ЕДИНЫЙ - НЕ ЗНАЧИТ СОВЕРШЕННЫЙ
- Подробности
- Дата публикации 18.07.2013 04:24
- Категория: Разное
Создание единого органа по организации государственных закупок ничего, кроме минусов, не даст. Так считает аналитик Института политических решений (ИПР) Сергей Смирнов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Напомним, Министерство финансов Казахстана предложило создать единый орган по организации государственных закупок. "В настоящее время разработан и внесен законопроект об изменениях в Закон "О государственных закупках", где мы предлагаем создать единого организатора госзакупок, который будет находиться в Министерстве финансов", - сказал глава Минфина Болат Жамишев. Он отметил, что этот институт обеспечит определенный разрыв между участниками конкурса госзакупок и теми, кто готовит конкурсную документацию. Как подчеркнул министр, документация проектов по вопросам строительства и информатизации будет отправляться в Комитет по строительству и Минтранском на экспертизу, чтобы исключить коррупционную составляющую в тендерах.
"В наших реалиях он станет лишь очередным стригущим маржу посредником. Ярким примером этого является "эффективная" деятельность единого поставщика медицинских препаратов и аппаратов ТОО "СК Фармация" - дочерней структуры ФНБ "Самрук-Казына". В начале года больницы и поликлиники страны буквально стонут от нехватки лекарств. При этом стоимость многих закупаемых ими лекарств и оборудования заметно выросла", - заявил С. Смирнов.
Директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов уверен, что единый орган увеличит разрыв между сторонами, но не избавит от коррупции. "Более того, единый орган по госзакупкам станет очередным звеном в этой коррупционной схеме, из-за чего коррупционная нагрузка лишь вырастет", - сказал экономист.
Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Адиль Каукенов считает, что необходимость реформирования и увеличения эффективности процедуры закупок назрела уже давно. "Помимо коррупционной составляющей, есть и другие проблемы, например, тенденция, когда во главу угла ставится дешевизна продукции, разрозненность информации, что отсекает определенное количество потенциальных участников, сложность в поиске информации для предпринимателей. Правда, не факт, что существующие проблемы таким же образом с периферии не перекочуют в создаваемый орган", - сказал он.
По словам Каукенова, непонятно, как единый орган поможет справиться с проблемой излишней централизации госзакупа. "Есть проблема, когда регионам сложно контролировать сроки и качество выполнения работ, так как тендеры формируются и проходят в центре, в профильных министерствах. Причем это не решает вопросы по достижению прозрачности, но увеличивает ступени в координации. Поэтому очень важно рассматривать вопрос о реформах в данном секторе с точки зрения эффективности, но ни в коем случае не из принципа увлечения модным трендом "единости", - отметил аналитик АИРИ.
Как заявил спикер, в любом случае система государственных закупок Казахстана нуждается в дальнейшем усовершенствовании, где одной из важнейших задач стоит достижение максимальной прозрачности процедуры для осуществления общественного контроля.