Я ПРИКАСАЮСЬ К БУДУЩЕМУ - Я УЧУ
- Подробности
- Дата публикации 29.09.2017 11:55
- Категория: Разное
Это высказывание американской астронавтки и учительницы Кристы Маколифф заставляет задуматься. Учитель… Сколько разных смыслов заключено в этом простом слове! Именно учителя передают знания новому поколению, они способны сделать трудное лёгким и зажечь в душе огонь творчества. В преддверии Дня учителя корреспондент газеты «Проспект СК» поговорил о вызовах времени и о том, каким должен быть современный педагог, с Людмилой Леонидовной Соленко, учителем английского языка КГУ «Гимназия «БЭСТ».
Психологи уверяют, что мнение о человеке обычно складывается за несколько секунд, а далее лишь закрепляется. Людмила Леонидовна сразу же произвела на меня впечатление человека собранного, по-деловому настроенного, но в то же время открытого и доброжелательного. Наша беседа получилась вдохновляющей и способствующей размышлению.
Конечно же, в первую очередь я спросила, как Людмила Леонидовна решила прийти в педагогику. Оказалось, она закончила физико-математический класс средней школы №2 и учила в школьные годы вовсе не английский язык, а немецкий, но благодаря педагогам, влюблённым в свой предмет, поняла, что изучение и преподавание иностранных языков способно открыть для человека целый мир. Хорошо владея немецким, она решила выучить английский язык, справедливо рассудив, что именно он в ближайшее время станет языком международного общения.
Хорошие традиции
Благодаря успехам учеников и высокому уровню преподавания, гимназию «БЭСТ» знают не только в нашем городе, но и в республике. В чём же секрет? «Хорошие традиции были заложены ещё до того, как школа стала гимназией. Я очень благодарна и признательна людям, которые вложили сюда силы и душу. Было, что подхватить и приумножить», - говорит Людмила Леонидовна. Она работает в гимназии уже больше 30 лет, и даже педагогическую практику проходила здесь, ещё на базе школы №11.
В стенах «БЭСТа» царит особая дружеская атмосфера, которую чувствуют все - и ученики, и учителя, и приходящие на практику студенты, и коллеги из других школ. Это тоже важная часть работы Людмилы Леонидовны, поскольку она является заместителем директора по иностранным языкам и руководителем методического объединения учителей английского языка. Своей целью она видит создание способного мобильного коллектива, который работает в едином стиле и действительно любит своё дело: «Для меня это как ещё один класс, только из преподавателей. Они должны чувствовать моё отношение и поддержку, а не только обращаться за расписанием. Важно дать человеку возможность комфортно работать, поднимать уровень учеников, заниматься саморазвитием и быть в хорошей языковой форме. Организационные вопросы решаются и будут решаться, но главное - содержание работы. Есть языковой план развития гимназии, который я осуществляю, слежу за соблюдением гимназического уровня и совершенствованием программ».
Меняется методика - меняемся мы
Действительно, нужно внимательно прислушиваться к требованиям времени. Сейчас в Казахстане проходит реформа системы образования, вызвавшая большой общественный резонанс. Но Людмила Леонидовна считает, что происходящие изменения пойдут только на пользу: «Это здорово. Мы переходим к той системе обучения, которая существует в мире. Многие приёмы из тех, что вводятся массово, я знаю уже давно, они очень продуктивны. Конечно, нужно найти правильный подход и дать учителям и родителям понять, что перемены будут к лучшему. Обновления побудят самого маленького ученика мыслить, делать выводы, сопоставлять и анализировать, помогут ощутить себя личностью. Мы получим человека более самостоятельного и осведомлённого, функционально грамотного, понимающего, зачем ему знания».
Это же касается и преподавания предметов на английском языке. Ещё А.П. Чехов говорил: «Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек». С этим можно соглашаться или нет, но по факту современное глобальное мировое пространство как никогда полиязычно. В «БЭСТе», где также преподаются немецкий и французский, хорошо осознают всю пользу нововведения: «Наши дети привыкают к тому, что когда ты получил основу, выучить следующий иностранный язык становится не так уж сложно. Но изучение предметов на английском будет полезно каждому. Во-первых, расширится не только языковая база, но и круг возможностей чело-века. Во-вторых, мы поможем по-ступающим в те учебные заведения, где нужно изучать материал на иностранном языке. Теперь для казахстанских учеников откроются практически все двери».
А дети всё те же
За долгие годы работы Людмила Леонидовна выпустила много ребят. Сейчас она работает в старшем звене, но некоторые классы вела с 1 по 11, была и классным руководителем. Когда я спрашиваю, отличаются ли нынешние ученики от тех, что сидели за партами пять или десять лет назад, она задумывается: «Я не могу согласиться с тем, что дети стали не те и ничем не интересуются. У меня всегда замечательные ученики, работоспособные, с горящими глазами, одинаково пре-данные предмету. Хотя возможности, которые предоставляет современная жизнь, делают их более разносторонними. Нынешние дети более осведомлённые, шире смотрят на мир, быстрее понимают тебя, подхватывают твою идею. С ними легче работать».
Впрочем, находится и одно отличие. Оказывается, современный ученик более рационален и ждёт конкретной, правильно сформулированной задачи. Не следует думать, что если он видит и слышит, что происходит вокруг, то понимает, как сделать из этого правильные выводы. «Всё в человека привносится. Нужно рассказать, показать, и тогда ученик зажигается», - говорит Людмила Леонидовна. Благодаря такому вдумчивому и заботливому отношению учащиеся гимназии «БЭСТ» ежегодно становятся победителями и призерами областных, республиканских и международных олимпиад, конкурсов сочинений, имеют высокий средний балл по итогам ЕНТ - 23,4. 12 учеников стали финалистами Казахстанско-Американской программы FLEX и успешно прошли обучение в США, а ещё двое выиграли там научные конкурсы.
Педагогическое кредо Людмилы Леонидовны почти дословно совпадает с мнением известного русского историка Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Одного блестящего знания языка для преподавания недостаточно. Чаще всего способность быть учителем - врождённый дар, но при желании педагогическому мастерству можно научиться.
Для этого учитель должен уметь поставить себя на место ученика, увидеть урок его глазами, не своими, тогда становится легко. «Я называю работу сотрудничеством. Научить детей учиться самостоятельно - вот главное. Я люблю всех своих учеников и помогаю им не только в языковом плане, а стараюсь выстраивать программу развития личности для каждого. Тогда они расправляют крылья и улетают в жизнь уверенными», - так считает моя собеседница.
Об умении трудиться
Ещё Людмила Леонидовна помогает своим ученикам овладеть полезным искусством тайм-менеджмента. У неё самой всё всегда расписано по часам, даже отдых. Когда умеешь планировать, находится время и на полезное развивающее чтение, и на общение с членами семьи, которые тоже ответственно относятся к распорядку дня. Но главное хобби Людмилы Леонидовны - это, конечно же, работа. За успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения она была награждена грамотами Министерства образования Республики Казахстан и нагрудным знаком «Ы. Алтынсарин», имеет Почетные грамоты и Благодарственные письма акима области и областного отдела образования, получила звание «Лучший учитель английского языка Северо-Казахстанской области». Также она активно участвует в британских и американских вебинарах, делится опытом с коллегами из города и области, сотрудничает с Назарбаев университетом, ведёт курсы и принимает экзамены в СКГУ имени М. Козыбаева. При её участии в школе был создан филиал кафедры германо-романской филологии, где набираются опыта будущие преподаватели иностранных языков.
Не забывают в гимназии «БЭСТ» и о раскрытии творческих способностей учащихся. Старшеклассники с большим желанием участвуют во внеклассных мероприятиях, ставят спектакли на английском языке, например, «Сон в летнюю ночь» Шекспира или фрагмент из мюзикла «Чикаго». «Я со всеми говорю по-английски и стараюсь, чтобы язык чаще выходил за рамки урока и кабинета. Например, для этого хорошо петь. Мы начали с английских музыкальных марафонов, а затем подхватила вся школа и запела на казахском, русском, немецком, французском», - с гордостью говорит моя собеседница.
Идя к цели, верь в себя
Осознание, что мир велик, а языков много, раскрепощает. Людмила Леонидовна советует как можно больше путешествовать и считает, что новые впечатления делают человека другим: «Ты освобождаешься от ненужного, шире смотришь на жизнь, формируешь окружение вокруг себя. Мир учит тому, что надо не быть недовольным, а просто делать и не бояться неудач. Отрицательный результат - тоже результат, и нужно правильно отнестись к этому опыту. Для учителя английского языка мироощущение очень важно, ведь ученики чувствуют, когда в твоих глазах отражается целый свет. Именно поэтому у меня всегда прекрасное настроение. Я стараюсь на личном примере показать ребятам, что в мире много интересного, и никогда не стоит падать духом».
Впрочем, ради счастливой жизни совершенно не обязательно уезжать в другую страну. Ключевые составляющие успеха просты и не зависят от места проживания: быть личностью, любить то, что ты делаешь и постоянно над собой работать, чтобы стать настоящим профессионалом. А основой такого подхода к жизни, как считает Людмила Леонидовна, является навык правильного целеполагания: «Человек всегда должен знать, что он делает и для чего он это делает. Скажем, на уроках мы сначала определяем, где может понадобиться английский язык современному человеку. Когда ученик находит себя в разнообразии возможностей, то у него возникает желание достичь определённого уровня, как правило, достаточно высокого. Я много работаю с тем, чтобы дети общались с носителями языка не по Интернету, а вживую, хотели соответствовать, чувствовали, что знание иностранных языков пользуется спросом. Сейчас к нам приехал гость из далёкой Шотландии. В любой сфере нужно иметь международные контакты, если хочешь работать хорошо. Хотя понимание жизни и уровня успешности у каждого своё. Ты самодостаточен, находясь там, где считаешь нужным. Кто-то из моих учеников остался здесь, кто-то уехал далеко, кто-то не очень далеко, но все нашли свой путь и уважают друг друга».
Раз став учителем, всегда им остаёшься
Нашу современность очень точно описывает цитата из «Алисы в Зазеркалье»: «Здесь приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Каждому сейчас постоянно приходится узнавать что-то новое и овладевать новыми навыками. Невозможно в один прекрасный момент остановиться и сказать: «Теперь я знаю всё!». У работы над собой есть начало, но нет конца. Да, рано или поздно возникнет соблазн схитрить и воспользоваться достижениями цивилизации, но книги, обучающие программы и видеоуроки никогда не смогут в полной мере заменить живое общение. Людям хочется поделиться своими планами и достижениями с близкими. Кстати, во время нашего разговора Людмила Леонидовна постоянно проверяла телефон - ей писал ученик, который закончил обучение в Китае и неделю назад вернулся домой: «Скажите, когда вы свободны, я в любую секунду готов прийти!». Именно в таких мгновениях и заключается смысл многолетнего труда учителя.
Невидимые нити связывают нас с нашими педагогами всю жизнь. Надеюсь, что каждому посчастливится встретить в жизни настоящего Учителя, на которого можно равняться, ведь ещё великий Абай говорил, что самое лучшее в человеке - от учителя. Ну, а Людмила Леонидовна Со-ленко желает своим коллегам в праздничный день вдохновения, оптимизма, постоянной готовности к восприятию нового и творчески мыслящих учеников.
Светлана ДУБРОВИНА