«ТУҒАН ЖЕР»: ДО ОТПРАВЛЕНИЯ ПОЕЗДА ОСТАЕТСЯ...
- Подробности
- Дата публикации 16.08.2017 11:30
- Категория: Разное
Наверняка у многих возникает ощущение, что на вокзале, будто попадаешь в другое измерение. Это место с особенной энергетикой: каждому из нас знакомы стук колес и приятный женский голос, объявляющий прибытие поезда, а сколько здесь пролито слез от расставаний и радостных встреч! Поезда сопровождают переломные моменты в наших судьбах, доставляя нас до нужного пункта и предоставляя время для размышления и разговора по душам со случайными попутчиками… Но направляясь навстречу своим мечтам, мы редко задумываемся над тем, как производится обеспечение безопасности пассажиров. А ведь за этой романтикой кроется огромный объем технической работы, которой занимается целое предприятие. Окунуться в историю и увидеть своими глазами когда-то используемые приборы можно в музее дистанции сигнализации связи, открытом в начале августа на территории станции.
Уникальный стратегический объект
Если вокзал - место особенное, то станция Петропавловск особенна вдвойне. Это уникальнейший стратегический объект, представляющий собой самую большую узловую железнодорожную станцию Российской Федерации, находящуюся на территории Казахстана. Объемы перевозимых грузов впечатляют: раньше через станцию проходило более ста поездов в сутки! Причиной такой востребованности можно считать выгодное положение станции: с ней соседствуют с разных сторон Омское территориальное управление Западно-Сибирской железной дороги, Курганское территориальное управление Южно-Уральской железной дороги и Акмолинское отделение АО «НК «КТЖ». По-этому через Петропавловск в больших количествах перевозят уголь Кузбасса и металлы Западной Сибири и Урала. Отделение дороги со-стоит из 11 предприятий, одним из которых и является дистанция сигнализации связи. Ее основная функция - обеспечение безопасного регулирования движения поездов, взаимозависимости стрелок и светофоров, индикация свободного пути, открытие светофоров и многое другое. Настоящим мозгом станции является релейная, где и располагается недавно открытый музей. Место выбрано отнюдь не случайно: именно в этом здании началось развитие устройств безопасности движения поездов на станции Петропавловск.
Хранителем музея, принявшим активное участие в его создании, является работник предприятия Кирилл Филонов. Идея же впервые возникла у сотрудников еще в 1983 году. Несмотря на то, что тогда многие старинные устройства были более доступными, открытие музея стало возможным лишь в наши дни и состоялось 3 августа 2017 года. Примечательно, что это событие предшествовало Дню железнодорожника. Инициатива организации музея принадлежит руководителю дистанции Александру Язикову, который вместе со своим коллегой участвовал в сборе экспонатов и оформлении стендов.
В поисках своих корней
На данный момент здесь представлено более 200 экспонатов, собранных многими неравнодушными людьми, каждый из которых внес свою лепту в наполнение зала. Непосредственное участие принимал и Иван Беспалов, руководивший дистанцией с 1967 по 1988 годы. Создатели уверяют, что в дальнейшем музей обязательно будет расширяться. А пока самым ценным экспонатом является действующий телефонный аппарат 1931 года, который и сейчас подключен к междугороднему коммутатору. Также нельзя не отметить найденные на станции Карагуга рельсы трех основных производителей: заводов Демидовых, Надеждина и князя Белосельского, датирующихся 1894-1897 годами. С этих времен и стали двигаться по Транссибирскому железнодорожному пути первые паровозы. Музей помогает сотрудникам отыскать свои корни и вспомнить тех людей, которые своей работой на самых разных должностях внесли неоценимый вклад в развитие безопасности движения поездов.
Интересно побывать здесь и обычным гражданам, которые смогут увидеть приборы разных эпох, собранные в одном месте. Кстати, самым первым из них был аппарат Морзе, используемый практически во всех отраслях. В начале XX века появилось это чудо техники и на нашей станции.
«Станция отправления телеграфировала станции приема вопрос о возможности отправления поезда и дожидалась положительного ответа. Если сейчас интервал между поездами может составлять 6 минут, то раньше он был значительно больше», - поясняет мой собеседник.
Начало 20-х годов прошлого века заставило расстаться со всем, что стало устаревшим и неэффективным. Решено было произвести колоссальную реформу и создать отдельные службы. На станции также появился человек, заведующий телеграфом, - прототип сегодняшнего руководителя дистанции сигнализации связи. Знаковым моментом стало подписание Владимиром Лениным постановления Совета труда и обороны о продлении укладки пути до Кокчетава в сентябре 1921 года, открывшего новые перспективы.
В 1926 году от службы пути были переданы семафоры, а в 1937 году началось строительство первой автоматической блокировки на участке Исилькуль-Макушино. В годы Великой Отечественной войны работники предприятия высоко зарекомендовали себя на фронте, обеспечивая связь. Помимо основных производственных вопросов, которые никто не снимал с повестки дня, телеграфисты проделывали огромную работу: помогали строить объекты железнодорожного транспорта и постоянно дежурили в госпиталях.
В послевоенные годы примитивные устройства планомерно стали заменяться более современными - появились первые централизованные стрелки и сигналы. Удивительно, как из громоздких ящиков, весящих по 10-12 кг, реле постепенно превращались в небольшие приборчики, начиненные микросхемами!
Вехи истории
В 1961 году наша станция перешла из состава Омской железной дороги, прекратившей свое существование, в состав Южно-Уральской железной дороги, где состоит и по сей день. Продолжая свой рассказ, Филонов отметил, что в 50-60-е годы создавались новые цеха обслуживания устройств и новые системы автоблокировок, началось развитие электрических централизаций на малых станциях. Вскоре вручную стрелки никто уже не переводил - перешли на электрические стрелочные приводы.
В 1965 году была введена декадно-шаговая АТС - предшественник современных микропроцессорных устройств, обеспечивающих устойчивую связь с абонентами. На каждой станции строилась столь необходимая парковая громкоговорящая связь, а в 1966 году введен целый комплекс устройств по обнаружению неисправностей. По тем временам это было, что называется, ноу-хау. Огромный грузопоток нужно постоянно формировать и сортировать, поэтому в 1969 году была введена горочная автоматическая централизация на 23 стрелки.
«Нельзя отделить все эти события от истории страны в целом, потому что 60-е годы - это огромный технологический и культурный прорыв СССР», - справедливо замечает Кирилл.
После распада Советского Сою-за в 1991 году Петропавловское от-деление перешло в двоякое положение, оставшись российской станцией на территории Казахстана. «Такое может быть только у нас», - говорит с улыбкой экскурсовод. Начался распад экономических связей и падение грузопотока, в связи с чем резко сократили большое количество станций. Одной из них, станции Зарослое, известный североказахстанский поэт Владимир Шестериков посвятил свое душевное стихотворение:
«…И теперь, хоть стал я взрослым,
Не уехать, не уйти -
Всюду станция Зарослое
На моем лежит пути.
Я увидеть снова жажду
Сердцу милые края,
Потому что есть у каждого
Детства станция своя!»
В начале 2000-х годов начался новый виток истории: открылся поток инвестиций, появились новые возможности. Нужно было во что бы то ни стало выбираться из плачевного состояния и начинать жить заново в непростых условиях конкуренции. Были модернизированы основные технические объекты дистанции сигнализации связи. Время шло, и приборы становились все более современными: с 2005 по 2015 годы заменены устройства интервального регулирования движения поездов на перегонах и устройства безопасности на переездах.
…В этой небольшой комнатке отовсюду веет духом времени. Вы-резки газетных статей, плакаты, большое красное ленинское знамя, наборы инструментов и лыжи, на которых передвигались сотрудники, когда на предприятии еще не было машин. На стендах музея с портретов смотрят Почетные железнодорожники, а также начальники дистанции сигнализации связи, начиная с 1920 года. Стены украшают и достижения коллектива, представленные в виде дипломов. Во все времена это предприятие играло особую роль, потому что именно здесь проходили все основные внедрения и эксперименты. Уровень подготовки работников дистанции существенно превышает среднесетевой, кроме того, они часто занимают лидирующие места во всевозможных соревнованиях.
К слову, попасть в музей, чтобы рассмотреть аппарат Морзе и старинный телеграф, не так уж легко, но все же возможно. Для проведения экскурсии необходимо связаться с Кириллом Филоновым, который всегда рад поближе познакомить посетителей с историей предприятия. Отметим, что на торжественном открытии музея присутствовал начальник Петропавловского отделения ЮУЖД Петр Мелашенко, положительно оценивший как инициативу создания музея и его экспонаты, так и основную производственную деятельность предприятия. Он оставил первую запись в книге отзывов посетителей музея, в которой отметил, что поражен трудолюбием коллектива, и пожелал стабильности в работе и долгой жизни дистанции сигнализации связи.
Татьяна ДЕЛЛЬ