«РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»: Святые места Казахстана
- Подробности
- Дата публикации 22.06.2017 10:55
- Категория: Разное
В республике начали составлять карту сакральных мест. Комитет индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК начал работу по созданию Карты сакральных объектов Казахстана, передаёт корреспондент МИА «Казинформ». Разработка карты ведётся в рам-ках проекта «Духовные святыни Казахстана» и «Сакральная география Казахстана», озвученном в программной статье Президента РК «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Каркас национальной идентичности должны составить комплекс памятников вокруг Улытау, мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, захоронения Бекет ата, Восточного Казахстана, древних памятников Тараза, сакральных мест Семиречья и других мест.
Мавзолей Арыстан-Баба ата
Расположение: Отырарский район Южно-Казахстанской области, в 55 км от Туркестана.
Арыстан-Баб - известный религиозный мистик ХІІ века, легендарный святой, почитаемый в Центральной Азии, с его именем связано множество легенд. Предания приписывают ему возраст библейского старца (по разным данным, он жил от 300 до 900 лет) и грандиозный исполинский рост - около пяти метров.
По легендам, прожив сотни лет, он изучил основы тридцати трех религий и, признав верным ислам, стал одним из самых верных сподвижников самого пророка Мухаммеда. Прославившись смелостью в битвах за веру, он получил свое прозвище - Лев (Арыстан).
Направляясь в Туркестан, паломник обязательно сделает крюк через мавзолей учителя и духовного наставника Ахмеда Яссауи Арыстан-Баба. Приезжающие поклониться могиле Яссауи сначала проводят ночь у мавзолея Арыстан-Баба и, получив здесь благословение, отправляются в Туркестан.
Интересно, как появился сам памятник. По местной легенде, когда по приказу Тимура стали возводить стены туркестанского мавзолея, их снесла сильная буря. После вторичного возведения история повторилась. Тогда явившийся во сне Тимуру старец пояснил: сначала надо возвести мазар учителю и наставнику Ахмеда Арыстан-Бабу. Эмир Тимур так и поступил.
Главная же легендарная миссия Арыстан-Баба заключалась в передаче аманата - тайного поручения, обязательства и благословения пророка Мухаммеда будущему подвижнику и святому Ахмеду Яссауи. Арыстан-Баб вызвался выполнить завещание пророка и передать сладкий плод (по разным данным - хурму, сушеный финик или инжир) мусульманину Ахмеду, который родится через 400 лет. Получив его, он сразу же отправился странствовать. Чтобы не потерять заветный плод, хранил его во рту, под языком. Спустя 400 лет в окрестностях древнего Отырара у берегов Сырдарьи он отдал его 11-летнему мальчику, пожелавшему стать учеником старца и потребовавшему у него то, что лежит у того под языком. Это и был будущий великий проповедник суфизма Ахмед Яссауи, распространивший ислам среди кочевых тюркских народов.
Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Вероятно, тогда же был заложен мавзолей. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было сооружено новое, которое, как и сайрамские мавзолеи, несколько раз перестраивалось и реставрировалось.
Сегодня этот памятник XII-XX вв. является вторым по значимости памятником истории и архитектуры Южного Казахстана после мавзолея Яссауи и одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют Центр паломничества и гостиница. Возле мавзолея находится колодец с очень соленой водой, которая обладает исцеляющими свойствами.
С 1982 года Мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.
Мавзолей Айша-Биби
Этот памятник архитектуры 11-12 вв., расположенный в селе Айша-Биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараза, является памятником архитектуры республиканского значения.
Айша-Биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней. Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племен.
О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-Биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространенной, Айша-Биби была дочерью известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Ба-кыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе) попросил ее руки, однако ее воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путем поехала в Тараз. К несчастью, ее жених никогда не смог ее увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести ее гибели. Попутчица Айша-Биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-Биби в мавзолее Бабаджи-хатун. Мавзолею Айша-Биби по-священо большое количество научных и научно-популярных работ.
Первым исследователем мавзолея в 1893 году был русский археолог Василий Бартольд. Исследован также в 1897 году В.А. Каллауром, в 1938-1939 годы экспедицией Института истории и культуры КазФАН СССР, в 1953 году - экспедицией Академии наук Казахстана. В 1960 году был построен защитный стеклянный колпак для защиты мавзолея, и он использовался для образовательных и туристических целей. В 2002 году для восстановления памятника архитектуры и строительства вокруг него парка был нанят Нишан Рамето. Архитектор Т.К. Басенов называл его «своего рода музеем», в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища ар-хитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм. Айша-биби символизирует возвышенную красоту вечной любви - мавзолей был построен в память красавицы, которая умерла по дороге к своему возлюбленному Карахану.
Мавзолей Айши-Биби - место, особо почитаемое бесплодными женщинами, которые просят даровать им детей и крепкую семью.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи ата
Святой суфий Ходжа Ахмед Яссауи, почитавшийся великим учителем тюркских народов, поэт, философ, суфист и проповедник, жил в городе Туркестане, тогда называвшемся Яссы (отсюда добавление к его имени, означающее «из Яссы»). Здесь он занимался проповеднической деятельностью и основал суфийский орден «Яссауи». Призывая к суфистским идеям аскетизма, отречения от земного мира и терпения, Ахмед Яссауи сам твердо следовал им и жил в бедности, чем заслужил высокий нравственный авторитет среди своих современников.
В 63-летнем возрасте он вырыл землянку и стал жить в ней. Объяснил он это так: достигнув возраста пророка, нет необходимости жить сверх срока, отведенного им. Говорят, что в подземелье он прожил столько же, сколько на земле, и умер глубоким старцем. После смерти вокруг его имени создавались легенды, а сама могила, над которой был сооружен мазар, стала культовым святым местом. Вокруг почитаемого места впоследствии возник целый ряд построек, связанных с культом Ходжи. Мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведен в эпоху тимуридов.
Мемориал, ставший местом паломничества еще в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи почитается вторым после Мухаммеда пророком, что отразилось в поговорке: «В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Ходжи Ахмед». Мавзолей Яссауи называют «второй Меккой». Среди паломников три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.
Мавзолей Байдибек Карашаулы
Байдибек Карашаулы (даты рождения и смерти неизвестны) жил в XI-XII веках в окрестностях Восточного Каратау, умер в нынешнем Алгабасском районе, возле конезавода «Актас», похоронен на берегу реки Балабоген. Сохранилась установленная еще в древности гробница с куполом.
В основу исторических сведений о жизни Байдибека, о его времени и окружении положены родословные казахского народа, легенды и рассказы, сохранившиеся в народе, а также письменные источники известных исследователей Востока, ученых-этнографов Н. Аристова, Ш. Уалиханова.
Из этих сведений следует, что Байдибек является предком племен Албан, Суан, Дулат, Сарыуйсун, Шапырашты, Ысты, Ошакты, образующих древнее родовое объединение Уйсун. В свое время он объединил кочевые племена, поднял на защиту земли и народа от вражеских нашествий. Он является крупной исторической личностью, мудрым полководцем.
Из родословных данных следует, что казахский на-род образуется из 3-х великих объединений: Байшора, Жаншора, Карашора (по другим данным Акарыс, Бекарыс, Жанарыс).
Байдибек - старший сын Карашы, который считается сыном Аксакала, последний - сыном Уйсуна, который, в свою очередь, является сыном Бактияра, а тот происходит от Майкы (у него было много потомков), а тот - от Байшоры.
От старшей жены Байдибека, Сары, родился Сарыуйсун, от второй жены Зерип - Жалманбет, его сыновьями были Шапырашты, Ошакты, Ысты.
Самая крупная ветвь династии Байдибека - потомство младшей жены Нурилы, известной в этих краях под именем Домалак ене (по другим источникам она известна и как Бибимария или Бибиажар). От единственного ее сына Жарыкшака происходят дети Албан, Суан, Дулат.
В научных трудах и путевых заметках из-вестного ученого, крупного этнографа Н. Аристова, совершившего путешествие в эти края во 2-й половине XIX века, в произведениях талантливого сына казахского народа Шокана Валиханова находим мысли о большой роли, которую сыграли Албан, Суан, Дулат среди казахских племен, кочевавших в Жетысуских краях.
В древние времена враги увели много тысяч лошадей у племен, кочевавших вдоль Каратау. В погоне, которую организовал и возглавил Байдибек, с ним были шестеро сыновей от старшей жены Сары. По дороге, когда он вместе с воинами достиг жайлау в горах, в местечке Актобе к нему обратилась младшая жена Нурила (Домалак ене), которая жила там у родника с сыном Жарыкшаком:
- Байеке, если хочешь вернуть скот, не трудись напрасно. Саврасый жеребец остался у меня. И через шесть дней весь табун вернется обратно, лошади не дадут себя угнать, - и указала на строптивого жеребца, не знавшего узды.
- Каким образом этот жеребец остался с тобой? - спросил бай.
- Вражеские батыры попросили у меня испить водицы. Я им дала воды из родника. Тогда они спросили у меня, чего я желаю у них взамен. Я сказала: «Дайте, я сама выберу одну лошадь». «Пусть будет по-твоему», - сказал батыр. Нурила, сняв поясок, подошла к табуну и сказала: «Мох, мох, подойди ко мне животное!» И только она это произнесла, как жеребец подошел к ней и наклонил голову для привязи.
- Послушайте меня, если хотите, чтобы и люди, и скот были в сохранности, выполните мою просьбу, - умоляла и настаивала Нурила. И тогда Байдибек, которого обуяла месть, в гневе сказал: «Воины - не бабы, они не свернут с пути…»
Отряд Байдибека настиг вра-жеских налетчиков у перевала Куюк, где произошла ожесточенная схватка, в которой погибли все шестеро сыновей Байдибека. В большом горе и трауре он похоронил сыновей в местечке Молалы, на равнине Ушкарасай. Там и ныне стоит высокий курган, известный в народе как Алты сары.
Пророчество Домалак ене помогло народу пережить горе. Через шесть дней саврасый жеребец, стоявший на привязи, неис-тово заржал. В тот же день с востока появилось облако пыли, сопровождаемое сильным гулом и топотом. Это был табун лошадей Байдибека, вернувшийся от вражес-ких налетчиков. Вот так находчивость Домалак ене помогла сделать то, чего не смогли сделать воины, - так повествует народное сказание.
Мавзолей Домалак ана
Мавзолей Домалак ана - архитектурный памятник ХІ века. Памятник расположен в Южно-Казахстанской области, на южном склоне Каратау, в долине реки Балабоген. Сооружен над могилой Нурилы Али Сыланкызы, в народе известной как Домалак ана. Домалак ана - младшая супруга Байдибек ата. Она славилась своим незаурядным умом и мудростью, является символ мате-ринства и добра. Есть версия, что Домалак ана происходит от персидского «Дихнат мама», означающее Святая Мать. Впослед-ствии слово Дихнат изменилось в Домалак. Она прославилась в народе благодаря своему уму, мудрости, чистоте души и святости, когда только вышла замуж за Байдибек ата. И немало в народе распространено рассказов, повествующих о ее находчивости, мудрости. Домалак ана своими мудрыми решениями примиряла, заглушала извечные обиды. До-малак ана является праматерью народов, проживающих в Семиречье, Аулие-ата, Шымкенте, Ташкенте. Ее сын Жарыкшак был советником при Ташкентском Амире, позже правителем Семиречья, затем главным визирем хана Есенбугы. Последние дни своей жизни она приняла решение перебраться в родные горы Каратау, по велению явившегося во сне Байдибек ата, и умерла во время молитвы.
Внук Домалак ана Дулат приглашает мастера Абдулла Шери из Бухары и сооружает над могилой бабушки четырехярусный, купольный мавзолей, который до сегодняшнего дня является объектом поклонения и посещения многих людей. Памятник пер-воначально отстроен в 1456 году в виде 4-стенного с куполами мавзолея. В течение XI-XV веков мавзолей Домалак ана несколько раз реставрировался. Памятник, поставленный в начале ХХ века, имеет круглую форму, с шестью нишами, с куполом над основным сооружением. Вновь отреставрированный в 1957 году мавзолей Домалак ана не сохранился. В 1996 году произведена кладка из белых камней, доставленных из Мангыстау. Высота мавзолея Домалак ана 12 метров, восьмиманжетный купол находится на основном сооружении. По преданию, в мавзолее Домалак ана есть два священных камня, пройти между которыми может только праведный человек. В музее сохранилось большое количество рукописей.
Подземная мечеть Бекет-ата
Подземная мечеть Бекет-ата занимает особое положение в мусульманском мире. Это святое место, которое по значимости стоит в одном ряду с захоронениями Пророка Мухаммеда и Ходжи Ахмеда Яссауи. Круглый год сюда стекаются паломники, чтобы открыть свои души. Уверяют, что одно упоминание в разговоре имени Бекет-ата способно отвести беду, а молитва в мечети способна совершить чудо.
Бекет-ата известен в мусульманском мире как предсказатель, которому открыта книга бытия, прославился также как целитель, как человек, знающий законы физики, математики, астрономии. По преданию, жил Бекет-ата во второй половине XVIII века. Родился он в 1750 году вблизи поселка Кульсары Аты-рауской области, а в 14 лет пришел он поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан-ата, получить благословение. На третью ночь Шопан-ата дал юноше наказ учиться. Отправился юноша в далекую Хиву, там в медресе он постигал науки. Достигнув 40-летнего возраста, стал он суфием, начал обучать детей грамоте.
По возвращении, после учебы, он построил четыре мечети: первая в Кульсарах - ее называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья - в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвертая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат - семь. В них прекрасная акустика. Возле этой мечети он и похоронен. Некрополь Бекет-ата - духовный, исторический и архитектурный памятник.
Став суфием, он основал суфийскую школу при подземной мечети в Огланды. Впоследствии эта мечеть стала научным центром, обсерваторией под открытым небом. Высоко оценив его вклад в суфийскую науку, Бекет-ата избирается суфиями Пиром и ему вручается почетный посох.
Умер Бекет-ата в возрасте 63 лет и похоронен в подземной мечети в местности Огланды на Мангистау.
На своем земном пути святой Бекет-ата прошел немало дорог, пока вновь не прибыл в Мангыстау. Он исцелял людей: к нему приходили немощные и страдающие, он даровал им здоровье и жизненные силы. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец и святой остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью, как и его прадед - Есет-батыр.
Вот уже на протяжении более двух с половиной столетий не остывает тропа паломников, стекающихся сюда поклониться духу святого, ищущих и успокоение, удачи в своих земных делах. По народным поверьям, суфий Бекет-ата не оставляет в беде тех, кто обращается к нему за помощью.
Дорога в Бекет-ата идет через Шопан-ата. До конца своих дней преклонялся Бекет-ата перед своим Учителем и очень был рад, если, посещая его, мусульмане заходили в Шопан-ата. До сих пор для всех верующих посещение Шопан-ата на пути к Бекет-ата стало неписаным правилом и традицией.
Подземное озеро Коныр-Аулие
В окрестностях Семипалатинска, на берегу реки Шаган находится один из удивительнейших памятников природы Казахстана - святыня Коныр-Аулие. Это пещера, состоящая из нескольких подземных залов. Вход в пещеру - расщелина скалы, настолько узкий, что человек может пройти только боком. Высота стенок входа - чуть более двух метров, ширина - примерно полметра. Но уже метра через полтора входящий попадает на просторную площадку, как бы служащую преддверием пещеры. Дальше дно покрыто громадными камнями, затрудняющими передвижение. В конце пещеры и расположено озеро. Оно глубокое, и вода в нем удивительной чистоты.
Таинственная пещера Коныр-Аулие, под темными сводами которой раскинулось подземное озеро, дарит новую жизнь всем в нем искупавшимся. Пещера считается святым местом, так как чудотворно действует на здоровье. По преданию, у озера залечивали свои раны и казахи, и их заклятые враги-джунгары после кровопролитных боев. Озеро придает силу людям. Врагов всегда удивляло, как стойко сражаются местные батыры, числом уступающие их воинам. Оказалось, бойцы время от времени спускались в пещеру, окунались в воду священного озера и с новыми силами бросались в бой.
Особенно вода помогает преодолеть бесплодие. Рассказывают много случаев, когда женщины приезжали к пещере и употребляли воду из озера. И это приводило к желаемым результатам. Лечат здесь и онкологические заболевания.
Легенд вокруг озера немало. Что есть правда, а что красивый миф, возможно, выяснят потомки. Говорят, что в водоеме есть едва различимое течение и оно неведомыми подземными путями связано с Меккой. Еще рассказывают, что есть у озера свой страж - дух одного их предков. Кто-то даже показывал фотографию фантома: белый, как лунь, старик, призрачно мерцающий из кромешной тьмы.
Те, кто там побывал, делятся незабываемыми впечатлениями. Сначала нужно пройти через скользкие валуны. Вода настолько холодная, что конечности может сразу стянуть судорогой. Нестерпимо ломит кости ног. Организм, не привыкший к экстриму, настоятельно требует бежать обратно, причем не оборачиваясь! Но самое ужасное, что нужно не просто помочить ноги, а окунуться в этот жидкий лед с головой от трех до семи раз!
Проводником на святые мес-та служат шыракшы, обладающие экстрасенсорными способностями. Они-то и учат всем правилам лечения в пещере. Они же советуют входить в воду только с чистыми помыслами, нельзя курить, неприлично выражаться. Прежде чем войти в пещеру, нужно сделать дарет, не произнося при этом ни звука. Если обмолвился невзначай - начинай сначала. Женщины должны входить в воду в платьях и с по-крытой головой.
Людям посещение озера идет только на пользу. Много загадок таит в себе чудо-озеро. Что скрыто под толстым слоем ледяной воды, не знает никто. Для ученых тут непочатый край работы. Возможно, именно здесь сокрыта разгадка величайшей тайны, над которой бьются вот уже несколько сот лет историки мира.
Пещера Ак Мечеть
Подземная пещера Ак Мечеть расположена в нескольких километрах от аула Кенестобе Байдибекского района Южно-Казахстанской области. Ее длина - 254 метра, высота - 25 и ширина - 65 метров. Пещера - уникальный природный объект не только по масштабности размеров, но и изумительному «оформлению».
К тому же, открывающаяся во внешний мир панорама напоминает шанырак юрты.
Байдибекская впадина Ак Ме-четь является одним из самых загадочных и таинственных мест Южного Казахстана.
С ней связано множество легенд. По одной из них, в пещере прятались женщины и дети во время джунгарского нашествия.
Другая гласит о том, что в стародавние времена здесь была пещера дракона, который нападал на людей и скот. Когда дракон расправлял крылья, то задевал края разлома и постепенно увеличивал его. Но однажды пришел в эти края пророк Сулейман и посадил чудовище на цепь.
О том, сколько лет после этого прожил дракон, легенда умалчивает, зато место, где он спал, осталось. Это возвышенность в самом центре пещеры - под разломом, куда попадают лучи солнца.
Пещера в действительности огромная, никакое фото не способно передать всю масштабность ее сводов и стен.
Уникальным является также то, что там, наверху нет ни одного дерева в радиусе многих километров. А в пещере настоящий оазис.
Чтобы передать энергетику того места, нужно там побывать, да и то слов не хватит передать восхищение и восторг от увиденного.