Журналистика - это любовь!
- Подробности
- Дата публикации 28.06.2017 10:24
- Категория: Разное
Ежедневно петропавловцы включают телевизор, чтобы узнать о последних событиях в мире, стране, городе. В кадре люди видят подготовленных ведущих и корреспондентов с хорошей дикцией, прислушиваются к каждому их слову, наблюдают за развитием новостных сюжетов и часто даже не задумываются о том, какая огромная работа проведена сотрудниками редакции, чтобы мы с вами могли созерцать эту красивую картинку на экране.
Всё об этом трудоемком, требующем немало терпения, творческом процессе подготовки телевизионных программ знают «бойцы» невидимого фронта - главные редакторы. Да, они не бегут на съемки новостей, не встречаются с известными людьми в прямом эфире, не блистают с телеэкранов, но зато точно знают, что нужно их коллективу, являются душой редакции, знакомы со стилем подачи материала каждого корреспондента, знают слабые и сильные места каждого работника - они находятся в гуще событий, но по другую сторону экрана. Сегодня хочется познакомить читателей «Проспекта СК» с главным редактором областного телеканала «Қазақстан Петропавл» Федором Ивановичем ДЕНИСЕНКО. Писатель Жарко Петан говорил: «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о светлом настоящем - журналисты». Так уж получилось, что в силу своей профессии и о первых, и о вторых всегда пишут и говорят последние. О самих же журналистах мало кто говорит. Попробуем исправить эту ситуацию.
Когда-то мне посчастливилось практиковать свои навыки журналиста под чутким редакторским надзором героя этой публикации. Телеканал «Қазақстан Петропавл» стал моим первым местом работы. Именно там начался мой путь как корреспондента, и именно Федор Иванович Денисенко, смотря на нас, еще совсем неопытных акулят пера и микрофона, студентов-третьекурсников, смог подобрать самые правильные и такие нужные в тот момент слова поддержки. Было видно, что представитель старой гвардии открыт для молодежи и всегда готов вооружить ее ценным советом. Задумчивый взгляд, приятный тембр голоса, размеренная речь, богатый лексикон выдавали в нем профессионала, глубоко преданного телевидению. Он рассказал нам, что здесь, в кулуарах телестудии, нельзя играть чужие роли. Камера, подобно эликсиру правды, сразу дает понять, кто есть кто. И если перед тобой не стоят задачи быть максимально искренним с телезрителями, сопереживать происходящему, «болеть» за каждое слово, сказанное тобой в эфире, то, скорее всего, телевидение - это не твое. Федор Иванович всегда говорил, что журналисту нужно быть правдивым, и если хоть один факт из написанного тобой текста кажется тебе сомнительным, значит, тебе не кажется...
Все свободное время - книгам
В детстве наш герой, как и большинство представителей старшего поколения, просто обожал читать. В селе с необычным названием Новоселье (Новосибирская область), где Федор Иванович провел свои детство и юность, было сразу две библиотеки - школьная и сельская. И в той, и в другой он был постоянным гостем. Однажды даже дошло до того, что родители, обеспокоенные чрезмерной любовью сына к книгам, обратились к библиотекарю с просьбой не давать ему в руки более двух книг. Юноша таким положением дел был крайне огорчен, он не мог жить без детективов, приключенческой литературы, деревенской прозы. Просто родители тогда еще не знали, что начитанность сына обязательно пригодится ему в будущем, когда из всех существующих в мире профессий он остановит свой выбор на одной из самых многогранных.
А потом «случилось» телевидение
Газеты, радио, кино… Тогда все было по-другому! Киноустановка находилась в сельском клубе, все с нетерпением ждали очередного сеанса. Сейчас можно слышать лишь воспоминания представителей старшего поколения о просмотре фильмов в таком формате, ведь кино ушло из глубинки. А газеты? Раньше их всей семьей читали от корки до корки. Кстати, в школьные годы наш герой был немного знаком с «кухней» периодической печати. «Сначала были первые заметочки в районной газете, позже появились какие-то зарисовки, репортажи. Было так трепетно каждый раз ждать свои материалы. А когда меня пригласили в райцентр на слет собкоров, то счастью моему и вовсе не было предела», - вспоминает мой собеседник.
Но все-таки самые яркие впечатления того времени у Федора Ивановича связаны с появлением в селе такой интересной штуки, как телевизор.
«Первый появился у нас в доме, - рассказывает герой. - И вся округа ходила к нам на просмотр. Вдруг стало до жути любопытно: вот в кадре сидит человек, с прекрасной дикцией, определенным тембром голоса - одним словом, рафинированный. Мы видим только картинку, а какая же работа стоит за этим?»
До сих пор дома у Федора Ивановича хранится ответное письмо от одного из дикторов центрального телевидения Николая Арсентьева, который больше всех остальных импонировал будущему журналисту: «Я решил написать ему письмо и расспросить, как он пришел к этой профессии, чем она ему интересна и что вообще нужно делать, чтобы оказаться по ту сторону экрана. Ответ не заставил себя долго ждать. Николай расписал все очень подробно и даже дал несколько дельных советов. Меня его письмо очень смотивировало, и я «заболел» телевидением».
Сборы, поезд, новый город…
Школьные годы остались позади. Пора было задуматься о дальнейшем обучении. И снова на помощь нашему герою пришло обычное письмо, на этот раз из бюро по трудоустройству. Выпускнику сообщили, что ближайший вуз, где можно получить образование журналиста, находится в городе Алматы. Федор Иванович не скрывает, что ему было страшно ехать одному в совершенно незнакомый город: «Одноклассники говорили: «Ты что! Ты там не сможешь, не пробьешься!» А я вот взял и поехал. Мне, сельскому мальчишке, почему-то казалось, что люди там совсем другие - более грамотные, современные».
В дороге будущий студент повторял произведения, о которых могли бы спросить на экзаменах, столкнулся он и с кражей портфеля, и с бесконечной ездой по проспекту Абая в поисках центрального корпуса КазГУ им. С. М. Кирова (ныне КазНУ им. аль-Фараби). А когда нашел, то и вовсе выяснилось, что он приехал в последний день приема документов - в общем, все по классике. Но экзамены Федор Иванович сдал без проблем и в дальнейшем учился на совесть. А когда пришло время - служил в рядах Советской армии, где тоже не обошлось без верной подруги - журналистики. Прознав, что у парня есть высшее образование в этой области, его тут же вовлекли в состав корреспондентов армейской газеты.
То было счастливое время…
История Петропавловской студии телевидения (ныне Северо-Казахстанский филиал РТРК «Қазақстан») берет свое начало в 1958 году, когда решением областного Совета народных депутатов в Петропавловске началось возведение телевышки. Приказ о создании творческого коллектива был издан 1 марта 1960 года. С этого дня и началось стремительное завоевание информационного пространства. Кстати, первым и в последующем всеми любимым диктором телеканала стала Валентина Малюкова.
«Люди того времени отличались закалкой и авантюризмом. Я был счастлив работать вместе с профессионалами своего дела, такими как Валентина Малюкова, Валентина Бенюх, Жаныл Аяпбергенова», - рассказал Федор Иванович.
Сам он перешагнул порог североказахстанской телестудии в 1976 году. Начинал с должности помощника режиссера: «Да, должность была маленькой. Как бы сказали сегодня: «принеси-подай», но я был счастлив неимоверно, хотя бы потому, что нахожусь здесь, среди таких прекрасных специалистов, в таком новом, неизвестном для меня мире. Каждый день - открытие, каждый эфир - достижение, я впитывал все знания, как губка». Имея перед глазами примеры журналистского профессионализма, молодой работник быстро схватывал знания на лету, много усердствовал над речью, произношением, и, как и в детстве, не расставался с книгами.
В разные годы своей трудовой деятельности Федор Денисенко работал и ассистентом кинооператора, и редактором на радио, и заместителем редактора областного радио, а в итоге пришел к должности главного редактора телеканала.
«Каждый «болел» за родную редакцию. У нас и сейчас работают талантливые журналисты, но почему-то все они вечно куда-то спешат. Понятное дело, время такое. Сегодня столько возможностей, а раньше мы берегли каждый кадр, делали все из ничего. Наверное, вам, молодым, это и представить сложно: громоздкие камеры, кинопленка, проявочная машина…»
Мы разные, но дело у нас общее
Как вы уже поняли, за все годы работы в телерадиокомпании Федор Иванович успел попробовать себя на разных поприщах, но по-особенному трепетно он относился к работе на радио. Ему всегда было интересно, как это - «рисовать» картину только лишь словами. Проводное вещание было в каждом доме, а одной из любимых передач радиослушателей, в том числе и нашего героя, был «Театр у микро-фона».
А известно ли вам что-нибудь о профессиональной болезни радиожурналистов? Мой собеседник знает о ней не понаслышке: это когда ни один звук не «проходит» мимо, и ты слышишь абсолютно каждый шорох, шаг и скрип. Любопытно, а чем в этом плане «страдают» корреспонденты, работающие в печатных изданиях? Сколько записей об интересных судьбах и именах прошли через журналистский блокнот нашего героя, не считал никто. Ему была близка сельская тема, он рассказывал о людях разных профессий, но чаще - о простых тружениках, повествовал их историю не по принципу «родился-крестился-женился», а раскрывал самые главные качества человека.
«У каждого СМИ - своя специфика, - рассказывает редактор. - Газетный материал сразу привлекает заголовком, шрифтом, телепередача - картинкой, радио - богатством звуковой палитры. Я никогда не понимал людей, которые пренебрежительно относятся к какому-либо виду СМИ, каждое - уникально по-своему, в каждом есть свои нюансы и сложности, важно понимать, что все мы делаем одно общее дело. Главное - не забывать, ради чего существуют газеты, телевидение, радио. Все мы призваны работать на благо общества, заботиться о том, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели вовремя получали всю необходимую информацию, а через нее формировать мировоззрение».
Всякое бывало
Я попросила Федора Ивановича рассказать о каком-нибудь курьезном случае, произошедшем с ним, так сказать, на производстве. «Помню, была у нас такая передача на немецком языке, называлась «Фройндшафт», - рассказывает собеседник. - Вела ее Эрна Шутяева. Однажды, к удивлению всей съемочной группы, во время очередного прямого эфира, студия начала наполняться синим дымом. Прервать передачу не представлялось возможным, все сидящие старательно делали вид, что ничего не замечают, а дыма становилось все больше и больше. Кто-то из сотрудников пополз по полу, безрезультатно искал причину задымления. Гости программы держались молодцом, даже попивали кофеек для антуража. Проблему устранить нам так и не удалось.
Программу отсняли, а позже выяснилось, что виной всему сварочные работы, которые производились на чердаке. Вот такая вот история!»
Поколению next
Федор Иванович прошел очень интересный, наполненный яркими событиями трудовой путь от помощника режиссера до главного редактора областного телеканала.
Поэтому он точно знает, как важно поддержать молодого работника на начальном этапе. Его талант и любовь к избранной профессии позволили ему добиться большого уважения как среди давних коллег, так и среди представителей молодой гвардии журналистов. Отметим, что наш герой является обладателем нагрудного знака «Алтын жаршы».
Ну а тем мальчишкам и девчонкам, которые только планируют строить свою карьеру на телевидении, Федор Иванович советует: «Скорее приступайте к практике! «Окунайтесь» в работу с головой, не бойтесь задавать вопросы, уважайте чужой труд, читайте книги, литературный язык - наше все, смотрите новости на разных каналах, наблюдайте за тем, как ведут себя в кадре ведущие, корреспонденты, и всегда спрашивайте себя: «А как бы в этом случае поступил я?» Но главное - используйте свое время максимально эффективно. Мне 6 августа исполнится 60 лет. Не верится, ведь в душе - абсолютно другой возраст и четкое ощущение того, что я еще так многого не знаю…»
В конце нашей беседы Федор Иванович еще раз вспомнил то время, когда он только пришел работать в это уже ставшее для него родным здание на Брусиловского, 1:
- Знаешь, я мог уходить с работы и в десять, и в одиннадцать часов, а пока доберусь до дома, стрелки часов и вовсе уже показывали двенадцать. И никто не жаловался, порой казалось, что если надо будет, то останемся здесь на ночлег.
- Домой в двенадцать, значит, засыпали примерно в час-два ночи. А утром снова ранний подъем?
- А утром снова с удовольствием сюда, на любимую работу…
P.S. Мне вспомнились строки из стихотворения поэта Евгения Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее...
По-моему, этот отрывок мог бы стать прекрасным девизом для всех журналистов. Ведь не будет ошибкой сказать, что мы должны любить людей, уметь разглядеть в каждом интересную личность. Журналист призван раскрывать лучшие стороны человека, быть проводником порядочности и высоконравственности. Убеждена, что у Федора Ивановича есть крепкий нравственный стержень, который не позволяет ему сойти с истинного пути и помогает всегда оставаться самим собой. Этого человека не спутаешь ни с кем, он не коверкает слова в угоду моде, пишет простым, ярким языком. Наш герой и сегодня полон творческих сил, к нему тянется молодежь, ведь он всегда подскажет, поделится богатым жизненным опытом, поддержит в трудную минуту, а когда надо, может и подшутить. Для меня эта встреча с Федором Ивановичем Денисенко стала живым, ярким утверждением моих представлений о настоящем журналисте, и я очень рада, что живу в одном городе, более того - работаю в одной сфере вместе с такими уникальными людьми.
Евгения ШОЛЬ