ВРЕМЯ НОВЫХ ЗАДАЧ
- Подробности
- Дата публикации 16.08.2018 07:13
- Категория: Разное
Завершаются летние каникулы. Для учащихся наступает пора не просто получения знаний, а приобретения умений и навыков, необходимых для непростой жизни в условиях глобальных и стремительных перемен. Ответственные задачи стоят и перед педагогами. Накануне учебного года руководитель управления образования Северо-Казахстанской области Гульмира КАРИМОВА рассказала, что делается в системе образования нашего региона, чтобы подрастающее поколение не растерялось и нашло свое место в век IТ-технологий и глобальных вызовов современности. Поэтому и педагоги на большом августовском педсовете рассматривают тему: «Человеческий капитал в условиях Четвёртой промышленной революции».
Справочно. В области:
- 513 дошкольных организаций, которые посещают 22180 детей, в том числе 19 частных дошкольных организаций, в них детей - 2740;
- 486 школ с общим контингентом 70,9 тыс. учащихся;
- 25 колледжей, в них 12 тыс. студентов;
- 77 организаций дополнительного образования, в которых занимаются 40,4 тыс. детей;
- работает 17035 педагогов.
Сегодня стало очевидным, что динамику развития образования существенно определяет развитие государства в целом. Образовательный уровень, знания становятся главными аспектами конкурентоспособности и статуса государства в мировом сообществе, сохранении культурного своеобразия страны.
Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев не раз подчеркивал, что наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни, и мы должны для этого создать все возможности, обеспечить самые благоприятные условия. Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является развитие человеческого капитала через успешность обновления национальной системы образования. Это вопрос номер один будущего страны.
Для этого процесса характерны цифровизация, появление облачных технологий, развитие способов сбора и анализа BigData, биотехнологии, беспилотные автомобили и медицина, основанная на 3D-печати, появление новых профессий, связанных с глобализацией и развитием индустриального общества.
Развитие человеческого капитала в образовательной сфере реализуется через такие ключевые направления, как поиск новой парадигмы образования, создание современной системы оценки его качества, совершенствование стандартов образования, требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений, появление различных типов учебных заведений разных форм собственности, информатизация и цифровизация образования, внедрение новых технологий обучения, активное привлечение негосударственных источников финансирования образования. Поэтому главным становится развитие у детей способности к постоянной адаптации.
Развитие и совершенствование дошкольного воспитания и обучения является одним из основных направлений государственной политики нашей страны, так как оно является первой ступенью всей системы непрерывного образования.
В 2017 году в области открыто 614 новых мест, из них 299 - в частных дошкольных организациях. В преддверии Дня Конституции Республики Казахстан и накануне Дня Независимости распахнули двери для ребятишек два детских сада на 230 мест, построенные в рамках Закона РК «О Концессиях». Всё это позволило достичь 100-процентного охвата детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением. Успешность ребенка к школе закладывается еще в детском саду. В детских садах «Болашақ» Тайыншинского района, «Балдаурен» города Петропавловска и классе предшкольной подготовки Сартомарской средней школы района им. М. Жумабаева дети 5-6 лет участвовали в пилотном проекте по апробации программы «Әліппе-Букварь».
Всё начинается с учителя
Одним из стратегически важных направлений модернизации казахстанского образования является переход на 12-летнюю модель обучения. Продолжается поэтапный переход на обновленное содержание образования. В 2018-2019 учебном году по новым программам будут обучаться ученики 1,2,3,5,6,7 и 8 классов.
В марте текущего года заключен Меморандум о взаимном сотрудничестве, цель которого трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в сферу управления организациями образования, преподавания, обучения и воспитания детей, а также сотрудничество по вопросам повышения профессионального уровня педагогов в направлении развития инновационного образования в регионе.
Рост профессионального мастерства педагогов возможен через обмен опытом: проведены встречи с ведущими педагогами, организованы семинары-тренинги и круглые столы, онлайн-уроки.
С целью повышения престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава введена новая система аттестации педагогов, что предполагает повышение заработной платы учителям от 30 до 50%. На сегодняшний день прошли аттестацию 1599 педагогов нашей области, и с 1 сентября они уже начнут получать доплаты. С января текущего года повышены зарплаты учителям химии, биологии, информатики, физики за преподавание предметов на английском языке, а также учителям, ведущим обучение по обновленным программам (прибавка в размере 30%).
С внедрением обновленного содержания образования изменились и подходы к определению учебных достижений школьников. Введена система критериального оценивания. Появились четкие критерии и дескрипторы оценки учебных достижений и знаний школьников, благодаря которым система оценивания стала объективной.
В Казахстане реализуется идея триединства языков, которая выражена следующей формулой: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский. Стратегическая цель трехъязычного образования заключается в том, чтобы создать необходимые условия для одновременного владения казахстанцами трех языков в соответствии с международными стандартами. Одним из приоритетов является изучение предметов естественнонаучного цикла на английском языке. В прошедшем учебном году в 57 школах области в пилотном режиме началось обучение предметам естественнонаучного цикла на английском языке за счет вариативного компонента. В наступающем году таких школ станет 205, обучать учеников будут 349 учителей физики, химии, биологии и информатики.
Одним из индикаторов Государственной программы развития образования и науки по определению уровня образования являются итоги международных мониторинговых исследований. Мы приняли участие в исследованиях TIMMS, PISA, PIRLS - на проверку функциональной грамотности наших школьников. Результаты нашей области в числе лучших по стране, выше среднереспубликанского балла - итоги международных тестирований по математике, чтению, естествознанию. Это свидетельствуют о динамичном и стабильном развитии системы образования. Еще одним показателем качества образования является работа с одаренными детьми, участие наших школьников в международных и республиканских интеллектуальных турнирах. Всего в течение года более 1500 школьников состязались на звание лучших эрудитов страны и мира, 320 смогли завоевать призовые места, в том числе 31 место в конкурсах научных проектов. Олимпийская команда Северо-Казахстанской области на Республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам завоевала второе общекомандное место.
Цифровизация - это реальность
Глава государства поставил перед нами задачу - адаптирование системы образования под потребности новой индустриализации в условиях «цифровой эпохи» Четвертой промышленной революции. В рамках перехода на 12-летнюю модель обучения современная информационно-образовательная среда сегодня не мечта, а реальность в учреждениях образования области. Реализуется Дорожная карта цифровизации, в рамках которой главная задача - увеличение скорости Интернета до 20 Мбит/с, таких школ в области более 80%. Активно внедряется ведение электронных классных журналов, школьных дневников «Күнделік.kz», и это оказывает существенную помощь педагогам, ученикам и родителям. По итогам использования ЕИС «Күнделік» Северо-Казахстанская область занимает V место. Педагоги области используют цифровую образовательную платформу «Білімland» и другие цифровые образовательные ресурсы.
В Петропавловске уже функционируют Smart-детский сад, Smart-школа, для развития системы образования планируется внедрить проект IT-лицей на базе Первого городского общеобразовательного лицея, в котором обучение будет проводиться на основе межпредметной интеграции, будут созданы условия поэтапного формирования IT-компе-тенций, применения технологии STEM-образования (science, techno-logy, engineering and mathematics) как ведущего образовательного тренда в мире. Использование цифровых технологий обеспечит эффективность деятельности школ города и автоматизацию основных процессов управления. Основными компонентами является СКУД - система контроля и управления, видеонаблюдение, Е-столовая. А также внедрение модуля «Е-столовая» в рамках ГЧП - на базе гимназии «БЭСТ», что позволит осуществлять полный контроль за организацией питания школьников.
Учёба без преград
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы ставит перед собой задачу - совершенствование системы инклюзивного образования в школе и создание модульной программы интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями.
339 школ создали необходимые условия для организации инклюзивного образования. В 830 классах общеобразовательных школ дети с особыми образовательными потребностями обучаются вместе с другими учениками. Впервые в области будут открыты ресурсные классы для детей с особыми потребностями в средней школе № 40 им. Д. Карбышева и школе-детском саду № 26, класс поддержки инклюзии в средней школе № 21, реабилитационный центр. После окончания школы многие выпускники с ограниченными возможностями продолжают обучаться в высших и средне-специальных учебных заведениях. Впервые в рамках государственно-частного партнерства для выпускников с особыми образовательными потребностями на базе частного учреждения «Северо-Казахстанский колледж профессиональной подготовки и сервиса» размещен госзаказ по специальности «Пчеловодство и шелководство», а выпускники получают возможность овладеть новой профессией. С этого учебного года учителям общеобразовательных школ, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, будут производиться доплаты в размере 40%.
Базовым принципом нового содержания образования является создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно - духовных качеств личности. В условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» в Северо-Казахстанской области открыто 247 школьных музеев, площадки которых обеспечивают проведение музейных уроков по истории, географии, литературе и внеклассных мероприятий. В новом учебном году вводится курс «Краеведение» по учебнику, написанному учеными нашего университета.
В рамках республиканской краеведческой акции школьники и студенты Жамбылской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Туркестанской областей посетили сакральные объекты Северо-Казахстанского региона, в свою очередь наши ребята побывали в этих областях.
Совершенствуется содержание дополнительного образования детей и подростков по основным направлениям: художественно-эстетическому, спортивному, юннатско-биологическому, туристско-краеведческому. В городе Петропавловске идет строительство Дворца школьников, который станет центральным звеном дополнительного образования детей.
Приоритетным направлением Дворца школьников является развитие проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества, соответствующих наиболее перспективным направлениям развития современной науки и техники. На базе Дворца школьников будет функционировать инновационный IT-центр с эксплораториумом и Multi-place Coworking зоны. Он, несомненно, станет местом интеллектуального развития и досуга детей и молодежи.
Колледжи настоящего и будущего
Амбициозные задачи стоят перед системой технического и профессионального образования. Реализуется проект «Бесплатное техническое и профессиональное образование для всех». Внедряются программы прикладного бакалавриата в Петропавловском гуманитарном колледже имени Магжана Жумабаева. На базе четырех колледжей внедряются модульные образовательные программы, КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский медицинский колледж» имеются учебно-методические объединения по специальности «Сестринское дело».
В рамках реализации программы «Цифровой Казахстан» на базе 6 колледжей области осуществляется подготовка кадров по IT-специальностям: «Вычислительная техника и программное обеспечение» (по видам), «Информационные системы» (по областям применения), «Радиоэлектроника и связь». Контингент обучающихся в текущем учебном году составил 659 человек, из них по госзаказу - 525.
В целях внедрения лучших мировых практик профессиональной подготовки молодежи и активного развития международного движения Worldskills в области ведется работа по созданию Центров компетенций как тренировочных баз для участников региональных и национальных чемпионатов Worldskills, а также Центров развития профессий.
В настоящее время определены учебно-производственные базы Петропавловского строительно-экономического колледжа (строительный профиль), гуманитарного колледжа им. М. Жумабаева (IT-технологии), Есильского сельскохозяйственного колледжа им. Ж. Кизатова (сельскохозяйственный профиль и перерабатывающая промышленность), Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа (машиностроение, энергетика). Центры компетенции - это колледжи будущего.
Для повышения интереса бизнес-сообщества к деятельности организаций технического и профессионального образования изучаем вопрос корпоративного управления в рамках ТОО или НАО.
Участие крупных предприятий в управлении колледжами и подготовке специалистов будет способствовать привлечению инвестиций и лучшей адаптации организаций технического и профессионального образования к рыночным условиям. В настоящее время ведутся подготовительные работы по изменению организационно-правовой формы КГКП «Петропавловский строительно-экономический колледж» в ТОО.
Уже не первый год реализуется программа «Серпін-2050», наша область занимает IV место по трудоустройству выпускников колледжей. Важным показателем достижений североказахстанского профессионально-технического образования является вхождение в «десятку» лучших колледжей Казахстана трёх колледжей области.
Инвестиции в человеческий капитал - долгосрочные. Вложение средств в образование - вложение средств в наше будущее.