты Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК советуют убедиться в отсутствии у родителей негативных установок, которые могут выражаться с помощью следующих выражений: «Мне не нужен такой плохой мальчик!», «Что ты ведешь себя как маленький?», «Как тебе не стыдно бояться собак!», «Подумаешь, ка-кой-то синяк!», «У тебя все равно ничего не получится!». Негативные установки способны программировать поведение ребенка на годы вперед, а слова, сказанные родителями впопыхах, превращаются в директивы и определяют дальнейшее развитие. Следует способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, обращая внимание не только на ошибки и оплошности, но и на то, что сегодня получилось лучше, чем вчера, не сравнивая его с другими детьми. Есть множество способов похвалить первоклассника, проявите терпение и изобретательность.

«Больше разговаривайте с ребенком, дайте ему возможность делиться с вами своими впечатлениями, страхами, эмоциями и просто находитесь рядом! Пусть его школьные будни будут наполнены радостными эмоциями, и после очередных летних каникул он с удовольствием пойдет в следующий класс!», - заключает Ирина Якимова.

Татьяна ДЕЛЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.