Каждый ребёнок - уникален!
- Подробности
- Дата публикации 18.07.2018 11:02
- Категория: Дети
В наши дни родители очень тщательно подходят к выбору дошкольного учреждения для своего ребенка, учитывая все плюсы и минусы детского сада. В особенности, если малышу уже исполнилось три года, но он по каким-то причинам еще не заговорил. Профессиональный педагогический состав, богатая развивающая среда, наличие индивидуального подхода к каждому воспитаннику - вот неполный список пожеланий родителей маленьких «молчунов». Всеми этими характеристиками обладает ясли-сад «Болашақ», который на протяжении всей своей деятельности работает над развитием речи детишек с особыми образовательными потребностями. 20 июля дружный коллектив детского сада отмечает свой первый серьезный юбилей - исполняется десять лет со дня открытия уютного дома для дошколят.
Приоритетные направления работы
К слову, этот детский сад недаром носит такое название, ведь та работа, которая проводится в нем совместными усилиями всех сотрудников действительно открывает перед детьми дорогу в будущее. По статистике, 89 % выпускников сада идут в первый класс в общеобразовательные школы, гимназии и лицеи. А это можно считать большим достижением для ребятишек, которые приходят сюда в три года и совсем не умеют говорить. Детей с особыми образовательными потребностями принимают в детский сад со дня основания (13 июля 2008 года), в специальные группы детишек направляет областная психолого-медико-педагогическая комиссия. В детском саду функционирует две группы общеразвивающего типа наполняемостью 25 человек и три специальные группы для детей с ОНР по 12 человек. Большинство детей, посещающих эти группы, имеют общее недоразвитие речи, осложненное моторной и сенсорной алалией, некоторые - задержку эмоционально-коммуникативного развития. Кстати, до недавнего времени набор в специальные группы производился лишь с 4 лет, а сейчас появилась возможность проводить направленную коррекционную работу с детьми на год раньше. На утренниках дети из специальных групп с удовольствием выступают перед родителями и детьми, а это еще один шаг к инклюзивному обществу и воспитанию толерантности.
За 10 лет сменилось три руководителя детского сада, каждый из которых, несомненно, внес свою лепту в организацию деятельности воспитательного процесса. Это Гульнар Какимовна Сатина, Марьяш Эрнестовна Кусаинова, а с июня 2017 года по настоящее время «Болашақ» возглавляет Вера Владимировна Панцырева. На протяжении семи лет методистом работала Людмила Ивановна Тында, которая внесла большой вклад в становление коррекционного процесса в детском саду.
Коллектив детского сада - это 20 педагогов, которые активно участвуют в городских, областных, республиканских и международных мероприятиях, обобщают опыт работы и повышают уровень педагогического мастерства, проходя курсы различного уровня.
Приоритетные направления работы детского сада - здоровьесберегающее и коррекционно-развивающее. Весь педагогический состав осуществляет комплексный подход в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Для результативности педагогического процесса опытные сотрудники широко используют в своей работе современные педагогические методики: здоровьесберегающие технологии, сказкотерапия, дыхательная гимнастика, хождение по корригирующим дорожкам, развивающие игры В. Воскобовича, направленные на развитие логики и математических способностей, элементы ТРИЗа, арт-терапию, биоэнергопластику, кинезиологию, дермолексию, элементы стретчинга, суджок терапию.
Как научить детей говорить?
Особенно важной для детей с общим недоразвитием речи является комплексная целенаправленная работа учителя-логопеда, которая проводится в первую половину дня и включает в себя фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Этот специалист присутствует и на режимных моментах: завтраке, обеде, прогулке, где также закрепляет речевые навыки и расширяет лексический запас детей.
«Когда я пришла работать в логопедическую группу, то прониклась сочувствием к детям и их родителям, им бывает очень трудно. Но при малейшей положительной динамике радуешься вместе с ребенком. Хочется работать на достижение результата, - отметила учитель-логопед Оксана Шумахер. - Когда понимаешь, что помогаешь ребенку, и видишь, что он в тебе нуждается, испытываешь огромное удовлетворение от работы».
Главное в работе логопеда - заинтересовать ребенка, чтобы он раскрыл свои способности, а педагог через его положительную направленность смог бы обучить основному материалу и достичь своих целей. Кроме того, конечно, надо иметь большое терпение и любовь к детям. Работа в логопедической группе позволяет уделить гораздо больше внимания каждому ребенку, хотя результатов порой приходится ждать намного дольше, нежели в массовой группе. С детьми, имеющими общее недоразвитие речи, нельзя заниматься только постановкой и автоматизацией звуков, нужно всеми известными способами активизировать речь и пополнять словарный запас воспитанников. Логопеды обращают внимание на ошибочное желание многих родителей облегчить жизнь своему ребенку и предугадать его потребности буквально с полуслова или даже указательного жеста. В детском саду дети учатся выражать словами свои желания. В целом, положительный результат достигается только при слаженном взаимодействии команды единомышленников: логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей.
Родители - главные партнёры
Обучение и воспитание детей осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей. Все специалисты детского сада на постоянной основе взаимодействуют с родителями, видя в них своих самых главных партнеров, от которых зависит, пожалуй, половина успеха. Если в домашних условиях не прорабатывается пройденный материал, то усилия педагогов могут не привести к должному результату. Родителям рекомендуют закреплять пройденное на фронтальных занятиях по специально разработанным домашним заданиям, которые помещаются в индивидуальные папки ребят. На сегодняшний день введена еще одна форма - онлайн-общение родителей со специалистами: мамы могут отправить по Интернету видео домашних занятий по артикуляционной гимнастике и получить рекомендации или одобрение со стороны педагогов. Кроме того, учителя-логопеды контактируют с психологом и воспитателями, которые ежедневно закрепляют изученное на коррекционном часе.
«Если родители активны и заинтересованы, то у ребенка наблюдается положительная динамика», - заметила заведующая детским садом Вера Панцырева.
Родители также с радостью принимают участие в различных мероприятиях, проводимых в ясли-саду. К примеру, в прошлом году впервые был проведен конкурс «Минута славы», на котором каждый воспитанник выступал вместе со своими мамами и папами. Ведь главным девизом «Болашақ» является выражение - «Каждый ребенок - талантлив».Дети танцевали, пели, читали стихи, удивляли зрителей своими успехами в прикладном творчестве. Каждый из участников был награжден и, конечно же, получил положительные эмоции. Кроме того, в детском саду часто проводятся спортивные соревнования и конкурсы-выставки совместного творчества, в которых участвуют воспитанники и их родители. Также два раза в год организуются недели открытых дверей, благодаря чему родители могут посетить любой режимный момент в саду. В 2018 году воспитанники детского сада успешно выступили на конкурсе для детей с особыми образовательными потребностями «Звезды Демеу», получив дипломы первой степени за представленный хореографический номер и прикладное творчество.
Яркая развивающая среда
Работа ведется по интегрированному коррекционно-развивающему тематическому плану, построенному на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Специалисты постоянно находятся в поиске методик, не ограничиваясь только шаблонной программой.
Сам детский сад отличается богатым наполнением речевых уголков, в которых представлены многочисленные пособия, направленные на развитие мелкой моторики, дыхания, сенсорного восприятия, памяти, логического мышления, фонематического слуха, изучения цветов, форм, времен года и частей тела. Многие пособия педагоги делают для детей своими руками, черпая идеи в Интернете и используя собственную фантазию, существенную помощь оказывает и отзывчивый родительский комитет. Дети имеют возможность собирать конструкторы, пазлы и мозаики, расстегивать молнии и кнопки, зашнуровывать веревочки, играть с крупами, камешками, катать по ладошкам массажные мячики, работать с природным материалом - листьями, шишками и грецкими орехами. Идя в ногу со временем, специалисты используют в работе и новые разработки - интерактивную дыхательную и артикуляционную гимнастику при помощи микрофона, специальных слайдов и видеоуроков.
Помимо учителей-логопедов, немаловажна работа педагога-психолога, который проводит занятия по формированию высших психических функций, развитию коммуникативных способностей, адаптации для привыкания к детскому саду, релаксации и стимулированию развития речи. Для этого используется работа в сенсорной комнате, песочная терапия. Также психолог консультирует и дает рекомендации родителям по интересующим их вопросам.
«В нашем детском саду есть сотрудники, которые работают в течение 10 лет со дня его основания: Людмила Еремина, Зура Каженова, Евгения Мержоева, Ирина Чайкова, Татьяна Липустина, Айша Валеева - отметила заведующая. Пользуясь случаем, поздравляем всех, кто работал и продолжает трудиться сейчас в нашем детском саду, всех, кто вложил в воспитание детей частичку своей души. Хочется пожелать всем сотрудникам здоровья, удачи и творческих успехов. В нашем деле нет случайных людей, остаются надолго лишь те, кто сердцем болеет за свою работу».
Татьяна ДЕЛЛЬ