ПОГРУЖАЯСЬ В МИР СТРОГИХ ФОРМУЛ
- Подробности
- Дата публикации 24.05.2018 06:03
- Категория: Разное
Учитель - это тот самый человек, который ведет детей за руку по дороге знаний, указывая верное направление, что налагает на педагога огромную ответственность, в особенности, если его предмет - один из основных, преподаваемых в школе. Ответственность возрастает в разы, если этот учитель является к тому же классным руководителем. И родители учеников, оканчивающих 9 «В» класс гимназии «БЭСТ», уверены, что их дети в надежных руках учителя математики высшей категории Елены МАКЕЕВОЙ. В преддверии окончания учебного года Елена Николаевна поделилась с нашим корреспондентом некоторыми секретами преподавания своего важного предмета и рассказала о сложившихся в классе традициях.
Сельская романтика
Первые шаги в своей профессии Елена Николаевна сделала, поступив в Петропавловский педагогический институт имени К. Д. Ушинского. Героиня публикации мечтала совсем о другой специальности, но в конечном итоге пошла по стопам родителей, о чем ни разу не пожалела в дальнейшем. Среди своих наставников моя собеседница выделяет учителя истории Людмилу Фатеевну Горбунову, которая относилась к ученикам с добротой и по-настоящему была увлечена своим предметом, и учителя математики Галину Ивановну Проценко.
«Как человек добросовестный, я люблю свою работу и стараюсь достигать в ней определенных результатов, - отмечает Елена Николаевна. - В 1985 году я окончила институт и, будучи городской девочкой, захотела романтики - первый год проработала в селе - в совхозе Амангельдинском Ленинского района. Село жило в то время хорошо, наполняемость классов не уступала городской, что меня полностью устраивало. Мне было поручено вести уроки в двух пятых, девятом, десятом и одиннадцатом классах. Помню свой первый урок знаний и детей с открытым взглядом, они были любознательными и стремились ко всему новому. У меня остались самые теплые воспоминания об отношении детей и родителей, а также о педагогическом коллективе школы».
Вспоминается Елене Николаевне и случай, когда на нее, как секретаря комсомольской организации, возложили ответственность выбора пятиклассника-отличника, которому выпала честь поехать в «Артек». «Такая кандидатура имеется!», - с готовностью ответила учительница.
«Спустя много лет мы с нынешним классом гуляли по главной площади города на празднике, и ребята заметили, что за ними внимательно наблюдает мужчина в форме. Когда я обернулась, в первую минуту не смогла понять, кто это, но потом по глазам поняла, что это тот самый мальчик! - делится воспоминаниями Елена Николаевна. - «Помните, как вы меня отправляли в «Артек»? - спросил он. «Конечно, помню!» - ответила я. «Я сам уже воспитываю детей и всегда рассказываю им, как меня в пятом классе выбрали для поездки в этот лагерь».
Ответственна за каждую оценку
Вернувшись в Петропавловск, молодая учительница еще один год преподавала в средней школе № 42, находящейся в Рабочем поселке. И в этом учебном учреждении тоже хватало своих забавных случаев.
«Как-то раз я вызвала в школу родителей своего нерадивого ученика, получившего много отрицательных оценок. Каково же было мое удивление, когда отец этого мальчика пришел и стал выкладывать на стол целый набор инструментов! Оказывается, сын сказал, что в классе сломались парты, и учительница вызвала их починить. Я улыбнулась и ругать ученика уже не стала», - смеется моя собеседница.
А затем Елена Николаевна вернулась в свою родную школу, где сама когда-то училась. Преподавательской деятельности в гимназии «БЭСТ» (ранее средняя школа № 11) Елена Николаевна отдала 30 лет, заслужив уважение коллег и авторитет учащихся. Результаты многолетней работы говорят сами за себя - гимназисты успешно по-ступают на технические специальности, а со знанием английского языка и математики становятся востребованными даже за рубежом. Елене Николаевне четыре раза выпадала возможность сдавать с учениками ЕНТ, и средний балл по математике никогда не опускался ниже отметки в 20 баллов (из 25). В 2014 году этот показатель составил 20,3, при этом все ученики справились с тестами на «4» и «5». А в 2013 году гимназия «БЭСТ» заняла первое место по среднему баллу в целом по ЕНТ и по математике, и Е. Макееву вместе с директором гимназии пригласили на бал учителей.
«Дети рассказывали, что задания имели различный уровень сложности, но мы разбирали подобное на уроках, и поэтому они с легкостью решали даже самые трудные задачи, - замечает Елена Николаевна. - Я считаю себя ответственной за поставленные оценки, это можно назвать моим профессиональным кредо. Если ребенок имеет свою твердую четверку в моем журнале, то он уверен, что подтвердит эту оценку на экзамене. И дети доверяют моим оценкам, а я не имею права их подвести - они же на меня надеются!».
Математика - наука строгая, и если дело касается определенных формул, то их нужно выучить - не заменить никакими синонимами, как в русском языке. Учителю очень важно заложить фундамент, способность логически мыслить, которая применяется и во многих других дисциплинах. В математике существует понятие базовых знаний, поэтому Елена Николаевна объясняет ученикам, что этот материал нужно выучить наизусть, чтобы затем они всегда смогли вывести ряд других формул. Огромное количество тригонометрических формул гораздо легче за-помнить, если придумать какие-то интересные или смешные истории, небольшие сказки для создания ассоциативного ряда. Этот оригинальный метод помогает воспроизвести необходимые формулы не только на школьных, но и на вступительных экзаменах. Иногда приходится идти и на хитрость: если раньше при формулировке некоторых тем учительница уточняла, что они сложные, и просила быть очень внимательны-ми на уроке, то теперь, Елена Николаевна, напротив, предупреждает, что тема - легкая и интересная. «И если не сразу, то через урок дети со мной соглашаются, а я только радуюсь их победам», - добавляет собеседница.
Мотивировать и заинтересовывать
Елена Николаевна давно уяснила для себя главную цель учителя - не только хорошо знать свой предмет, но и мотивировать процесс познания у детей, быть справедливой, надежной, учить преодолевать препятствия:
«Я открываю двери своего класса и погружаюсь в мир своих учеников, мир математики, строгих формул и стройных линий. И каждый раз задаюсь вопросом, как донести до ребят те знания и навыки, которые так важны на этом уроке, как помочь им стать успешными в этом мире, - рассказывает учительница. - Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой серьезные цели и достигать их, умело реагируя на разные жизненные ситуации».
Относительно своего предмета Елена Николаевна уверена, что обучение должно преследовать развитие способностей к получению математических знаний с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. По этой причине учительница старается формировать в детях умение самостоятельно добывать знания, просеивать информацию, работать в коллективе, развивает творческие способности, исследовательские навыки и ассоциативное мышление. Для этого нужно постоянно находиться в поисках новых приемов и форм организации деятельности учащихся.
«Очень уважаю тех учеников, которые упорством, трудом и силой воли добиваются успехов, и переживаю за тех, кто имеет способности, но не хочет утруждать себя. Мне досадно, что таланты пропадают даром. Жаль, что дверь в мир знаний так и остается для них закрытой, и они не раскрывают крылья для полета, - сетует педагог. - К сожалению, современные школьники порой пассивно относятся к учебе, имеют низкую мотивацию. Большинству из них в та-ком возрасте кажется, что они учатся для учителя или родителей, а не для себя. Чем старше ученик, тем больше у него проблем, связанных с не-желанием учиться. Для повышения мотивации к учебе я использую различные методики, инновационные технологии, большое количество визуальных и ассоциативных материалов».
Дисциплина превыше всего!
Помимо высокой мотивации учащихся к получению знаний на уроке должна быть дисциплина. Если это важное составляющее отсутствует, то нет никакого смысла проводить урок. Раньше Елена Николаевна могла целую неделю потратить, чтобы дисциплинировать класс, сейчас на это уходит всего пару дней.
«Можно хорошо объяснять тему, но если педагог не умеет держать дисциплину, то на третий же урок дети перестанут готовиться. Поэтому учитель я строгий, требовательный, но справедливый. Дети чувствуют, что я их люблю, но при этом хочу, чтобы у них всё получалось, и мои ученики были в числе лучших. В силу возраста подростки хотят что-то сделать по-своему, могут возмущаться или быть недовольными, но основной стержень - уважение к учителю, остается неизменным, - отмечает героиня публикации. - Учеников нынешнего 9 «В» я сопровождаю с пятого класса, это очень воспитанные, умные ребята, которые привыкли достигать всего своим трудом. Но, как любые дети, они не могут быть идеальными и не всегда соответствуют тому, что хочет видеть учитель - на то оно и детство, чтобы быть более активным».
Портрет идеального учителя
У класса сложились свои традиции, в частности, совместные выезды на природу, а также дружное празднование Масленицы и Наурыз мейрамы. Помимо чаепития с блинами и баурсаками, учащиеся обязательно готовятся к классному часу, узнают что-то новое о празднике, традициях казахского и русского народов. Кроме того, у класса есть непреложное правило - на все мероприятия дети идут все вместе, что приводит к еще большей сплоченности коллектива. К слову, сценарии для некоторых классных часов ребята готовят сами.
«Я всегда говорю детям, что есть какие-то моменты, в которых они разбираются лучше меня, но, в то же время, и я могу дать совет, подчеркиваю, что к нему стоит прислушаться. Но иногда я полностью доверяю им организацию мероприятий, - продолжает Елена Николаевна. - Для меня было откровением, когда на одном из классных часов они расставляли приоритеты. Когда ребенок выходит к доске и рассказывает, что для него важнее всего семья, это дорогого стоит. И мы всегда проговариваем, что при любой проблеме в первую очередь нужно обращаться не к кому-то, а именно к своим родителям».
Родители, в свою очередь, очень довольны классным руководителем, взявшим когда-то под свое крыло 5 «В» класс после первой учительницы Рамили Радиковны Алимовой.
«Елена Николаевна всегда переживает за школьные успехи наших детей, гордится их спортивными и творческими достижениями. Помимо этого, она дает правильную установку на сплочение детского коллектива, помогает советом и делом, поддерживает любые инициативы родительского комитета», - отмечает мама одной из учениц класса Айгуль Нуртаева.
Добросовестный труд Елены Макеевой был отмечен к 20-летию гимназии «БЭСТ» Почетной грамотой управления образования области. Елена Николаевна также два года подряд участвует в республиканской дистанционной олимпиаде по математике «КИО», занимая призовые места и не переставая совершенствоваться в своем предмете.
«Я прихожу к выводу, что портрет идеального учителя определяется суммой таких слагаемых, как профессионализм, педагогическое мастерство, опыт, стремление к самосовершенствованию, энтузиазм, творчество, любовь к детям и своему делу. Невозможно быть идеалом, но всегда есть, к чему стремиться, - считает Елена Николаевна. - История на опыте доказала, что образование - одна из главных функций человеческой жизни. Оно сделало человека человеком, создало условия для развития, диалога между поколениями, чтобы и в дальнейшем приумножить человеческие возможности и способности. И учитель должен быть активным участником этого диалога. То, как мой ученик распорядится тем наследием, культурой и ценностями, которые ему достались, во многом зависит именно от меня, моих действий, мыслей и от тех, кто сегодня стоит у школьной доски».
Действительно, многое зависит от учителя! И, пожалуй, самым главным результатом работы педагога является удачно сложившаяся судьба выпускников, а также их искренняя благодарность, которую они выражают даже спустя несколько лет после окончания школы.
Татьяна ДЕЛЛЬ