ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «РАЗНЫЕ - РАВНЫЕ»
- Подробности
- Дата публикации 30.06.2017 03:53
- Категория: Разное
ОТ ТЕОРИИ - К ДЕЙСТВИЯМ
В 2016 году в нашем городе были открыты два кабинета психолого-педагогической коррекции для детей с особыми образовательными потребностями. Это направление достаточно новое, поэтому у сотрудников постоянно возникает множество вопросов. Как правильно оценить уровень развития ребенка и организовать индивидуальную работу для совершенствования его навыков, рассказали опытные специалисты из Астаны и Костаная. Они поделились со своими коллегами из Петропавловска новыми методами и подходами с помощью двухдневного семинара-практикума, проведенного в рамках проекта «Разные - Равные: создание в Казахстане инклюзивного общества».
Данный проект осуществляется при поддержке Фонда социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», городского отдела образования и Фонда «Дара», основанного в 2005 году. Основным направлением деятельности фонда является работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми с особыми образовательными потребностями. С 2014 года начала активно развиваться сеть коррекционных кабинетов по всему Казахстану, в первую очередь в тех регионах, где подобных учреждений никогда не было. На сегодняшний день фондом открыто уже 15 кабинетов. Необходимость в таких услугах очевидна, и даже при наличии в областном центре двух кабинетов коррекции многие дети остаются не-охваченными ввиду огромных очередей.
По словам менеджера проекта Фонда «Дара» Марал Шешембековой, кабинеты коррекции имеют ряд преимуществ. Во-первых, в идеале они должны находиться в шаговой доступности от места жительства той семьи, где родился особенный ребенок. К сожалению, в данный момент это условие не соблюдается из-за малой численности подобных учреждений. Второй неоспоримый плюс - это комплексный подход: с ребенком работает целая команда специалистов. Также в работу активно вовлекаются родители, так как большую часть времени ребенок проводит в семье. Отличным примером семейно-центрированной модели послужило выступление на семинаре мамы особенного ребенка, которая активно занимается социально-бытовой ориентацией и привитием навыков самостоятельной жизни своей дочери. Она рассказала, как грамотно работать со своим ребенком и взаимодействовать со специалистами.
Отметим также третье преимущество коррекционных кабинетов, которое заключается в большом возрастном диапазоне: во втором коррекционном кабинете с июня 2017 года будут охвачены дети от 0 до 18 лет. Известно, что в раннем возрасте развитие ребенка идет огромными темпами, поэтому имеются колоссальные природные резервы по преодолению возникающих нарушений. В результате за счет раннего вмешательства и своевременной коррекционной работы ребенка удается полностью реабилитировать уже к 3-5 годам. В нашей стране, к сожалению, пока наблюдается обратная картина: нарушения развития диагностируются лишь к 5-6 годам, когда большая часть возможностей по реабилитации уже безвозвратно упущена.
«С другой стороны, мы рассматриваем кабинеты коррекции в качестве ресурсной базы для продвижения инклюзивного образования. Это организация, которая может подготовить ребенка с особенностями в развитии к школьному процессу. При этом должна быть отлажена взаимосвязь между коллективами кабинета коррекции и школы. Мы хотим создать высокую планку качества предоставления коррекционных услуг, чтобы они осуществлялись на современном уровне», - отметила Марал Шешембекова.
Важным направлением она называет также обучение специалистов кабинетов коррекции. В настоящее время педагогам необходимы не только теоретические, но и практические знания, использование интересных форм коррекционного взаимодействия с ребенком. Поэтому работу семинара-практикума организовали таким образом, чтобы каждый участник прошел серию мастер-классов по работе с детьми с особыми потребностями, закрепил знания по составлению индивидуально-развивающих программ и командной оценке, получил возможность участия в диалоговых площадках по обмену опытом. Участниками семинара стали представители психолого-медико-педагогической комиссии, работники кабинетов коррекции области, сурдо- и тифлопедагоги.
На семинаре подробно обсудили, каким образом организовать систему ранней диагностики и раннего вмешательства, чтобы дети имели наибольший шанс на полноценную жизнь. На начальной стадии проекта его координаторы регулярно приглашали специалистов из зарубежных стран, в данное время этот опыт был перенят нашими педагогами, и они также готовы поделиться знаниями со своими коллегами.
«Данный семинар - это попытка организации диалоговой площадки «от специалиста к специалисту». Мы вносим предложение по использованию международной методики KID и RCDI-2000, которая позволяет оценить уровень развития ребенка по различным сферам: мелкая и крупная моторика, речь, понимание, самообслуживание, социальное взаимодействие», - продолжила менеджер проекта.
Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Приводя ребенка впервые, мама заполняет объемную анкету, состоящую из 216 вопросов. Отвечая на эти вопросы, она вспоминает, имеется ли у ее ребенка тот или иной навык. Например, отзывается ли он на свое имя, умеет ли застегивать пуговицы или ставить друг на друга кубики. Зачастую дети приходят к специалистам в 5 лет, однако уровень их развития не соответствует этому возрасту, и данная шкала позволяет увидеть реальную картину: что ребенок не умеет делать по сравнению с большинством других детей этого возраста. Таким образом, выделяются те пробелы в каждой области, над которыми следует работать специалисту совместно с родителями ребенка. То есть если ребенку 5 лет, а его речь развита как у двухлетнего, то нужно в первую очередь пройти все ступени и овладеть навыками, которые имеют двухгодовалые дети, а не пытаться обучить его сложным речевым конструкциям. По этим конкретным пунктам составляется индивидуальная программа для каждого ребенка, которую можно отслеживать в динамике.
Кроме того, планируется провести обучение в режиме онлайн от разработчиков методики из Института раннего вмешательства из Санкт-Петербурга. К слову, подобная программа ранней педагогической помощи под названием «Маленькие ступеньки», содержащая перечень умений ребенка по 8 направлениям, уже давно вошла в арсенал педагогов Австралии. Для русскоязычных педагогов и родителей программа была утверждена в 1998 году.
Помимо этого, в рамках семинара обсудили создание нормативной базы, которая позволит организовать взаимосвязь раннего вмешательства, кабинета коррекции и школы. Сфера деятельности специальных образовательных учреждений постоянно претерпевает изменения, которые должны подтверждаться законодательно. В данный момент проводится работа над документацией, предложения будут доведены до Министерства образования.
Еще одним актуальным вопросом, рассмотренным на семинаре, стало практическое применение методики работы с незрячими детьми с выездом в среднюю школу № 44. На сегодняшний день в Казахстане нет ни одного специального учебного заведения, которое готовило бы дипломированных тифлопедагогов, поэтому эта проблема стоит в нашем городе, как и во многих других, особенно остро. Участники семинара отметили большую значимость полученной информации и возможность ее применения на практике.
Татьяна ДЕЛЛЬ