ПРИЗВАНЬЕ ГОРЯЧИХ СЕРДЕЦ…

 

В этом году отечественное телевидение празднует свое шестидесятилетие. За плечами творческих коллективов (а они, безусловно, творческие!) - бесконечные километры отснятой пленки, миллионы написанных и выученных текстов для интересных сюжетов, телепередач и выходов в эфир. Ах, как же это было волнительно для них, первооткрывателей мира телевизионной журналистики, быть первыми, быть образцами профессионализма, деликатности и такта для миллионов телезрителей. Сегодня нам сложно и даже невозможно представить жизнь без телевидения. Нельзя не согласиться и с тем, что нашей аграрной, некогда целинной области, телевидение и вовсе необходимо. В Петропавловске строительство телевышки, местной достопримечательности, началось в 1958 году, а первого марта 1960 года вышел приказ об организации Петропавловской студии телевидения. В этом же году состоялся первый выход в эфир, который положил начало постоянной работе филиала, работе, которая спорится и по сегодняшний день, благодаря стараниям талантливой, незаурядной и невероятно любящей свое дело команде профессионалов - команде телевизионщиков!

 

Немного истории и любопытных фактов

Жизнь без ТВ была бы не такой интересной. Хотя, наверняка, среди наших читателей есть и противники так называемых «ящиков». Но это все про время сегодняшнее, современное… А вот если послушать старшее поколение, то можно убедиться, что раньше люди с нетерпением ждали выхода в эфир полюбившихся дикторов, соседи толпами ходили друг к другу - к тем, у кого в квартире был телевизор, возможно, тот самый легендарный КВН-49. Телевидение сближало людей, они, с затаенным дыханием сидели у голубого экрана, слушали и вникали в каждое сказанное слово.

Тележурналисты  вместе со свежей партией новостей несли своим зрителям прямо с экранов какую-то надежду, веру, хорошее настроение и даже восхищение. На красавиц-дикторов мечтали походить сотни молодых девчонок. Интересно, что многих из них эта мечта, в конце концов, тоже привела в удивительный мир ТВ. В кадре они смотрелись великолепно, и никто ведь даже не догадывался, что девушки, сидящие перед камерой, тогда красили губы зеленой помадой! Потому как в эпоху черно-белого телевидения в камерах использовались красные фильтры, «съедавшие» красные оттенки, а губы дикторов вследствие выглядели невыразительными.

Как уже было сказано ранее, Петропавловское телевидение зарождалось в целинные годы. Тогда председателем областного комитета по телевидению и радиовещанию был выбран Яков Моисеевич Грин, директором телецентра - Иван Иванович Макаркин, главным редактором - Евгений Николаевич Маклаков. Эти имена и сегодня вызывают восхищение у работников уже современной студии, «акул микрофона» - как привыкли по-доброму называть их коллеги по цеху.

Любопытно, что та самая телевышка, которую сегодня горожане могут видеть из многих районов областного центра, изначально предназначалась не для нас. Дело в том, что на изготовление башни где-то за пределами области ушло бы много времени. Благодаря участию в этом вопросе секретаря обкома партии Ильяса Омарова, власть принимает интересное решение - учитывая необходимость телевещания в целинном регионе страны, остановить в Петропавловске груз - телебашню, следующую в Кемерово, и уже в ближайшее время телевышка была снята с маршрута. Вскоре ее собрали, рядом построили здание телецентра, и в 60-м году в дома и квартиры людей пришло новое чудо под названием телевидение, а вместе с ним - абсолютно новые возможности и неизведанные горизонты для работников только что образованной организации. Этот факт мы, кстати, узнали из очень познавательного сюжета об основных этапах развития Петропавловской студии ТВ, автором которого является Раиса Гарифовна Бикмухаметова, много лет посвятившая работе на местном телевидении, в частности созданию целых циклов передач о наших именитых земляках, фронтовиках и многом другом. Пересматривать их очень интересно и сегодня. Но вернемся в век минувший. Дикторы Валентина Малюкова, Жаныл Аяпбергенова, Валентина Бенюх, Лев Соловьев стали самыми узнаваемыми людьми в городе.

В 1967 году был снят первый полнометражный художественно-документальный фильм по роману Ивана Шухова «Горькая линия» и первый документальный полнометражный фильм о студенческих строительных отрядах «Планета Целина».

В первые годы развития на Петропавловской телестудии  к ее счастью и успеху, собралась очень хорошая команда профессионалов. Первый фильм о нашем городе снят Альбертом Мануйловым.  В картине отразилась невероятная романтика эпохи. Операторы Александр Акерт, Валерий Василевский, Лев Козлов оставили для потомков уникальную хронику. Были отсняты километры кинопленки о работе на полях, дружбе народов, строительстве новых объектов, заводчанах, самодеятельных коллективах. Эти черно-белые кадры обладали особой энергетикой. В буквальном смысле создавали студию и вкладывали в нее частицу своего сердца Халима Даутова, Валентина Морозова, Нона Варова, Валентина Костоусова, Вячеслав Щербаков, Валентина Сергеева и другие журналисты, режиссеры, операторы, инженеры, чьи имена заслуженно золотыми буквами вписаны в историю североказахстанского телевидения.

«Не могу сказать, что в первые годы здесь собрались люди, которые работали только на своем энтузиазме и начинали все с нуля, - рассказывает ветеран телевидения, оператор Владимир Манылов. - Сюда приходили и уже достаточно опытные операторы, в частности Александр Акерт, который имел за плечами школу работы в новосибирской кинохронике. Было у кого учиться и было  на кого равняться». Отметим, что Владимир Николаевич проработал оператором большую часть своей жизни. Коллектив знает его как эрудированного, начитанного и мудрого коллегу. Его имя известно многим, хоть он и всегда находился по ту сторону камеры.

Хочется также рассказать о самом первом телевизионном фестивале в Алматы, в котором принимал участие и коллектив Петропавловской студии ТВ. Тогда ведущие и участники передач, а также все, кто каким-то образом причастен к этому грандиозному проекту, были вынуждены поехать в республиканский центр, чтобы провести передачу на той площадке. Студией тогда руководил Петр Николаевич Осипов. Он смог добиться того, чтобы три вагона поезда  были выделены его команде.

«Так мы ведь и жили в этих вагонах, пока снимали передачи, - вспоминает Владимир Манылов, - кроме того, в этот же период, чтобы как-то сэкономить время и воспользоваться возможностью, мы отсняли телевизионный спектакль по книге Петра Осипова «Железные вёрсты» о строительстве железной дороги. В этом спектакле участие принимали все те же коллеги, следовавшие в Алматы, и даже операторы периодически выходили из-за камер и «входили» в кадр - все были задействованы. Результатом стало третье место в республиканском фестивале. Значит, и правда, тогда работали по-настоящему одаренные, творческие люди».

Отметим, что традицию участия в таких фестивалях в последующем сохранили. И в год 50-летия отечественного ТВ наша телестудия также заняла почетное призовое место на фестивале в Караганде. На этот раз - второе!

Бывших тележурналистов не бывает

Национальный телеканал, который в наши дни гордо носит имя Qazaqstan, начал вещать одним из первых. Сегодня он является крупнейшим медиаресурсом страны. Как отметила в одном из выпусков передачи «Честно говоря» ее ведущая Индира Баймухамбет, путевку в жизнь на этом телеканале получили многие талантливые журналисты, телеоператоры, режиссеры, монтажеры, инженеры. Тот выпуск, кстати, как раз был посвящен широко отмечаемому юбилею ТВ. В рамках мероприятий на съемочную площадку в родной павильон вернулись уважаемые ветераны североказахстанского телевидения, свидетели роста и достижений любимой студии, инициаторы и авторы уникальных телевизионных проектов. Они вновь смогли окунуться в эту атмосферу - сесть перед камерой или взять в руки микрофон, зачитать дикторский текст и даже поруководить съемочным процессом, как это сделала Наталья Николаевна Варова.

«Знаете, я уверена, что в телевидении есть какая-то магия притяжения. Если ты однажды побывал в кадре, смог что-то сказать людям, и хорошо, если это им понравилось, то тебе будет вновь и вновь хотеться поделиться чем-то таким, что волнует не только тебя, но и людей, которые живут вместе с тобой в этом городе, в этой области. И магия эта настолько крепкая, что привела меня в телевизионную журналистику и оставила надолго, - сказала Наталья Николаевна, отвечая на вопрос о том, почему она решила стать тележурналистом. - Все для нас тогда, на рассвете деятельности телестудии, было уникально, интересно и ново!».

В 1966 году на телевидение пришла Лариса Гавриловна Орловская. Здесь она проработала до 69-го года, после чего была избрана секретарем обкома комсомола. «А потом телевидение меня вернуло, - сказала она, будто подтверждая слова своей коллеги о магии притяжения этого места. - Я стала  главным редактором общественно-политических программ. И знаете, что я вам скажу: бывших тележурналистов не бывает!». Ларисе Гавриловне удалось поработать и редактором молодежных передач. Сегодня она с особой душевной теплотой вспоминает то время.

«Я очень хорошо помню, как мой маленький сынишка, когда по телевизору начинались новости, садился рядом с нами и внимательно слушал. Халима Даутова - диктор, начинала: «Қайырлы кеш, жолдастар!». А он очень серьезно отвечал: «Здравствуйте, тетя Халима!».  Валя Малюкова подхватывала: «Здравствуйте, дорогие телезрители!». Он тут же говорил: «Здравствуйте, тетя Валя!». И вот так тогда, как мне рассказывали, к телевидению относились многие дети», - с улыбкой рассказывала Л. Орловская.

Возможно, для кого-то это покажется необычным и даже неестественным, но раньше все программы на телевидении шли в прямом эфире - записи и монтажа не было. Представьте, каково же было напряжение, ложившееся на плечи журналистов, операторов и режиссеров. Зато к работе они подходили более чем ответственно. Тогда ведь и подсмотреть было не у кого: как правильно делать? Других телеканалов просто не было. 

«Все делали сами, вкладывали только свой опыт, свой талант и только свои умения. Благо, в то время здесь собралась удиви-тельная команда: Георгий Шамов,  Антонина  Худякова,  Иван  Маслов и другие. Работа шла по на-правлениям - сельскохозяйственные программы, общественно-политические, молодежные, детские, культурные и т.д. И смотрели их люди, как говорится, на ура! Письма в редакцию приходили мешками. Особой популярностью пользовался КВН. Свои команды были на всех предприятиях. А сколько сил вкладывали в передачи о развитии сельского хозяйства: показывали работу каждого района, рассказывали о жизни сельчан, приглашали в студию не только руководителей, но и лучших хлеборобов, животноводов, доярок. Все это, конечно, благополучно сказывалось на патриотическом и нравственном воспитании молодежи. Мы этим занимались очень серьезно», - рассказала Лариса Гавриловна. А иначе быть и не могло, подумалось мне…

А вместе они - команда

Сфера телевидения включает в себя множество разных профессий. Одна из них - режиссер.

Галина Шветова пришла на Петропавловскую студию ТВ в 1971 году, и свою профессию режиссера она всегда с гордостью называла уникальной, редкой и даже эксклюзивной. Режиссер - человек, все время находящийся в творческом процессе. Из любого текста он может сделать настоящую «конфетку», готовый информационный продукт - интересную телевизионную программу. Кроме того, именно строгий голос режиссера всегда подскажет журналисту в кадре, как правильно сесть, куда лучше положить руки, каким шагом пойти, насколько высоко держать голову и другие очень важные моменты, которые на первый взгляд могут показаться мелочами.

«Здесь всех новых сотрудников встречали доброжелательно, с гостеприимством. Я была счастлива работать среди прекрасных, талантливых людей, но в то же время требовательных и справедливых. Мы умели радоваться успехам друг друга. В иной профессии я себя даже не представляю. Это явно судьба», - говорит Галина Ивановна.

В 1972 году студией была получена первая передвижная телевизионная станция. И первая программа транслировалась из областного драматического театра, где проходило торжественное собрание в честь 50-летия СССР. Благодаря этой технике крупные мероприятия, происшествия, парады транслировались с места событий.

В 1976 году на Петропавловскую телестудию в качестве инженера пришел работать Виктор Мельников. Он вспоминает тогдашние тяжелые три кинокамеры черно-белого изображения, расположившиеся в съемочном павильоне, а в аппаратной стояли три пульта - для видеорежиссера, инженера и звукорежиссера. Благодаря этому оборудованию и осуществлялся весь творческий процесс. «И если что-то вдруг ломалось, мы были так настроены, что пока не отремонтируем, домой не уйдем. Порой до самой ночи сидели - и это было нормально. Затем внедряли видеомагнитную запись. 8 марта 1985 года мы впервые выдали из студии цветное изображение - это было знаковое событие, новый этап», - вспоминает В. Мельников.

На связи со студией Александр Викторенко!

Еще одно знаковое, и, наверное, даже легендарное событие произошло в павильоне 28 декабря 1989 года. Тогда состоялся первый телемост «Петропавловская студия телевидения - космическая станция «Мир»», на борту которой находился наш земляк летчик-космонавт Александр Викторенко, который в прямом эфире рассказывал зрителям о покорении космических пространств. И этот эфир североказахстанцы, а тем более съемочная группа запомнят на всю жизнь. Письма в Центр управления полетами  писали всей редакцией, пока Москва не дала добро.

В прямом эфире на связь со студией вышли  два  Александра - Викторенко и Серебров. Тогда космический корабль был где-то над Австралией. Инициатором телемоста вы-ступил журналист Виктор Вихляев. Его идея коллегам показалась какой-то фантастической, но вполне достижимой. Ведь если сильно захотеть, можно в космос улететь, а в этом случае - связаться с ним.

Волнение, трепет и невероятная гордость, - вот какие чувства переполняли тогда всех участников процесса. Для Героя Советского Союза Александра Викторенко этот телемост и вовсе стал очень приятным событием в жизни, когда он еще раз убедился, как же сильно его ждут и любят на малой родине. До этого момента космонавты появлялись только в официальной хронике. Первый телевизионный очерк об Александре Викторенко сделала Лариса Искакова вместе с режиссером Ольгой Торопкиной.

Век нынешний и век минувший

А дальше - только лучше. В 1993 году студия получила комплект портативной техники формата SVHS, еще через девять лет здесь осуществляется спутниковое вещание программ на всю территорию области посредством Национальной спутниковой сети телерадиовещания «Кателко» и телерадиопередатчика АО «Казтелерадио». В 2004 году 22 марта подарком на Наурыз мейрамы для всего коллектива стало введение в эксплуатацию эфирной аппаратной линейного монтажа формата DVCAM, а в июле 2005 года на телеканале «обуздали» новое оборудование цифрового формата.

Да, техника диктует свои правила, нельзя отставать от других коллег, именно поэтому сотрудники «Кызылжара» (в прошлом - «Казахстан-Петропавл») всегда идут вперед и всегда находятся в поиске интересных тем и героев. Ведь даже самая современная аппаратура в мире не в силах заменить опытного телевизионного журналиста. Человек всегда будет в кадре, и каким его будем видеть мы, телезрители, зависит от целой группы профессионалов, которые, без сомнения, стараются для того, чтобы мы всегда видели очень красивую и грамотно выстроенную «картинку».

Но телевидение - не просто «картинка», это - огромный человеческий труд, и я бы даже сказала, некое таинство, загадка, для разгадывания которой требуется много терпения и чувство прекрасного.

За прошедшие десятилетия областное телевизионное вещание изменилось существенно, но первых работников телестудии младшие коллеги с благодарностью вспоминают до сих пор. Опыт первых телевизионщиков - пища для творческого потенциала современного коллектива телеканала Qyzyljar, который сегодня возглавляет мудрый и креативный руководитель Ерлан Токшалык.

Не может не радовать и тот факт, что в коллективе существует неразрывная связь нескольких поколений. Хорошие отношения установились со студентами и выпускниками кафедры «Журналистики» СКГУ им. М. Козыбаева. Они с удовольствием приходят сюда на практику и часто остаются работать. 

Журналисты здесь не просто преданны своей профессии, они являются проводниками государственной информационной политики. Наглядным примером являются такие передачи, как «Индустриализация - мост в будущее», «АПК: горизонты развития», «Маслихат», «В кругу семьи», «Родной край» и другие. Включив телеканал, можно попасть на детскую, спортивную, культурную, студенческую или утреннюю программу. Но, наверное, одно из центральных мест в сетке вещания телеканала занимают новости. Неважно - будние, выходные или праздники - съемочная группа всегда должна быть готова к интересным информационным поводам.

Такая работа регулярно оценивается на городском, областном и республиканском уровнях. Совсем недавно в столице нашей Республики городе Астане состоялась торжественная церемония награждения Национальной телевизионной премией «Тұмар», где нагрудные знаки «60-летие Казахского телевидения» получили ветераны областного телевидения Баян Баймуканова и Амина Алибаева.

Держать планку!

Сегодня здешним журналистам подвластны все жанры телевизионной журналистики и любые события, требующие освещения в СМИ - от коротеньких сюжетов на полторы минуты до особо важного телемоста с Президентом страны. Зрительская аудитория телеканала разная, но каждый найдет здесь передачу по душе. С экранов юные и более опытные корреспонденты и ведущие все также рассказывают о развитии агропромышленного комплекса, сферы здравоохранения, спортивных достижениях и жизни наших земляков.

Знаете, что интересно? Для сотрудников редакции их работа зачастую - дело обычное, где-то даже рутинное. Но в тоже время есть уверенность, что когда-то уже другие поколения будут с большим любопытством смотреть все эти программы так же, как сегодня мы смотрим хронику далеких 70-х или 80-х годов…

Так что, вот она, еще одна разновидность магии телевидения - способность возвращать нас в прошлое.

Поздравляем, дорогие коллеги!

Евгения ШОЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.