НАШЕ СЧАСТЬЕ МОЛОДОЕ МЫ СТАЛЬНЫМИ ШТЫКАМИ ОГРАДИМ...

Слова из этой советской строевой песни до сих пор хранит память нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны Василия Васильевича МАКИЕНКО. Но нет уже рядом тех ребят, с которыми шагали вместе, терпели тяготы войны, деля пополам бесхитростный паек и распевая те самые песни, поднимающие народный дух. После окончания 7-летней службы в армии Василий Васильевич женился  на  Марии Демьяновне КЛИВЦОВОЙ, которая тоже успела сполна хлебнуть горя в военные годы, столкнувшись с ужасами концлагеря… С каждым годом всё меньше остается тех солдат Победы, тем ценнее каждое воспоминание,  услышанное из первых уст.

 

Подростки заменили мужчин

Василий Васильевич встречает меня на пороге с улыбкой, провожает в комнату, перебирает и показывает старые фотоснимки. «Разве узнаете меня здесь? - спрашивает ветеран. - Совсем уже не тот, что в молодости. Но, как говорится: красоту уносят годы, доброту не унесут!». Неподвластной годам осталась и живость ума моего собеседника, который отлично помнит свое детство с 5-летнего возраста. А родился Василий Васильевич 24 января 1926 года в селе  Волошинке Ленинского (ныне Есильского) района. Война нагрянула в жизнь героя публикации, как и в жизни тысяч советских граждан, нежданно-негаданно, когда Василию исполнилось всего 14 лет. Подростки трудились в колхозе, заменяя мужчин, ушедших на фронт. Юный Василий Макиенко тоже работал в бригаде на конных граблях, убирал хлеб на «лобогрейке». Сбрасывание срезанного хлеба с платформы производилось вручную, что требовало большого физического усилия, отчего эта простейшая жатвенная машина и получила свое название - «лобогрейка». «Сил не хватало, было тяжело, но мы работали, потом собирались вместе на поле, где нам готовили обед», - вспоминает  ветеран.

А в 1943 году 17-летнего Василия призвали в ряды Красной Армии, зачислив в 44-й запасной стрелковый полк, который дислоцировался в поселке Борки, где  проходила подготовка младших командиров. После обучения В. Макиенко направили на фронт, где он был распределен в 142-й стрелковый полк 5-й гвардейской дивизии 3-го Белорусского фронта. Василий Васильевич участвовал в боях по ликвидации усиленной вражеской восточной группировки в районе Кенигсберга.

Один за всех и все за одного

«Конечно, было страшно, мы были совсем молодыми, но равнялись на более опытных солдат. Мы попали на фронт в переломный момент в пользу Красной Армии. На долю тех, кто прошел всю войну, выпало гораздо больше сложностей, - рассказывает Василий Васильевич. - К концу войны части наши стали сильными, немцы убегали, а мы не останавливались ни на минуту - гнали их, окружая фашистские  войска».

Бои происходили почти каждый день, иногда лишь случались редкие передышки. В этих невыносимых условиях помогала солдатам сила духа, сплоченность и настоящая боевая дружба: «Никогда не было у нас никаких скандалов, мы не знали дедовщины. Все были равны, плечом к плечу лежали в окопах солдаты разных национальностей: казахи, узбеки, татары, туркмены, азербайджанцы, русские. Действовал один принцип: «Один за всех и все за одного», поэтому и победили».

Страшнее всего было видеть, как эти верные товарищи, такие же молодые храбрые ребята, умирали прямо на глазах… В одном из боев двоих солдат, лежавших перед Василием Васильевичем, убило осколком снаряда, а моему собеседнику повезло - зацепило только шинель. Про таких говорят - «родился в рубашке»… Вспоминаются герою публикации и голодные глаза белорусских детишек, встречающих солдат в каждой деревне. «Если у нас с собой был запас еды, то мы без всяких сомнений всё отдавали этим ребятишкам. Нам ведь не сегодня, так завтра еще дадут, без еды не оставят. А там как жили: ямы выкапывали, соломки стелили на землю и спали… Вши были у многих, но мы нашли способ с ними бороться: найдем муравейник, бросим на него одежду, через 5-10 минут уже ничего не найдешь, муравьи всех вытащат», - продолжает участник ВОВ.

Но самое яркое воспоминание для каждого ветерана - это известие о долгожданной Победе. Никогда не забыть той радости, охватившей всю дивизию. Да и не описать никакими словами, но можно по-чувствовать хотя бы ее отголосок, глядя в глаза свидетеля тех событий: «Была такая радость, такое счастье - мы все подбрасывали пилотки, стреляли в воздух», - улыбаясь, вспоминает Василий Васильевич.

Как нельзя лучше чувства участника Великой Отечественной войны могут выразить строки из стихотворения, написанного его средней дочерью Галиной Васильевной:

По-зимнему мерзко и холодно,

А мысли тепла не дают.

В атаку мы шли, было голодно,

Окоп - ненадежный приют.

Кричали «Ура!», согревались,

С земли своей гнали врагов.

А у пулемета остались

Два друга из города Львов...

Привал нам давал вдохновение,

Садились кучнее в кружок,

Комбатово стихотворение

Ты помнишь, наверно, дружок?

Понятно оно было каждому,

Ждала всех река, на ней лед.

Добрались до логова вражьего

С комбатовым громким «Вперед!».

О, счастье: Победа желанная,

Единство дала и оплот,

А на Кремле пятигранная

Сверкает звезда каждый год!

Ответственное задание

Но и после капитуляции германских войск отделению из 142-го стрелкового полка отдыхать долго не пришлось - было приказано сопровождать своим ходом стадо из 250 голов в Белоруссию. В этом задании тоже хватало своих трудностей, но после ежедневных бомбежек и взрывов снарядов солдаты чувствовали себя спокойно, «как дома», хотя перегонка скота и затянулась на целых три месяца.

«Каждый день проходили по 8-10 километров. Надо было организовать корм, питье для скота, дойку коров, реализацию молока. Скот пригнали через Польшу в город Гродно и сдали местным властям, за что получили благодарность от руководства города», - добавляет ветеран.

Воинская часть дислоцировалась в городе Поставы Витебской области, куда и прибыл Василий Васильевич после выполнения  важного задания. Затем из этих воинских частей набирали солдат в воздушно-десантные войска. Василий Макиенко тоже изъявил желание и продолжил службу в 317-й гвардии воздушно-десантной дивизии в городе Витебске.

Здравствуй, небо!

«Я всегда был крепким, хорошо себя чувствовал, в походах никогда не тащился позади всех, поэтому решил попробовать. Первый раз прыгали с парашютом с аэростата с высоты 450 метров… В военное время больше всего думали о том, попадет ли пуля, а в мирное - прыгать впервые было страшно. Но как отказаться? А если напишут домой отцу и матери? А если девчата узнают, что Васька трус? Лучше уж убиться! - смеется Василий Васильевич. - Потом после первых пяти прыжков начинаешь привыкать, и последующие высоты покорять уже совсем не страшно».

Интересуюсь, мечтал ли ветеран попасть в ряды ВДВ во время войны. «Об этом и разговора не было, некогда было думать и выбирать: куда распределили - там и служил», - отвечает собеседник. За время службы В. Макиенко совершил 75 прыжков с парашютом и был награжден значком «Парашютист-отличник». Вспоминает, как проводили учения и днем, и ночью, бросали с самолета на воду и на лес. «А в лесах белорусских много высоких елей, вот так летишь и ноги прикрываешь, чтобы не сесть на какой-нибудь сучок», - снова улыбается Василий Васильевич.

Еще 5 лет службы пролетели незаметно, и в сентябре 1950 года наш герой был демобилизован в звании гвардии старшины. Василий Васильевич награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «Медалью Жукова», юбилейными медалями.

Осколок, напоминающий о былом

После службы Василий Васильевич женился на 21-летней Марии Демьяновне, ставшей в военные годы несовершеннолетней узницей фашистского концлагеря. Несмотря на то, что сегодня Марии Кливцовой-Макиенко уже 89 лет, она в мельчайших подробностях помнит события того страшного времени. Вместо беззаботного  детства и отрочества подростки 40-х испытали на себе ужасы лагерей смерти, и такое забыть невозможно.

«Я жила в красивом, утопающем в зелени белорусском селе Поляи. В 1942 году над нашим селом пронеслись тучею немецкие самолеты, началась бомбежка. Я в то время была в поле, пасла коров, меня сразу же засыпало землей, - вспоминает Мария Демьяновна. - С тех пор в моем теле сидит осколок, но удалять его опасно, потому что расположен слишком близко к сердцу. Осколок постоянно напоминает мне о тех страшных днях…».

Вместе с другими детьми, которым  не было еще и 15 лет, фашисты захватили Машу и погнали на вокзал к товарнякам. Привезли белорусских подростков в Германию, в город Аугсбург, где поселили в бараки с трехъярусными кроватями, застеленными соломой.

«Нас сразу же подстригли налысо и выдали полосатую одежду с номерами. Каждому довелось сидеть на электрическом стуле и сотрясаться от невыносимой боли. Меня спрашивали, были ли мои родители коммунистами или нет, а я тогда даже не понимала, что это такое, и только и делала, что молилась. Фашист спросил переводчицу, что я говорю, она ответила: «Отче наш», тогда он  сказал «Гуд, гуд…» и швырнул меня в толпу. Каждый день нас куда-то увозили и заставляли работать на бумажной фабрике. Мы то и дело получали подзатыльники и слышали, как нас поторапливали «Шнелле! Шнелле!». Перед освобождением наш поезд пошел под откос: было настоящее месиво, я чудом осталась жива», - продолжает рассказ Мария Кливцова-Макиенко.

Родителей и братьев Марии Демьяновны угнали в Польшу, и целых три года они не видели друг друга: «Никто не называл меня Манечкой, я жила, как и многие дети того времени, в страхе и рабстве. Трудно всё рассказывать. Спасибо правительству, что оно заботится о нас. Мое самое большое желание - чтобы наши дети и внуки никогда не знали войны».

Вместе с супругой ветеран воспитал трех дочерей: Наталью, Галину и Татьяну. Галина Васильевна посвятила еще одно стихотворение маминой нелегкой доле:

На душе война нарисовала

В черно-белых красках небосвод.

Вот дитя от беженцев отстало,

Мать его под танком справа, вот…

Шрам на шраме, точно паутина,

Не дает душе и встрепенуться.

Ну зачем жестокая картина?

В прошлое душе уж не вернуться...

Вот опять бы быть ей довоенной

И не знать потери и разлук,

Любоваться ей бы всей Вселенной,

Да и грызть гранит  наук.

Но война… Она нарисовала

Быстро, резко, росчерком пера,

Как Мария, мучилась, страдала,

Вместо хаты вот она - дыра…

Блиндажи за каждым ее шагом,

В них лягушки - в сказках таких нет.

Мать с отцом с узлами, как со стягом,

Кто ж за это понесет ответ?

Родины земля так тяжко стонет,

Пеплом затянуло весь пустырь,

Но солдат твой чести не уронит,

Он из пепла встанет, богатырь.

А Марии образ будет святым:

В белой дымке, в рваненькой юбчонке,

Поднимают к солнцу два солдата

Сердце Родины в ее худой ручонке…

Сегодня Василий Васильевич и Мария Демьяновна - «богатые» дедушка и бабушка: подрастают 5 внуков и 6 правнуков, дети и внуки глубоко уважают и любят своих ветеранов. Несмотря на почтенный возраст, герой публикации продолжает трудиться на дачном участке. «Люблю работать на даче, кругом - природа, еду туда каждый раз как на праздник», - говорит Василий Васильевич.

Жизнь в мирное время

Много интересных эпизодов вспоминает мой собеседник и из своей жизни после службы: вернувшись в Октябрьский район, он полтора года проработал заведующим секретным делопроизводством в военкомате. Затем уехал трудиться в Белоруссию, но отец героя публикации Василий Сергеевич Макиенко, также прошедший тяготы войны, просил его вернуться. В Северо-Казахстанской области Василий Васильевич нашел свое предназначение, работая в различных строительных организациях. На заслуженный отдых ушел с должности заместителя начальника УПТК треста «Спецводопроводсельстрой».

«Часто приходилось ездить в командировки по всему Советскому Союзу за строительными материалами: бывал в Хабаровске, Иркутске, Улан-Удэ, на Украине. Никогда не уезжал, не выполнив того, что было намечено, хотя везде встречал свои сложности, - замечает Василий Васильевич. - Посылали меня набирать людей для освоения целинных земель в Пермский край, Ивановскую область. В областном комитете партии сказали: «Берите женщин с фабрик, не возражаем». Но нам нужны были мужчины: комбайнеры, строители, сварщики. Я и решился позвонить министру городского и сельского строительства из Москвы, он сразу уладил этот вопрос, и мне удалось набрать людей».

Василия Васильевича часто приглашают в различные учебные заведения, и он охотно откликается и беседует со школьниками, рассказывая о фронтовых дорогах. Ветеран и сегодня остается неравнодушным ко всему происходящему, интересуется жизнью нашего города, с удовольствием читает газеты, следит за новостями на местном телевидении. 

«Многое помнится, основное не забудется никогда… Большинства сослуживцев, с которыми мы держали связь, переписывались, уже нет в живых... Время пролетело так быстро, что я иногда думаю: А когда же я жил? Мне кажется, что я помню всё, как вчера… Вот внучка еще маленькая, то на дачу с ней ходили, то в Мещанский лес за грибами с маленькой корзинкой, а сейчас ей уже 34 года… А как сегодня живется вам, молодым?», - спрашивает ветеран.

«Хорошо живется, небо мирное над головой вашими усилиями», - отвечаю. А ведь мы иногда забываем о том, что нужно сказать спасибо всем, кто подарил нам этот мир, это голубое небо, эту Великую Победу. Пока еще есть кого поблагодарить и не только 9 Мая, а в любой будний день… Как мало осталось ветеранов, и как хочется, чтобы они жили подольше и были здоровы, эти Люди с большой буквы, благодаря которым мы живем без войны. Еще одно стихотворение дочери Василия Макиенко Галины Васильевны, посвященное отцу, как раз говорит об этом высоком звании ветерана: 

Историю стараются исправить,

В герои лезут, как пятак в карман,

Борцов Победы можно ли ославить?

И можно ль заменить значенье «Ветеран»?

Плоды Победы на себя примерив,

Поймет пусть каждый, кто от счастья пьян,

Страна тогда, детей своих доверив,

Уж знала точно, кто есть Ветеран.

Он смело шел вперед и, жизни не жалея,

Он, как капустный лист, врагов своих крошил,

Чтоб у груди дитя свое лелея,

Мать сыну придала побольше сил.

И чтоб страна, объятая пожаром,

Воспряла снова жизненной душой,

И чтобы память не пропала даром

И слово «Ветеран» писалось лишь с большой!

Татьяна ДЕЛЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.