Сочные капельки лета из волшебного стекла
- Подробности
- Дата публикации 26.03.2018 09:03
- Категория: Разное
Весна - время, когда природа просыпается от долгого сна, и вместе с зелеными листочками на деревьях, расцветает женская красота. Каждая представительница прекрасного пола хочет быть неповторимой в своем совершенстве. Подчеркнуть изысканность наряда помогают грамотно подобранные украшения, особенно если они выполнены вручную. Тогда обладательница может быть точно уверена в их уникальности. Мастерица из Петропавловска Анна ЗИРЮКИНА освоила технику фьюзинга еще в 2011 году, и сегодня продолжает радовать прекрасных дам эксклюзивными аксессуарами из стекла на любой вкус. Впрочем, с помощью своей фантазии, ловких рук и чудесной печки героиня публикации может изготовить не только украшения, но и завораживающую своей красотой посуду или необычный памятный сувенир для гостей нашего города.
Курсы для снятия внутренних границ
Дорога к творчеству началась для Анны совершенно случайно - подтолкнула безжизненность голых белых стен в своей квартире, которые очень хотелось чем-то украсить. Но как это сделать, моя собеседница не имела ни малейшего представления. Что и привело ее на вечерние курсы для взрослых в художественной школе, которая, благо, располагалась близко к дому. Рассказывали о живописи и прикладном искусстве известные в нашем городе художницы и мастерицы Анна Герман и Светлана Холопова.
«Никогда не забуду, как на первом занятии Анна показывала нам работы выпускника прошлого года, а мы смотрели и восхищались, думая, что мы на такое никогда не будем способны. Но к концу года и мы могли гордиться своими результатами!», - рассказывает рукодельница.
Вечерние курсы помогли Анне обнаружить в себе творческий потенциал и стали мощным инструментом для снятия своих внутренних границ. Раньше ей всегда казалось, что все люди, занимающиеся творчеством, наделены невероятным талантом и практически гениальны, но на самом деле, это не совсем так.
«В детстве я рисовала, сама придумывала и шила одежду для кукол. Но, одновременно с этим, у меня была неправильная установка, которая тормозила эти начинания: «Нет, я не могу, это не мое!». Потом я продавала кофе на рынке, была тренером по фитнесу и йоге, но обрела себя именно в творчестве, - вспоминает Анна. - Когда ты приходишь на курсы, считая себя ни на что не способным, а потом берешь в руки кисточку и долго делаешь завитушки, то оказывается, кисть нужно держать вот так и рисовать вот так. И тут появляется очень важное понимание, что многое приходит с опытом, необязательно быть сверходаренным! За достаточно короткий срок я поверила, что могу делать многие вещи, которые раньше отодвигала от себя, считая, что у меня ничего не получится».
«У вас всё получится!»
После окончания курсов, ставших отправной точкой для творческого развития собеседницы, она с легкостью устроилась дизайнером в стекольный цех, показав работодателю свои экзаменационные работы. Именно здесь произошло знакомство будущей мастерицы со стеклорезом и зародилась мечта о фьюзинге, тогда казавшаяся такой далекой и несбыточной.
«Занятие любым рукоделием требует достаточно больших финансовых вложений, что и останавливало на первых порах. Но, наконец, нашлись необходимые средства, и я отправилась в Екатеринбург. Тогда у меня уже было четкое представление, что нужно купить по минимуму, чтобы начать творить. Заметив мою подкованность, консультант с уверенностью сказала: «У вас всё получится!», я и сама не сомневалась в этом. Приехав домой, я поняла, что не сделала ни одной ошибки в выборе», - продолжает Анна.
Что же подразумевается под загадочным словом «фьюзинг»? Наименование техники произошло от английского слова «fusing», что в переводе на русский язык означает нагревание, плавление, спекание и отражает суть процесса. Иными словами, фьюзинг - это метод запекания кусочков стекла, уложенных в определённый рисунок, в специальных печах при высоких темпе-ратурах.
Развивался он в Германии в 90-е годы, поэтому эту технику можно назвать молодой. В основе фьюзинга лежит старейшая техника горячей эмали, берущая истоки ещё в Древнем Египте. В Казахстане инструментов и материалов для фьюзинга, к сожалению, нет, поэтому большинство из них приходится заказывать или покупать в России, Германии и США.
«Фьюзинг чем-то напоминает приготовление пиццы: на кусочек стекла различными вариантами накладываются сверху другие кусочки, и после закладывания в печь при 800 градусах стекло фактически превращается в жидкость, все края становятся гладкими. Все осколки сплавляются между собой, и рождается новая цельная вещь. Это совершенно волшебный процесс! Технологию плавки стекла объясняют на специальных обучающих курсах, на опыте можно изучить сочетание цветов, всё остальное зависит от воображения автора, и это чистое творчество! Можно сделать всё, что душе угодно, лишь бы это не противоречило имеющимся техническим ограничениям», - замечает рукодельница.
Бескрайние возможности для творчества
Интересно, что поначалу Анна хотела создавать с помощью своей помощницы - печки оригинальные интерьерные композиции, но, понимая их дороговизну для потенциальных покупателей, решила однажды попробовать сделать кулончик, который быстро приобрели. Участие на городских и выездных ярмарках подстегнуло мастерицу.
«Помню, как в первый раз вышла на ярмарку с двадцатью кулончиками, которые успела сделать, - пригласила знакомая девушка. В этот же день меня внесли в список мастеров нашей области и стали приглашать на различные мероприятия. Первая поездка в Астану стала мощным стимулом к творчеству, там наши мастера всегда производили фурор», - рассказывает Анна.
Так и началось изготовление украшений из стекла, за кулонами последовали серьги, браслеты, сборные бусы из нескольких элементов. Причем каждое изделие получается своеобразным, не похожим на предыдущие: сочные желтый и оранжевый цвета дарят летнее настроение - от них будто исходит солнечный свет и тепло. А голубые подвески и браслеты прозрачны как капельки росы, покрывающие цветы в утренней прохладе, впрочем, вглядываясь в них, можно услышать и шум прибоя, и крики чаек, и какую-то еле уловимую мелодию, льющуюся в застывшем стекле.
«Тема фьюзинга - бескрайняя, вроде уже кажется, что сделала всё, что могла, но постоянно появляются новые идеи, причем толчком к этому может послужить любое интересное сочетание цветов, замеченное в окружающем мире. Иногда я просматриваю работы других мастеров в Интернете, и они наводят на что-то свое, совершенно другое. Главное - начать думать, а когда находишься в творческом процессе, идеи приходят ото всюду, их можно даже увидеть во сне, поэтому всегда получается что-то новенькое», - признается рукодельница.
Анна вспоминает, что в первое время, встречая на улице девушек с украшениями из стекла, специально подходила поближе, чтобы получше разглядеть изделие, но чаще всего оказывалось, что это ее работа! В такие моменты хотелось обнять обладательницу стеклянного чуда - очень приятно, когда бусы были куплены не-сколько лет назад, а человек продолжает их носить до сих пор. Прелесть стекла состоит в том, что оно не портится: «Пройдет несколько тысяч лет, и моя стекляшка будет лежать в каком-нибудь музее как артефакт», - улыбается мастерица. Кроме то-го, радует, что это производство - практически безотходное, любой, даже самый крохотный кусочек можно добавить в композицию, тем самым, обогатив ее. Самый интригующий момент - когда рукодельница открывает печку и разглядывает готовое изделие. Никогда невозможно предугадать заранее, что получится в итоге, поэтому Аня, несмотря на достаточно большой опыт, до сих пор немного переживает, пока не увидит результат. Хотя даже если что-то пошло не так, всегда можно найти выход из положения. Анне вспоминается также случай, когда на обучении в Екатеринбурге вместо прекрасных тарелочек они с напарницей увидели огромные вздувшиеся пузыри.
Фьюзинг - рукоделие с характером
«Захотелось сразу всё бросить! Но по своему личному опыту я знаю, что когда возникает такой эффект отторжения, я, напротив, потом влюблюсь в это дело. Так и вышло! Но с тех пор никаких экспериментов со стеклом - только проверенное, качественное! Кстати, теперь не покупаю себе никаких украшений, даже если очень понравятся, у меня возникает такое ощущение, что моя печка может на меня обидеться и перестанет работать, сочтя такой поступок за предательство», - смеется моя собеседница.
По ее словам, фьюзинг - очень характерное рукоделие, при взгляде на работу можно определить почерк автора, а также его тип темперамента. К примеру, обилие мелких, безупречно продуманных деталей выдает флегматика, который способен, отрешившись от внешнего мира, часами просидеть со стеклорезом в руках, вырезая маленькие фигурки. Холерики и сангвиники, как и наша героиня, обыкновенно любят «быстро и много», не боятся выбирать контрастные, яркие цвета. А вот лобзиковой пилой для резки стекла пользуются чаще всего мужчины, но, по мнению Анны, изделия, изготовленные с ее помощью, имеют чересчур ровные, правильные контуры.
В поисках особенной символики
Помимо украшений, Анна запекает в своей печке оригинальные тарелочки, салфетницы и часики. Любимый сюжет рукодельницы - абстракция, хотя встречаются и любимые всеми котики, цветочки и ягодки. Непаханое поле для мастеров этого профиля - сувенирная продукция, Анна пробовала сделать несколько тарелочек с изображением гор, тюльпанов и символа казахского гостеприимства - чаепития.
«Осложняет дело то, что казахские национальные узоры трудно вырезать из стекла. К тому же, нелегко подобрать какую-то символику, отображающую Северо-Казахстанскую область. Я считаю, что самый впечатляющий символ - это хранители нашего региона - батыры Карасай и Агынтай. Паломнические поездки в их мавзолей, расположенный недалеко от села Саумалкөл Айыртауского района, надолго произвели на меня впечатление, зарядили особенной энергией, и я решила преподнести им в ответ подарок - тарелочку с изображением батыра», - добавляет Анна.
На сегодняшний день занятие фьюзингом не является основным источником дохода для моей собеседницы, однако и забрасывать творчество в дальний угол она не собирается, ведь оно приносит огромную радость как самой мастерице, так и покупательницам ее изделий.
Татьяна ДЕЛЛЬ